Интересные факты 14
Актеры 15
Съемочная группа 10
Рекомендуем 21
Похожие 23
Отзывы к
фильму
11
Пятый полнометражный фильм космической саги «Звездный путь» был признан самым провальным и удостоился трех антипремий «Золотая малина» в категориях «худший фильм», а также «худший режиссер» и «худший актер» в лице Уильяма Шетнера, который лично сел в режиссерское кресло и попытался усидеть аж на трех стульях (он ведь еще и выступил автором сценария, который также оказался номинирован на позорную премию). В отличие от Леонарда Нимоя, исполнителя роли Спока, который режиссировал третий («В поисках Спока», 1984) и четвертый («Дорога домой», 1986) фильмы саги, и, кстати, посоветовал кандидатуру Уильяма Шетнера на пост режиссера пятого фильма, из него не вышло толкового постановщика, а попытка быть и чтецом, и жнецом, и на дуде игрецом дурно отразилась и на качестве самой актерской игры исполнителя роли капитана Кирка. Видимо, эти факторы и стали основной причиной провала фильма у критиков и фанатов этой киновселенной, хотя в прокате в США он прошел достаточно успешно, вдвое превзойдя свой бюджет, что понятно, ведь фанатам серии не терпелось увидеть продолжение этих межгалактических приключений полюбившихся героев.
Однако, преданных поклонников ждало разочарование. После многообещающего начала с заблудшим странником по пустыне и его встречей с мессией Сайбоком, зрителя встречает череда неудачно смонтированных эпизодов, чему виной является не то неадекватный сценарий, не то режиссерская рассредоточенность и желание объять необъятное. Фильм разваливается на отдельные эпизоды, связи между которыми не чувствуется, а многие сюжетные ходы никак не объясняются, резко обрываясь и сменяясь уже другими. Актеры, в частности, сам Уильям Шетнер, местами, настолько халтурят, что действо, по этому аспекту, даже начинает напоминать легендарный «План 9 из открытого космоса» Эда Вуда, прославившийся, как образец кинематографической нелепости. Уильям Шетнер провалился здесь и как режиссер, и как актер, и как сценарист, за что и хватанул аж две «малины» из трех возможных. Леонард Нимой a.k.a. Спок еще как-то держит планку, ниже которой, по крайней мере, старается не опускаться, но всеобщая расхлябанность постановки, порой, касается и его лица. На достойном уровне выполнены разве что декорации, костюмы, и космический антураж, пополам с топорными компьютерными эффектами даже для своего года выпуска. Уж наверняка сборная солянка плохо склеенных, хоть и, надо отдать должное, имеющих свой визуальный стиль сцен — это вовсе не то, что можно назвать достойным продолжением, которое чуть не поставило на франшизе крест, однако шестая часть «Неоткрытая страна» (1991), снятая уже Николасом Мейером, который уже был у руля второй части «Гнев Хана» (1982), полностью реабилитировала этот проект, и не позволила ему окончательно заглохнуть.
5 из 10
«Последний рубеж» едва не стал последней полнометражкой в серии Star Trek. Студия Paramount требовала сдать фильм в сжатые сроки и снизила бюджет, к тому же съёмки совпали с проходившей в 1988 году забастовкой Гильдии сценаристов. Спецэффекты, созданные малоизвестной компанией из Нью-Йорка, не удовлетворили запросы режиссёра Уильяма Шетнера, который безуспешно просил у студии дополнительных средств на то, чтобы переснять весь финал. Спустя 20 лет, в 2009 году, Шетнер вновь предложил перемонтировать фильм с улучшенной графикой, — и вновь получил отказ. Итоги неутешительны: «Последний рубеж» получил первые две «Золотые малины» в истории Трека и по сей день считается самой неудачной частью киносерии «Звёздного пути», в которой насчитывается дюжина фильмов.
