Галерея
Интересные факты 12
Актеры 21
Съемочная группа 45
Рекомендуем 21
Похожие 14
Отзывы к
аниме
27
Единение с природой
Покуда до сих пор не состоялся цифро-релиз 'Мальчика и птицы', я планомерно закрываю Гештальт с непросмотренными картинами Хаяо Миядзаки, и на сей раз мой взор пал на 'Моего соседа Тоторо'. Ну, собственно, да: в очередной раз я для себя уяснил, что это совсем не мой режиссер, но при этом назвать его картины проходными или откровенно плохими язык не поворачивается. Хаяо - человек-парадокс: при всей крутости формы страдает сценарий, причем по многим фронтам. Сюжет топчется на месте и зацикливается на 'слайсухе', персонажи не всегда проходят трансформацию на протяжении всего хронометража ('Тоторо' - не исключение), ну и, чего грех таить, Миядзаки целится в более юную аудиторию, но при этом сложно выражает свои мысли, которые 'считают' только лишь взрослые. Сочетает не сочетаемое, да и только, но оксюморон все равно на выходе обретает культовый статус. Обязательно ли по итогу знакомиться? Конечно.
Стоит отметить, что 'Мой сосед Тоторо' - это, как и всегда, фэнтези-аниме, где центральными персонажами выступают дети. Хаяо, большой ребенок, буквально пишет свой автопортрет, при этом не чурается менять пол протагониста(ов), и выходит гармонично. Как и в других ранних работах мэтра тут поднимается основополагающая тема единения с природой. Управляющая идея отличная: живя в гармонии с лесом ты можешь просить помощи у его духов, и они обязательно откликнутся, чтобы прийти на выручку. Чудеса случаются, и не обязательно быть ребенком, чтобы верить в них. Темпо-ритм смазан, сюжет во втором акте топчется на месте, ну и да, я не ощутил никакой эмоциональной вовлеченности в происходящее. Картину спасает хронометраж в 'час двадцать', поэтому вы попросту не успеете заскучать.
Актерские работы выдались рядовыми для такого сегмента кинематографа. В очередной раз приятно слышать олдскульный японский язык. Операторская работа, анимация и монтаж шикарные, как и всегда у Миядзаки: все вручную и с душой на протяжении сорока лет. Сравните его работы 80-х и современные - выглядят канонично и одинаково. Саунд-дизайн и пост-продакшен на должном уровне.
Так и выходит, что мне нравится, как выглядит и звучит 'Мой сосед Тоторо', но наполнение совсем не по душе. Повторилась судьба 'Унесенных призраками' и 'Ходячего замка', которые оставили лишь прохладное послевкусие. Пожалуй, да: до сих пор 'Ветер крепчает' - его единственное Аниме с большой буквы. Взрослое, серьезное, горькое и выбивающее скупую мужскую слезу в третьем акте. Резюмируя, я могу сказать так: я доволен, что закрываю его фильмографию, но с каждым разом понимаю, что Макото Синкай мне куда ближе. Ну а Сатоси Кон - это низкий поклон за формализм и 'линчевщину'.
6 из 10
Осторожно, дети!
'Мой сосед Тоторо'. Картина. Шедевр. Воплощение чистоты и высоты! По праву эта лента считается самой известной из работ легендарного Мастера Хаяо Миядзаки!.. А лицо 'тролля из детской книжки', хозяина леса, стало лейблом студии 'Ghibli'.
Странно, но даже из поклонников аниме есть те, кто не знает кто такой Хаяо Миядзаки! Я таких называю анимешниками новой волны. Это как если бы поклонник американских комиксов не знал бы кто такой Стэн Ли... Но я отвлёкся!.. А между тем Хаяо Миядзаки в данном фильме рассказывает о себе. В его детстве мама будущего аниматора болела туберкулёзом позвоночника, из-за чего им с семьёй приходилось не раз переезжать. Это и нашло отражение сначала на эскизах, а потом в кинопроизведении.
