Галерея
Интересные факты 11
Актеры 41
Съемочная группа 19
Рекомендуем 15
Похожие 14
Отзывы к
фильму
20
Одной из моих самых любимых книжек в детстве была «Первый космонавт» Виктора Синицына. До сих пор помню её белую обложку с рисунком ракеты-носителя «Восток».
Именно благодаря этой книге я и узнал, кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин и чем же он так прославился. На протяжении школьных лет я постоянно перелистывал страницы этой книжки и снова и снова перечитывал рассказы в Первом космонавте.
Детские впечатления ожили во мне во время просмотра биографического фильма благодаря кинокадрам. Хотя, признаюсь, моё стремление посмотреть этот фильм было немножко другое. Мне хотелось увидеть Юрия Гагарина именно, как человека, а не как идола Советского строя. Всё-таки идеализировать знаменитых людей во времена СССР было традицией. Вспоминаются бесконечные рассказы про то, каким образцовым и воспитанным мальчиком был в своём детстве Володя Ульянов (Ленин). Большинство этих рассказов, я уверен, имели очень мало общего с реальной историей будущего вождя мирового пролетариата. Но свою роль они выполняли беспрекословно: мы, Советские мальчишки чуть ли не с пелёнок узнавали про личность Ульянова-Ленина и про то, каким он был положительным во всех отношениях. Потом, взрослея, мы начинали читать другие рассказы, где Ленин был уже старше, но и при этом он продолжал оставаться для всех и во всём примером. Одним словом, Ленин рос вместе с нами. Почти на каждый возрастной промежуток нашей жизни находился соответствующий рассказ и о его бытии. К чему это я вспомнил про Ленина? Да, собственно к тому, что и с Юрием Гагариным в моём детстве тоже было нечто подобное. История детства Первого космонавта проникала в наше сознание с самых ранних лет. И Юрий Алексеевич, тоже взрослел вместе с нами в рассказах о его детстве, отрочестве, молодости вплоть до подготовки к полёту в космос.
Но вернёмся к фильму. В этой истории очень хотелось увидеть людей. Их характеры. Их сомнения, страдания, переживания, сложности с которыми они сталкиваются и то, как они их преодолевают. Хотелось увидеть какой-то эпизод из жизни Юрия Гагарина. Не его легендарный полёт, а именно случай из жизни, который характеризовал бы его, как обычного человека. Но, к моему сожалению ни одного такого эпизода из жизни Юрия в сюжете фильма не обнаружилось. На меня с экрана, словно с иллюстраций книжки Виктора Синицына смотрел улыбающийся парень в скафандре. Он улыбался всё время, что бы там с ним не происходило по сюжету. А на его голове была идеальная правильная причёска. Волосок к волоску. И тогда я начал понимать, что перед нами всё-таки не фильм о человеке и его непростой судьбе, а всего лишь ожившие картинки. Необычайно статичен был Юрий Гагарин в исполнении Ярослава Жалнина. Столь же статичен был генеральный конструктор Сергей Королёв (Михаил Филиппов). Супруга Валентина Гагарина (Ольга Иванова) тоже застыла с одинаковым выражением лица, как на фото. Да и родители Гагарина тоже эмоциями не блестали. То есть, персонажи фильма — это не люди со своими характерами, своими сомнениями и своим поиском. Это были именно плоские человечки с книжных иллюстраций. Они не ошибаются, они не переживают, они вообще не думают. Они всегда и всё делают правильно, чтобы на них ориентировалось будущее поколение.
Полёт Гагарина — это главная сюжетная линия фильма. От первого до последнего кадра. Не зря же хронометраж фильма составляет 108 минут — то самое время полёта Юрия Гагарина вокруг земли. Постарались монтажёры. Задание выполнили на пять. Но стоило ли оно того? Может правильнее было бы не слепо следовать за хроном, а дать больше простора для раскрытия характера героя?
Увы, за 108 минут душа главного героя улетучилась бесследно, уступив место улыбчивому парню с фотографии. Такому же жизнерадостному и такому же плоскому.