Режиссёрский опыт Шетнера к моменту постановки исчерпывался телесериалами и театральными постановками. Тем не менее, режиссёром двух предыдущих фильмов выступил его коллега по экипажу «Энтерпрайза» Леонард Нимой, а давний договор между Шетнером и Нимоем подразумевал, что их творческий вклад в Star Trek должен быть равным: продюсерам ничего не оставалось, как поручить Шетнеру съёмки пятого «Трека». Шетнер воплотил на экране историю собственного сочинения, а вдохновением послужили практики телевангелистов и иррациональное действие их речей о высших силах на массовую аудиторию.
«Последний рубеж» начинается многообещающе: обездоленный странник скитается по пустыне на Нимбусе-III, иронично прозванном Планетой галактического мира; на неё действительно стекается сброд со всего света, а мирная жизнь наблюдается разве что в местных борделях. Среди бедствующих колонистов является проповедник-вулканец по имени Сайбок, который с помощью слияния разумов разделяет боль своей паствы и ведёт её к просветлению (то есть к набегам на правительственные поселения). Оружие на планете запрещено, но колонисты научились делать его сами; взяв в заложники представителей клингонов, ромуланцев и землян, они ждут прибытия спасательной экспедиции. Их цель — захватить звездолёт и отправиться в самый центр Галактики, к планете Ша Ка Ри, где таится божество, зовущее Сайбока к себе. Тем временем команда «Энтерпрайза» проводит отпуск в Йосемитском национальном парке. Отпуск прерван, Кирк и его экипаж спешат на помощь пленникам и попадают в неумело расставленную ловушку.
Или это всего лишь загадочный коллективный сон, навеянный горами Йосемити и утёсом Эль-Капитан? В сюжете о дважды потерянном рае нет ничего лишнего, и единственная посторонняя деталь здесь — собственно «Энтерпрайз», чей экипаж ведёт себя с вооружёнными фанатиками, будто те — безобидные дети. Представления Шетнера про рай и ад до смешного буквальны: он хотел включить в фильм каменного голема, настоящих демонов и поединок космического корабля с горгульями! Неудивительно, что общение с богом в «Последнем рубеже» реализовано в виде беседы с бородатым стариком из столба света.
Но так ли страшны лжебоги, как их малюют? «Последний рубеж» — фильм с сомнительной темой, которая получила непоследовательное воплощение на экране. За любым из давних «Стар Треков» стоит философская концепция: пусть упрощённая, пусть наивная, но на порядок более интересная, чем стандартные мотивы самопожертвования и справедливого возмездия из большей части современных блокбастеров. «Последний рубеж» любопытно смотреть именно сегодня: на недостатки спецэффектов спустя 30 лет можно не обращать внимания. Жаркая планета и пустынный город не уступят по насыщенности атмосфере «Безумного Макса» и «Звёздных войн». Универсальный рай Сайбока, для которого у каждого разумного вида нашлось своё название, воплотился в многоликом божестве из «Вавилона-5». Стареющий Кирк, занимающийся скалолазанием в духе Тома Круза («Миссия невыполнима-2»), впечатляет своей безрассудностью: без хладнокровного Спока на реактивных ботинках ему не выжить. Наконец, финал, где клингоны, люди и ромуланцы обнимаются на коктейльной вечеринке, напоминает итоги детской сказки, где подружились все лесные звери. В таком единении, как и на Планете галактического мира, есть что-то многообещающе-мрачное: к утру обязательно начнётся заварушка. Заварушку покажут в шестой серии («Неоткрытой стране»), ставшей для «старого экипажа» последней. Кирк, Чехов и Скотти ещё появятся в седьмом «Треке», но лишь для того, чтобы передать бразды правления капитану Пикару и коммандору Райкеру.
Пятая часть легендарной саги, состоящей из полнометражных фильмов, «Звёздный путь» оказалась самой неудачной из общего количества в семь частей (я бери только те, где были задействованные персонажи капитана Кирка и коммандера Спока): «Последний рубеж» получил пять номинаций на антипремию «Золотая малина» (в трёх из них «Последний рубеж» их получил), а в последствии ещё и шестую (в номинации «Худший фильм десятилетия»). Фильм был нещадно раскритикован обозревателями, зрители оказались, мягко сказать, были в недоумении, да и сами создатели признавались, что провал картины был возможен и признали его как таковой.
