Галерея
Интересные факты 3
Актеры 10
Съемочная группа 21
Рекомендуем 20
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
Своеобразная эстетика мультипликации достигается, в основном, за счет стиля анимации и смысла, который преподносит мультфильм. Когда-то призвание мультипликации заключалось в развлечении детей и заполнением эфира на телевизоре. Годы шли, и анимация стала не просто интересна взрослой аудитории, она воистину приобрела статус «Искусства». Чего стоит картина «Винсент, с любовью», о которой я уже когда-то с восхищением писал. В список хорошей анимации входят и мультфильмы, производимые Голливудом, но они зачастую не блещут чем-то интересным и культивируют один и тот же посыл. Особняком стоит студия Пиксар, которая чуть ли не в каждом мультфильме преподносит довольно правильные, в отличие от Диснея, идеи. Видимо, Микки Маус не имеет такого сильного влиянию на Прыгающую Лампу. «Вперед», абсолютно авторский мультфильм, каким-то чудесным образом, вышедший из-под крыла Пиксара производит неизгладимое впечатление и оставляет очень терпкое и грустное послевкусие. Но даже у Пиксар есть не то, чтобы недочет, но критерий, который не особо выделяет его в когорте мультипликации — это стиль анимации. А индифферентный стиль всегда приятно наблюдать на экране. Так произошло с «Клаусом» от Нетфликса и «Книгой жизни» от студии Дель Торо. Посылы обычные и понятные, но смотрится все это по-другому. Абсолютно другая история с анимацией европейской и азиатской. «Песнь моря», «Иллюзионист», творчество Миядзаки и Сатоси Кона — все это поражает в равной степени одинаково, но по-разному. Звучит, как бред, но за этим кроется истинная ценность подобной анимации. Ведь в таких мультфильмах исследуется не просто банальный вопрос добра и зла, а исследуется зачастую сущность человека, его нутро, социальные события, а если даже и присутствует добро и зло, то преподносится это в довольно необычной и красивой обертке. Разумеется, это не всегда так, но в большинстве случаев. И в такое большинство входит «Персиполис», о котором после длинного лирического вступления я и расскажу. Мультфильм рассказывает историю девушки, пережившей множество, по большей части, плохих, нежели хороших, событий. Мультфильм необычен тем, что девушка преподносит нам свою историю не как линейное и рациональное описание событий, а как чувственный опыт, отражающийся не только во внешнем, но и внутренним мире главной героини. Именно поэтому мы можем лицезреть ее разговоры с Богом, ее различные оценки одного и того же события, и порой гиперболизированное представление того или иного человека. Страшно, когда гипербола отсутствует, и ты понимаешь, что какие-то зверства действительно являлись таковыми. Повествование оттого реалистично-лиричное, потому что мы можем лицезреть след, оставшийся у героини от войн, революций, потери родных и близких, предательства «любимых» людей и так далее. Лиричность заключается и в рассказе событий, которых героиня видеть не могла, а лишь могла догадываться. Мультфильм, в целом, нельзя назвать целостным. Это больше похоже на скачки по своим воспоминаниям, которые произвели наибольшее впечатление в жизни девочки, девушки, а затем, женщины.
Анимация в мультфильме соответствует поднятым темам и подтверждает мою мысль о скачках по воспоминаниям. Автор, таким образом, максимально приближает зрителя к документальному ощущению описываемых событий, прикосновению к ним. Черно-белое прошлое. Часто холодное, трагичное, грустное и трогательное и лишь иногда смешное. Цветное настоящее, от которого главная героиня ждет такого же цветного и красочного будущего.
Проблемы мультфильма можно разделить на три категории: гуманистические, социальные и внутренние. Гуманизм проявляется в осуждении всех убийств, войн, нарушений прав и свобод человека в Иране, а также в чисто человеческом отношении к другим людям. Социализм в борьбе за свободу, если не внешнюю, то хотя бы внутреннюю. И это борьба не только на территории диктатора, это борьба и на территории свободной и демократичной Австрии, в которой очень опосредованно критикуется капитализм. И внутренние, которые вытекают из двух предыдущих и постоянно с ними контактируют. Ведь все внешнее имеет отражение внутри нас, но внешнее рано или поздно проходит, а внутреннее никогда. Оно, чем ни было, навсегда остается внутри.
