Галерея
Интересные факты 1
Актеры 11
Съемочная группа 10
Рекомендуем 20
Похожие 21
Отзывы к
фильму
21
Вселенная Андрея Тарковского (часть 8)
Дипломная работа Андрея Тарковского настолько исполнена света, солнца, радости, что впору вспомнить «Красный шар» Ламорисса – без сомнения, источник вдохновения для этой волшебной картины. Сны Ивана из «Иванова детства», безусловно, берут свое начало отсюда: детское, райское, незамутненное грехом восприятие мира в «Катке и скрипке» еще не вступает в конфликт со взрослым миром, пытаясь с ним подружиться. Даже мелкая шпана – источник постоянных неприятностей для юного скрипача Саши, показана здесь не как всецело отрицательный образ. Можно даже рискнуть сказать, что «Каток и скрипка» - пример бесконфликтного искусства, здесь нет острых житейских коллизий, столкновения интересов, борьбы самолюбий.
Простая, бесхитростная дружба молодого рабочего и ребенка-скрипача показана Тарковским во всеоружии художественных средств, призванных опоэтизировать изображаемое: здесь символизм еще лишен болезненных черт «Иванова детства», детское восприятие и открытие ребенком мира, бесконечных горизонтов собственных возможностей переданы с невероятным для этого постановщика оптимизмом и верой в людей и будущее. Постарайтесь после «Катка и скрипки» засесть за «Жертвоприношение» - пред вами разверзнется подлинная бездна, долгая эволюция творческого духа от радостного детского жизнеутверждения до апокалиптического пессимизма и разочарования в людях. Однако, именно таким путем мы решили идти в нашем анализе, немного приободрив себя просмотром ранних короткометражек Тарковского.
Что и говорить «Каток и скрипка» - хоть и первая работа мастера, но, в то же время одна из вершин его творчества, это столь волшебное кино, что в сравнении с ним многие поздние работы Тарковского кажутся беспросветным мраком, в который мы и не замедлим погрузиться, пересматривая «Жертвоприношение» - коду, финал фильмографии великого русского режиссера, которую многие зрители ошибочно считают его худшей лентой.
Дебют Андрея Тарковского
Прорывы и знаменательные события сгустились над 1960-м годом. Хичкок подарил миру «Психо», Кубрик – сотрудничество с Кирком Дугласом и их «Спартака», а СССР дал миру гения, экспрессиониста Андрея Тарковского. «Каток и скрипка» - своего рода проба пера, помимо незамысловатой, но драматической истории, данный короткий метр радует операторской работой, игрой со светом и отражением. Вообще зеркалам уделяется отдельный эпизод, чтобы показать возможности кадра и монтажных склеек. Не зря в будущем Тарковский снимет «Зеркало».
История кажется обычной детской, школьной повестью про маленького, талантливого мальчика. Но режиссёр затормаживает кадр, крупные планы позволяют делать акцент на предметах, чтобы прочувствовать через них эмоции героев. От очевидных скрипки и строительного катка до яблока и батона хлеба. Герой Саша – одинокий мальчик, который сталкивается с несправедливостью сверстников, скрывает эмоции внутри себя и разрывается от трусости и храбрости.
Фильм предлагает скрипачу различные ситуации, где нужна храбрость и упорство, заставляя тем самым побороть страхи и быть уверенным в своих действиях. Быть униженным и оскорблённым или самому заступиться за слабого, так как проходил через подобное, не набраться храбрости в романтическом порыве или перейти к противоречивым действиям, не давая отчёт последствиям? Выбор – главный спутник мальчика. Он выражается в любопытстве, в знакомстве с водителем катка Сергеем, в оказании помощи слабым.
Тарковский затрагивает эмоции ребёнка, чтобы в финале получить уже взрослую личность. Второй план занимает водитель катка – взрослый мужчина, взаимодействием с Сашей показывающий главный недостаток в жизни паренька – этот вывод ты делаешь самостоятельно, режиссёр не отражает семейного положения, только разговорами и взаимодействием мальчика с мужчиной открывает для зрителя общую картину.
