Галерея
Актеры 109
Съемочная группа 35
Рекомендуем 17
Похожие 14
Отзывы к
фильму
6
Поезда рефреном
Фильм «Аминь» художественный, и художник-режиссер имеет право на свое собственное толкование темы Холокоста. В рамках, конечно, допустимого, ибо тема эта цензурируется в современной Европе куда строже, нежели усилия комитета по цензуре политбюро ЦК КПСС в былые времена. Повторимся, художник имеет право на собственное толкование темы, и требовать от него реализма и соответствия действительности не следует. Поэтому и фильм можно смотреть искючительно с художественной точки зрения.
Если же смотреть «Аминь» с исторической точки зрения, то тут начинаются большие проблемы, сомнения, киноляпы. Достаточно перечислить некоторые:
- Составы, идущие на Восток порожняком... более невероятно в военных условиях, чем жизнь на Марсе.
- Лагерные эсесовцы в полевых касках на крыше газовых камер засыпают из банок Циклон Б в противогазах, но не защищенными руками (19 мин.)
- Вообще большая проблематичность «доклада Герштейна» у профессиональных историков. Герштейн – это скорее общественно полезный полумиф.
- Офицера СС выгоняют поляки из пассажирского вагона со словами «нет места». И далее в другом вагоне - «поезд полон [...] даже шведский посол стоит в коридоре». Чтобы посол ехал в коридоре?
- Проезд через итальянский блок-пост без предъявления документов (охрана удовлетворилась визуально формой СС). Картинка глобального всемогущества?
- Въезд на территорию лагеря через КПП без предъявления документов. А ведь «это фабрики смерти» (слова персонажа), «лагерь уничтожения». И, вообще-то, эти фразы на момент событий не существовали в природе – они как термины появились и стали использоваться лишь в послевоенное время.
Материал автором, увы, изучен крайне поверхностно. Это жаль. Коста-Гаврас снимает сногсшибательное умное кино. Но эти критические замечания не затрагивают художественного аспекта киноленты и имеют силу только и только идеологическую, как это часто бывает с художественными фильмами, которые выдают чуть ли не за адекватное освещение истории (как, например, устные истории в фильме «Шоа»). Актерская работа, музыкальное сопровождение, динамика сюжета – всё сделано на должном уровне. И кино - как кино – не может не заинтересовать. Особенно, конечно, зрителя неравнодушного к творчеству режиссера Коста-Гавраса.
7 из 10
Сильное кино
По своим художественным достоинствам фильм намного ярче своего литературного прототипа, пьесы немецкого писателя Рольфа Хоххута 'Наместник' или в русскоязычном переводе 'Представитель'. Главной идеей пьесы, по замыслу автора, была критика отношений Ватикана с третьим Рейхом в годы Второй Мировой Войны. В пьесе 'Наместник' Хоххут показывает пассивность Святого Престола в том, что касалось однозначного и категорического осуждения фашизма, так ожидаемого многими верными Римско-католической Церкви, среди которых были также и люди, отдавшие жизнь в борьбе с нацизмом. Пьеса Хоххута, вышедшая в свет в 1963 году, сразу же обрела скандальную репутацию как в целом необъективная и чуть ли не клеветническая, но в некоторых моментах действительно отразившая реальность эпохи понтификата Пия XII, который был ярым германофилом. Активная, но зачастую тайная деятельность по спасению евреев и других групп людей, преследуемых по расовому, политическому или иному признаку сочеталась с поразительной сдержанностью во всем том, что касалось официальных заявлений Ватикана в отношении фашизма. Хоххут развил эту идею до уровня обвинений в прямом попустительстве нацизму, что и явилось причиной резкой критики автора после выхода пьесы в свет.
В фильме образы главных героев еще более целостные, чем в пьесе, игра Мэтью Кассовица более чем великолепна, его Риккардо искренен и отважен, образ очень светлый и придающий всему фильму совершенно иной, христианский смысл, в корне отличный от замысла самого автора подорвать доверие к Римско-Католической Церкви. Также и игра Ульриха Тукура заставляет зрителя задуматься о том, как должен поступать человек, имеющий принципы в условиях, когда власть всей своей мощью пытается заставить эти принципы переступить. Несмотря на спорность сюжета, фильм очень целостный и глубокий, дающий пищу для размышления, прежде всего о способности одного человека противостоять целой системе-это и в случае с Риккардо, и в случае с Герштайном, которые проявляют исключительную силу духа в этой борьбе. Прекрасная режиссерская и актерская работа. 9 баллов из 10.
Несколько слов о Холокосте от Коста-Гавраса
Мастер политических триллеров, Коста-Гаврас, на этот раз поднимает тему Холокоста. В центре внимания весьма провокационный сюжет. В качестве героя выступает нацист, который убежден в том, что является свидетелем преступлений против евреев. В этом ему помогает католический священник.
Он стремится встретиться с Папой Римским, для того чтобы предоставить доказательства и потребовать поддержки.
Смотря эту картину, я удивлялся тому, что ее автором являлся режиссер 'Дзеты'. Дело в том, что сама история показалась мне весьма и весьма простой - вопросы неоднозначного отношения Ватикана к фашизму конечно провокационны. Но они провокационны не более вопросов оккупации Франции и Чехии, смерти Гитлера и бегства Гесса. Характеры героев раскрыты весьма поверхностно. По правде говоря, не совсем понятно, что почему именно главные герои решили выступить против системы, в то время когда остальные не замечали происходящего.
