Галерея
Интересные факты 79
Актеры 29
Съемочная группа 87
Рекомендуем 27
Похожие 24
Отзывы к
фильму
20
Книга намного лучше.
Кубрик выпотрошил всю психологическую составляющую, оставив лишь одну (пусть и основную) уплощённую сюжетную линию.
Отсутствуют флешбеки, в которых показывается подоплёка недовольства жизнью главного героя.
Нет автопроисшествия со сбитым детским велосипедом, при том что ребёнок так и не был обнаружен. Эта ситуация является лейтмотивом для всей последовавшей жизни Джека Торренса.
Нет истории об избиении Джеком Торренсом своего ученика-ситуация, в которой впервые проявилось недовольство Джеком Торренсом своей жизнью.
В фильме нет также второстепенных сюжетных линий, что его значительно обедняет. От них остались лишь незначительные и непонятные вне контекста произошедшего детали: фотоальбом, который один раз мелькает рядом с героем; женщина в ванне; мужчина, делающий минет в костюме собаки.
Так же не осталось в фильме перманентной борьбы Джека Торренса с алкоголем, которая является главным источником напряжения во время его пребывания в отеле и которая в итоге подводит его к финальному срыву.
Изменены характеры персонажей (не в лучшую сторону). В книге Джек Торренс интеллектуал неудачник, постепенно скатывающийся в безумие. В фильме же он сумасшедший (слабоумный?) с самого начала.
Его жена в книге показана не пустой дурочкой, а умной женщиной подпавшей в психологическую зависимость от мужа.
Концовка так же существенно переписана, но она не уступает книжной, а ночное «путешествие» по лабиринту является самой сильной стороной этого фильма.
В сухом остатке: неровный, недоделанный фильм с сырой проработкой героев и обеднённой фабулой.
После прочтения книги, некогда любимый фильм стал несмотрибельным.
«Сияние» стало первой картиной, что утянула мой разум в единое поля бессознательного, заткнув наконец вопящую серость под черепом. Для меня большая проблема мозг отключить, а душу — включить. Смотришь ты что, а в голове все жужжит да клокочет бытовая мошкара, не позволяя — даже по Линчу: в абстрактном «зале» тьма, мобильник давно как за окном, а еда — для незамудренных сериальчиков — нырнуть всем телом в холст любого маломальски именитого творца; натурально — я на ржавой цепи мыслительной варки, и ключик, что отщёлкнет тугой наручник, — варится в кишечном соке желудка.
Но вот, одним зимним вечерком, плюхнулся я на пульт, и всплыла на экране ощерившаяся ряха Николсона, торчащая меж древесных ребер дверцы, ведущей в уборные закрома, где вовсю верещит Шелли Дюваль, нож к груди прижимая. Слава, — а может и нет, в ХХI веке-то точно нет! — что у меня кабельное, посему могу перемотать на начало и раскинуться поудобней.
Кладбищенский речитатив отвесил по ушам, что те отвисли, а контрастирующая с грозным громом неведомого мне инструмента картинка в очи мне вцепилась невидимым щупальцем. Думалось, когда мотал: сейчас скаканем на начало, а там пойду чаек поставлю, минутку гляну, согреюсь, покурить выйду потом, затем… Ага, счас, сижу-смотрю, и в ус себе не дую, — и каков поворот! — 2 часа смело под плинтус забились одним взмахом метлы! Опешил я знатно, долго пытаясь осмыслить: как же так меня занесло-то? И чая не попил, да и сигарет вроде по-прежнему десять в пачке кукует. Как так?.. Ненароком, словил себя на беззвучном слове, что думаю уже вовсе ни о непрошеном сеансе гипноза, а о самом гипнозе, как таковом. Опять диву даюсь: анализировать начал; ишь, что со мной сегодня!? И так началась моя бесславная карьера киномана, который не черкает уже галками напротив очередного фильма, просмотренного лишь для той самой галочки; а смотрит… нет-нет, не смотрит, а упивается, наслаждается, чарам этим придается и хребет души своей изгибает, и все благодаря одному — «прецеденту Кубрика». Как ни странно, но, сдается мне, что на этот самый «прецедент» многое повлияло: и погода (а то был декабрь, да и снежным был тот декабрь: вечер стоял, и поблескивал нежно-оранжевый светоч от фонарей