Галерея
Интересные факты 7
Актеры 27
Съемочная группа 9
Рекомендуем 15
Похожие 22
Отзывы к
фильму
8
Я неспроста выбрал данный заголовок, чтобы его лучше понять и примерить на данную картину нужно немного обратиться в историю. Украинцы и поляки на протяжении всей истории сосуществовали рядом друг с другом, в большинстве своем конечно же на польских территориях, куда украинцы уезжали в поисках лучшей жизни. Доходило до того, что на приграничных территориях польского коренного населения оказывалось меньшинство. Украинцев же раздражал более талантливый и предприимчивый сосед, и они вообще не понимали почему в чужой стране так много католицизма, так мало украинского языка… да и вообще, почему лях предпочитает землю продавать ляху. В 1939 году Польша теряет Волынь (где и происходят события данной картины), и приходит война и немцы, готовые кинуть кость любому, кто может поддержать их. И тут наступает самое время вспомнить свои обиды и заодно поживиться имуществом соседа-угнетателя… подло и беспринципно.
Войчех Смажовски очень мастерски показывает подлость украинского народа, опьяненного идеями Дмитро Івановича Донцова, чья извращенная идеология и легла в основу политической платформы ОУН. Хотя очень сложно поверить, что реальным действующим лицам Волынской резни было знакомо такое слово как «идеология», они действовали руководствуясь первобытным животным инстинктом убивать… и убивать безнаказанно.
Вообще, феномен безнаказанности пронизывает весь фильм от начала и до конца. Режиссер нас просто окунает с головой в пучину какого-то сюрреализма, где люди (хотя людьми их назвать и язык не поворачивается), которые тебе днем еще улыбались, вечером сдирают живьем кожу с твоих близких… где возможно такое, что твой сосед, который утром постучал к тебе в дверь и сказал:«пришел сказать чтобы вы не боялись, у нас такого не будет», уже вечером будет стоять с факелом и вилами у твоего порога.
Этот вышеупомянутый персонаж просто само олицетворение украинского бандеровца, подлого и трусливого, абсолютно беспринципного, который готов поклониться и протянуть рюмку водки любому «хозяину», лишь бы сберечь свою шкуру… который плюнет на свой крест перед атеистами и покажет где прячутся соседи-евреи нацистам. Который готов забыть что его мать полячка и кричать:«очистим Украину», лишь бы его не тронули люди с более радикальными взглядами. ПОДЛОСТЬ И БЕЗНАКАЗАННОСТЬ!!
Как только заканчиваешь просмотр этого фильма и возвращаешься к реальности, и с дрожью в ногах вспоминаешь эту бестолковую мантру нацистских маргиналов, которая 100 раз звучит на протяжении всего фильма: «Слава Украине, героям слава… слава нации, смерть ворогам», то с ужасом проговариваешь про себя: «слава Богу что на моем веку такого нет…», и невольно думаешь — «а каким героям? откуда у вас герои?».
Что это было? Геноцид или сведение счетов, а может на поверхность вылезли самые низменные инстинкты людей, которые превращают их в животных? Смотреть фильм «Волынь» сложно с самого начала, конечно я знал о чем пойдет речь, но режиссер задолго до ужасных событий начал показывать зрителям суровую реальность окружающую жизнь в деревнях на Западной Украине. Насильственная женитьба Зоси, разговоры за бутылкой самогона будущих «резунов» (участников резни 1943 года) не создавали мирной идиллии, а показывали скрытые противоречия. Начало войны и капитуляция польских войск привели к установлению советской власти, а после начала Великой отечественной к установлению немецкого режима на показанных территориях. Нетерпимость украинского населения к полякам, в результате этих событий, получила мощную подпитку.
Небольшое отступление — неоднократно подметил, что в польских фильмах советские войска показаны вечно пьяными и анархическими бандами, в данном фильме Красная армия показана более дисциплинированной, но все таки склонной к алкогольной зависимости. Может стереотип такой укоренился, может нелюбовь — но все одно режет глаз.
