Галерея
Интересные факты 4
Актеры 15
Съемочная группа 9
Рекомендуем 4
Похожие 21
Отзывы к
фильму
13
В этом фильме нам пытаются рассказать о том, как пытались ловить известного серийного убийцу Андрея Чикатило. Именно пытались. Ибо попался злодей не благодаря многолетним розыскным мероприятиям, а благодаря бдительности простого постового сержанта, который преподнёс маньяка следователям на блюдечке с голубой каёмочкой. Именно тогда будущий замминистра Владимир Колесников выехал на задержание, прихватив с собой ребят покрепче.
Только в фильме всё это пунктиром. Вон и сержант тот из леса с расстёгнутыми брюками выскакивает, и Колесников с коллегами Андрея Романыча в кольцо берёт. Гораздо больше внимания уделено в общем-то второстепенному оперу Буракову, который уже, кстати, опытным сотрудником был, а не начинающим лейтенантом. Здесь он показан главным героем, который вобрал в себя целую кучу работников милиции и прокуратуры.
В самом первом кадре, когда судебно-медицинский эксперт даёт поручение оперу, используя оборот «Меня не волнует как!», я подумал, что это комедия. Давно ли эксперт в бубен не получал? Потом, когда этот эксперт оказался в кабинете милицейского полковника, стало уже не смешно. Вроде бы он вообще Минздраву тогда подчинялся и на вопросы юридического характера вообще не имел компетенции отвечать. Эксперт говорит, к примеру, что смерть наступила от проникновения в сердце острого предмета длиной не менее 200 и шириной 25 миллиметров, а уж как он туда попал, решает следователь. Если только покойника не привезли к нему на стол с этим предметом в груди.
Кстати, дела о подобного рода преступлениях тогда вели следователи прокуратуры, которые милиционеру Фетисову никак не подчинялись. Опера лишь выполняли отдельные поручения. Впрочем, как и сейчас. Оттого, что следователь — это процессуальное лицо, а опер — нет.
Но это всё лирика. Хотя по сравнению с этим погоны на форме, как и сама форма — полная чушь. Хуже всего другое. Вот некий Бондарчук в исполнении британского актёра Джосса Экленда требует отпустить подозреваемого в совершении нескольких убийств на основании того, что он — член партии! Жуть! Коммуниста арестовали! Авторы просто видимо не в курсе, что в 1984 году Чикатило был арестован и осуждён, а потом исключён из партии всего лишь за кражу аккумулятора! А тут куча жмуриков. Подумаешь, убил кого-то, там аккумулятор украли.
Беда в том, что фильм полностью не соответствует действительности, кроме пары незначительных моментов. Самое печальное, что это ухитрились снять после падения железного занавеса, когда приехать в Россию, в места, так сказать, «боевой славы» главного героя и поговорить лично со всеми, кто рядом стоял, проблем не было никаких. Вспомните, как тогда иностранцев у нас облизывали. Однако у авторов хватило денег лишь на билет до Будапешта, где они и сняли своё творение. А может быть, подумали, что в страну, где жило такое чудовище, ехать опасно.
После этого уже не важно как снимал оператор, как выставлялся свет. Важно лишь то, что зрителя пытаются убедить, дескать маньяк всемирного масштаба много лет оставался на свободе только из-за противодействия со стороны партийного руководства насквозь порочного тоталитарного советского государства, оставляя за бортом все другие причины. С другой стороны, не зря Бураков произносит свою реплику о том, что у ФБР намного больший опыт в таких делах. Просто у них там преступлений такого рода намного больше. Радоваться надо.
И ещё. Джеффри ДеМанн сыграл действительно классно, вчистую переигрывая всех своих партнёров по съёмочной площадке. К сожалению, для такого фильма это уже не принципиально.
1 из 10
15.05.1988. Неподалеку от Ростова-на-Дону в ближайшей лесополосе найдено изуродованное тело 9-летнего А. В.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Очередное убийство, мать его!. Ребенок. Разыскиваемый мной и опергруппой в рамках дела «Лесополоса» субъект крайне опасен и непредсказуем в своих действиях. В его зверствах есть определенная система, но нет определенного типа жертв. Насилие чрезвычайно, зашкаливающая жестокость по отношению как к детям, так и к женщинам, мужчинам и старикам. Неужели тот гад столь незаметен? Припоминаю Сливко… Нет, Ломброзо явно в своих теориях ошибался. Нет ни зацепок, ни свидетелей… Где ж Ты? И кто Ты?»