Этапы воспоминаний, переносящие нас в юность, детство Юрия Алексеевича. Они столь скоротечны и поверхностны, что не дают даже толком понять: в каких же условиях происходит то или иное событие, и что руководит героем для принятия решения. К тому же и даны они не в хронологическом порядке, а хаотично. Словно раскрываешь книжку в центре, увидел одну картинку и один рассказ. Начал читать, не дочитал, перелистнул на несколько страниц назад. Начал читать что было раньше. Бросил. Полез ближе к финалу…
Молодой лётчик сажает самолёт, пристроившись пятой точкой на собственный планшет. Потом он уже делает на балу предложение какой-то девушке… потом он же, но уже маленький пытается снять своего брата повешенного за шарф, а спустя несколько минут ему говорят, что он скоро станет отцом. Какой-то винегрет получается. Но дело всё в том, что винегрет сей потом остаётся и у зрителя в головах. Хочется какой-то детализации, аргументации поступков данного героя, а их нет. Создатели фильма уже переносят нас к новой странице в книжке.
Сопоставляя этот фильм с аналогичной лентой о космических первопроходцах «Время первых» Дмитрия Киселёва, скажу с уверенностью, что лента про выход в космос Алексея Леонова зашла мне значительно глубже. Поскольку там, пусть и штрих-пунктирно но была показана вся тяжесть работы по подготовке очередного полёта в космос.
Академик Королёв в исполнении Виктора Ильина был восхитителен. Пусть он и не имел такого портретного сходства, какое было достигнуто с Михаилом Филипповым. И волосок к волоску там не был подогнан на голове. Но там был человек. Великий Человек, который во имя достижения цели Государственного масштаба готов был сутками работать в КБ. И на такого Королёва хотелось смотреть, и хотелось ему сопереживать. В случае же с Виктором Филипповым — у нас есть деловой дядька в шляпе, который вальяжно перемещается в кадре, обращается к молодым космонавтам: «Орёлики» (совсем, как в книжке), и всегда и везде сдержан и спокоен. То же самое можно уверенно сказать и про космонавтов во «Время первых»: Алексея Леонова (Евгений Миронов) и Павел Беляев (Константин Хабенский). Там живые эмоциональные ребята, которые шутят, спорят, думают, сомневаются, одним словом — живут. Увы, но в ситуации с Ярославом Жалниным в «Гагарине» я такого не увидел. Слишком сильно он старался быть похожим на своего персонажа, улыбающегося с многочисленных фотографий. Он старался следовать этому принципу, очевидно забывая, что между фотографиями герой просто должен жить.
Но, в целом, я назову фильм достойным. Такие картины определённо нужны для воспитания нашей молодёжи, чтобы она не слишком увлекалась Джокерами, Суперменами, Пеннивайзами и прочей американской мухобелью. Всё-таки нужно смотреть на наших русских парней, бросивших вызов космосу и одержавших победу в этом сражении, вписав свои имена золотыми буквами в Мировую историю космонавтики.
12 апреля 1961 года вписано золотыми буквами в историю Отечества! Ведь именно в этот день произошло событие, которое и поныне видится настоящим прорывом всего человечества: Советский Союз совершает запуск первого человека в космическое пространство!!!
С космодрома Байконур Ракетоноситель «Восток» с кораблём «Восток-1» поднимает ввысь человека, ставшего Легендой!!! Об этом и пойдёт фильм. Но и не только об этом. Тут идея в том, чтоб показать и сам полёт, и события и переживания Юрия Гагарина, начиная с его детства. Так, флэшбеками у зрителя складывается картина всего, что привело к мечте не только мальчика Юры, но и всего народа, а также складывается воедино и образ героя.
Начинается же действо с прохода по космодрому Байконур Сергея Павловича Королёва. Далее показаны ребята: Юрий Гагарин и Герман Титов (Вадим Мичман). Как-то намедни они в шляпу с такими же как они, готовыми лететь в космос космонавтами, положили бумажки с написанными на них их собственными фамилиями: затеяли выявить лучшего среди них. Ну, просто так… между собой. И вот, в ночь, накануне полёта не спится. И звучит интересный диалог между Германом и Гагариным. Юрий спросил:
- Ты чьё имя написал?
- Твоё, конечно! А ты?..
