Галерея
Интересные факты 1
Актеры 6
Съемочная группа 12
Рекомендуем 19
Похожие 21
Отзывы к
фильму
16
Однажды любитель насекомых взял трехдневный отпуск, сачок и фотоаппарат, ну и отправился на некое пустынно-пляжное побережье. И там, в одной из деревушек, странные местные жители предложили городскому энтомологу спуститься по канатной лестнице в гигантскую песочную яму, в которой проживает женщина. У нее же можно было и переночевать. Заезжий мужичек все так и сделал, а утром обнаружил первую в своей поездке крупную неприятность — веревочной лестницы уже не было. Однако на этом неприятности не закончились. Женщина сообщила мужику, что теперь ему нужно работать, чтобы люди сверху иногда спускали сюда воду и еду…
Экранизация блестящего экзистенциального романа Кобо Абэ, за которую взялся документалист (тогда еще) Хироси Тэсигахара сонмом мировых критиков считается образцовой. Я, к сожалению, разделить эту точку зрения не могу. Хотя фильм у Тэсигахары вышел, безусловно, занятным. Более того, режиссер почти хрестоматийно перенес события книги на экран, ничего из значащего не урезав, и не упустив сермяжную суть романа. Но Абэ, придумав в плане действия достаточно статичный роман, подкупал своим языком и очень тонкими описательными характеристиками секса, одиночества, мужчины и женщины… В этом плане у режиссера вышла задача куда более сложная — передать атмосферу романа на экран, при этом не растеряв живительный интерес зрителя к происходящему. И если с атмосферой у Тэсигахары вышло все нормально — кино получилось депрессивно-философским и нравоучительным, то с интересом вышло уже хуже. Двухчасовое действо, в котором 90% экранного времени занимают только два актера, все же местами утомляет.
Впрочем, критики оценили этот фильм больше за образную иносказательность. Главный герой в фильме — это такая себе жертва с элементами «шведского синдрома», которая сначала попадает в западню, а затем начинает переосмысливать свою «нужность» в этом мире. Зачем рваться на волю, когда «настоящим» может быть даже безумный труд, например, ежедневно откапывать песок, чтобы тот не завалил хижину? Определенную рефлексию у критиков вызвала также тема секса, которая обильно смакуется в фильме. Абэ размышлял о сексе через призму пресыщения. Голодному человеку хочется трахаться лишь бы с кем, но когда удовлетворяется первичная потребность, начинается уже выбор формы и содержания. Тэсигахара эти идеи писателя облек в достаточно откровенные (как для середины 60-х, и в целом, для Японии) сцены, включая насилие с элементами вуайеризма.
И, тем не менее, я не могу назвать этот фильм эпитетом, приближенным к слову «совершенство». Тэсигахара тяжеловесен. Он скуп на художественные образы, да и по стилистике «Женщина в песках» здорово напоминает полудокументальный микс со встроенными диалогами. Хромает и следственно-причинная канва всей этой истории, начиная с затравки — зачем?, и заканчивая финальной развязкой — почему? «Женщина в песках» — кино для фестивальщиков и очкариков, воображающих себя умными. Массовому зрителю в больших порциях такой формат кинематографа будет сложно переварить.
«Умные» скажут, что это кино — сложная конструкция о нравственно-моральном противостоянии Востока и Запада, о кафкианском человеке, о хайдеггеровском экзистенциализме поиска своего «я»… Херня, ребята. Это кино о долбанутых селюках и бабе в яме, которые заманили ботана в свое логово. При должном настрое вполне можно посмотреть.
6,5 из 10
«Женщина в песках» — одна из экранизаций романов великого Кобо Абэ, снятых не менее великим Хироси Тэсигахарой. Этот союз двух гениев японского послевоенного искусства подарил миру 4 полнометражных фильма, среди которых также «Западня» (1962), «Чужое лицо» (1966) и «Сожженная карта» (1968) и несколько короткометражек. В 1964 году «Женщина в песках» получил специальный приз Каннского кинофестиваля, в 1965 номинировался на премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а уже в 1966 номинировался сам мастер Тэсигахара за лучшую режиссуру. К сожалению, статуэтки не удалось получить ни в первом, ни во втором случае. (Лучший фильм на ин. языке взял итальянский «Вчера, сегодня, завтра», а в 1966 лучшим режиссером стал Роберт Уайз за фильм «Звуки музыки»). Не взирая на это, фильм стал культовым. Во многом благодаря возвышенной художественности, присущей всему японскому. Невероятные ракурсы, завораживающая игра светотени, чувственная съемка человеческого тела. А за гениальную визуализацию движения песка, по-моему скромному мнению, Оскара должен был получать еще и Хироси Сэгава за лучшую операторскую работу.