По сюжету отец-археолог перебирается с дочерьми из города в деревню по причине того, что мама девочек больна неизлечимой болезнью, а деревня как раз находится неподалёку от Токио, где как раз безвылазно лежит в больнице их мать... Тут стоит сразу же оговориться, что 'неизлечимо' не равно 'смертельно'!.. Просто вот такая витает атмосфера с налётом драматичности, но без тени искусственно раздутого трагизма...
Дом, куда заселяется отец с дочками, обветшалый и по селу о нём ходит молва, что там живут призраки!!! Но наши трое не выказывают ни страха, ни даже тревоги. Да и не похоже, что здесь имеет место быть хоррору. Односельчане приветливо встречают приезжих. Один лишь Кенту проявляет подозрительность. Новенькие в доме с призраками? Ну уж нет!.. Однако даже четырёхлетняя Мэй повторяет: 'Мне не страшно!', - и ей веришь. Сацуки же - её старшая восьмилетняя сестра выглядит уже зрелой, но без нарочитости. И без тягости. Что поделать, мама болеет, вот и берётся девочка не по-детски за взрослые бытовые дела. Она не пеняет на судьбу при этом. Папа же часто и много времени проводит то на работе, то за работой дома!.. И кстати, когда босс студии Тосио Судзуки заявил, что не бывает столь идеальных детей, Миядзаки сказал: 'А вот и бывает! Я таким был!'. Что ж, верим, Мистер, почему бы и нет!..
Итак, я ничего не сказал до сих пор о Тоторо. Но ведь и в фильме он появился не сразу! Сначала чёрные чернушки. Да, те самые, из 'Унесённых призраками'! Только 'Тоторо' был раньше. Взрослые не видят Тоторо. Чтобы увидеть эту плюшевую няху нужно быть ребёнком!!! Поэтому Сацуки удаётся впервые взглянуть на Лесника тогда, когда она словно бы вспоминает, что она ещё ребёнок сама. Так мэтр Хаяо Миядзаки возвращает нас в детство. Вообще в лоб у Мастера никогда не бывает! Нужно додумываться самому. Ну или на крайняк воспользоваться подсказками других исследователей. Только с осторожностью! А то до такого могут эти дебри завести!.. Что даже дорога к камфорному дереву покажется калиткой...
Для самых ли маленьких это произведение? Ну, это точно не кодомо-аниме! Для детей ежели, то здесь затронуты слишком серьёзные темы!.. Болезнь и разлука, работа и одиночество. Страх за потерю родных... А чего стоит маленькая туфелька, найденная в реке!!!
Как и чем закончилась эта история? Ну вот титры дают нам чёткое понимание!!! Примите искреннюю благодарность, господин Миядзаки за это!..
Вот такая в чём-то даже камерная история вышла!.. Образы, придуманные Мэтром анимации поселились корнями в нише мирового кинематографа!!! Тоторо появлялся потом и в 'Pixar'... Мерч догнал студию, которая недобрала при показе в кинотеатрах. Котобус и Тоторо сошли с экранов и стали игрушками. Ну а про фирменный товарный знак я уже сказал.
Приятного просмотра!
10 из 10
Мультипликационный артхаус - дом художественной мультипликации.
Что-то было такое в конце 80-х. Мир стоял на пороге чего-то нового. Много было слов о мире, о разрушении стен и прочих преград. Казалось, что бесконечные военные гонки закончатся. Впереди должны были быть только экономические состязания, но не всё бывает так, как мы хотим.
Кино в ту эпоху не сказать, что стремительно развивалось, но появлялись первые действительно пристойные моментики с компьютерной графикой. Фильмы становились очень реалистичными и с точки зрения практических эффектов. Блокбастеры не были ещё массовым еженедельным явлением для Голливуда, но выходили периодически.