8.03.1989. Г. Шахты. В канализационном люке обнаружены останки неизвестной женщины, впоследствии опознанной как Т. Р. Жертва подверглась сексуальному насилию.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Чует мое сердце, он близко. Последнее преступление в Шахтах обескуражило. Вроде и типичная для разыскиваемого жестокость и почти бессистемность действий. Но, наконец-то, есть свидетель. Более-менее. Пьяный мужичок. Он видел его у рельс. Описать не смог ввиду своей перманентной нетрезвости. Почти не смог, но фоторобот «Гражданина Икса» дополнился(хоть что-то). Он ему даже помогал переносить ношу, оказывается, с останками Т. Р. Нужно шерстить вновь леса и окружающие жилища.»
1.05.1989. В лесополосе найдено тело Е. В. Труп выпотрошен, отсутствуют некоторые внутренние органы, в том числе матка и груди.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Исследование близлежащей полосы и домов у ее кронки оказались бесполезны. Очередная жертва. Явно маньяк действовал на виду, не скрывался. Втерся в доверие. Иначе как эта красивая девушка поверила и пошла? Он словно играет и с КГБ, и с милицией. Опрос жителей не дает ничего. Фоторобот бесполезен.»
8. 05.1990. Обнаружено тело Я. М. Отсутствует прямая кишка, есть следы сексуального и посмертного насилия.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Дала нам жару не так давно, в конце прошлого годка-то, мать одного из бесследно пропавших. Начала свое следствие. Ходила по электричкам, по остановкам автобусов и троллейбусов. Опрашивала, бедная. Конечно, ее усилия бесплодны оказались. Сынка ее нашли мертвым в декабре, а вновь 8 марта случился очередной кошмар. Ребенок. Еще ЦК давит: ловите, мол, скорее. Энтузиазм у всех почти нулевой. В стране хлам и бардак, а тут еще и наш субьект сошел с катушек. Он уже не играет с милицией. Он обнаглел вовсе. Но надо искать, нужны реальные зацепки. Психологический портрет дал определенные результаты. Пара психов отловлено, но никого похожего»
17. 09.1990. Найден убитым И. Ф. На теле следы многочисленных ножевых ран, отсутствуют половые органы. В руках убитый держал вырванный клок седых волос.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Есть!!! Наконец-то прорыв. Последний убитый, мальчик, держал в руках улику. Жаль, что нет возможности провести детальную судмедэкспертизу по волосам. Но нам стал ясен внешний вид маньяка. Портрет вырисовывается и фоторобот обретает черты. Неясные, но кажется, что мы очень близко.»
21.09.1990. Найдено изуродованное тело несовершеннолетнего В. Г.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Сссобака, он с ума сошел словно! Чует, тварь, что скоро попадется, потому и убивает, убивает, убивает… Есть свидетели, но они чего-то бесполезны. Лепечат, славы захотели, топчемся на месте, хотя прорыв должен случится… преимущественно ростовская пьянь эти свидетели. Кажется, что Он совсем близко, уже дышит в спину и словно ухмыляется напоследок. Нет, ты не уйдешь.. Не сейчас»
2.10. 1990. Лесополоса, Шахты. Обнаружено тело В. Т.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Скорее бы конец этому делу! Кажется, я скоро умру на этой работе. Поиск, опросы, судмедэеспертизы новых обнаруженных тел. Пока все без толку. Мы топчемся на месте… Маньяк, словно невидимка, притаился и выжидает. Вот мы успокоимся, а он опять… Не бывать этому, дружок! Я знаю, ты ближе, чем кажется. Но кто же ТЫ? Будто Сатана в тебе, хитришь, изворачиваешься, мучаешь меня во снах.»
