Галерея
Актеры 44
Съемочная группа 10
Рекомендуем 19
Похожие 14
Отзывы к
фильму
4
Театр vs Повседневность
Если есть время разбрасывать камни и брать серебро, то есть время и собирать мысли и писать рецензии, и это время пришло, Карл!
Режиссерский кино дебют Ингмара Бергмана (он уже ставил пьесы в театре) стартует с закадрового голоса слегка разрушающего четвертую стену. Затем идет простая бытовая история в мелодраматическом стиле про «любовный ромб» в центре которого молодая девушка. То есть в фильме аж два любовных треугольника — отношение с мужчинами и с двумя мамами (приемная и родная), которые и рождают основные конфликты. Которые к концу не просто раскрываются а выводятся на новый уровень, фильм вовсе не о любви и выборе, как может показаться, фильм о конфликте искусства и реальной жизни. Театр противопоставлен простой жизни. Актерская игра против повседневного поведения. Тут и раскрывается название фильма — Кризис. Кризис в виде разрыва Искусства и Повседневности. Причем Искусство в фильме изображается в виде живой игрушки Буржуазии, служащие ради утех и завлечения неокрепших душ в свои сети.
То есть фильм не совсем прост как есть, есть там некоторые социальные подтексты, которые показаны слишком тонко, чтобы кричать об этом.
Даже в дебюте просматривается то, что совсем скоро станет основой режиссерского стиля — конфликт не на экране, конфликт внутри героя, постоянная апелляция к условности искусства, и повседневность сюжетов, через которые тем не менее автор постоянно пытается размышлять и делится этим со зрителем.
Немного сбивает с толку не очень высокий уровень операторской работой, но тем не менее есть очень красивые, нуарные кадры.
А вот актерский состав очень хорош - Джек(Стиг Олин) отлично отыграл театрала, Нелли(Инга Ландгре) - провинциалку падкую на яркую обертку, особо хочется похвалить Аллана Булина (Ульф) у него была самая сложная актерская работа - отыграть простого ветеринара, без ярких качеств и немного деревянного, и он с ней вполне справился. Да-да играть серого персонажа всегда сложнее чем персонажа яркого, строить образ просто не от чего. И в этом раскрывается мастерство.
Путь Бергмана в кино вовсе не был безоблачным. Он немало трудился штатным сценаристом студии 'Свенк', пока Альф Шёберг не взял его помощником режиссёра на свой фильм 'Травля', снятый по сценарию Бергмана, и даже разрешил поставить одну сцену самостоятельно. Фильм имел успех, поэтому руководство студии согласилось, чтобы при экранизации пьесы Лека Фишера 'Мать-животное' режиссёром был Ингмар Бергман. Сам Бергман всегда отрицательно отзывался о своём первом опыте, да и картина, провалившись в прокате, оказалась на периферии наследия Бергмана. Её, пожалуй, немногие видели из последующих поколений зрителей. В то же время объективно 'Кризис' отнюдь не плохой фильм, не слишком похожий на театральные фильмы США тех лет. А всё дело в том, что Виктор Шёстрем, один из пионеров шведского кино, учил Бергмана кинематографическому повествованию, так, чтобы у зрителя не складывалось ощущения, что он смотрит театр на экране. Оттого в 'Кризисе' даже Дагни Линд в роли приёмной матери, которая до этого не играла в кино, смотрится убедительно. Тем более это стоит сказать о молодой актрисе Инге Ландгре, чья героиня внезапно узнала, что её мать вовсе не настоящая мать, а родила её та, которую она считала тётей. Сюжет осложняется ещё и неравным социальным положением двух претенденток на родительство, а также тяжёлой болезнью приёмной матери, о которой она предпочитает никому не говорить.
