Потоп

Potop

1974, Польша, мелодрама, история, военный, приключения

Историческая эпопея Генрика Сенкевича, охватывающая события XVII века войны Речи Посполитой со шведами. Сложно складываются отношения главных героев Анджея Кмитица и Оленьки Биллевич. Волею судьбы Кмитиц связан клятвою с отступником Гетманом. Он оказывается в стане врагов и вынужден воевать против своих. Друзья считают его предателем, Оленька отказывается от него, а шведы прославляют. На долю Анджея выпадают тяжелые душевные и физические страдания. Но ценою своих ран, плена, героических подвигов ему удается возвратить себе родину, любимую и друзей.

Страна
Польша, СССР
UHD
12+   5ч 33м КиноПоиск  8.1 IMDb  7.7
Фильм Потоп online на emblix

Галерея

Интересные факты 1

Фильм снят по мотивам одноимённого романа Генрика Сенкевича.
Актеры 13
Съемочная группа 12
Подборка фильмов с Ежи Гоффман online на Emblix
Режиссёр, Сценарист
Подборка фильмов с Ежи Вуйчик online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с Казимеж Сероцкий online на Emblix
Композитор оригинальной музыки
Подборка фильмов с Magdalena Biernawska-Teslawska online на Emblix
Художник по костюмам
Подборка фильмов с Адам Керстен online на Emblix
Сценарист
Подборка фильмов с Alicja Wolowska online на Emblix
Декорации
Рекомендуем 21
Фильм Индиана Джонс и Храм судьбы online на emblix
1984, США, боевик, приключения
Фильм Крестный отец 2 online на emblix
1974, США, драма, криминал
Сериал Приключения Джеки Чана онлайн на Эмбликс
2000, США, комедия, боевик, фэнтези, приключения, семейный, мультсериал
Фильм Крестный отец 3 online на emblix
1990, США, боевик, драма, триллер
Фильм Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф online на emblix
2005, США, приключения, семейный, фэнтези
Фильм Гарри Поттер и Узник Азкабана online на emblix
2004, США, приключения, фэнтези, семейный, детектив
Фильм Гарри Поттер и Кубок огня online на emblix
2005, США, фэнтези, детектив, приключения, семейный
Фильм Гарри Поттер и Орден Феникса online на emblix
2007, США, фэнтези, детектив, приключения, семейный
Фильм Шрэк online на emblix
2001, США, приключения, фэнтези, детский, полнометражный, комедия
Фильм Шрэк Третий online на emblix
2007, США, комедия, мультфильм, фэнтези
Фильм Ледниковый период 2: Глобальное потепление online на emblix
2006, США, мультфильм, комедия, фэнтези, приключения, семейный
Фильм Мадагаскар online на emblix
2005, США, мультфильм, комедия, приключения, семейный
Фильм Чужой 3 online на emblix
1992, США, боевик, ужасы, фантастика, триллер
Фильм Король Лев 2: Гордость Симбы online на emblix
1998, США, мелодрама, мультфильм, мюзикл
Фильм Фантастическая четверка online на emblix
2005, США, боевик, приключения, фантастика, фэнтези
Фильм Водный мир online на emblix
1995, США, боевик, приключения, фантастика
Фильм Геркулес online на emblix
2001, США, комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези
Фильм Геркулес online на emblix
2005, США, драма, приключения, фэнтези
Фильм Огнем и мечом online на emblix
1999, Польша, драма, мелодрама, приключения
Фильм Знахарь online на emblix
1982, Польша, драма, мелодрама
Фильм Пан Володыевский online на emblix
1969, Польша, история, приключения

Отзывы к фильму 11

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Этот обзор будет очень кратким, поскольку всё, что было показано в фильме, почти полностью повторяет всё, что было описано в книге. Причём, актёров подобрали настолько удачно, а декорации подвели настолько точно, что в происходящее веришь. Непонятно только, зачем было упоминать Россию в начальных титрах. Мы, конечно, объявили войну шведам, причём, об этом говорится в середине оригинального текста, но напрямую говорить об этом в самом начале — как минимум, слишком помпезно. Основные тяготы войны на себе всё равно вынесла Речь Посполитая.