на аллейке, что сливался в единое светило, ударяясь об белый скоп снега, рикошетом отлетая к моим балконным окнам); да и настроение, видать, было у меня тогда под стать. Сумма из всех перечисленных факторов, хоть их и не густо, скажем так, однако их кооперация взыграла магическим фактором, вписалась мне в под корку мягким, бархатным стержнем, и, извините меня, позволила отдаться со всеми потрошками всей той томной кутерьме, что развернулась в громадных застенках отеля «Оверлук», да и ПОЧУВСТВОВАТЬ эту пресловутую МАГИЮ КИНО! «Сияние» стало картиной, лишившей меня душевного целомудрия, — и я безмерно ей за это благодарен, а посему —
9 из 10
P.S. То далеко как не рецензия, сколь банальный порыв исповедоваться…
Роман Стивена Кинга, «Сияние», психологический хоррор с элементами готики, безусловно является одним из самых сильных произведений автора. Книга, впервые опубликованная в 1977 году, как бы это банально ни звучало, читается на одном дыхании. Текст, написан простым и доступным языком, с первых строк засасывает в мистический мир проклятого отеля «Оверлук», взявшего в заложники бедную семью Торрансов. Полное сопереживание главным героям на фоне постоянно нагнетаемого тревожного саспенса.
Не удивительно, что почти сразу на эту историю обратили внимание кинематографисты, и уже в 1980 году в свет вышла первая, весьма спорная экранизация от именитого Стэнли Кубрика. Фильм, в настоящее время фигурирующий во всевозможных «топовых» списках, в год выхода в прокат был в пух и прах разнесён критиками, получив две номинации на антипремию «Золотая малина», в том числе за худшую режиссуру. Да и сам Кинг, при всем обилии отстойных экранизаций его произведений (чего только стоит «Тёмная башня»), упорно считает кубриковское «Сияние» одной из самых худших киноадаптаций своих книг.
Автора можно понять, прочитав предисловие к роману. Кинг при написании книги стремился уйти от канонического жанра ужастика, добавив в него крепкую психологическую драму «отцов и детей», сделав историю по-бытовому реальной и потому вдвойне страшной. Именно в оценке причин поступков главного героя, едва не устроившего кровавую резню, и кроются главные разногласия Кинга и Кубрика по поводу фильма. Режиссёр напрочь исключил из картины драматическую составляющую, превратив её в тот самый «ужастик» от которого пытался уйти писатель. В «Сиянии» Кубрика напрочь отсутствует как предыстория героев, так и какая-либо эмоциональная связь между членами семьи Торрансов. Драматургия отношений отца и сына показана контурно и не вызывает какого-либо сильного эмоционального сопереживания.
Джек Торранс в исполнении Николсона с самого начала отстраненный от окружающего мира социопат, сразу же без боя и терзаний сдающийся «Оверлуку». Его ритуальные «танцы» и заигрывания с отелем, отражающие этапы трансформации отца семейства в психопата-убийцу, показаны вскользь, теряются на фоне доминирующего визуального ряда.
Парадоксально, но экранизация Кубрика ценна и знаменита как раз теми сценами, которых в книге нет. Истекающий кровью лифт, девочки-близняшки, лабиринт-убийца и прочие первоклассные визуальные штуки, являются чисто режиссерскими и операторскими решениями, которые спустя годы стали киноклассикой и прочно вошли в массовую культуру в качестве знаковых символов. Отдельно, конечно, стоит выделить шедевральный саундтрек, камертон настроения картины.
Следует отметить, что Кубрик весьма вольно обращается не только с сюжетом, но и с образами его немногочисленных героев. Николсон безусловно хорош актерски, но рассогласования с характером литературного прототипа все же налицо. Образ мальчика в исполнении Дэнни Ллойда получился слишком аморфным и бесхарактерным, контрастным книжному «Доку». Крайне странным выглядит приглашение Шелли Дювалл на роль главной героини. Актриса с лихвой наработала на «Золотую малину». Её специфическая внешность и актерская игра местами придает действию ненужной комичности, разрушая атмосферу мистического ужаса.