Итак, советская власть принесла с собой все атрибуты режима — борьбу с церковью, раскулачивание, всеобщее равенство и усугубила вопросы межнациональной терпимости и толерантности, обиды украинского населения на поляков «захвативших» земли получили новую пищу, которая вспыхнула пламенем уже при германской оккупации. Режиссер ведя зрителя в мрачной обстановке подозрительности и разрушаемого человеческого общежития наносит разящий удар по любым законам человеческим и Божьим — вчерашние соседи превращаются в стадо вурдалаков, сеющих смерть лютую на своем пути. Лютая это не оборот, это констатация факта, создатели фильма показали все зверства творимые «резунами», описывать их не возникает желания, но показано очень натуралистично. Убийства со стороны украинцев вызывают ответную реакцию со стороны поляков, и нету мира и согласия. Трагедия и смерть пришли на земли Волыни, Войчех Смажовский не смакует зверства, он их бесстрастно фиксирует, чтобы помнили. Помнили в Польше, помнили на Украине, все те кто кричит «Героям слава», за что славят бойцов УПА и дивизии СС «Галичина», и что армия Крайова не только боролась с фашистами, но и отвечала на убийства убийствами.
Подобные этнические противостояния завязанные на вековых обидах, в контексте фильма на непростых отношениях поляков, захвативших Волынь в 14 веке и относившихся к населению как к быдлу вплоть до 20 го века, становятся той сухой соломой, которая вспыхивает от малейшей искры и своей иррациональной разрушительной силой сметают границы добра и зла. И тогда потерявшие человеческий облик двуногие существа удовлетворяют свои низменные инстинкты. Как пример можно вспомнить Боснию, где вековые обиды вылились в жестокое противостояния и преступления против мирного населения.
Может ли «Волынь» стать точкой начала примирения между Украиной и Польшей, думаю да — но только если каждая из сторон суме признать свои преступления, сделать выводы и отказаться от героизации преступников.
Тяжелый фильм, но очень хорошо снят, проводящий зрителя через страшные события и заставляющий думать.
В любой войне нет ничего от романтики. Воевавшие в Мировых войнах стараются говорить об этом опыте поменьше, и вскользь. Потому что поводов для торжества на порядок меньше, чем поводов для горя.
Тем, кого всё же прёт повесить радостный флажок на машину, рекомендую посмотреть не пафосный «Спасти рядового Райана», а очень жёсткий и очень сильный фильм «Волынь» (2016г).
Он только на первый взгляд о конфликте между поляками и украинцами. И только на первый взгляд не совсем о войне с немцами. На самом деле, он о настоящей войне, какая она есть. На любом континенте и при любых декорациях. Потому что война не только на фронте. Она проникает повсюду и диктует свои правила игры всем и везде: в деревнях, на кухнях, заводах. А главное — она открывает дорогу для дремлющего в человеке зла, для абсурдных и закономерных жизненных трагедий.
Режиссер сумел поднять эти вечные темы и не только их. Действительно, национализм страшен, когда подогреваемый безумной проповедью, вырождается в нацизм. Я читал осторожно оправдывающие комментарии украинцев, что эта ненависть была неспроста. Мол, поляки столетия держали украинцев на цепи. Но как это оправдывает не просто убийства невинных, но и безумную резню в духе «Пилы»?
Причины происходящего на экране прочитываются легко. Эффект толпы порождает Экстаз. Далее — опьяняющее чувство безнаказанности. Единицы видят безумство, но вынуждены участвовать в этой вакхананалии, потому что иначе убьют их семьи. Выбор не из лёгких. Никакой из них не героический.
Поляки сняли фильм на очень достойном уровне в слегка рваной подаче событий. Но привыкнул быстро. По сравнению с «Катынью», «Волынь» гораздо реалистичнее. Реализм происходящего просто зашкаливает.
Да, и лучше смотреть на польском.
10 из 10
Говоря о польском фильме «Волынь» 2016-го года после его просмотра, нельзя не упомянуть нетленное творение Элема Климова «Иди и смотри» 1985-го года. И это нисколько не удивительно, ибо данные два фильма по своему духу крайне похожи: они безмерно натуралистичны, они бескомпромиссны в собственных визуальных выражениях, они изображают животную жестокость через обыкновенную, казалось бы, людскую натуру. Они безмерно ужасны, и в то же время бескрайне хороши. Это кино о войне, которое следует посмотреть, притом что один, что второй фильм. И, даже если Климов снял более однозначное в своих суждениях творение, то Войчех Смажовски, следует сказать, поставил драму куда более многогранную и сложную в плане международных отношений.
И в этом же имеется минус картины «Волынь».
