Галерея
Интересные факты 4
Актеры 25
Съемочная группа 13
Рекомендуем 16
Похожие 20
Отзывы к
фильму
11
И это не «фигура речи». Ведь премьера «Магазинчика за углом» состоялась в 1940-ом году, то есть ровно восемьдесят (!) лет назад, но история, которую рассказывают нам его создатели, как ни банально это звучит, нисколько не устарела.
Потому что и сегодня люди также, как персонажи данной картины — работники находящегося в Будапеште магазина некоего господина Матушека, живут в постоянном страхе перед возможным увольнением, пытаются в непростых обстоятельствах не падать духом, а те, кто помоложе, еще и ищут свое счастье.
Этот навеянный пьесой венгерского драматурга Миклоша Ласло «Парфюмерия» сюжет режиссер «Магазинчика…» Эрнст Любич воплощает на экране с присущими всему его творчеству тонкостью и изяществом.
Драматические ситуации, связанные в первую очередь с семейными проблемами Матушека (Фрэнк Морган) или служебными перипетиями Альфреда Кралика (Джеймс Стюарт) он старается, что называется, не «окрашивать» в совсем уж темные, безнадежные «тона». А лирической линии, отданной на откуп тому же Кралику-Стюарту и Кларе Новак (Маргарет Саллаван), придает изрядную долю иронии.
Благодаря всему этому смотрится «Магазинчик…» с удовольствием.
Однако абсолютно расслабиться не дает. Слишком уж серьезные темы режиссер и участники слаженного актерского ансамбля поднимают здесь в легкой форме.
К примеру, как вести себя цивилизованно, особенно тем, у кого в руках находится власть. Или — как победить в себе раба и, рискуя собственным положением, заступиться за несправедливо обиженного товарища. Словом, как остаться человеком тогда, когда это зачастую бывает трудно сделать.
Последнее, кстати, отличает многие киноленты «золотого века» Голливуда. Так что недаром «Магазинчик за углом» занимает в их перечне одно из наиболее видных мест.
1940 год в творческой биографии Джеймса Стюарта оказался не менее плодотворным, чем предыдущий, 1939-й (именно в 1940-м актёр снимется в фильме, который принесёт ему премию «Оскар», но об этом уже позднее). А картиной, с которой Стюарт начал тот год, стала рождественская романтическая комедия режиссёра Эрнста Любича «Магазинчик за углом», снятая на студии MGM.
Сюжет: Приблизительно середина 1930-х годов, Венгрия, Будапешт. На одной из улиц города расположен небольшой галантерейный магазин, принадлежащий Хьюго Матучеку (Фрэнк Морган). На протяжении девяти лет у него работает Альфред Кралик (Джеймс Стюарт), ныне — в качестве старшего продавца, но в последнее время Матучек стал относиться к своему работнику значительно холоднее, чем прежде, и Альфред никак не может понять, в чём причина такой перемены. Однажды, в магазин приходит девушка по имени Клара Новак (Маргарет Саллаван) в надежде, что её возьмут сюда продавщицей.
Поначалу Кларе отказывают, но после того, как ей удаётся «невозможное» (продать по двойной цене никому не нужную сигаретницу, выдав таковую за «особую шкатулку для конфет»), девушку принимают на работу. Правда, найти общего языка между собой Альфреду и Кларе не удаётся с самого начала, поэтому они постоянно ссорятся. При этом, оба абсолютно не подозревают, что «заочно» уже практически влюблены друг в друга: молодые люди давно состоят в переписке, а объединяет их общий почтовый ящик под N 237…
«Магазинчик за углом» является экранизацией (довольно востребованной в кино и театре) пьесы 1936 года «Парфюмерия» («Parfumerie», оригинальное венгерское название — «Illatszertar»), созданной американским драматургом венгерского происхождения Миклошем Ласло. За адаптацию пьесы для большого экрана отвечали сценаристы Самсон Рэфелсон и Бен Хект. Сложно сказать, насколько этот дуэт придерживался первоисточника, но сама картина с точки зрения сюжета интересна тем, что смотрится весьма необычно в контрасте с другими фильмами ведущих режиссёров Голливуда конца 30-х годов.