Создатели упоминали, что на создание предусмотренных декораций и спецэффектов не хватило бюджетных средств. Это был один из самых заметных параметров картины, который стал так наглядно заметен. Даже любопытная идея с созданием планеты, где якобы существует некто Высший, появившаяся из увеличенного фото клешни лангуста, не показалась вишенкой на торте, а скорее оказалось кульминацией отсутствия масштабности и оригинальности «Последнего рубежа». Уже в начальных кадрах, когда на пустынной планете объявляется некто подобный новому мессии, вдруг ощутились слабости в создании антуража, визуальный вид показался настолько минимизированным, что даже можно призадуматься, а точно ли это «Звёздный путь»? И дальше всё шло по той же дорожке, даже попытка показать новые расы и новые планеты не увенчалась успехом. Здесь быстрее подразумевалось скрыть недочёты, чем разнообразить ленту, да и «Звёздный путь» в общем.
Но лично я бы даже на это закрыл бы глаза, если бы с обескураживающе большой долей неожиданности главные герои не столь разочаровали. Но тут, опять же по данным создателей, да и по заметкам поклонников франшизы, есть тому объяснение: часто переписанный сюжет рассказывал про брата коммандера Спока (Леонард Нимой) и последнему-то должны были отдать пальму первенства, но в «Последнем рубеже» на первый план постоянно и чрезмерно выходил капитан Кирк (Уильям Шэтнер). Честно говоря, персонаж Шэтнера доволньо скоро начинает вызывать раздражение, а та скрытая доблесть, которая сопутствовала его герою в предыдущих частях, стала настолько выпячиваться наружу, что стало приторно и случилась потеря в натуральности персонажа.
Но даже и это можно объяснить: в режиссёрском кресле дебютировал тот самый Уильям Шэтнер. Две предыдущих части «Звёздного пути» снял другой исполнитель главной роли — Леонард Нимой, но того слишком заняли на съёмках сериала «Звёздного пути», и сам Нимой предложил Шэтнера назначить режиссёром. Но последний как-то некрасиво поступил, настолько выпукло выставив своего героя, задвинув тем самым всех остальных, а ведь «Звёздный путь» славился ещё и тем, что в нём всегда витал крепкий командный дух, а тут, оказывается, только Кирк главный победитель злых сил, а все остальные только лишь его подручные и не более. Даже когда капитан Кирк беседует с чем-то Высшим, то он даже герою Нимоя и слова толком не даёт сказать. Становилось противно.
Да и сам сюжет мало интриговал, сумасшествие главного антагониста, пусть он и брат Споку, теребило за километр и легко считывалось. Наличие новых рас, новых планет не прикрыло пресный сюжет. И вообще налицо было устранение драматургии (брат-то объявился!) и самовыдвижение человека, который, видно, при «Звёздном пути» заболел «звёздной болезнью».
В итоге хочется сказать, что снаряд два раза в одну воронку не попадает, и Уильям Шэтнер не стал достойной заменой Леонарду Нимою, а оттуда потянулись ошибки, недочёты, слабости «Последнего рубежа». Как-то безвкусно вышло и без полёта фантазии. Пресно и неудачно.
4 из 10
Начало мне понравилось. Стильный, красивый пролог, трогательная сцена отдыха на природе троицы друзей, потом вызов — террористы захватили троих важных шишек всех трех значимых государств в галактике…
А дальше, о боги, какой понесся бред.
Основа сюжета — крайне примитивное слияние серии оригинального сериала про Аполлона и серии мультсериала про Люцифера с добавкой серии мультсериала же про какого-то бога майя или ацтеков, уж не помню. Але, ребята, мы уже летали к центру Галактики! Мы уже имели беседы с богами и дьяволом! Как Шетнер мог об этом забыть, он же участвовал в создании обеих серий, хоть и как актер?
Поведение экипажа «Энтерпрайза». Ни в какие ворота. У них там в светлом будущем нет психоаналитиков? Экипажи не готовят противодействовать промывке мозгов? Шизанутый проповедник вещает: «Я вижу твою боль, открой мне ее» — и Чехов, Сулу, Ухура, все безымянные работники корабля как послушные овцы забивают на присягу, на личную преданность Кирку, на собственное достоинство? По большому счету только Кирк (нимб не жмет, режиссер?) ведет себя безупречно. Не верю.