13.11.1990. Станция «Донлесхоз». Лесополоса. Обнаружено тело проститутки С. К.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Наконец-то полегчало. Он спойман. Я так и думал, что мы все время кого-то упускали из виду. Прав был. Андрей Романович Чикатило — имя монстра. Произносить противно, а уж общаться… Эти засаленные очки, взгляд иронично-издевательский. Как я не обнаружил его сразу?! Ведь можно было предотвратить массу убийств еще тогда, в 1984 году, но ему, сукиному сыну, везло. Уже косит из себя больного. Видали и не таких.. Завтра в его жилище, а потом обыски, очные ставки, освидетельствования. Нет, он не псих и не социопат. Серийный маньяк с явно дуалистичным мышлением. Приличный человек, по опросам соседей. Все они таковы…»
Период следственных действий.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Я немало расследовал дел о серийниках, но Чикатило по определению самый страшный из них. Его кажущаяся бессистемность действий вовсе не бессистемна. Он знал, что творил. Всегда. Слышал, говорил мне, что, мол, брата его сьели во время голода, детство тяжелое, с женщинами проблемы. Очень типично и страшно по сути. Неприметный очкастый мужичок, член КПСС с какого-то там лохматого года. Вспомнил Сливко.. Все то же, все там же. Маски, а под ними — морок и мразь. Невыносимо видеть горе родственников убиенным им людей, а ведь еще суд в 1992 году.»
14.02.1994. Андрей Чикатило расстрелян в Новочеркасской тюрьме. Последние аппелляции о помиловании отклонены на высшем государственном уровне.
Из дневниковых записей Виктора Буракова: «Легко на душе, хоть и зима в Ростове в самом разгаре. Все ж таки февраль! Чикатило расстрелян, впрочем, его имя не стерто из анналов истории. Матери, отцы помнят. Их боль неумолима и неизбывна. Слышал в травмае люд торочит, что не расстрелян, жив, отправлен для эспериментов. Не хочу верить! Пусть Ростов спит спокойно, хотя бы немного. Надеюсь, более мне не придется сталкиваться с таким ужасом.»
От автора. По соображениям этики имена реальных жертв не названы.
«Гражданин Икс» 1995 года, снятый режиссером Крисом Джеролмо, является удачной попыткой осмыслить по горячим следам ужасные дела самого страшного советского маньяка. Герой актера Стивена Ри, лейтенант Виктор Бураков, напрямую списан со следователя Иссы Костоева, доведшего до логического финала дело маньяка. У всех же остальных персонажей ленты, сыгранных Дональдом Сазерлендом, Джеффри ДеМанном, Джоссем Оклендом и прочими, имена не изменены.
Фильм «Гражданин Икс» — это реалистичное, жуткое и страшное повествование, выглядящее ныне и как историко-криминалистический экскурс, и как вневременной абсолют, ибо маньяки существовали всегда; эта киноработа дает понять саму природу этих нелюдей, на миг коснуться духовной тьмы одного из их жутких представителей. Не столько формалистский детектив, сколь срез постзастойной эпохи, история поиска сексуального чудовища, насильника и детоубийцы Чикатило и квинтэссенция судьб его жертв и следователей. Непростое и вышедшее за тесные рамки телеформата кино, которое рекомендуемо всем к просмотру и вдумчивому осмыслению.
Детективная история по мотивам реальных событий, где главным действующим лицом является обрекший сомнительную славу человек. Человек, чье имя, широко известное за рубежом, стало одним символом бесчеловечности и чудовищной жестокости. В отечественном кинематографе не случилось до сих пор попыток отображения подобного феномена (за исключением цикла серий «Криминальная Россия»), хотя на подобные истории очень падки создатели фильмов.
«Гражданин Х» был снят на следующий год после расстрела Чикатило, и это один из немногих фильмов, где не встречаются откровенные стереотипы и шаблоны о советском союзе в духе медведей с балалайками на улицах, как это свойственно некоторым американским блокбастерам, связанных с русскими. Создатели картины представили свое видение происходивших событий и, пожалуй, им вполне адекватно удалось передать атмосферу общества под давлением авторитарного режима, в которой совершал свои зверства недочеловек, и, самое главное, атмосферу в какой велось следствие.
Персонажи фильма представлены довольно эмоционально сдержанными, что видимо соответствует представлениям запада о мрачных и суровых русских. Однако же и сквозь эту сдержанность удалось обозначить притягательность персонажей, действительно способных вызвать сопереживание и, на самом деле, испытывающих огромное внутренне напряжение. Вообще в картине нет не какого стёба и высмеивания русских. Единственное порицание в этой картине- это порицание и попытка обличения советской системы, с бюрократическими ребусами которой приходится бороться главному герою наравне с его борьбой против маньяка. То, что главный герой- следователь Бураков, достоин восхищения, говорится в фильме открытым текстом, при чем якобы от лица американского специалиста. Кому же как не американцам выступать в качестве мерила профессионализма и компетентности, иначе недогадливый зритель и не поймет, что советскими следователи были профессионалами. Символичным моментом в фильме, связанной с поимкой Чикатило, выступает как раз перестроечный период, подвинувший устои инертной советской системы.
