Галерея
Интересные факты 4
Актеры 12
Съемочная группа 9
Рекомендуем 15
Похожие 12
Отзывы к
фильму
11
Фильм Луиса Бунюэля «Симеон Столпник», более точное название «Симон из пустыни», известен так же под названием «Симон пустынник».
Короткий фильм о бессмысленности. О бессмысленности веры, о бессмысленности жизни, о бессмысленности всего сущего.
Фильм является третьей частью «религиозной» трилогии с участием Сильвии Пиналь, позже Бунюэль сказал, что это часть фильма, который должен был состоять из нескольких короткометражек, в соавторстве с такими режиссёрами, как Федерико Феллини и Жюль Дассен, но фильм так и не был доснят.
Симеон Столпник не вымышленный персонаж, а реальное историческое лицо. Жил в Сирии в с 390 по 459 годы, нашей эры. /как раз в тех местах где сейчас падают бомбы/. Основатель новой на то время аскезы столпничества, /сам провёл на столпе 37 лет, соблюдая при этом строгий пост/.
Бунюэль продолжил действие и перенёс Симеона Столпника в наше время.
Буквально в двух словах сама история. Симеон Столпник стоит на столбе, в непрестанной молитве и надежде милостей божьих. По ходу дела он ведёт пространные беседы с монахами, исцеляет страждущих и путается противостоять Сатане. Сатана же, привлекательная молодая девушка, которая только лишь пытается убедить Симеона в бессмысленности его затеи. Для этого ей приходится перенести его в наше время.
Согласимся это неплохая идея, оказаться в будущем и воочию увидеть к чему пришёл этот мир. На сколь движение мира совпало с твоими усилиями по его совершенству. Был ли смысл твоей жизни в соотношении того и этого времени.
Скорей всего ты упрёшься лбом в стену. И дело даже не в технических новшествах, а в том, что люди те же. Они не прошли ту стадию духовного роста, которую могли бы пройти. Они так же мелки, завистливы, мелочны и меркантильны. Они те же, только времена другие.
И ты зря провёл лучшие годы своей жизни в постах и молитвах. Ты не стал ближе к Богу, а Бог не стал ближе к тебе. Потому как направление твоего движения было ложным, следовательно жизнь твоя не имела смысла.
Всё просто и вместе с тем предельно сложно. Столпники, /образно конечно/, появляться, живут среди нас и в своё время умирают.
И дорога всё так же ведёт в никуда.
Одни идут весело, приплясывая, как молодой монах, приносивший Столпнику еду, другие же, как Столпник стоят на одной ноге, пытаясь успеть вступить в огненную колесницу.
А в это время по раскалённой пустыне, /душ человеческих/ бродит Дьявол.
И может потому жизнь продолжается.
Бессмысленно и однообразно.
Вопросы религии, веры и духовности всегда волновали человечество. Не обошёл эту тему и знаменитый мэтр режиссёрского цеха испанец Луис Бунюэль. Даёт ли он ответы на вопросы, которые многие время от времени ставят перед собой, относительно того, кто управляет миром ? Думаю не просто даёт, а отвечает на них исчерпывающе своими фильмами и, в частности, «Симеоном столпником». Кто-то поспешит увидеть в Симеоне прообраз Христа, но я думаю это не совсем так. Это человек, который всей душой верит в Бога и простирает руки на столпе в молитвах. Да, мы видим в начале картины, что он исцеляет человека. Тому у которого были культи, он чудесным образом дал руки. Но это скорее режиссёрская метафора. При всём при том, что Симеон ведёт аскетический образ жизни, практически ничего не ест и не пьёт, Бунюэль показывает его как человека и человека борющегося.
Молитва способна творить чудеса, что мы видим на протяжении всей картины. Дьявол в облике женщины искушает Симеона, на что этот духовный странник реагирует достаточно чётко и ясно: изыди сатана. И дьявол отступает, потому что ему деваться просто некуда. Но он силён и достаточно терпелив, чтобы прийти снова и начать свои соблазны и увещевания.
Кто-то считает Бунюэля атеистом или может он сам себя так назвал, не знаю. Но смотря его фильмы, такие как «Это называется зарёй» и «Симеон столпник», я бы не был столь категоричен в суждениях. Более того в них незримо угадывается божественное проявление и я склоняюсь к мысли, что Бунюэль был человеком верующим, просто подобно своим героям в нём как и в них шла и будет идти вечная борьба, борьба плоти и духа. В этом смысле Луис Бунюэль очень схож с нашим Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, который показал шабаш ещё более многомерно и многопланово чем испанский режиссёр в своём «Симеоне столпнике».
Чтобы понять или по крайней мере приблизится к понимаю того, что хотел сказать Бунюэль, мне пришлось посмотреть кино «Симеон столпник» дважды. Конечно, мне бы очень хотелось видеть другой финал, очень. Но таковы реалии жизни. Хотим мы того или нет, а шабаш бунюэлевский в наши дни приобрёл немыслимые границы и лишь единицы продолжают бороться. Такие вот мысли…
10 из 10
Третий (и в общем-то последний) взгляд Бунюэля на вечноединого и вечносущего Творца вселенной оказался самым критическим, но в то же время не столь развернутым и глубоким, как это было в Виридиане. В целом же, отношения испанского режиссера с Богом довольно неоднозначны, ибо сказать конкретно, что Бунюэль не верит — все-таки не представляется возможным.
Уважает и чтит ли один из самых мастеровитых творцов xx века творца всех времен и народов сказать сложно, но вот его уважение, любовь и почитание к святым людям, аскетам и прочим борцам за правду и истину — неоспоримый факт.
Оживив литературных персонажей своего земляка Бенито Переса Гальдоса, Бунюэль обратился к истории и ее реальным личностям, страдавшим не только в чьем-то воображении.