Апофеоз этого: Спок почти предает Кирка (Нимой в автобиографии пишет, что он едва не кулаками выбивал из Шетнера это «почти», в оригинале сценария Спок Кирка реально предает). Как?! Спок — Кирка? Скорее ад замерзнет, как говорят американцы. Скорее Спок сам застрелится. И ведь там можно было решить вопрос, не убивая антагониста (то, что Спок не решился убить — ладно, вулканские ценности ненасилия и семейных уз, личная привязанность, ну с натяжкой пусть так). Но вот так сдаться? И Кирк потом так легко это недопредательство прощает. Да ему это было бы как нож в горло с его-то характером и тем более в свете того, что он совсем недавно сделал для Спока и чем пожертвовал.
Что до психоанализа Маккоя и Спока — хм… ну ладно, у Маккоя действительно есть психологическая проблема, но многие люди живут с такой же или с подобной (кому-то, к примеру, приходится сдавать престарелых родителей в больницу… кому-то — да, во всяком случае, обдумывать возможность эвтаназии). А уж Споку вкручивать «я недовулканец, меня папа не любит», после того, как папа совсем недавно ему вполне разъяснил, что любит и гордится — просто глупо.
С последней трети фильма начинается крайне скучный кусок, который я едва удержалась, чтобы не промотать. Там легко можно было бы вырезать десять минут. Там не происходит ничего! Они медленно идут к цели… это что, «Сталкер» Тарковского?
Кульминация. Ой-вэй. И ради этого мы снимали более полутора часов фильма?
Вот финальный поступок антагониста — это круто. Тут он внезапно проявил себя человеком (вернее, вулканцем) чести и большой личной храбрости. Что не очень вяжется с его поведением в начале, кстати.
Что же еще есть хорошего… клингоны неплохи, а главный, который все за Кирком гонялся (всем дался Кирк, в третьем уже фильме кто-то его хочет лично пристукнуть) — шикарный внешне был бы мужик, если бы не клингонский лоб. И давно пора с клингонами уже слегка замириться…
Есть смешные моменты. Правда, тот, что с голой Ухурой, какой-то, э… странный. Неуважительный к Ухуре.
В общем, я понимаю, что Нимой не мог не уступить режиссерское кресло лучшему другу. В автобиографии он отмазывал Шетнера, как мог, повторяя, что не Шетнер виноват в провале фильма, но все же понятно — и Шетнер в том числе.
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Звездный путь 5: Последний рубеж 1989 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Кризис, разразившийся на песчаной планете Нимбус III (Nimbus III), расположенной в нейтральной зоне, казалось бы, был всего лишь еще одним актом заявления о себе местного бунтарства, желающем лишь привлечь внимание Федерации - но не на этот раз. Теперь у повстанцев есть лидер, уроженец планеты Вулкан по имени Сайбок (Sybok), обладающий выдающимися даже по вулканеанским меркам парапсихологическими способностями - ему достаточно лишь краткого общения для того, чтобы человек либо другой инопланетянин испытывал к нему чувство безраздельного доверия. Сайбок объявляет себя новым мессией и собирается отправиться на поиски - кого бы вы думали? - Бога! И некстати подвернувшийся ему под руку «Энтерпрайз» со своей командой будет вынужден выполнить данную миссию, ведь даже Спок, один из немногих не поддавшися внушению, не может поднять руку на своего... родного брата. Их путь лежит в центр галактики, за Великий Барьер (The Great Barrier), на таинственную планету Ша Ка Ри (Sha Ka Ree), на которой согласно древним книгам их ожидает сам Великий Творец во всем своем величии. Но найдут ли они то, во что верят, что желают найти, или миф навсегда останется мифом? Все ответы - на Ша Ка Ри. Самое удивительное путешествие «Энтерпрайза» начинается...
Звездный путь 5: Последний рубеж / Star Trek V: The Final Frontier 1989, США, боевик, фантастика, фэнтези