Скажем, в отличие от других работ Любича (не говоря уже про то, что снимали Капра, Уайлер, Хоукс и другие популярные в то время постановщики), «Магазинчик за углом» абсолютно не ставит перед собой никаких активных целей. Он не стремится агитировать (ни за, ни против чего-либо), критиковать, обличать или разоблачать (что-то или кого-то) и обходится практически без всякого пафоса и нравоучительности. Вместо этого, зрителю предлагается понаблюдать за вполне простой историей, которая может и не станет для него откровением, но, вместе с тем, обладает своим особым очарованием.
Основных сюжетных линий в «Магазинчике…» две (обе очень гармонично сосуществуют в сценарии вместе, не мешая друг другу): сложные отношения героев Джеймса Стюарта и Маргарет Саллаван и драматичные обстоятельства краха семейной жизни у персонажа Фрэнка Моргана. Всё это подано в качестве повседневных рабочих будней галантерейного магазина, в котором, кстати, и развивается 90% сюжета.
Именно с этого момента стоит сказать «спасибо» Эрнсту Любичу, поскольку благодаря постановщику, несмотря на вышесказанное, фильм не кажется слишком театральным (как можно было бы ожидать от экранизации пьесы), а даже наоборот — кажется в чём-то очень искренним и реалистичным. Не исключено, кстати, что в ситуациях, показанных в сюжете, некоторые зрители узнают случаи, которые с ними происходили в реальной жизни.
Возвращаясь к сценарию, остаётся отметить, что удачно в нём прописан не только сюжет, но и персонажи: в постановке Любича они также не похожи на набор штампов и шаблонов (как это нередко бывает в голливудских картинах того времени), а на живых людей со своими печалями и радостями (в которых как тогда, так и сегодня, зрители тоже смогут узнать самих себя или, по крайней мере, своих родственников, друзей, знакомых или коллег по работе).
О режиссуре Любича ещё хотелось бы добавить, что помимо искренности, постановщику также прекрасно удалось в фильме создать особую (если можно так сказать, «тёплую») атмосферу, когда абсолютно никакие нюансы (вроде некоторой прямолинейности и предсказуемости развития сюжета) не мешают проникнуться событиями, происходящими в жизни героев фильма (что удаётся, кстати говоря, далеко не каждому режиссёру).
Ну и, наконец, несколько слов о самых заметных участниках актёрского состава «Магазинчика…». Сыгравшая Клару Новак, Маргарет Саллаван, в принципе, произвела положительное впечатление. Но наблюдая за ней, сложно было отделаться от ощущения, что актриса играет так, словно её снимают в драме, хотя фильм, по большому счёту, всё же являлся рождественской комедией (определённый драматизм в сюжете, конечно, есть, но сконцентрирован он отнюдь не на героине Саллаван).
Впрочем, основной картины Маргарет не испортила. Что касается воспеваемой всеми кинокритиками экранной «химии» тандема Джеймс Стюарт — Маргарет Саллаван, то здесь соглашусь: к их третьему совместному фильму таковая уже действительно хорошо чувствовалась. Переходя к Стюарту, скажу, что он в роли старшего продавца Кралика смотрелся очень мило и был вполне на своём месте, чему не помешала даже его далеко не «венгерская» внешность.
Заслуживает высоких оценок Фрэнк Морган, игравший владельца магазина с неудачами в личной жизни (мне, честно говоря, со второй половины фильма чисто по-человечески было жаль его персонажа). Также, выделялся Джозеф Шилдкраут в качестве лицемерного клерка, ставшего одной из причин вышеупомянутых неудач у героя Моргана.