Думаю, что такие фильмы снимать конечно же необходимо, чтобы не забывать важность проблемы. Другое дело, что фильм получился провокационным, прямолинейным и, как мне показалось, совсем не интересным. Что касается игры актеров, то все получилось профессионально, но академично и скучно - не хватало Кристофа Вальца.
Снимай эту картину Коста-Гаврас в 69-м, то я думаю, что это был бы шедевр. Однако, как мне показалось, у режиссера было недостаточно задора для такого серьезного фильма.
В итоге: провокационная тема, прямолинейный сюжет, академичная игра актеров - ожидал от этой картины большего.
4 из 10
Твоему Богу будет с тобой непросто...
Помню, смотрела год или два назад в рамках ознакомления с фильмографией Ульриха Мюэ. Помню, что понравилось, вероятно, в некоторой степени и из-за тематики фильма, которая мне всегда была интересна (хоть я и не утруждаю себя копанием в книжках по истории). Популярные и сразу приходящие на ум 'Пианист' и 'Список Шиндлера' бесспорно классом повыше будут. По производимому на сознание эффекту.
'Аминь' же кино более спокойное, в котором нет подобных эмоциональных встрясок. Очевидно по той причине, что упор сделан не на концлагерную жизнь и все ее неизбежные составляющие, а скорее на политику. Много 'кабинетных' разговоров, из которых непосвященные могут узнать, что такое циклон Б, и много Ватикана, на который авторы сего творения смело так 'наезжают'. Вообще, перед выставлением диагноза всегда хорошо изучить проблему с разных сторон, но, по впечатлению от данного конкретного кина, так и хочется бросить в лицо тогдашнему Папе, Пию XII, пару 'ласковых'. Просто за смиренное молчание в тот период времени, когда человечество действительно в нем нуждалось. В решающий момент (учитывая, что катастрофы подобного масштаба происходят нечасто), в момент духовного разложения Европы, гуманистические принципы Церкви потерпели крах.
Это наверное и есть основная мысля фильма, от которой идут ответвления вроде судеб офицера СС Курта Герштайна (Ульрих Тукур) и молодого священника Риккардо Фонтаны (Матьё Кассовиц). Последний являет собой типичный образ мученика. Риккардо единственный, кого настораживает сообщение Герштайна о готовящемся проекте по истреблению целой нации. Он использует свои родовые связи в попытках достучаться до Папы и, не преуспев в этом, совершает поистине отчаянный поступок. Герштайн, в убедительном исполнении Ульриха Тукура, хороший вроде бы человек, семьянин, гуманист, который тем не менее оказывается вовлечен в адскую машину убийств. Один из многих, ставших по сути заложниками системы, он, рискуя жизнью, поставляет Фонтане всю необходимую информацию, которая, однако, тщательно игнорируется верхушкой Ватикана.
В качестве антипода этих двух персонажей выступает некий Доктор, блестяще сыгранный еще одним Ульрихом, который Мюэ. Имя перса, насколько помню, не уточняется, но намек на один исторический прототип очевиден. 'Добрый' доктор, с улыбкой на устах выносящий несчастным лунатикам смертный вердикт. Образ у Мюэ вышел неоднобоким, что, впрочем, характерно для большинства его работ. Его доктор умен, расчетлив, хладнокровен, с глазами, не выражающими абсолютно ничего. Про таких людей никогда не знаешь, о чем они в действительности думают. Вот он весьма мило и обходительно беседует с фрау Герштайн и ее детишками, а в другой момент с каким-то нездоровым любопытством(?) наблюдает за применением циклона Б на практике. Человек, не живущий идеалами нацистской партии, а скорее приспособленец, что становится ясно из разговоров с Герштайном:
- Герштайн, учись лучше контролировать лицевые мышцы. В СС, как в покере: ваши оппоненты, даже партнеры не должны понимать, о чем вы думаете. Вы - игрок?
- Вы думаете, вы можете читать мои мысли?
- Как открытую книгу. Поэтому я вам благодарен. Вы обладатель такого сокровища - позаботьтесь о них.
Но такого рода 'гибкие' люди, готовые на все только ради спасения своей собственной шкуры, превращающиеся в аморальных, безжалостных монстров, когда того от них требует система, - такие типы и катили колесо войны, оставлявшее за собой след в виде несчастий и разрушений.
К настоящему времени фильмов о ВМВ собралось немало, и я надеюсь, фонд будет пополняться, ведь такая тема...она всегда актуальна. Нужно снимать. Другое дело, что удачных и выделяющихся из общей массы картин уже меньше, и в этом плане Коста-Гаврасу удалось создать нечто свое и нечто стоящее. Ценно то, что 'Аминь' предлагает взглянуть на другую, пока еще менее освещенную часть этой печальной страницы из истории человечества.
P.S. Было бы еще лучше, если бы немцы, задействованные в картине, говорили на своем родном, а не на инглише.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Аминь 2002 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
История нацистского офицера, лейтенанта Курта Герстейна, пытающегося в 1942 году сообщить Папе Римскому об истреблении заключенных в концентрационных лагерях.
Аминь / Amen. 2002, Франция, драма, история