Галерея
Интересные факты 15
Актеры 72
Съемочная группа 44
Рекомендуем 14
Похожие 20
Отзывы к
фильму
23
Ад, развертывающийся в нем, не что иное, как философские размышления и иллюзии, созданные в пределах собственного разума.
Лестница Иакова. 1990.
Экхарт тоже видел картины ада. И знаешь, что он сказал?
Единственное, чему суждено гореть в аду, это та часть твоей души, которая и держит тебя на грешной земле. Твои воспоминания, привязанности. Именно они сгорают первыми. Но это не наказание. Это освобождение души.
Расслабься.
Сколько же раз я натыкался на упоминания этого фильма в различных кинообзорах, играх и постах, и как долго я шел к моменту, когда, наконец, решился приступить к его просмотру.
Что может быть более устрашающим, чем страх перед неизвестностью, ожидающей нас после смерти? Лишь непонимание человека, жив он на самом деле или уже мертв.
Перед просмотром, я увидел поджанр фильма – ужасы.
И это действительно так, но ужас не принимает форму, знакомую нам из типичных ужастиках с вымышленными монстрами и призраками. Скорее, весь ужас кроется в самом человеке. Это напоминает фильмы Балабанова, Ларса Фон Триера и других режиссеров, способных потрясти человеческое восприятие, иллюстрируя истории безумия, которое может разразиться в любом месте, в любое время, с каждым из нас.
Лестница Иакова — это глубокомысленное произведение, затрагивающее вечные философские вопросы жизни и смерти, тщательно замаскированные под повествование о ветеране Вьетнамского конфликта.
Ад, развертывающийся в нем, не что иное, как философские размышления и иллюзии, созданные в пределах собственного разума.
Сам ад, в этом контексте, представляет собой бесконечное возвращение к уже пережитому, замкнутый цикл, вращающийся как колесо, переплетая в себе цепь фрагментов тяжелых воспоминаний с краткими моментами облегчения. Этот непрерывный круговорот создает атмосферу мучительного повторения, в котором каждый оборот пробуждает новый вал страха. Наконец, слагаются образы, составляющие мозаичный пейзаж страданий и воспоминаний, которые преследуют героя, как призраки, не давая ему покоя.
Отсылки к Библии, включая имя главного героя, не случайны. Они служат важными символами, обогащающими сюжет. Эти мотивы раскрываются как метафоры, отражающие внутренний борьбу и поиск смысла в жизни, а также сталкиваться с мистическими темами, привнося в фильм дополнительный слой значений.
Конечно же особенно приятно было увидеть в главной роли Тима Роббинса (Побег из Шоушенка) и Маколея Калкина.
Кино задает больше вопросов, чем предоставляет ответов, поэтому правильно понять его от начала до конца невозможно.
Именно в этом заключается великая сила искусства, способная вызывать размышления и развивать воображение человека.
Символические ступени
Индивидуальная (ужасающая) ступень
На первой ступени Лестница Иакова раскрывает индивидуальные страдания человека: паранойя, галлюцинации и кошмары преследуют главного персонажа фильма Джейкоба (английский вариант библейского имени Иаков). Являясь ветераном войны во Вьетнаме, он страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) сопровождаемого обрывочными воспоминаниями из прошлого, кошмарами и приступами тревоги. Таким образом, события жизни Джейкоба, а вместе с тем и события фильма, можно условно поделить на три части: (1) воспоминания ужасов вьетнамской войны, (2) жизнь после возвращения в Америку и ухода из семьи, (3) видения и кошмары. Естественно было бы предположить, что эти части связаны между собою хронологическим и причинно-следственным порядком: (1)Д-(2)Д-(3)И, где Д - действительные события, И - иллюзорные. Но перипетии повествования допускают и другие трактовки. Например, Джейкоб может оказаться психически больным человеком, который выдумал все события своего прошлого, и тогда схема кардинально переворачивается: (3)Д-(2)И-(1)И. Также она может принимать и другие варианты: (1)Д-(2)И-(3)И, (1)И-(2)Д-(3)И, (1)И-(2)Д-(3)Д. В этой тотальной неопределённости реального и состоит главное достоинство лестницы для зрителя и ужас для самого Иакова. В ходе раскрытия сюжета можно по-разному реконструировать события фильма, благо режиссёр постоянно подбрасывает зрителю всё новые варианты интерпретации. Итак, первая ступень лестницы – это полная дезориентация во времени и пространстве, диссоциативный разрыв психики, ужасающая потерянность индивидуальности.