Фильм условно можно разделить на две неравные половины.
Действие первой происходит в пятом веке. Христианский святой Симеон за прилежную и героическую аскезу получил дар от Господа исцелять больных и творить прочие чудеса… Но, видимо, волшебство тогда встречалось сплошь и рядом, так как люди в толпе вовсе не удивлены тому, что отрубленные руки одного вора по воле господней вновь возвращаются на место. Ведь в существовании Бога и возможности чудотворного исцеления по его всеблагой Воле никто не мог даже элементарно усомниться…Ну, а где есть абсолютное добро, там не обойтись и без мирового зла.
Дьявол, в исполнении Сильвии Пиналь — абсолютное попадание в образ. Конечно, выбор не случаен и некоторые ее реплики («Я был так близок к Богу») дают прямое указание на «Виридиану», где актриса играла богобоязненную, невиннейшею монашку, которой пришлось жестоко поплатиться за свое милосердие и сострадание к «униженным и оскорбленным». Здесь она, уже познав всю сладость порока, истязает Симеона различными искушениями, главное из которых окажется абсолютно неожиданным не только для самого святого, но и для зрителей…
Ибо преподобный вдруг переносится по воле Дьявола (или всемогущей воле Божьей?) на 1500 лет вперед и оказывается на «шабаше агонизирующей плоти», или проще говоря… на современной(sic!) дискотеке. Бешеные, буйные танцы в замкнутом пространстве клуба, кажется способные длится целую вечность, производят сногсшибательное впечатления на фоне первой части с ее богатыми пейзажами спокойного неба, безграничной пустыни и простирающимся на сотни километров вокруг божественным молчанием. Наверняка в своем почти сорокалетнем отшельничестве Симеон никогда не испытывал столь глубокого одиночества как в этой толпе беснующихся тел. Теперь он абсолютно один, так как повсюду пропал последний след его единственного собеседника и наставника — Господа. Но как же ему тогда удастся стать ближе к Нему? Зато как близки сексапильные тела молодых красоток… Но Нет! Он и здесь продолжает упорствовать в своей вере. Жаль, возвратиться нельзя — его столп уже занят. Поэтому придется терпеть…до самого конца… Возможно, это и есть ад, в котором, кстати, побывали уже многие верующие христиане — «Жизнь превратилась для меня в горький напиток, а мне еще приходится принимать его медленно, по счету, как капли…» С. О. Кьеркегор.
Как несложно догадаться, фильм основан на образе Симеона Столпника, впрочем, трактуемого довольно вольно, и экранизацией жития его не назовёшь. Симеон шесть лет провёл на столбе в пустыне, после чего окрестные жители построили ему новый столб, дороже и красивее, с переселения на который и начинается фильм. Для местных Симеон — не более чем повод для сплетен, туристическая достопримечательность, которой они гордятся, но и не думают вдохновляться его подвигом или восхищаться его чудесами — настолько приземлённые это люди. Впрочем, и немудрено — сам Симеон презануднейший ригорист, ничуть не счастливый от своего подвижничества (его терзают искушения — ходить, есть, обнять мать), но получающий слишком большое удовлетворение от презрения к окружающим, чтоб оставить его… А тут ещё его донимает и дьявол, живущий в пустыне…
По ходу фильма моё восприятие Симеона изменилось радикально — или, скорее, изменился сам персонаж. От заносчивой самоизоляции и ненависти к своему телу и вообще человеческой природе он переходит к простоте и тихой беспричинной радости. Для меня всё совершенно изменила его реплика «Кого бы ещё благословить? Благословлять не только праведно, но и забавно. И это никого не обидит». Быть может, взгляд этот ошибочен, но такое вот отношение у меня на чисто эмоциональном уровне ассоциируется с подлинной святостью. И потому печален апокалиптический финал фильма. Мiр (тут уместно выделить специфическое значение орфографически) есть зло и погибель, и праведнику не уйти и не сбежать от него, даже в пустыню, даже на столб…
Фильм, состоящий наполовину из цитат из патериков, а наполовину — из самого отъявленного постмодернизма, смотрится замечательно цельным. Сперва «Симеона-Пустынника» принимаешь за сатиру, но это притча. В её начале действительно много горечи, но каким-то образом исчезает она без следа. И притча это очень меткая — например, великолепна сцена, в сущности, описывающая все ереси и их возникновение секунд за тридцать: одержимый бесами монах начинает богохульным образом провозглашать хвалу недостойным и проклятия святым в произвольном порядке («Долой святые ипостаси! Смерть святому анастасису! Слава апокатастасису!»), а монахи, конечно, кричат противоположное, свидетельствуя о своей истинной вере… пока не начинают путаться, что в каком порядке кричать и не возглашают «смерть!» и «слава!» вразнобой.
Снят фильм просто, но очень красиво. Каждый кадр тут продуман, рука режиссёра чувствуется буквально во всём. Я люблю такие, режиссёрские фильмы. Конечно, самой горячей похвалы заслуживает и оператор, великолепно строящий кадр. Но это ценно прежде всего в контексте общего замысла.
Более чем удивительно, как фильм вроде «Симеона-Пустынника» мог снять человек, знаменитый своим атеизмом. Но Бунюэль снял. И раз это случилось, очень рекомендую его посмотреть.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Симеон столпник 1969 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм-притча, герой которого — духовный искатель, соблюдающий жесткую аскезу, — противостоит искушениям дьявола, являющегося к нему в разных обличьях. Это борьба Симона продолжается с давних времен до наших дней.
Симеон столпник / Simon of the Desert / Simón del desierto 1969, Мексика, драма, комедия, короткометражный, фэнтези