История, нам поведанная, на самом деле, не должна быть реалистичной. Она должна быть выдуманной историей про какой-то там мир на другой планете, но увы и ах, это все происходит прямо сейчас везде и вокруг.
Девочка винила бога в смерти своего дяди, но знаете, не бог виноват, а люди. Как сказал Шекспир: «Ад пуст. Все бесы здесь». А «Бог умер», как сказал Ницше. Вот и делайте выводы)
Начиная просмотр, я даже и не думал, что это — реальная история. От моего взгляда успешно спрятались и жанр — «биография» и имя режиссера — Маржан, поэтому я полагал, что это просто политическая сатира, что-то вроде изобличения иранского режима.
Мое мнение изменилось уже на первых 15 минутах просмотра. Фильм действительно изобличал диктатуру в Иране, но делал он это через очень простую и приземленную историю обычной девочки. И с первых же минут эта история цепляла. Фильм говорил об очень серьезных вещах — но он не пытался строить из себя настоятельницу католического пансиона и рассказывал эту историю мило, и с юмором. Вокруг девочки происходили ужасные вещи, которые влияли и на нее и на ее жизнь и все же, ее наивные слова и действия регулярно вызывали улыбку.
Сейчас я понимаю, почему эта история такая… домашняя. Потому что она — реальна. Маржан Сатрапи, режиссер мультфильма, просто рассказала свою историю жизни.
И пусть эта история была полна ужаса, в ней было и много светлых мгновений.
Это очень круто, что фильм не сосредотачивается только на боли, ужасе, агонии и других чрезвычайно веселых вещах.
Он показывает, что даже посреди войны и революций всегда есть время, чтобы посмеяться с подругами или послушать Iron Maiden. Что надежда остается даже тогда, когда бородачи заматывают тебя в черное полотно и лишают прав.
Это очень оптимистичный и жизнеутверждающий мультфильм, который дарит надежду, но в то же время, это и очень тонкая политическая сатира. Причем сатира, не витающая в облаках, а показывающая жизнь в Иране с точки зрения обычной девочки.
За всего-то полтора часа фильм успевает показать и зомбирование государством молодежи, чтобы отправить ее на войну, и религиозную промывку мозгов, и репрессии с пытками несогласных, и расстрелы невиновых и многое, многое другое. Я не удивлен, что в некоторых арабских странах мультфильм оказался просто запрещен — ведь никому не хочется слышать правду. Особенно людям, которые заворачивают женщин в кусок ткани и лишают прав.
Перед написанием рецензии я долго думал, какой цитатой ее озаглавить. Я перебирал цитаты на тему свободы, на тему власти и диктатуры, на тему религии. Ведь все это есть в этом фильме — так почему бы в отзыве не написать целый трактат на тему власти и народа — редактор как раз не против лишний раз вздремнуть, не так ли?
Но озаглавлю я эту рецензию цитатой Гете: «Надежда живет даже у самых могил.»
Потому что на мой взгляд, самое главное в этом мультфильме — надежда.
Моя оценка — 10 последних пророков галактики из 10
10 из 10
Основываясь на одноименном автобиографическом графическом романе за авторством Маржан Сатрапи, которая также, вместе с Венсаном Паронно, является и режиссером данного фильма, картина рассказывает и освещает ровно те же проблемы, что и литературный вариант. Да, конечно ясно, что четырехтомную историю книги не рассказать за полтора часа, однако за адаптацию сценария отвечала опять же Маржан в тандеме с Паронно, ввиду чего глупо уже хотя бы предположить, что создатель несерьезно отнесётся к своему же творению. И, ясное дело, никакой вольготности в этом смысле Сатрапи себе не позволила, чётко обозначив основные и главенствующие идеи романа, экранизировав именно их.