Социальная (драматическая) ступень
Восходя на вторую ступень, мы видим городские трущобы Нью-Йорка, заброшенные станции метро, ветхие больницы, унылые многоэтажки. Неудивительно, что на фоне такого депрессивного городского пейзажа возникают ужасающие видения. Как говорит персонаж фильма: «это алкаши, бомжи, отбросы». На этой ступени очевидна метафора социальной неустроенности Нью-Йорка того времени как демонической патогенной среды. Город источает миазмы, отравляющие и без того некрепкое после войны психическое здоровье ветеранов.
Один из бывших сослуживцев Джейкоба говорит о том, что ощущает происходящие в его жизни события как спуск в ад. Очевидно, что участие в военных действиях во Вьетнаме является началом этого нисхождения. Невольная ссылка в ад для тех, кто должен повиноваться воинскому призыву. Но и те, кто пошёл добровольцем, вряд ли готовы были встретиться с такими ужасами войны как необходимость проявлять чрезмерную жестокость, возможно даже убивать мирных жителей. Таким образом, государство решает свои политические и экономические интересы за счёт массовой ссылки военнослужащих в геенну огненную.
И тут нельзя не отметить ещё один важный социальный подтекст фильма – констатацию карательной и репрессивной функции государства, представленного в лице таких институтов как армия и психиатрическая система. Армия сначала отправляет солдат в мясорубку, затем не может обеспечить им достойную жизнь после демобилизации, а если станут неугодны, то и вовсе может стереть из жизни. Что касается психбольницы, то картины реалий пациентов шокируют и вызывают отвращение. То, что проделывают с персонажем на больничной койке больше похоже на пытку, чем на лечение. На второй ступени лестницы государство посредством карательных институтов армии и психиатрии использует и подавляет граждан, перемалывает их в своих жерновах.
Мистическая ступень
Третья ступень Лестницы Иакова содержит аллюзии к библейским сюжетам. Согласно библейскому повествованию, Иаков спит и во сне видит лестницу соединяющую Землю и Небеса. Иаков вновь обретает в Египте своего младшего сына Иосифа, которого почитал за погибшего. Также из Библии мы знаем, что у него было несколько жён. Сара в этом контексте предстаёт как верная жена. А Изабель как библейская Иезавель являет собою забвение Бога и поклонение идолам. Помимо библейских имён создатели лестницы использовали отсылки к Майстеру Экхарту – средневековому философу-мистику, цитата из которого задаёт смысловое направление фильма.
Мир Лестницы наполнен демоническими сущностями, символикой зла и греха. Но за внешней монструозностью бомжей в трущобах и грязных щупалец, овладевающих подругой на вечеринке прямо на глазах у Джейкоба, просвечивает и другое тайное содержание этого мира. Помимо демонов, присутствуют также и ангелы, отчаяние граничит с надеждой на воссоединение с близкими. Загадочным образом ужасное соответствует прекрасному. Итак, просмотр фильма становится парадоксальным нисхождением/восхождением по мистической Лестнице Иакова.
10 из 10
Истоки Silent Hill
Сложно наверно придумать хоть что-то, что не было уже когда-то использовано и затаскано. Так уж выходит, что все мы из года в год просто наслаждаемся одними и теми же идеями, сюжетами и концепциями. И в общем-то далеко не всегда мы задумываемся об истоках того или иного произведения, то есть фильма, книги, ну или даже видеоигры. Популярная некогда серия игровых хорроров Silent Hill, вот уже не первый год находится в своём забвении, и это не отменяет того факта, что на данный момент она является чем-то культовым. Но настолько культовой её делает вовсе не геймплей, а именно те самые идеи, что были заложены в неё создателями ещё со времён самой первой игры франчайза. И тут нас отсылают к “Лестнице Иакова”, картине 1990 года, которая стала этаким катализатором для происходящего в сюжете Silent Hill. Безусловно немаловажную роль сыграли и произведения того же самого Линча, но картина Эдриана Лайна стоит тут особняком, даже по заверениям самих создателей серии. Но что же такого они увидели в этом, на первый взгляд, непримечательном фильме? Мне наконец захотелось разобраться.
Сюжет “Лестницы Иакова” знакомит нас с ветераном войны во Вьетнаме, который в буквальном смысле чудом выжил. Хотя конечно тяжесть тех событий не отпускает Джейкоба даже по прошествии многих лет. Да и не удивительно, ведь наблюдать за тем, как погибают твои товарищи, а ты, в сущности беспомощен перед лицом смерти, невыносимая тяжесть. К тому же уже после войны, Джейкоб потерял своего маленького сына, да и семейная жизнь с супругой как-то не заладилась. И наверно даже можно жить дальше, но в последнее время Джейкоб не чувствует себя здоровым, так как тут и там видит какие-то странные фигуры, а порой и явные галлюцинации, что конечно же не даёт ему покоя.