В заключении, констатирую, что Эрнст Любич снял практически идеальный для своего жанра фильм, который, помимо прочих достоинств, кажется ещё и очень, скажем так, «уютным» (а это, определённо, немаловажно для «новогодней» киноленты). Поэтому: любителям голливудской киноклассики 1930—40-х годов; почитателям талантов актёров, задействованных здесь; тем, кому интересно творчество Любича, … в общем, кому угодно «Магазинчик за углом» можно смело рекомендовать к просмотру.
9 из 10
В нашей жизни так много всяких разных случайностей, которые заставляют верить в судьбу. Особенно о судьбе начинаешь задумываться, когда влюбляешься или происходит что-то страшное (на удивление такие события стоят на одном уровне). Если случается второе, думаешь, как этого можно было избежать, вспоминаешь судьбоносные знаки. Если первое, то очень долго не может поверить в то, что это все-таки произошло. «Магазинчик за углом» — это фильм, который еще больше заставляет верить в судьбу и говорит о том, что случайности неслучайны.
Описывать сюжет в сотый раз не буду, выскажу лишь свои мысли по поводу него. Тема общения на расстоянии актуальна во все времена, даже древние греки писали друг другу письма. В новое время, в эпоху романтизма письма приобрели важное значение, они стали что-то вроде искусства. ХХ век — новая эпоха, где средства коммуникации усовершенствовались стремительно. История любви разных в живом общении, но близких по духу в письмах, началась в 1940 г. и продолжается до сих пор. Ремейки на данный фильм, на эту захватывающую историю, снимаются каждые 20 лет и они всегда получаются стоящими.
Голливуд межвоенного периода радует глаза зрителя достаточно хорошей актерской игрой. Тогда внешность еще не играла такой важной роли, как это происходит сейчас. Джеймс Стюарт и его Кралик снова влюбили меня в себя, настолько хорош был герой с харизмой и жизненными ценностями. Героиня Клара Новак такая же простая и обычная, как и все жительницы планеты. Близка нам, зрительницам, из-за чего хочется верить в чудо и в реальной жизни.
Да-да, именно чудес хочется после «Магазинчика за углом». Фильм наполнен магией, он очень атмосферен. Смотрите его в Новый год и он наполнит вас радостью, счастьем и верой.
9 из 10
Фильм представляет себя сразу же как «вкусную» солянку характеров, набранных в одну картину: уже с первых минут нам показывают небольшой магазинчик, а также демонстрируют его персонал, который и должен радовать глаз зрителя весь фильм. Сказал я «вкусную» не просто так: «Магазинчик за углом» несёт в себе такое приятное наполнение, как разнообразие героев, каждый из которых самобытен и является запоминающейся, отличной от других личностью, со своей чертой, по которой нам он и запомнится после просмотра, а для кого-то, благодаря этому штриху, данный герой возможно станет самым привлекательным. Такое бесспорно радует уже хотя бы своей редкость, потому как в наши дни всё больше и больше сценаристы пытаются наполнить фильм лицами, что подходят по общепринятые, так сказать, рамки добродушия и привлекательности — то есть сделать так, чтобы все герои обязательно понравились смотрящему на них человеку. А это не очень хорошо, ибо так теряется индивидуальность.
Здесь же, в кино, которому уже более семидесяти лет, авторы никак не боялись экспериментировать, причём видим мы это не только в прописи одних лишь характеров. Эта лента была выпущена на том рубеже, когда и не так давно отошли от «немого» кино, и уже свои стандарты построения да подачи диалогов сформировало кино «со звуком». Потому тут мы наблюдаем отличный тандем из шуток, формирующихся лишь во фразах да остроумных высказываниях, так и смехотворных моментах, сконцентрированных на действиях и ситуациях — это позволяет оценить картину зрителю разных понятий юмора, что позволяет ей явить себя как творение, способное заинтересовать многих. В том числе, кстати, и любителей драмы — история ведётся о любви и предательстве, о доверии и недопонимании. Здесь мы видим и падения, и взлёты. Мы импонируем душой к некоторым, и недолюбливаем других, тем самым сопереживая тем или иным. Фильм отлично адресует и детективную составляющую с неожиданной развязкой, которую можно было бы ожидать, но отчего-то подумать о подобном вообще было невозможно; и комедийную личину, где моментами не просто улыбаешься, а смеешься «в голос»; и романтическую идею, в которой ты с самого начала веришь, что «эти» двое будут вместе, но фильм умудряется буквально до самого своего конца держать в напряжении, ибо до самых последних минут сценарий не рушит между двумя влюблёнными в друг друга людей, которые сами толком об этом не знают, стену недосказанности и недопонимания.