Сам фильм может показаться нудноватым и далеким от динамичности, лишенным элементов триллера, но, как мне кажется, создатели фильма пошли на это сознательно дабы передать тягучесть и тяжесть на подъём системы.
В общем, получилась вполне достойная экранизация, которую можно посмотреть российскому зрителю без всякого неприятия.
И еще, в фильме нет стремления проникнуть в тонкий ранимый внутренний мир главной «звезды»- Чикатилло, и нет весомых попыток объяснить или попытаться объяснить возникновение этого чудовища в человеческом обличии. В нем акцент сделан на ходе расследования и на бюрократических припонах, расследованию препятствовавших.
7 из 10
Фильм снятый американцами о советском маньяке в 1995 году, на основе реальных событий, даже с сохранением фамилий действующих лиц. Казалось бы, советский союз распался и можно было снять кино достоверное, объективное, но американцы не смогли еще отойти от холодной войны и сняли «клюкву» с явным антисоветским уклоном. И что поражает, некоторые детали советской действительности изложены с педантичной точностью, а в некоторых эпизодах просто абсурд. В фильме достаточно автомобилей советского производства, хотя и встречаются какие-то доисторические экземпляры. Действия фильма проходят в 80-ые и 90-ые годы и в кабинетах последовательно меняются портретики генеральных секретарей: Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачев, также почему то в кабинете с завидной частотой меняются многочисленные картины, будто это какой-то музей. Конечно в однокомнатной квартире главного положительного героя — следователя, стоит самовар на печи и старый черно-белый телевизор. Абсурдность заключается в том, что на такое важное дело назначается судмедэксперт, а не следователь, а также то, что он отчитывается какому-то выдуманному комитету, который состоит из полковника милиции, генерала КГБ (в погонах старшего лейтенанта), а также самого главного заправилы — председателя местной ячейки коммунистической партии. При этом из этого коммуниста сделали какого-то маразматика и что парадоксально, ему подчинялись абсолютно все, никто и вякнуть не смел.
Самая главная клюква фильма это конечно форма советских милиционеров. Возникает ощущение, что ее покупали в московской лавке сувениров и потом надевали на актеров, извратив все, что только можно. У полковника милиции на погонах здоровенные пуговицы с кителя; у охранника в тюрьме поверх рубахи нелепо надет ремень с портупеей; милиционер на вокзале вырядился как революционер — в какую то кепку начала века и шинель не по рангу, да еще потому, что из-за нищеты одеть больше нечего (и это в 80-ые то годы!). И вообще странно выглядят милиционеры перед всеми входами в здания милции: прям как фрицы в 17-и мгновениях весны. А сотрудники внутренних войск одетые в форму великой отечественной войны и стоящие каким-то непонятным строем перед генералом — это редкая хохма. И при этом генерал заставляет солдат повторять одно и тоже, как в американских фильмах про армию. Даже гражданское население одето как в 40-ые, и поэтому возникает ощущение, что создатели фильма изучали Россию по своим же клюквенным фильмам. Оказывается, мало нацепить небрежно первую попавшуюся советскую форму, чтобы создать атмосферу времени, надо еще выбить американскую дурь. Может показаться, что я излишне придираюсь, но по-моему для любого российского зрителя впечатление от фильма будет смазано различными ляпами.
Само раскрытие преступления, по версии американских режиссеров было затянуто в связи с особенностями советской системы. Создатели фильма не смогли избавиться от стереотипов, и сняли картину в своем стиле, и даже со смазливыми аплодисментами в конце. Само психологическое противоборство следователя и убийцы, мне кажется, представлено слабо, хотя к игре актеров претензий нет. Не хватает в фильме напряженности, нервозности — скорее плавное повествование без отступлений.
За попытки, за старания (все-таки некоторые фрагменты воспроизведены в соответствии с реальностью), этой картине можно поставить 3 — 4 балла. Тема фильма не из приятных, поэтому рекомендовать к просмотру не стану.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Гражданин Икс 1995 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Поиск продолжался восемь долгих лет. День за днем Виктор Бураков вел охоту за страшным маньяком — убийцей современности Андреем Чикатило.
Гражданин Икс / Citizen X 1995, США, драма, исторический, криминал, триллер