Актеры 10
Съемочная группа 9
Рекомендуем 9
Похожие 23
Отзывы к
фильму
5
В жизни бы не притронулась к написанию отзыва на этот фильм, если бы не нынешнее занятие по философии.
Что можно сказать о фильме «2081»? Некоторые спустя эти 26 минут напишут на каком-нибудь ютубе нечто вроде «короткометражка с глубоким смыслом», «поучительный фильм» и т. д., но давайте не будем спешить.
Во-первых, невозможно говорить об этой ленте, не приплетая содержание рассказа Курта Воннегута. По просмотре фильма складывается несколько разнящееся с полученным от источника впечатлением, связанное, прежде всего, с разворачиванием сюжета: в какой-то момент кажется, будто главный герой сейчас пройдется по баррикадам Парижа, напевая марсельезу. Немудрено, ведь из вонненгутовского Харрисона Бержерона создатели умудрились скроить типичный образчик белокурого, на редкость красивого, будто бы француза-революционера, возгласами поднимающего толпу на борьбу за «Liberte, Egalite, Fraternite». Таков ли Харрисон?
Утвердительно можно сказать, что фильм по сравнению с источником пестрит разнообразными дефектами смыслового характера. Раз все вдруг стали такими до абсурда равными, то почему же посуду моет жена Бержерона-старшего, вяжет тоже она. Не правильнее ли говорить о подобном дотошном равенстве хотя бы на уровне такой простой категории, как пол, а уж после приниматься за более неоднозначные (ум, красота, здоровье).
Полбеды, если с этими самыми «неоднозначными» создателям все-таки удалось бы справиться, так нет же. Что зритель видит перед собой? Равенство в красоте? Положительно нет, а положительно, в первую очередь потому, что фильм доставляет эстетическое наслаждение: балерины в загадочных масках, очаровательный юноша, завораживающие музыканты. Но именно такое впечатление срубает на корню идею равенства в красоте жителей планеты 2081 по версии Вонненгута: из рассказа мы помним, что юноша был красив, поэтому ему брили брови и красили черным зубы, здесь же он ни больше ни меньше Аполлон; балерины были привлекательны, поэтому их облекли в устрашающие маски. В фильме же нам открывается красота без равенства ее. Более того, весь этот получасовой хронометраж не дает в полной мере осознать идею «наушников» и их воздействия на отца главного героя (равенство ума).
Отвлечемся от сопоставления и сосредоточимся на главном — критике в фильме идеи равенства как заведомо приводящей к большему неравенству, нежели было до того. Если бы все были равными по уму, то кто же, позвольте спросить, управлял бы целой системой? Кучка умов посредственных наверняка не в состоянии была бы обеспечить поддержание жизни в этой службе равноправия США. Что, просчитались с элементами уравнителя?
Свобода, не предполагающая равенства, в этом художественном мире ставится превыше всего. Только чего она стоит, такая свобода? Можно кидаться расхожими фразами по типу «Live free or die» из того же фильма, ни на йоту не приблизившись на деле к этому самому идеалу свободы.
Идея равенства здесь утрируется, хотя на самом деле была, есть и будет являться идеалом, к которому человечество всегда будет стремиться. В противном случае прав был Ницше, утверждая, что человек всего лишь мост. А человек, как нам хорошо известно, нисколько не занимает место этого пограничного сооружения, он паломник в мир свободы, равенства и братства!
Не знаю как вы, но лично я понял фильм «2081» по-своему. Мы добровольно навешиваем на себя вериги. Мы каждый день носим маски и любезничаем с людьми, которые нам омерзительны. Семья, дом, машина, работа, кредит на все это на 40 лет, родственники жены, начальство, которое давно уже стоит поперек глотки и т. д. и т. п.
Список всех этих масок, которые мы носим каждый день и гирь, которые мы тянем на себе непонятно зачем, просто потому что так должен делать «нормальный» человек, можно продолжать бесконечно. Мы бежим, как белка в колесе, не в силах остановиться, потому что точка невозвращения уже давно пройдена и остановиться трудней, чем продолжать бежать. Каждый день как день сурка: работа-дом, дом-работа, пиво-с-друзьями-вечером — недовольная-жена. И по новой: работа-дом, дом-работа, пиво-жена, дом-работа, и так до бесконечности.