Сюжет повествует о школьном учителе Ники Дзюмпэйе, который в свободное время увлекается насекомыми. Уехав на выходные на побережье в песчаную пустыню, он упускает последний автобус и решает остаться переночевать в деревне. Местные жители радушно принимают гостя и предлагают ему остановиться в доме молодой женщины. По веревочной лестнице он спускается на дно песчаной ямы, где находится хижина. На утро оказывается, что лестницы нет и он заперт в этой песчаной клетке с одинокой женщиной. Ему нужно как-то бежать.
Лейтмотивом произведения является идея, что настоящая клетка не вокруг, а в твоем собственном мозгу. То, что многие из нас считают свободой, на самом деле является очередной клеткой. Расписания, погоня за успехом, общественное мнение, стремление к роскоши — всё это такие же клетки, как и глубокая яма. И выбраться из этой ямы можно, только примирившись со своим естественным Я, найти внутри себя гармонию с миром и природой. Именно эти принципы даосизма Кобо Абэ и противопоставляет Западному миру с его расчетливостью и унификацией.
Если вы упали в яму и для спасения себя стали кричать и звать на помощь, то Вы [психологический спойлер], если стали готовить импровизированную лестницу, то Вы [психологический спойлер], а если устроились по удобнее и стали там жить, то Вы — Кобо Абэ…
Попытка вступления N1
*дцать лет назад пару месяцев работал мелким чиновником, основная функция которого была — статистика. Тьма-тьмучая отчётов один подробнее другого. И вот что бросалось в глаза. Во многих формах был шаблон типа «*** из них женщин». Внешне казалось что есть люди, а есть женщины, при чём порой рядом с ними находились «*** из них инвалидов» или «*** из них лиц из мест лишения свободы». Так что компания у вынесенных за скобки женщин была специфична, при этом сами женщины быстро обезличивались и превращались в некую статистическую единицу на подобии юнита из стратегии.
Попытка вступления N2
У многих наций, стран или социальных групп есть мифы и легенды. Если их представить в виде дома, то белые мифы это фасад или рекламная растяжка. У японских женщин таких много. Например, это в Европе и Америке простите утки которые нужны только для удовлетворения похоти, а вот в Японии — гейши. Высокоморальные и образованные особы, несущие проклятому мужскому роду культуру, искусства и прочую духовность. Если взять современную Японию или поклонников оной, то многие назовут словечко «тян», которое также частенько несёт в себе нечто заведомо положительное эти и другие дела венчает максима о том, что японки самые красивые.
Но у дома может быть, например, отхожее место, выгребная яма или просто мусорка. Это чёрные мифы и всяческая маргинальщина типа хентая, гуро и прочего непотребства.
Но дом это всё же в первую очередь комнаты, кухня, сан. узел, наконец. Но кроме всех этих альфа мест встречаются и «омежные» типа чердака, чулана или подвала, куда бывает годами не заходит нога человека. Хранятся там либо сломанный хлам, либо что-то рабочее из серии «… а выкинуть жалко». В итоге получаем что-то чисто «до кучи»… «для статистики».
Сельская жизнь, что в средневековой Европе, что в современной Японии так же вписывается во все эти форматы и стандарты. Если ты оказался на периферии, то зачастую единственная ценность такой особы — чисто статистическая. Оказавшись в таких условиях люди поступают по разному. Большинство пытаются сбежать в город или вообще в другое государство, но кто-то остаётся. Кому-то некуда бежать, кто-то слишком сильно связан со своим прошлым. Со своими корнями. Но жить то надо.
Жизнь понятие многогранное и одна из ипостасей — свобода. Свобода от и свобода для. При этом человек западного типа жаждет свободы «чтобы было». Зачастую столкнувшись с вопросом, сформулированном ещё В. В. Высоцким «Нонче мне дали свободу, что я с ней делать буду…» западный человек и сказать то ничего не сможет. При этом у городского человека по сути нет корней. Потому он и лёгок на подъём.