Собственно, хотя рецензия и вынесена в положительные, обзор, по всей видимости, и будет посвящён отличиям от книги и историческим неточностям в принципе. К счастью, их тут — очень не много:

1) Во-первых, следует упомянуть поединок Кмицица и Володыёвского. Многие критики мира, в особенности, те из них, что не понаслышке знакомы с такой вещью, как историческое фехтование, отметили его достоверность и техничность. Почему он упоминается тогда в минусах? Да потому что это — единственная фехтовальная сцена, где актёры действительно показывают класс. Дальше начинается невесть, что: массовка нелепо машет саблями, будто бейсбольными битами, Володыёвскому вырезали целую серию его личных подвигов, где он демонстрирует своё мастерство вплоть до поединка с одним из шведских рыцарей-асов, когда за него не на шутку были встревожены все бойцы, шедшие за ним, Кмициц учится правильному владению клинком… двумя саблями разом, а финальная дуэль с Богуславом Радзивиллом выглядит вялым вилянием скрещивающимися клинками, озвученное полноценными ударами стали о сталь где-то отдельно. Неужели Ольбрыхский и Ломницкий разом забыли всё, чему так старательно тренировались до всех этих сцен?

2) Мушкеты на рогатинах к тому времени стали анахронизмом. Мало того, что фитильный замок, как раз, в это время уже был вытеснен кремнёвым, сами мушкеты стали куда легче, благодаря военным реформам Густава Адольфа. Я вынужден подчеркнуть это имя, потому что, как бы смешно это ни звучало, но именно шведская армия в фильме — показана массово несущими эти самые мушкеты с рогатинами, точно разом позабыв все заветы «Снежного Льва». Притом, что в остальном тактика линейной пехоты — полностью шведского изобретения — как ни странно, передана, по большей части, правильно.

3) Раз уж заговорили о непонятных вставках и изменениях, пройдёмся по персонажам и сюжетным линиям. Во-первых, не очень понятно, зачем было менять некоторых персонажей. Допустим, тот факт, что панну Александру Биллевич сделали куда добрее и мягче, чем в оригинале, ещё можно понять. Но почему, скажем, ополоневшего шотландца Кетлинга сделали немцем Брауном, да ещё и настолько убийственно серьёзно изменили его сюжетную линию (это — притом, что «Пана Володыёвского», где он появляется, сняли до «Потопа» (sic!)), автору этих строк — не понять. Во-вторых, абсолютно неясно, почему из повествования вычеркнули главный сюжетный козырь книги, придававший также дополнительного колориту действию: разноязыкость персонажей. Из-за того, что шведы не говорят по-немецки (без шуток, у Сенкевича они говорили именно по-немецки), а татарин — по-русски (можно было в переводе сделать какой-нибудь диалект или акцент, чтобы подчеркнуть момент), а, скажем, Богуслав Радзивилл открыто отказывается говорить по-польски с Кмицицем, заявляя, что это — «варварское наречие» и предпочитая немецкий, до зрителя многое просто не доходит.

Впрочем, это всё бросается в глаза только тем, кто: а) прочёл все книги Сенкевича; б) имеет более, чем поверхностное представление об эпохе чёрного пороха, а она, увы, для многих остаётся довольно «мёртвой», по сравнению, скажем, со Средневековьем или двадцатым веком. Все вышеперечисленные недостатки являются исключительно предметом, возможно, излишне дотошного разбора, в особенности, если принять во внимание тот факт, что мало того, что картина в целом компенсирует все эти недочёты, главным образом, исключительной игрой актёров и великолепно переданным масштабом описываемых событий, прекрасными декорациями и эпохой, сквозящей из каждого кадра, но даже подача таких провальных моментов сама по себе не оставляет каких-то сюжетных разрывов и не обнажает сварочных швов в общей событийной канве.