Мультики тоже начинали меняться, но им ещё пару десятилетий понадобится до развития в ранг настоящих блокбастеров с действительно огромными бюджетами и кассовыми сборами (за исключением Диснея и Пиксар, которые раньше прочих сначала порознь, а потом и вместе 'рвали кассу' так, как конкурентам и не снилось). В некоторых появилась суровость жизни, а в других - необычная сказочность. Что-то вроде мультипликационного артхауса, но рассчитанного на массового зрителя. При этом сказочность была сказочностью, но всё остальное рисовалось натурально, реализм был полный, что только больше погружало в мульт, прибавляло веры происходящему, даже звуки стали натуральными, живыми. Музыка же прибавляла почти карнавального эффекта всему действу - какое-то почти бесконечное празднество с маскарадом разных существ.
Некоторые мультипликаторы довольно рано осознали, что в век развитого ракетостроения и освоения космоса дети начали развиваться очень быстро. Часто они довольно рано обгоняли по некоторым критериям развития своих родителей, родившихся в совершенно другую эпоху, когда в космос ещё не пуляли ракетами.
Поэтому с некоторых пор мультфильмы для детей стали обрастать вполне взрослыми сюжетами, в том числе приключенческими, паранормальными, мистическими, отчасти страшными. У детей советского периода такого не было почти - их держали на голодном пайке, в который входили преимущественно чисто полезные картины с очень добрыми сюжетами, поучительные (например, о пользе умывания и чистке зубов, о настоящей дружбе, взаимопомощи и т.п.), обычно совсем без сверхъестественного (хотя Баба-яга, наверное, была и прочие), отчасти идеологически выверенные под своё время, естественно... максимум злого там было разве что бандиты с большой дороги... и те выглядели добряками почти. Но и наша киношка условно добрая, хотя мистика доброй не бывает в принципе. Мистика - вера в существование сверхъестественных сил, которые в нашем мире редко олицетворяют добро.
Условно западная киношка всегда размывала границы, шла дальше... куда только позволял закон и фантазия/стремления авторов. Например, в нашем фильме показали эпизод с совместным приёмом водных процедур взрослого и детей. Такое в СССР не дали бы транслировать даже в Перестройку, как кажется. Ничего 'лишнего' не показано, но в сауне папа и дочки сидят без одежды, как можно понять, играют, моются, веселятся. С одной стороны всё безобидно, но с другой есть понимание, что сцену можно было и не показывать (хотя вот голых мужиков и баб в бане в русских фильмах всегда было много). Но это современный извращенный ум из современных реалий мира такое узрел. В 80-е, вполне возможно, даже и мысли подобной для написания абзаца не возникло бы. Можно даже позавидовать себе прошлому, вообще прошлому за то, что чище был взгляд, без всяких худых мушек летающих в поле зрения. А сегодня, к примеру, соцсети очень строго к любому детскому контенту относятся - мушек там пруд пруди, как в нашем фильме, где по стенам и потолками иногда бегают толпы чёрных 'морских ежей'.
Что ещё взрослого в фильме? Мимика, лица детей. Их нарочито взрослыми нарисовали. Такого тоже было очень мало в советской мультипликации. Вообще, это стандарт уже сегодня для анимации японской - рисовать и малых, и взрослых старше, чем они есть на самом деле по возрасту. Дети быстро растут. Недавно, стоя в магазине, услышал как у кассы малой (до пупка ростом) пожурил маму при всех почти нецензурным словом... мать, уже привыкшая видать, посмеялась и отвесила ему ответ схожим манером, и специально, чтобы все слышали (задел её малец, видать). В 90-ые и позже много своеобразных мультиков в категории 'для старших' появится, где детки будут говорить и творить некоторые вещи почти совсем как взрослые, как мы знаем. Поэтому сегодня ценится киношка, старая, почти ламповая, без современных 'наворотов'.
Наш мультик именно такой добрый, хотя и будничный как бы. Дети так легко принимают мистику, легко дружат со своим 'косолапым мишкой' - огромным чудо-зверем, который при желании мог бы поместить малого ребёнка у себя во рту, да ещё и место бы осталось. Если же сравнить с чем-то, то это, естественно, Алиса в стране чудес. Две юные Алисы в стороне лесной.