Некоторые кадры завораживают, а впечатления персонажа хорошо соответствуют ситуации, тем самым позволяя зрителю пройти весь путь с главным героем. Драматические нотки в финале ознаменуют шаг во взрослую жизнь, доказывая, что принимать решения следует уже самостоятельно. Школа жизни у Тарковского получилась великолепной.
С чего начинал Тарковский?
Первая короткометражная дипломная работа Тарковского «Каток и скрипка» умещает в свои жалкие 45 минут будто бы всю жизнь. Режиссёр имеет уникальное видение этой казалось бы простой истории, которая заключается, на мой взгляд, в простой дружбе совершенно разных людей. Прибавляя к всему этому блестящий очерк городка, хулиганов что есть на каждой улице, дух времени СССР. И вроде бы всё нормально, пока мы не видим концовку этой ленты.
Как же непросто, да и не корректно дружить маленькому мальчику со взрослым мужчиной. То было советское время, сейчас совершенно всё по другому. Что ж, разные времена, разные мнения. Но мне кажется, Тарковский уже в те времена выстроил точную картинку действительности. Не стоит забывать и о столкновении двух противоположных миров. Тут у нас музыкант и работяга, соответственно, интеллигенция и рабочий класс. Что тоже очень интересно. В любом случае, фильм очень хорош, хотя бы даже за счёт актёрской игры. Не сомневаюсь, Тарковский сдал дипломную на отлично.
Перед нами дипломная работа Андрея Тарковского – человека, который навсегда запечатлел своё имя в истории мирового кино. И вот, у нас есть замечательная возможность посмотреть с чего же начинался путь всеми признанного гения.
Начинается картина, как многие советские детские фильмы о дружбе, радости и доброте. Я прямо-таки ждал, что сейчас в кадре появится какой-нибудь Хоттабыч и будет вести с детишками хороводы. Для меня подобная атмосфера, очень добрая светлая и от того очень наивная, никак не вяжется с Тарковским, который снял такие тяжелые по настроению фильмы, как, к примеру «Иваново детство» или «Андрей Рублёв». И, наверное, главным козырем этой картины является то, что здесь Андрей показывает творчество, которого не встретить в других его работах.
Наверное, со мной согласятся все, кто посмотрел эту ленту, что интерес к ней вызван лишь тем, что режиссером является Тарковский. Сними эту ленту какой-нибудь другой режиссер и она, скорее всего, затерялась бы в сотнях других лент.
С другой стороны, ленту нельзя назвать скучной или «совсем проходной». В ней, на самом деле, поднимаются очень интересные вещи. Например, такие как важность и польза обычного общения. На примере встречи двух людей из разных социальных групп (мальчика-скрипача из интеллигентной семьи и простого рабочего, который занимается укладкой асфальта), «разделённость» которых в те времена чувствовалась особенно остро, нам показывают, что простой разговор, который в свою очередь раскрывает перед его участниками свои миры друг другу, может помочь стать друзьями и если не разрушить, то хотя бы нанести трещину стене, которая эти группы разделяет.
Также стоит отметить очень хорошую работу оператора Андрея Юсова. Этот виртуоз еще не раз будет сопровождать Тарковского в создании его картин. Юсов, как всегда, прекрасно справился со своей работой, найдя прекрасные кадры и в отражении луж, и в разрушении дома и даже в работе катка.
В общем и целом, могу сказать, что, возможно, эту ленту стоит показывать детям, чтобы они учились быть открытыми. Но, боюсь, что сильного интереса эта лента не вызовет. Она – это безусловно артефакт для историков кино, но в остальном довольно простая и не слишком интересная.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Каток и скрипка 1960 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Семилетнему Саше пора на занятия, а дворовые мальчишки как всегда поджидают маленького музыканта со своими обидными играми. Но в этот раз за мальчика вступается молодой рабочий Сергей. Спокойный и немного грустный Сергей так годится Саше в отцы, ведь у него можно узнать ответы на настоящие мужские вопросы: «Страшно ли на войне?» или «Что лучше — сигареты или папиросы?». Да и у молодого рабочего есть вопросы к мальчику, например, «Сколько лет надо учиться играть на скрипке?».
Каток и скрипка / Katok i skripka 1960, Россия, драма, короткометражка, музыка