Как отдельный фильм в отрыве от книги, «Потоп» является добротной исторической приключенческой батальной драмой.

9 из 10

Достаточно унылое и определенное затянутое зрелище. Мне «Потоп» показался прежде всего характеризующим время его постановки, нежели актуальным и интересным. Как и первоисточник, фильм подробен, многословен, со всякого рода перемещениями и мытарствами Ольбрыхского, к которому претензий меньше всего. Фактурная внешность, всякого рода хмурение бровей и блистание очами. Собственно, сама история прекрасно илллюстрирует известный посыл насчет того, что патриотизм — последнее прибежище негодяя. Бедовый любитель порубать-погулять свой буйный нрав обращает в легитимное русло войны за Польшу и в награду ему Малгожата Браунек. За вычетом центрального персонажа все остальные — весьма одномерные. Что пан Володыевский, что Радзивилл — одномерные персонажи.

Национальная эпопея Сенкевича была экранизирована Гофманом в одной, вероятно, соразмерной, стилистике. Получился эдакий национальный «пеплум» с романтическим пафосом и плохими оккупантами с предателями. Сложно судить, воспринимается ли сейчас в Польше такого рода кино чем-то иным кроме абстрактной «классики». Наши экранизации эпопей навроде «Войны и мира» или «Тихого Дона» основаны на качественно иной литературной основе.

6 из 10

Гоффман и Вайда — двуликий Янус, ну или Януш, польского кинематографа. Одно лицо, вайдовское, обращено вовне — на мир и фестивали, к рафинированным критикам и кинолюбителям. Гений его, безусловно признаваемый и в городе, и в мире, постоянно под пристальным надзором властей, на случай очередного, «невыдержанного идеологически», коленца. Его задача идти вровень с мировыми титанами и продвигать киноискусство все дальше, развивая новые сюжеты, стили и киноязык. Гоффман же устремлен внутрь, на простого польского зрителя, благоразумно спасаясь от идеологических рогаток за исторической фактурой своих работ. Он — любимое дитя государства, для него и многомиллионные бюджеты, и декорации в масштабах целых городов, и армейские полки, в любой момент готовые нарядиться в старинные мундиры и отправится в яростную атаку на бесчисленных врагов прошлого под прицелом кинокамер. Гоффман — это польская история — отчаянная, блестящая, неблагоразумная, спесивая, сама создающая себе противников и сама же героически их побеждающая. Его задача — пробуждать воспоминания о прошлом в сердцах народа, легко играя на струнах души и памяти, воплощать самые героические моменты, грозя врагам западным ну и, чуть лукаво, намекая восточному патрону, что поляки тоже не лыком шиты. Если вайдовские герои бесславно умирают на свалках или в недрах варшавской канализации, то гоффмановские персонажи возвращаются «веселые, непьяные» по домам, в объятья белокурых невест. У первого кавалерийская атака в «Летне» разбивается о броню немецких танков, у второго славное гусарство гонит тех же тевтонов вплоть до их песьих логовищ. Вайдовский персонаж обычно печален и потерян, гоффмановский лучится хрустальной ясностью — враг впереди, друг за спиной, славный меч под рукой, с нами Король и Матка боска ченстоховска.

«Потоп», этапный фильм в целой серии экранизаций трудов Генрика Сенкевича, которой Гоффман занимался всю свою жизнь, посвящен одному из самых сложных, но и блистательных, периодов польской истории. Эпохе, когда Речь Посполитая, подточенная недавним восстанием Хмельницкого, вела тяжелую войну на нескольких фронтах и в какой-то момент оказалась практически уничтоженной, поделенной между алчными шведами, суровыми московитами, дикими казаками и вольницей из числа властолюбивых местных магнатов. Король бежал, армии были разбиты, в городах стояли чужие войска, по опустевшим дорогам гуляла поземка, волки и голодные солдаты десятка армий. Восстанет и оживет ли некогда могучая держава или падет во прах, поделенная соседями, зависит от божественного провидения и силы ее блудных сыновей, одним из которых и является главный герой — Анджей Кмициц.