Но иногда попадается бунтарь, необычная, экстраординарная личность, которая заставляет остановить это проклятое чертово колесо на 25 минут и задуматься: а в этом ли смысл жизни?
Неужели смысл жизни в том, чтобы жить как все, зарабатывать деньги мудакам, которые на тебя чхать хотели и тащить на себе семью, которая давно потеряла к тебе уважение, потому что ты не в состоянии удовлетворить их искусственно завышенные интернетом и телевидением запросы? Неужели смысл нашей жизни в том, чтобы как проклятые работать в дерьме, для того, чтобы купить дерьмо, нам не нужное (как говорил неподражаемый Тайлер Дерден)?
Мне, в отличие от моих так называемых друзей, повезло. У меня нет семьи, из-за чего я стал для них белой вороной, ибо ординарные люди не способны понять, что истинная свобода есть одиночество. Цена свободы высока, но поверьте, она любому по карману.
«2081 год» — лучший фантастический короткометражный фильм из всех, что я когда-либо видел. Это великолепная футуристическая остросоциальная драма. Актерская игра, музыка в исполнении квартета «Кронос», режиссерская работа, все на самом высшем уровне. Стиль очень напоминает «Бегущего по лезвию». Особенно захватывает дух финальный танец и великолепная музыка. Под конец фильма вдруг понимаешь, что настоящая бомба — это показать людям то, чего они лишены, то, что от них скрывали. Показать им, как это прекрасно — быть свободным. Несмотря на то, что я искушенный зритель, которого сложно удивить, я был потрясен. Рекомендую к просмотру.
10 из 10
Щелчок и новейшее мобильное устройство здесь и сейчас пересылает свежее фото в недра социальных сетей. Маленький снимок для истории из моей оригинальной жизни. Она так не похожа на те истории, что переживают люди вокруг, а потому заслужено собирает ворох заветных сердечек, плюсиков, поднятых вверх больших пальцев. Обложки книжных новинок, афишки горячих премьер, рецензии на все любое, отпечатки сотен мест, таких знакомых по слащавым рекламным плакатам. Однообразие убивает, равенство в мыслях-чувствах противоестественно. Утопия, вывернутая наизнанку, вызывает безусловный рефлекс отторжения. Быть частичкой безликой толпы — что может быть хуже?
Курта Воннегута очень сложно экранизировать. Его миры, вышедшие из-под пера заядлого рассказчика, не обладают какой-то особенной магией (за исключением ужасного «Балагана») и выглядят излишне буднично. Все остальное — неповторимый слог и горькие мысли о фатуме, которые неизбежно растворяются в недрах адаптированных сценариев. В этом отношении Чандлер Таттл выбрал беспроигрышную стратегию. «2081» точное воплощение (еще бы три странички крупным шрифтом) антиутопической шутки Воннегута на тему всеобщего равенства. Взяв за отправную точку уравнивание общества на средние человеческие показатели (умственные, физические не так уж важно), писатель выдает не самую будничную историю, которая тонет в людском безразличии. Что казалось бы проще для пересказа, в котором весомые куски текста зачитываются за кадром? Но в том-то все и дело, что Таттл, с недрогнувшим выражением лица переносит на экран совсем другую историю.
В «2081» общество все также обезличено в своем гротескном равенстве, а супруги Бержерон почти забыли о своем когда-то любимом, но не вписывающимся в привычные рамки, чаде. И несчастный Гаррисон в исполнении Арми Хаммера, унаследовал красоту и силу своего бумажного прототипа. Вот только в довесок, очевидно памятуя об экранизации 1995 года, Таттл наградил его недюжинным интеллектом. Младший Бержерон больше не сломленный смертник, решивший на прощанье продемонстрировать всему миру свое великолепие. Он спусковой крючок, запускающий потенциальную цепочку действий. На всех телеэкранах страны он исполняет причудливый в своей нарочитой возвышенной вычурности танец со смертью. Смертью, которую никто не должен был увидеть. Смертью, которая стала достоянием общественности. И уже никакие разряды из пресловутых машинок для уравнивания не смогут вытравить эти события из человеческой памяти. Едкий пепел нового Клааса проникает в сердце, заставляя сомневаться в истинности чудовищного равноправия.