И нас оставили в незнании: чьё же имя написал на бумажке и положил в шляпу Юрий… Но консультант картины Александр Валентинович Глушко, от услуг которого во время производства отказался режиссёр Павел Пархоменко, проливает свет на этот момент. В настоящей действительности Юрий ответил в духе ответа Титова, дескать, конечно, твоё имя, Герман; конечно, ты — лучший из нас!..
Что произошло между Глушко-младшим и главным рулевым картины — неизвестно широкой публике, но из истории первого полёта человека в космос исчез Валентин Петрович Глушко — инженер и конструктор космических систем, без которого уж точно никак бы не обошлись бы в этой отрасли…
Главным мэтром запуска здесь поставили именно что Королёва. По сути, так и есть, но не вычёркивать же из произошедших событий личность только потому, что много лет спустя создатель ленты что-то не поделил с его сыном… И кстати Королёв Михаила Филиппова слишком уж по-отечески обходился со всеми, а известно, что Сергей Павлович в жизни был довольно деспотичным академиком!
Клич Гагарина «Поехали!» здесь звучит как-то робко. Словно он сам себе под нос это тихонько сказал. Но как по мне Ярослав Жалнин попал в роль стопроцентным попаданием!!! Да и не будем забывать, что при производстве картины главными действующими лицами стали члены семьи космонавта, которая дала добро на съёмки. А значит, одобрили и кандидатуру молодого актёра.
Замечательно, что фильм выглядит, словно он советский. Не опошлённый, не перевранный. Да, некоторые факты изменены. Но и кино, хоть и биографическое, но и художественное! И что тут из серьёзных расхождений? То, что жёны космонавтов собрались писать Каманину? Да это просто свободная вставка!..
Кстати! В роли Николая Каманина выступил Владимир Стеклов — цитирую — единственный из съёмочной группы, у кого был опыт космической подготовки…
Очень понравился в роли Алексея Ивановича Гагарина Виктор Проскурин. А вот про экранную мать Юрия — про Надежду Маркину — я так сказать не могу. Иногда казалось, что не вживается в роль (Станиславский бы не одобрил).
Также в картине можно найти интересные наблюдения про мировоззрение первого космонавта. На вопрос Королёва «верит ли он», Гагарин вопрошает в ответ: «Во что, Сергей Павлович?». Ну, тут как бы ясно, что в счастливый полёт, в светлое будущее… А вот, когда его мать в детстве рассказывает о Боге, Юра заявляет: «Кабы Бог был, разве бы он допустил немцев?»… Также звучит и философия Циолковского!..
Ну и полёт… (Картина идёт в рваном ключе, я так писать не имею намерения). Полёт выглядит волнующе! Сказать, что буквально потрясает сознание при просмотре?.. Едва ли. Красота картинки хоть и соответствует технологии производства на момент выхода, но зрителя может зацепить разве что сама важность момента.
Но при всех достоинствах в картине имеется один жирный минус. Она невероятно тягуче исполнена. Это и мешает поставить ей самый высокий балл. И едва ли её захочется пересмотреть. Вот как повлияло нудное повествование на итоговый результат.
Но уже то, что она знакомит нас с первооткрывателями такого важного события, делает ей почёт. Этот фильм можно взять за основу для ознакомления с историей. Лично я для себя стал копать: кто же такой тот или иной персонаж и сравнивать то, что увидел, с тем, что на самом деле было.
Можно было бы ещё в конце рассказчику рассказать о судьбах действующих лиц. Например, что Гагарин стал, словно витриной для всего мира и буквально лишился свободного мышления. Что Быковский (здесь: Сергей Лактюнькин) летал уже не 108 минут, а 5 суток… Ну и так далее…
9 из 10
Данный фильм вышел 12 апреля 2014 года. Повествует он не только о первом полёте человека в космос, но и является краткой биографией Юрия Гагарина.
Фильм не показывает с самого начала подготовку космонавтов, он начинается с подготовки к полёту и самого полёта. Однако данная сценарная ветвь постоянно обрывается на флешбеки. Юрий Гагарин вспоминает своё детство, юность, знакомство с женой, отбор в отряд космонавтов. Флешбеки не очень длинные, однако хотелось бы видеть полёт Гагарина без прерываний на воспоминания. Но это скорее небольшая придирка, так как данный приём повествования не мешает восприятию целостности сюжета.