Кмициц, второй после пана Тадеуша по яркости и известности персонаж национальной литературы, вершина для любого уважающего себя польского актера. И если невыдержанного идеологически Тадеуша, который рубает москалей, пропустить на экраны в советское время было невозможно, то пан Анджей, борющийся с «правильными» западными врагами, идеальным образом укладывался в контекст эпохи. Ну после, конечно, небольшой правки редакторскими ножницами, удалившей из сюжета неловкие для восточных соседей моменты биографии героя — вроде его смоленского происхождения и неприятных эпизодов борьбы с русскими воеводами.

Глубоки литовские снега и по ним в начале фильма мчит главный герой с пышною свитой, молодой и гордый, на первую встречу с суженою ему шляхтянкой. По ним же предстоит и вернуться ему в конце, уже изломанному и преображенному многими борениями, терзаниями и битвами. Между этими двумя эпизодами несколько часов действия и несколько лет жизни. Успеет распасться и снова собраться страна, сам пан Анджей пройдет длинный и причудливый путь и через дворцы, в которых короли и магнаты делили лоскутное одеяло Польши и через монастыри, где собиралось и возрождалось государство.

Волк в человечьем обличье, лихой, азартный. Дикий, необузданный, вобравший в свою необъятную душу все пороки и все благородство, скрученный из стальной проволоки, способный со всем сердцем отдаться как на разбой, так и на благое дело. Страшный и вызывающий восхищение сын своей суровой эпохи. Кмициц, суть сама Польша, погрязшая в бахвальстве, спеси, удали, переходящей в безумство, собравшая на себе чуть не все смертные грехи и получившая за это справедливое наказание. Оба совершили грехопадение — страна, отрекшись в припадке безумия от своего короля и отдавшись на волю иноземцев, человек — предав клятвы и присяги, склонившись перед посулами коварного литовского воеводы и возглавив восстание против законной власти. Но Бог всеблаг, несмотря на ошибки прошлого спасение и государства, и героя все-таки возможно — через долгое, упорное и суровое физическое и, конечно, духовное подвижничество. Именно поэтому эпизоды, происходящие в Ясногорском монастыре являются центральными для повествования. Здесь, соединившись наконец воедино, и пан Анджей и сама Польша преображаются после долгой череды бед и безумств, получив свой последний шанс на счастливое избавление и второе рождение.

Пускай сам Кмициц является и образом Польши, и символом шляхетства, и просто запутавшимся грешным человеком, но нельзя отказать в трактовке и двум другим центральным персонажам фильма. Пан Володыевский — суровый и печальный ангел, воин добра и света, рыцарь слишком уж иконописный для реальной жизни. И пан Заглоба, мелкий бес, но бес свой, польский, чем-то даже родной и привычный — спесивый, бранчливый, жадный, но не без добродетелей. Вот так и ведут войну против ненавистных врагов ангел, черт и простой человек.

Простой пересказ сюжета этой войны без мира не сможет дать понимания для читателя, слишком объемны и насыщены событиями и книга, и многочасовой фильм, слишком много мыслей, терзаний, борений и авторов, и героев, особенно помноженных на тоску и писателя, и режиссера, каждый из которых творил в условиях несвободы своей родины, сжатой в мягких, но крепких тисках восточного соседа. Отсюда и детальные описания краха страны, отчаяния, утраченных надежд и иллюзий, и последующий за этим, робкий, поначалу, лучик надежды. Чудесное, невозможное уже почти спасение, полки патриотов, встающих, как из-под земли, гонящие захватчиков и освобождающие родину.