И посему тут нам представляют историю отрезка на рубеже 80-ых да 90-ых годов из жизни одной девочки-иранки, в детстве столкнувшейся с революцией и многими сопутствующими ей проблемами. Ввиду этого нам раскрывают тему революционной смены власти и следующих за этим бессмысленных смертей, обманов да нововведений, которые девочке в восемь лет трудно не то что понять, более трудно их принять: зритель же формирует своё мнение на основе не только показанной картины, но и кратких, однако точных суждений. По подобному принципу авторы рассказывают нам далее историю войны Ирана и Ирака, где вновь царит дезинформация общества, репрессии, слежка за людьми и принятие новых законов уменьшающих свободы социума: вновь героиня, чуть повзрослев, «пропускает» это через себя, выявляя некие выводы и суждения, на основе которых зритель и осознаёт вновь всю глупость конфликта и его основополагающую составляющую, которая зиждется, как и множество войн, на желчи и жадности людей — однозначный повод задуматься.
Но не только эти темы рассматривают авторы: в виде переезда четырнадцатилетней Маржан в Европу нам представляют переход к обсуждению и обозреванию распутности молодёжи, неприятия Европейским социумом жителей стран Африки и Аравийского полуострова — темы расизма, субкультур, любовных переживаний и рефлексий в период взросления. Особенно последнее крайне близко, думаю, каждому, из-за чего очень интересно понимать, что не ты один сталкивался с подобными проблемами: создаётся некая ментальная симпатия и связь с действующим лицом, которое становится ещё ближе после осознания, повторного осознания, факта, что это — реальный ныне живущий человек.
Который все же возвращается назад на родину, не выдержав депрессий из-за провала в отношениях — довольно больная, знакомая многим (может не в таких масштабах, но всё же), ситуация.
Дома ожидает не совсем радужная обстановка: лишение большинства свобод женской части населения, всеобщий контроль и эхо войны, выраженное в большом количестве раненых да калек, а также в почитании бессмысленных жертв, чьим матерям больше нечего предоставить, кроме имя сына на табличке, обозначающей название улицы — подобное вновь разоблачает бестолковость и абсолютную не надобность вражды, такой всеумерщвляющей и такой хаотичной, от которой человек все же избавится отчего-то не в силах.
А отчего? Оттого, что такова его природа, и это отнюдь не единственное её составляющее, о которых мультфильм и предлагает поразмыслить, задуматься. «Персеполис» (а в правильной интерпретации на наш язык именно «ПерсЕполис») не навязывает своё мнение — нет. Он раскрывает подноготную, которую выявил для себя автор, большого количества болезненных обществу тем, почему и было столько скандалов, связанных с его выходом. Он предлагает зрителю просто заняться анализом сих событий, мыслей, движений и так далее, дабы собственное мнение сформировать и для себя — я думаю, это отлично.
Необычайная живость персонажей и мира вокруг, на пару с минималистским рисунком, почти не отличным от оригинала, позволяет воспринимать действо на экране довольно легко и понятно, почему отторжения ввиду вычурной подачи или сильно жестоких сцен не присутствует: опять же плюс.
Да, может иранская тематика не близка многим, но уж точно многие темы будут восприняты и заставят подумать. Да, конечно, если брать в расчёт бумажный оригинал, то здесь множество сцен и ситуаций было вырезано — но главное оставлено, и предоставляется зрителю в понятном ключе, который являет собой тандем редкого юмора и не безосновательной драмы. Посему я советую Вам ознакомится с данным мультфильмом: номинация на «Оскар» в 2007-ом году, по-моему, полностью заслуженна. Такие картины — редкость: они смелые, они содержательные, они оригинальны в оформлении, они однозначно достойны внимания.
P.S. И да, советую смотреть в оригинальной озвучке с субтитрами, ибо русский дубляж отнёсся к мультфильму довольно пренебрежительно — по моему мнению. Спасибо за внимание.
Каждый на личный выбор имеет право.
И ты никого не слушай — решай сама.