Первый полёт человека в космос это событие великое для всего мира, прорывное, однако фильм не передаёт всех атмосферу открытия и волнения перед стартом. Вообще, главная претензия к фильму заключается в том, что он не цепляет, за персонажами не переживаешь вообще. Тут и плавно переходим к актёрам.
Игра актёров это второй минус фильма. Актёры в фильме будто не доиграли, некоторые не особо выразительны, некоторые вообще не выражают никаких эмоций. Королёв в исполнении Филиппова слишком добрый, тихий и скучный, до Королёва в исполнении Владимира Ильина из «Время Первых» ему ещё далеко. Не знаю, какой реально в жизни был Гагарин, но в фильме он через чур позитивен и улыбчив, хотя исполнитель главной роли — Ярослав Жалнин отыгрывает роль чуть лучше остальных актёров.
Итак, что имеем в итоге? Картина повествующая о таком великом событии, как первый полёт человека в космос, не передаёт ни атмосферы, ни эмоций. Складывается ощущение, что смотришь какую нибудь мелодраму на телеканале «Россия 1», а не фильм о космосе. И нет, я не прошу какого-то экшона и спецэффектов, это не боевик, однако мне хочется больше эмоций и выразительных героев. Как исторический и немного биографический фильм — к просмотру обязательно, познавательно. Как художественный фильм… не знаю, если только вы увлечены темой космоса.
6 из 10 вполне обоснованно.
Столь же строгий отбор, который прошли кандидаты на первый полёт в космос, должны были пройти и создатели фильма о Гагарине. Этого не случилось, к сожалению.
Причём, главная проблема — это сценарий, то есть самое начало работы — перечеркивающее смысл дальнейших денежных и трудовых вложений.
Фильм напичкан совершенно бессмысленными сценами, в которых актёрам попросту нечего делать — идут какие-то обозначения вместо реального действия: тут мы покажем, как в детстве Юра с мамой говорили о звёздах (милота), тут мы обозначим, как Гагарин не боится умереть в полете (пафос), здесь опять милота с женой, а тут пафос работы конструкторском бюро. Набор открыточек, в которых нет никакого конфликта. И вот эти перетасовки «милота-пафос» очень изредка перемежаются реальным действием — полетом и напряженной работой специалистов на земле. Но этого действия крайне мало для полнометражного фильма.
Тем не менее, генетическая память о «Нашем космосе» как-то помогает всё это вытерпеть и постараться найти хорошие моменты.
Актёры играют неплохо (если бы их помещали в действительно конфликтные ситуации вместо «обозначений», то было бы вообще хорошо).
Отдельно стоит отметить работу Виктора Проскурина (он сыграл отца Гагарина).
Главный герой тоже держался достойно, несмотря на столь сложные «исходные данные» сценария.
Вот кого хочется отругать — так это человека, напичкавшего фильм дурацкой голливудской пафосной музыкой! Её так много, она так нелепа в изображении советских реалий!
Если создатели не надеялись на мастерство отечественных композиторов, то лучше бы обошлись тишиной — так как сам масштаб изображаемых событий вытянул бы на себе весь фильм. А получилось сознательное «удешевление» реальности. Особенно ярко этот контраст проявляется, когда в финале фильма нам демонстрируются кадры хроники. Она впечатляет без всяких спецэффектов.
Тем не менее, данная рецензия не является отрицательной, так как создатели фильма сделали огромный шаг в верном направлении — рассказе о наших настоящих Героях, которых ни в коем случае нельзя забывать. Наоборот, именно они (а не выдуманные бэтмэны и человеки-пауки) должны формировать мировоззрение зрителей — особенно юных.
Поэтому я лично очень буду ждать нового фильма о главном герое человеческой цивилизации — Юрие Гагарине. Только на сей раз фильм должен быть под стать такому герою.
Пока же (за благие начинания)
5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Гагарин. Первый в космосе 2013 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США. В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением...
Гагарин. Первый в космосе / Gagarin. Pervyy v kosmose 2013, Россия, драма, биография, история