Авторы воссоздают картины прошлого, подразумевая в уме современную им реальность. Сенкевич не дожил до воплощения своих фантазий на деле, а вот Гоффман пережил смутные годы советской власти и смог увидеть и свободную страну, и закончить недоснятую в старой Польше трилогию фильмом «Огнем и мечом». Впрочем, что писать дальше? Лучше посоветовать читателю самому окунуться в яркую, прекрасную, кровавую и романтичную историю прошлого, предстающую перед нами на страницах и в фильме. Ощутить неистовство скачки через заснеженный лес, отчаяние, надежду, терпкую ненависть, беззаветную и безнадежную любовь — все те чувства, пронесенные героями через века и переданные нам на экране.

Этим всё сказано. Трилогия Сенкевича охватывает непростой исторический период для Речи Посполитой — середина 17 века, с 1648 по 1672 годы, всего 24 года беспрерывных войн с Хмельницким, с Крымской Ордой, с турецким Султаном, с Московитами, с валахами и ещё Бог знает с кем, не считаая междоусобиц.

Действие фильма происходит в 1655/66 годах, во время шведского потопа. Краткая историческая справка, без этого нельзя смотреть фильм:

Короли. К тому времени династию Ягеллонов в Речи Посполитой сменила династия Вазов, которая имела шведские корни. Ягеллоны символизировали расцвет Речи Посполитой, Вазы символизировали её закат. Дело в том, что и Швецией, и Польшей правили Вазы, и оба родственных клана оспаривали друг у друга права на чужой престол — польский король Ян Казимир титуловал себя королём Швеции, а шведский король Карл Густав — королём Речи Посполитой. Из-за этого-то пустячного повода и разгорелась самая настоящая война между Швецией и Речью Посполитой, в которой учавстовала…

Шляхта, ярким образцом которой является хорунжий оршанский Кмитиц. Знатный шляхтич в результате войны с московитами лишился своих владений, и воевал на свой страх и риск, без и ведома и позволения короля. Вообще, шляхетские вольности превысили в Речи Посполитой всякий разумный предел, король правил только номинально, а если ты сумел собрать себе ватагу, то сам себе и король.

Точно так же действовал хорунжий Оршанский, когда приехал свататься к панне Александре Биллевич (Оленьке). Потомственная шляхтянка, у которой в родне сенаторы, не слишком любезно приняла грубоватые ухаживания одичавшего пограничного хорунжего, а когда он попытался взять её силой, её опекуны Бутрымы порубили его товарищей и его самого чуть не убили, если бы Оленька его не спасла. Несмотря ни на что, она его полюбила…

На этом-то историческом фоне и разворачивается удивительная драма, когда пан Кмитиц, оболганный и потерявший всякое достоинство в глазах своей бывшей невесты, равно как и в глазах большинства польской шляхты, под вымышленным именем Бабинич совершает удивительные подвиги. (Кстати, я сам родом из Орши, деревня Бабиничи там есть и сегодня). Никто не знает, что Кмитиц и Бабинич — одно и то же лицо, Кмитица проклинают, Бабинича прославляют.

Кульминация фильма, естественно, когда тайное становится явным, и Оленька восклицает:' Ендрусь! Я раны твои целовать недостойна!» В этом месте я всегда плачу, сколько бы раз не смотрел этот фильм.

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Потоп 1974 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Историческая эпопея Генрика Сенкевича, охватывающая события XVII века войны Речи Посполитой со шведами. Сложно складываются отношения главных героев Анджея Кмитица и Оленьки Биллевич. Волею судьбы Кмитиц связан клятвою с отступником Гетманом. Он оказывается в стане врагов и вынужден воевать против своих. Друзья считают его предателем, Оленька отказывается от него, а шведы прославляют. На долю Анджея выпадают тяжелые душевные и физические страдания. Но ценою своих ран, плена, героических подвигов ему удается возвратить себе родину, любимую и друзей.

Потоп / Potop 1974, Польша, мелодрама, история, военный, приключения