Дело в том, что главная героиня фильма — это незапоминающееся живое существо без собственного как такового лица не физического, а морального. То есть, когда Элем Климов в своем фильме четко обозначил в самом начале ленты, как и требуется, моральные принципы и житейские ценности главного героя, то бишь небольшого парнишки Флеры Гайшуна (Алексей Кравченко), тем самым заставив зрителя почувствовать с ним некоторую взаимосвязь, притязав его к людям «из толпы», с обыкновенными целями и идеалистическими мотивами юношества. То Зося (Михалина Лабач) — главный действующий персонаж этого фильма — это весьма рудиментарная личность, словно отстраненная от мира вокруг ввиду своего слабого морального взаимодействия с ним, отсутствия четких принципов и взглядов. Но с другой стороны это можно истолковать в качестве двух однозначных плюсов картины. Первый — отношение к девушкам на крестьянских хуторах менее ста лет назад. Это отношение вообще не имеет в себе характеризации женщины либо девушки как свободного, самостоятельного существа, способного выдвигать свои суждения и желания впереди чужих целей и вожделений. На таком фоне крайне приятно смотреть, чего человечество сумело добиться в данном отношении на законодательном уровне по крайней мере на тех землях, о которых идет речь в киноленте. Второй же плюс — наблюдение за всем происходящим вокруг от третьего лица, фокусом которого и является не сформированная как личность Зося. Она — просто образ. Призма, через которою зрителю демонстрируется весь ужас событий что имели место быть во времена Второй Мировой войны на Волыни.
К слову истинность этих событий часто подвергалась критике. Особенно она яростной стала тогда, когда данный фильм произвел немалое впечатление на зрителей в рамках некоторых европейских кинофестивалей. Притом при этом данное наседание одной нации с обвинениями на другую ясны, ибо здесь каждый народ показан отнюдь не с доброй и хорошей стороны. Но стоит ли считать себя главенствующей единицей и принимать все на свой счет? Нет, ни в коем случае, ибо в том и была цель Войчеха Смажовски: он не стремился унизить один народ или принизить его исторические ценности. Он стремился пристыдить каждый из народов. Будь то русские, будь то украинцы, немцы, даже самих поляков — режиссер призывает каждого вспомнить о том, что имело место быть на периферийных сценах театра военных действий. Он заставляет это вспомнить, заставляет усомниться в человечности подобных деяний, заставляет узреть их бессмысленность, тем самым подведя итог, что все мы, в первую очередь, — люди. И именно этот итог не надо, никогда и ни при каких условиях не надо забывать.
Сегодня, в раках международной журьбы, данное кино — это не топливо для розжига, каким некоторые яростные защитники своего националистического духа его сочли. Это — зеркало в историю. Не стоит спорить о правдивости. Здесь не это главное. Даже если весь фильм — перформанс создателя, то все равно, он отображает в жестокой форме тот накал межнациональных страстей, который нет-нет да имеет место быть в разные года на разных уровнях людского взаимодействия. «Волынь» иллюстрирует его как что-то страшное, однозначно никому не нужное. Как что-то, от чего следует бежать и чего следует бояться. Что-то, что обязательно нужно предотвратить. И с этим фильм справляется однозначно.
Это кино не об одном человеке. Это кино о трагедии даже не одного народа. Это кино — панорамная картина, что имеет в себе множество персонажей, множество страданий, множество боли, множество сюжетов, которые в основном так и не были закончены. Но в том и смысл, как кажется лично мне. Это — сегментальный отрезок без начала и кульминации в обыденном кинематографическом смысле. Он рассказывает историю страшную, но со своим смыслом, своим выводом, который для себя должен выявить каждый зритель сам. И в этом фильм удивителен: в самом рассказе. Используя приемы того же Климова в построении планов да работая с камерой на манер Тарковского, «Волынь» являет из себя видение не по меркам искусства жестокое, и в то же время не без чести обремененное высокохудожественным оформлением. Это — полноправная картина: тихая и почти безмолвная, которая слабо работает со зрителем в плане музыкального наполнения, почему опять же в своем нагнетании ситуации, в своем шокирующем аспекте куда слабее культового творения Климова, где «Реквием» Моцарта — дополнительный источник духа монолитного, бесчинствующего зла, от которого избавление есть только в общемировом осознании его непростительности.
Однако, несмотря на это, все равно, «Волынь» — это завораживающий, редкий для сегодняшнего дня, да и вовсе для кино в целом, фильм, говорящий на подобные темы в более широком аспекте, почему который точно, бесспорно и однозначно следует посмотреть.
P.S. Спасибо за внимание.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Волынь 2016 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Летом 1939 года на территории Волыни, которая на тот период относилась к землям Польши, между польской девушкой Зосей и украинским хлопцем возникает сильная любовь. Однако родители девушки отдают против её воли замуж за состоятельного вдовца. Скоро начинается Вторая мировая война, и начинает нарастать межнациональная напряжённость.
Волынь / Wolyn 2016, Польша, военный, драма, история