Как результат экранизация Кубрика оказывается крайне далека от первоисточника, является своего рода вольным пересказом с выражением. Самостоятельное произведение по мотивам истории, с альтернативной, более кровавой концовкой.
Что имеем в итоге?
«Сияние» (1980) Кубрика эстетски привлекательный, но очень далекий от первоисточника фильм. Смотреть тем, кто читал книгу (знания материала помогут упорядочить происходящее на экране и заполнят логические дыры). Смотреть тем, кто с романом не знаком, как самостоятельное произведение искусства, оказавшее существенное влияние как на киножанр, так и на масс-культуру в целом.
В классическом поединке «книга VS экранизация», безусловная победа за первоисточником.
«Сияние» считается одним из самых популярных романов легендарного мастера ужаса Стивена Кинга. В своей книге писатель объединил сразу американскую готику, психологический ужас и семейную драму. Для большинства поклонников это история про дом с привидениями, но на деле проклятый отель оказывается лишь катализатором потаенных страхов и скелетов в шкафу, которые вырвались из нутра главных героев. Известны лишь две попытки экранизации романа, но наиболее известной и в то же наиболее ненавистной самим Стивеном Кингом остается культовый одноименный хоррор Стэнли Кубрика.
Синопсис Бывший школьный учитель Джек Торранс получает работу смотрителя роскошного отеля «Оверлук», затерявшегося высоко в горах в штате Колорадо. Ему, его жене Венди и их маленькому сынишке Дэнни предстоит провести пять месяцев в полной изоляции от внешнего мира. Поначалу кажущаяся мирной обстановка постепенно сменяется наступающим безумием. То ли Джек сходит с ума, то ли в отеле реально обитает кто-то или что-то кроме Торрансов. Когда таинственная сила овладевает разумом Джека, Венди и Дэнни оказываются запертыми в смертельной ловушке, рискуя стать новыми вечными обитателями проклятого отеля.
Игра актёров Одной из отличительных черт фильма является практически полное отсутствие сходства образов героев киноленты с образами персонажей романа. Джек Николсон — бесспорно, талантливый актер, и, вне всякого сомнения, он великолепно сыграл роль Джека Торренса. Однако если в романе Джек Торранс — почти сломленный человек, который искренне пытается наладить свою жизнь, но попал под влияние демонических сил, то в фильме Стэнли Кубрика персонаж Джека Торранса в исполнении Джека Николсона изначально выглядит слегка сумасшедшим человеком, утратившим связь с реальностью и лишенный всяких моральных рамок и устоев. То же самое можно сказать о персонаже Венди. В книге она — красавица-блондинка с голубыми глазами, которой пришлось пожертвовать личным счастьем и благополучием ради иллюзии о скором наступлении долгожданной стабильности и относительного покоя. В фильме Венди в исполнении Шелли Дюваль — это классическая пугливая дура, всюду сующая свой нос. Стоит сказать, что качество игры актрисы тоже оставляло желать лучшего. Единственные герои фильма, чьи образы соответствовали образами, заложенным в романе, были Дэнни Торранс в исполнении Дэнни Ллойда и ясновидящий и шев-повар «Оверлука» Дик Холлоран в исполнении Скэтмэна Крозерса.
Режиссура Стэнли Кубрик являлся одним из самых влиятельных кинематографистов второй половины XX столетия. Хотя его послужной список не исчисляется десятками фильмов, каждая из его картин представляет собой отдельное произведение искусства. Как известно, именно после съемок этого фильма в среде киношников и простых зрителей зародился слух о перфекционизме Кубрика. И действительно, «Сияние» можно назвать совершенным фильмом ужасов, в котором идеально практически всё, начиная с нагнетаемой режиссером обстановки мистической паранойи и довлеющего безумия и заканчивая использованием крупных планов и необычным панорамированием в сочетании с гипнотическим музыкальным сопровождением, вводящим зрителя в парализующий транс. Для Кубрика не важно напугать зрителя — это уже стечение обстоятельств, что «Сияние» изначально подавался как мистический фильм ужасов. Как и в предыдущих его работах, в «Сиянии» в центре внимания находится одиночество человека, его изолированность от окружающего мира, по причине которой в его голове рисуется свой собственный мир, который в случае с данным фильмом приобретает пугающие образы призраков, навечно запертых в здании отеля, и человеческого безумия, вызванного полным разочарованием в своей жизни, отсутствием веры в надежное будущее.