Даже бы если бы герои не были столь охарактеризованы сценаристами, то их бы во многом «вытянула» одна лишь актёрская игра. Маргарет Саллаван (Клара Новак), Фрэнк Морган (господин Матучек), Феликс Брессарт (Пирович), Джозеф Шилдкраут (Вадаш) — все они отлично сыграли своих героев, дав таким образом некое даже подспорье для клише в будущих фильмов разных тематик, ибо здесь показывается и сильная, умная женщина; и властный, но заботящийся о семье и коллективе босс, не стесняющийся спрашивать совета; и пожилой человек, познавший жизнь и эти самые советы дающий, ввиду чего он и уважаем остальными; и «скользкий», не приятный но всё-таки не очень-то и плохой герой, без которого не обходится почти не одна группа людей, делающий некое общее дело. Но лично мне, кончено же, больше всего запомнился Джеймс Стюарт (Альфред Кралик) — этот актёр, отлично играющий душевных, серьёзных, глубоких персонажей, умеющих быть смешными тогда, когда это нужно («Эта замечательная жизнь», «Филадельфийская история» и так далее), здесь показал себя не со стороны героя-любовника, в отличие от многих иных его фильмов, а как мужчину, который не получает сердце красавицы сразу, а пробирается к нему через тернии, причём делает это мастерски да изобретательно — как раз под стать своему внешнему виду и строению ума.
Общая же атмосфера здесь наполнена продовольственной суетой, а также всеобщим волнением касательно близящегося Рождества, которое также ощутимо зрителю: гирлянды, снегопады, мелькающие хлопьями снега в свете ночных фонарей, украшенные ёлки и уют самого Рождественского вечера в кругу семьи, о котором не раз упоминают герои — всё это опять же оставляет свой отпечаток на сердце, почему фильм не кажется тяжёлой, муторной историей о тех или иных аспектах жизни. Нет. Это кино о людях и сопутствующих их существованию проблемах, которые эти люди решают, тем самым давая понять зрителю, что нет ничего не преодолимого и любая напасть — лишь преграда, за которой виднеется награда стоящая усилий, потраченных на преодоление какой-либо беды.
Мне понравился этот фильм и я советую взглянуть его Вам. Не следует думать, что старые фильмы плохи — никак нет. Да, гамма монохромна, но на то человеку и воображение да привычное восприятие мира вокруг, чтобы придавать чему-то краски, интерпретируя их на бесцветную картинку. Что, сюжеты кажутся слишком простыми и надуманными? Эти сюжеты задали общий тон кинематографу, который существует сегодня на наших глазах. В общем, от просмотра подобного кино ничто не должно отстранять: оно красиво, оно имеет свою временную ценность, оно учит правильным вещам, напоминая о обыденных, и потому таких простых да приятных ценностях.
P.S. Спасибо за внимание.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Магазинчик за углом 1940 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
«Матюшек и Ко.» — магазин подарков и сувениров на углу. В штате есть сотрудник — Альфред Кралик, симпатичный молодой человек, который влюблен в девушку, которую он никогда не видел, и даже не знает имени (их «роман» завязался через почтовый ящик, по переписке).
Магазинчик за углом / The Shop Around the Corner 1940, США, драма, мелодрама, комедия