Во-первых, хотелось бы отметить тот факт, что картина имеет действительно качественную, вязкую и гнетущую атмосферу, которая опутывает собой не только главного героя, но и самого зрителя. Самым эффектным примером данной атмосферы является одна из первых сцен, где главный герой выходит из поезда метро, и оказывается на станции Берген стрит. Эта сцена оставляет Джейкоба в полном одиночестве, в совершенно безлюдном месте. Всё это усугубляется ещё и тем обстоятельством, что выбраться с этой станции становится не такой уж простой задачей. На самом деле это короткий эпизод, но выполнено настолько эффектно, что я теперь понимаю, по какой причине Тим Сайлент взяла на вооружение именно указанный эпизод для геймплейной концепции своей видеоигры. Но на протяжении всего фильма Джейкоб не чувствует себя в безопасности, так как его сознание играет с ним злые шутки, и рядовой прохожий, в глазах Джейкоба способен превратиться в кровожадного демона, что терзает его душу.
У “Лестницы Иакова” вполне достойный актёрский состав, и Тим Роббинс крайне убедительно смог показать настоящее сумасшествие на экране. События сменяются один за другим, и ты уже просто не понимаешь что происходит, но произведение всё дальше затягивает тебя в чертоги тоннеля, который непременно движется только вниз. Тайна происходящих с главным героем событий безусловно будет раскрыта, и этот приём покажется современному зрителю очень уж знакомым, но совсем не потому, что он плох, а скорее наоборот, потому что растаскан и копирован невероятное количество раз. Картина изо всех сил пытается убедить зрителя в том, что она совсем не то, чем является, скрывая основной смысл за ширмой ПТСР и правительственными заговорами, и может быть зритель в 1990 году был шокирован сюжетной подоплёкой, но нынешний зритель в большинстве своём имеет достаточный кинематографический бэкграунд, и разгадает сюжет уже после первых пятнадцати минут произведения. К счастью, оно выдержано достаточно крепко, и события в конечном итоге всё равно интригуют.
7 из 10
Предсмертный Бэдтрип
Не знаю, что сказать про фильм. Много наслышан про него, решил посмотреть. В целом, мне очень понравился. Игра актеров на высоте, атмосфера ужаса, безысходности, терзания души от светлого к темному. Сейчас кинематограф не снимает таких глубоких фильмов, которые после просмотра впадают тебе в душу и ты начинаешь осмысливать свою же жизнь. Лестница Иакова скорее не ужастик- это психологический триллер, борьба героя самим с собой, прежде чем он уйдет по одному пути, с которого ему уже не выбраться. Фильм стал и источником вдохновения для вселенной SIlent Hill. Мне фильм чем то напомнил Остров Проклятых с Дикаприо, похожий сюжет и судьба героев. Лестница Иакова - это недооцененный шедевр, который сняли 30 лет назад, без использования компьютерной графики, все натурально и ужасно (трущобы, грязь, метро, демоны и самая гнетущая атмосфера Нью-Йорка), где главному герою безопасно только у себя дома. Ремейк не стал смотреть, просто впустую слили денег, не передав той сути, что была в первом фильме.
Первый фильм как коньяк, чем раньше сделан, тем лучше по качеству и имеет выдержку годами. Жалко что из фильма вырезали некоторые сцены, которые давали фильму ещё более страшную и гнетущую обстановку, но их можно найти на ютубе (всего их 3). Фильм провалился в прокате, вложив в него 25 млн долларов, фильм собрал всего 26100млн, грубо говоря не окупился, как изначально от него ожидали. Такая неудача была высказана исполнителем главной роли в фильме, Тимом Роббинсом. Он в интервью говорил, что в то время когда вышел фильм, шла война в Персидском Заливе, поэтому фильм надавил американскому обществу на очень больную и забытую тему вьетнамской войны (пост-травматический синдром, наркотики, покалеченные судьбы ветеранов Вьетнама). Тем самым намекая на то, что новая война будет повторением старого и опять в ней будут страдать обычные люди.
Фильму я ставлю 10\10, хвалю в нем все. Почему? Завязку сюжета, игру актеров, атмосферу, прекрасный ужасающий саундтрек и глубину сюжета. На данный момент, если брать новые фильм, даже с наличием звездных составов, тонн графики и приближенной тематике, с Лестницей Иакова 1990 года потягаться никто не может. Это один из тех фильмов, который может вас заставить задуматься обо всем.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Лестница Иакова 1990 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Иаков Сингер возвращается в Нью-Йорк после ранения во Вьетнаме. Терзаемый воспоминаниями о сыне и ужасах войны Иаков постепенно теряет контроль над реальностью. Оказывается, что только его друг Луис является единственным человеком, на которого Иаков может рассчитывать. Дело принимает мрачный оборот, когда он узнает, что его бывшие сослуживцы страдают от таких же галлюцинаций.
Лестница Иакова / Jacob's Ladder 1990, США, триллер, драма, ужасы, детектив