Таттл играет с Воннегутом. Среди пыльных балетных декораций, режиссер незаметно выдергивает из-под оригинала социально-сатирическую подложку. «2081» — это не грубоватый памфлет, впитавший в себя идеи Оруэлла и Хаксли, каким его задумал писатель. Это песня борцов, нежелающих жить в мире без лица. Таттл вместе со своими героями бросает вызов воннегутовскому обществу. Мысль нельзя сжать в тисках наушников. Чувства можно притупить, размазав слезы по усталым стариковским щекам, как это случилось с миссис Бержерон в рассказе. Но человек мыслящий (подобно экранному отцу Гаррисона) хотя бы чуточку выше среднего, обязательно будет искать выход, отталкиваясь как можно дальше от общего знаменателя. Ведь мир прекрасен только в своем разнообразии. Мир прекрасен…
На наших руках нет утяжеляющих грузов, но мы с радостью вытаскиваем из кармана наушники, чтобы забыться в мелодичном потоке чужих нот, и в этой ежедневной нирване постараться не думать ни о чем. К черту Декарда, наше существование подтверждают сотни однообразных фото в Instagram. С экранов модных гаджетов рекламодатели смеются над Воннегутом и Таттлом с их примитивными игрушками, предлагая нам очередную пустышку. «Не будь как все»,- шепчут они в ухо каждому. Мы никогда не наденем свинцовые уравнители. Они нам не к чему. Мы — пестрая толпа, которая так и не получила свое индивидуально лицо. Мы не видим свое одинаковости.
В 1917 году в результате Великой Октябрьской Революции монархия в нашей стране уступила место утопии. В 1945 Джордж Оруэлл опубликовал повесть «Скотный двор», а 1949 — роман «1984», возведя таким образом в квадрат коммунистические идеи и помножив на страх западного человека потерять свою индивидуальность. В 1961 году другой знаменитый (и очень мной любимый) писатель Курт Воннегут, сидя в окопах Холодной войны, отстрелялся коротеньким рассказом «Гаррисон Берджерон» на ту же тему.
Внимание! Если предыдущий абзац показался вам слишком сложным, то — примите мои поздравления — у вас есть будущее.
В будущем на вас навешают несколько килограмм свинца (чтобы далеко не убежали), в уши вставят датчик, оглушающий вас невыносимым сигналом каждую минуту (чтобы громко не думали), а если вам не повезло родиться с красивой внешностью, то на лицо оденут маску (чтобы не зазнавались, а другим завидно не было). Это идея. Если вы привыкли черпать идеи из телевизора, то видео Чандлера Таттла вас вдохновит. Только пеняйте на себя, если через минуту вы тут же о нём забудете.
Я слишком мало в своей жизни видела короткометражек, чтобы судить об этом фильме по законам жанра. Одно я знаю: называть это фильмом как-то стыдно и совестно. С каких это пор подкладывать картинки под текст означает искусство? Те, кто не прочитал рассказ Воннегута перед просмотром — не переживайте, вам его прочитают с экрана. Серьёзным таким голосом, словно Библию. Но если слово — это данность, то зрительный образ нужно создать, прежде чем он пустит корни в мозгу и зацветёт ассоциациями. Хоть мне, как никогда, близка тематика «2081», назвать это видео чем-то выдающимся или интересным я не могу. Лучше потратить десять минут на рассказ Воннегута (включая поиски его в интернете) и потом весь вечер достраивать у себя в голове мир будущего, чем безвольно взирать на это аудио-видео-прочтение.
4 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть 2081 2009 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Шёл 2081 год. Все люди, наконец-то, стали равны. Они были равны не только перед Богом и законом. Они были равны во всём. Никто не был умнее другого. Никто не был красивее другого. Не было ни самых сильных, ни самых быстрых…
2081 / 2081 2009, США, боевик, короткометражный, фантастика