И ты там тоже путешествуешь по стране сверхъестественного, по чьему-то детству, по чьим-то воспоминаниям. Авторы подобных сказок не могут не использовать свои собственные чувства и воспоминания. Это ахиллесова пята любого творческого человека - его арт-искусство, в котором он часто воспроизводит, себя, свою память, свои желания волшебства и сказок, свои страхи.
Хотя весь мультик сумбурен во многом, хаотичен, как и все произведения автора. Тут не то что самобытность японской манеры изобразительного искусства, а свой собственный артхаусный подход к отображению... никто не знает чего. Поэтому каждый зритель 'никто не знает чего' видит по-своему, каждый находит тут что-то своё. Находит и тут же теряет, как детство, которое мы нашли, не искав его когда-то, а потом забыли/потеряли быстро, мгновенно почти и незаметно для нас.
'Сон да не сон!'
Если бы меня спросили на что похожи фильмы Хаяо Миядзаки, я бы, пожалуй, сказал, что на сказки Владислава Крапивина. Это истории о счастливом детстве, когда весь огромный окружающий мир воспринимается как чудесная сказка, твои родители живы и они здоровые и молодые, а каждый прожитый день тянется как бесконечное приключение!
Наверняка каждый из вас не забыл это чувство исследователя и первооткрывателя всего вокруг где дерево может служить целой крепостью где можно спрятаться вместе с друзьями или подругами, ручеек быть огромной и бурной рекой по которому смело сплавится ваш палочный флот, ветер в печной трубе это чья-то таинственная и немного печальная песня, а под каждым кустом или камнем наверняка может жить кто-то волшебный. Нужно только уметь смотреть.
Но это в детстве. В ту золотую пору каждый из нас способен смотреть, слушать и впитывать окружающую тебя вселенную как нечто прекрасное и единой с тобой целое. Взрослые же дела, рутина и бытовуха со временем убивают и притупляют такие возможности. Хотя об этом куда как лучше меня уже говорили многие замечательные писатели вроде Антуана Экзюпери. Добавлю лишь, что для сохранения детской и наивной любви к миру и окружающим себя людям нужно быть очень хорошим человеком, а чтобы уметь создать произведение, которое на момент просмотра перенесёт в это мир каждого, нужно как Миядзаки быть настоящим добрым волшебником!
Отдельным и важным моментом здесь является ещё ручная, а не компьютерная рисовка студии Гибли. Люди буквально вложили в создание этой работы невероятное количество времени, труда и частичку своей души отчего всё и получилось столь непередаваемо прекрасно.
Сюжет, как и в любой хорошей сказке довольно прост. В связи с болезнью матери отец двух маленьких дочерей перевозит их в дом на природе. Маленькая девочка по имени Сацке и её младшая сестра Мэй быстро обнаруживают, что в доме и в лесу рядом с ним живёт кто-то очень необычный и решают не упускать возможность пуститься в это загадочное приключение.
Как взрослый и скоро, наверное, уже даже пожилой зритель я, конечно, могу дополнительно отметить, что посыл Миядзаки для нашего брата более глубокий и является послевоенной терапией и посылом для человечества. Что людям бы лучше побольше любить и помогать друг другу, и беречь природу, а вместо ядерных грибов выращивать огромные и зелёные дубы до небес, потому что кто, если не мы.
Но знаете что? Я вам советую попробовать посмотреть на эту историю глазами её персонажей, глазами маленьких и чистых душой детей и ненадолго вспомнить, какой он, мир детства.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мой сосед Тоторо 1988 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Сестры Сацуки и Мэй переезжают вместе с папой в деревенский дом. Однажды девочки обнаруживают, что по соседству с ними живут лесные духи — хранители леса во главе со своим могущественным и добрым повелителем Тоторо. Постепенно Тоторо становится другом девочек, помогая им в их повседневных приключениях.
Мой сосед Тоторо / My Neighbor Totoro 1988, Япония, аниме, мультфильм, приключения, семейный, фэнтези