Кто его знает, что лучше: почёт и слава
или свобода, посохи и сума.
Если ты станешь сильной, упорной, смелой…
да что уж — и так такая! И всё — легко.
Господи, как я удивительно повзрослела -
где-то на пару жизней. Или веков.
(Анна Окерешко)
Что вам известно об Австрии? На этот вопрос случайная выборка из персонажей «Персеполиса» предлагает ассоциации, с помощью которых строится короткая визуальная цепочка: императрица Сисси и Моцарт, поедающие торт Захер. А что вы знаете об Иране? Заметно поднапрягшись, воображение выдаёт разномастную триаду. Вариант сказочно-романтический: пери, чья спрятанная от посторонних глаз красота угадывается по единственному доступному для обозрения признаку — волоокости, томно гадает на стихотворных строках из Хайяма, Саади или Хафиза. Вариант лакированный: бритоголовый представитель одной из династии -идов в качестве ходячей рекламы золотых украшений, пирсинга и маникюра (пользуясь случаем, хочу передать привет и признательность команде «300 спартанцев» за несмертный, как полковник Джо Мур, бьюти-образ Ксеркса). И вариант от масс-медиа: фанатичный моджахед уже не с книгой, а с ядерной боеголовкой под мышкой. Три резиновых кита, или Стереотипы правят бал!
Внушать вам мысль, что титулованный анимационный «Персеполис» монументален почти так же, как творение Нестора-летописца, и строг настолько же, насколько вышедший годом позже «Вальс с Баширом», я не стану. Фильм посвящён исканиям одной семьи и взрослению, однако изолироваться от событий, происходящих в эпоху перемен, невозможно. Они составят концентрированный фон для автобиографической истории, рассказанной сначала со страниц печатного комикса, а затем — с экрана. И вышло бы всё, наверное, чересчур унылым и депрессивным, похожим на суровый минималистичный плакат, если бы не потрясающее остроумие и мастерство рисовки создателей этого графического романа — Маржан Сатрапи и её французского соавтора Венсана Паронно.
Две темы: свободы/несвободы и семейных ценностей — как чёрная и белая нити проходят сквозь сюжет картины. Иран второй половины XX века. Родители девочки балансируют на грани между соблюдением законов и открытым бунтом, в пику неугодному режиму устраивая «алкогольные вечеринки». Её дедушка был «принцем и коммунистом», дядя идёт тем же курсом. Сама она, недолго повитав в облаках, где роились мечты о должности пророка и регулярно велись откровенные тет-а-теты с Аллахом, унаследует вольнолюбивый дух своих близких. Пластинки «Bee Gees», «Iron Maiden», куртка с самодельной надписью «Punk is not ded», чтение Бакунина, дружба с отъявленными альтернативщиками — это малая толика способов протеста против тоталитарной системы. Оказавшись в Австрии, она едва не умрёт от тоски по дому. По возвращении в родные пенаты обнаружит, что стала за это время «своей среди чужих, чужой среди своих» и достигла точки невозврата, ибо «…сумев отгородиться от людей, я от себя хочу отгородиться…» Можно долго разглагольствовать о свободе человека вне зависимости от строя, о комфортабельности башни из слоновой кости, но реальность издаёт свои законы. В государстве, где больницей управляет бывший мойщик окон, а 14-тилетнему парню вручают ключ от рая, чтобы завлечь его на фронт, где сторонники новой власти наблюдают за тобой даже по ночам, жить без оглядки не получится. «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить…» Заплатит её и Маржан…
Свобода -
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
(Иосиф Бродский)
Разница двух миров — закрытого, консервативного Ирана и раскрепощённой Европы — ярче всего выступает в сцене внутри аэропорта, когда женщина-европейка сочно красит губы у зеркала в дамской комнате, а иранка тщательным образом повязывает хиджаб, герметично упрятывая под него волосы.