А если дом это не просто штамп в паспорте? Многие сельчане чувствуют себя как крепостные крестьяне. Бежать некуда, работы нет, руки опускаются. Но те кто открывают свободу внутри — остаются. А далее… далее всё зависит от человека. Кто-то обретает покой, а кто-то «умирает».
Во многих произведениях образ женщины отделяется от других. Вспомните «Кому на Руси жить хорошо». Женщина в песках это, по сути, японский вариант. Что будет, если женщина не хочет покидать свою рощу, а мужика рядом нет? Мир превращается в песочный объект, где всё непрочно, всё сыпется, опоры нет и вся жизнь сводиться к борьбе за существование. Пустыня это некая модель одиночества, когда свободы выше крыши, иди куда хочешь, делай что хочешь, но всё это не имеет значение. А вот если рядом будет мужик и не просто мужик, а мужик который способен проникнуться ситуацией…
На примере это фильма можно строить теллурий. Сначала у главного героя геоцентрическая система, где в центре он и всё вращается вокруг него. Он хочет есть, он хочет прославиться, он хочет … и немедленно подайте это. В конце он понимает, что это не мир вращается вокруг Земли, это сложная система, где Земля вращается вокруг Солнца, Луна вокруг Земли и так далее. Могут спросить, а в фильме как? А в фильме господа японцы предпочитают показывать эволюцию мироздания в целом, ведь меняются и главные герои и их окружение, меняется Япония. Она идёт от дикого средневековья — апофеоз языческая сцена с несемейным содержанием к современной цивилизации. И вот тут важный момент. Главный герой мог сдаться и погибнуть или победить и покинуть этот мир. Но. Япония это редкая страна, которая пытается с одной стороны впитывать западные ценности с другой сохранять свою самобытность.
А что же это было? Притча? Триллер? Может вообще комедия. Здесь, на мой взгляд, тот случай, когда между фильмом и книгой идёт жанровый конфликт. Книга не страшная. Книга, скорее приключение или вообще фентези. А вот фильм, хоть большинство критиков и ругают американцев, которые увидели-таки триллер, … может потому что действительно триллер. Обратите внимание на частые картины наступления песка, которые сопровождаются отнюдь не буддисткой музыкой. И именно вот эта триллерная начинка, которой не было в книге, ну или она не была такой акцентированной и не позволила мне поставить 10.
Восточная культура (и японская не исключение) очень символична. Что же тут за образы и при чём тут женщина в песках? На мой взгляд самый точный диагноз и самый ключевой символ найден Lidia Vasiliva Вот цитата
Пустыня — женщина, лишенная мужчины. Ники видит это, но такая жизнь не для него, он протестует. Вода станет главным средством их соединения… Автор Кобо Абэ возможно дает подсказку, что сопротивление не единственный путь, да и бежать некуда, если внутри нет гармонии.
и это не мужской центризм и прочее. Просто пока есть гармоничная пара — мужчина-женщина — любая пустыня преодолима и любая стихия не страшна. Иначе беда ибо женщина будь она гейша, тян или персонаж хентая превращается просто в объект для статистики.
«Нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью» А. Камю «Эссе об абсурде».
Известно, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд. Герой картины подобно Сизифу, которого Боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз, обречен постоянно убирать наносимый ветром песок.
Герой картины — бунтующий человек, и внешний бунт в начале фильма, проявляющий в мятеже, попытке бегства сменяется внутренним бунтом, возникающим в результате осознания абсурда, что позволяет ему в итоге переоценить свою судьбу и стать свободным. Можно сказать, что ад настоящего сделался, наконец, его царством.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Женщина в песках 1963 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Ники Джампей, углубленный в себя энтомолог, собирает насекомых на японском побережье. Его встречают несколько местных жителей и предлагают ему ночлег у женщины. Они приводят Ники к хижине, находящейся на дне песочной ямы, куда он должен спуститься по веревочной лестнице к женщине, Киоко. На следующее утро он замечает, что лестницу убрали…
Женщина в песках / Woman in the Dunes / Suna no onna 1963, Япония, триллер, драма