Именно безумие, а не мистика (хотя в оригинальном романе решающую роль играет именно она) занимает центральное место. Главный герой — бывший школьный учитель, в прошлом законченный алкоголик, ныне перебивающийся случайными заработками, которому выпадает шанс хорошо заработать и заодно реализовать себя как писатель. Условия вроде бы идеальные: полная изоляция, несколько месяцев сплошной тишины, только «любимые» жена и ребенок. Однако герой изначально как будто врет самому себе, потому что не нужно быть психологом, чтобы понять, что у Джека Торренса не все в порядке. Ему в принципе осточертела его скучная жизнь неудачника. Понятное дело, что наступление стадии полного безумия — это лишь вопрос времени. Катализатором становится отель «Оверлук» во всех проявлениях: изоляция, пугающая тишина со странными шорохами, дающие о себе знать призраки, которые только подливают масло в огонь. Поэтому «Сияние» Стэнли Кубрика оказывается не просто идеальным хоррором, а образчиком психологического хоррора — того направления в жанре ужасов, которое зачастилось в последнее время («Реинкарнация», «Прочь», «Маяк», «Ведьма» и т. д.).
Сценарий Не просто так Стивен Кинг был выбешен трактовкой Стэнли Кубрика, потому что как экранизация одноименного романа «Сияние» — просто отвратительный фильм. Кубрик не просто вольно адаптировал роман, а взял за основу сюжет и перекроил его таким образом, что от романа практически не оставил и следа. Кроме всего прочего Кубрик поставил в центре внимания любимую им тему человеческого безумия, которая в романе в принципе отсутствует. Стоит отметить, что центральным героем романа является Дэнни Торранс, тогда как в фильме на передний план выведена фигура именно Джека. В итоге Кубрик прошелся по сюжету газонокосилкой, действительно сведя главного героя с ума (тогда как в книге он оказывается одержим «демонической сущностью отеля») и изменив даже концовку (поскольку в отличие от романа здесь отель остается цел и невредим).
Тем не менее, основным канонам сюжета фильм всё-таки следует. Главный герой Джек Торранс — бывший школьный учитель, который ныне вынужден перебиваться случайными заработками то в качестве грузчика, то как мойщик машин. Но вот ему выпадает шанс подзаработать приличных деньжат в качестве смотрителя отеля «Оверлук», который по причине удаленности в горах Колорадо закрывается на весь зимний сезон. Джеку, его жене Венди и их сыну Дэнни предстоит провести несколько месяцев в полной изоляции от окружающего мира. Вроде не всё так сложно: холодильники и склады набиты едой, электричество есть, водопровод работает. Всё что требуется — это следить за паровым котлом и устранять мелкие поломки. Проблема же в том, что отель построен на месте древнего индейского кладбища (хотя этот факт упоминается в фильме вскользь, с учетом тяги автора к индейским проклятиям становится понятно, что беды не миновать), а следовательно это место оказывается источником зла, которое пополнялось им с самого основания. Здание буквально кишит привидениями, которых особенно заинтересовал Дэнни, поскольку мальчик обладает даром ясновидения. В такой обстановке граница между страхом и безумием постепенно стирается.
Итог В общем «Сияние» — это фильм-парадокс. С одной стороны, это отвратительная экранизация, которая буквально надругалась над романом Стивена Кинга, воспользовавшись им, а потом бросив как ненужную вещь. С другой, «Сияние» оказывается гениальным фильмом ужасов, который не может не восхищать четко выстроенной фабулой и одновременно гипнотизирующей и пугающей атмосферой, не дающей оторваться от экрана.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Сияние 1980 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Главный герой - Джек Торренс - приехал в элегантный уединенный отель, чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.
Сияние / The Shining 1980, США, драма, триллер, ужасы