Богатая фантазия, непоседливость и любопытство маленькой Маржан раздвигают границы чёрно-белой гаммы. И вот ты уже не замечаешь, что вылепленные из хлебного мякиша лебеди плывут по двуцветным полоскам одеяла. Или какого оттенка небо, когда дядя Ануш в позе Байрона окидывает взглядом просторы далёких стран с высоты гранитного утёса. Неоднородность фактуры и детальная разработка предметов дополняются чётко продуманным перевесом светлой цветовой гаммы над тёмной, и наоборот, в зависимости от характера изображаемого. Например, в тяжёлые моменты девушку, как в воронку, затягивает чёрный цвет; в радостные он поспешно отступает. По-настоящему живописны ломаные отражения палок фонарей в лужах, коробки-дома городского пейзажа, деревья, каждое из которых награждено не только неповторимыми листьями, но и характером. Тончайше, словно в технике граттажа, прорисован национальный орнамент на одежде шаха.
Когда автор показывает нам стиляг по-ирански, процесс подростковых преображений, грозный выход в университет с исполняемой для поддержки духа, пусть и мимо нот, «Eye of the Tiger» или развенчивает неудачную любовь N2, делая это утрированно-карикатурно, сложно удержаться от смеха. А лепестки жасмина, светлячки-напоминалки о бабушке, которые деликатно порхают между титрами в начале и в конце фильма, или парящее среди звёзд авто с влюблёнными, напротив, настраивают на лирический лад. Бабушка — вообще особенный персонаж в повествовании. С непременной ниткой жемчуга на шее и упругим бюстом (секрет озвучен по ходу фильма!), элегантная, острая на язык, курящая, с фамильной родинкой на лице. Но это — внешние атрибуты. На самом деле бабушка Маржан — её голос совести, надежда и опора, цемент родовой конструкции. Она играючи умеет всё расставить по полочкам, навести порядок и вокруг себя, и в душе внучки. Ей одной позволено жёстко упрекнуть юную девицу за эгоизм или утешить, когда «любовная лодка разбилась о быт», ироничной фразой: «Первая свадьба — репетиция перед второй!» И незаметно напитанность истории политикой, скелетами в касках, обысками, бомбёжками уступает место неизбывной человеческой мудрости и юмору — наиболее действенному средству несогласия с тем, что мы не в силах изменить…
Хотя кое-кто не любит советовать и сам редко прислушивается к чужим советам, те, что дают Маржан её родные, указывают нахождение человека в мире, исходя из системы личных координат. (Не зря Маржан и её мать во французской и английской озвучках говорят голосами Кьяры Мастроянни и Катрин Денёв.) Папин: «Никогда не забывай, кто ты и где твои корни!» Дяди Ануша: «Всегда нужно помнить о семье!» И бабушкин, предостерегающий внучку от подлецов и спорных действий: «На злые поступки их толкает собственная глупость. Не обращай внимания на их гадости, поскольку нет ничего хуже, чем горечь и месть. Ты должна всегда оставаться верной себе».
Что я теперь знаю об Иране? Из него родом талантливая и многогранная Маржан Сатрапи, которая идёт по жизни, напевая:
Rising up, straight to the top
Had the guts, got the glory
Went the distance, now I`m not gonna stop
Just a man and his will to survive
И, конечно, не только это.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Персеполис / Персиполис 2007 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Тегеран, 1978 г. Восьмилетняя Маржан мечтает стать пророком и спасти человечество. Она увлеченно следит за событиями, которые вскоре приводят к революции и падению режима Шаха. С установлением исламской республики приходит время «революционных комиссаров». Маржан вынуждена теперь носить чадру, но в мечтах видит себя революционеркой. С началом войны против Ирака начинаются бомбардировки, лишения, исчезновение близких людей. Внутренние репрессии усиливаются. Свободолюбивая и бунтарская натура девочки может привести к беде, поэтому родители отправляют ее в Европу. Оказавшись в Вене, четырнадцатилетняя Маржан переживает свою вторую революцию: отрочество, свободу, опьянение любовью, — и вместе с ними острое чувство одиночества…
Персеполис / Персиполис / Persepolis 2007, США, биография, военный, драма, мультфильм