Так что перед нами типичная семейная мелодрама, которые весьма охотно сочиняют и у нас, с той лишь разницей, что у Бергмана куда больше реализма, естественности и небанальных сюжетных ходов. Будущий мастер вовсе не впадает в сентиментальность, умиляясь бедными страдающими героинями, а также богатыми, которые тоже плачут, а ведёт рассказ достаточно сдержанно, редко прибегая к музыке для усиления драматического эффекта. В то время как в США в те годы режиссёры снимали в студийных павильонах, в маленькой Швеции предпочитали натурные съёмки, с настоящими реками, лесами и домами, а потому европейские фильмы 1940-х гг. в меньшей степени устарели, чем американское кино, представляясь симпатичными человеческими историями и современным зрителям. Тем более 'Кризис', несмотря на название, вовсе не мрачный фильм, а проникнутый интересом и сочувствием к судьбам простых людей, их семейным портретам в интерьере, нисколько не касаясь сиюминутной политики. Швеция не принимала никакого участия в войне, сохраняя нейтралитет и занимаясь своим садом, как учил Вольтер, а потому шведские режиссёры не имели надобности что-то говорить на тему Второй Мировой войны. Вместо этого они сосредотачивали своё внимание на социальном реализме, семейных отношениях, а позднее и на метафизических проблемах. 'Кризис', конечно, лишён метафизики позднего творчества Бергмана, а также глубинного драматизма, однако стиль великого режиссёра очевиден и здесь. В центре 'Кризиса' по-прежнему человек, чьи семейные проблемы кажутся режиссёру важнее всего. И выход из кризиса не менее сложен, чем политическая разрядка или восстановление мира после кровопролитной войны. Тем более люди познаются не столько на политической или общественной арене, а больше в кругу семьи, в своих человеческих связях. И не менее страшно, чем Вторая Мировая война, когда эти связи вот-вот разрушатся. Это и является настоящим кризисом.
Бергман в 'Кризисе' даже несколько отстраняет историю от зрителя, напоминая ему, что поведанное - всего лишь кино. Немаловажную роль играет рассказчик, который прямо называет происходящее комедией, пожалуй, в соответствии с классическим определением, когда комедией назывались пьесы без трагического окончания. Позднее такой постмодернистский приём Бергман использует и в более сильных работах, таких как 'Тюрьма' (1949), 'Персона' (1966) и особенно 'Страсть' (1968). Кстати, здесь в одной из центральных ролей можно видеть Стига Улина, чья дочь Лена в будущем станет частью труппы Бергмана и выйдет замуж за знаменитого Лассе Халлстрема, начинавшего свою карьеру режиссёра в театре под руководством Ингмара Бергмана.
7 из 10
Путь Бергмана в кино вовсе не был безоблачным. Он немало трудился штатным сценаристом студии 'Свенк', пока Альф Шёберг не взял его помощником режиссёра на свой фильм 'Травля', снятый по сценарию Бергмана, и даже разрешил поставить одну сцену самостоятельно. Фильм имел успех, поэтому руководство студии согласилось, чтобы при экранизации пьесы Лека Фишера 'Мать-животное' режиссёром был Ингмар Бергман. Сам Бергман всегда отрицательно отзывался о своём первом опыте, да и картина, провалившись в прокате, оказалась на периферии наследия Бергмана. Её, пожалуй, немногие видели из последующих поколений зрителей. В то же время объективно 'Кризис' отнюдь не плохой фильм, не слишком похожий на театральные фильмы США тех лет. А всё дело в том, что Виктор Шёстрем, один из пионеров шведского кино, учил Бергмана кинематографическому повествованию, так, чтобы у зрителя не складывалось ощущения, что он смотрит театр на экране. Оттого в 'Кризисе' даже Дагни Линд в роли приёмной матери, которая до этого не играла в кино, смотрится убедительно. Тем более это стоит сказать о молодой актрисе Инге Ландгре, чья героиня внезапно узнала, что её мать вовсе не настоящая мать, а родила её та, которую она считала тётей. Сюжет осложняется ещё и неравным социальным положением двух претенденток на родительство, а также тяжёлой болезнью приёмной матери, о которой она предпочитает никому не говорить.
Так что перед нами типичная семейная мелодрама, которые весьма охотно сочиняют и у нас, с той лишь разницей, что у Бергмана куда больше реализма, естественности и небанальных сюжетных ходов. Будущий мастер вовсе не впадает в сентиментальность, умиляясь бедными страдающими героинями, а также богатыми, которые тоже плачут, а ведёт рассказ достаточно сдержанно, редко прибегая к музыке для усиления драматического эффекта. В то время как в США в те годы режиссёры снимали в студийных павильонах, в маленькой Швеции предпочитали натурные съёмки, с настоящими реками, лесами и домами, а потому европейские фильмы 1940-х гг. в меньшей степени устарели, чем американское кино, представляясь симпатичными человеческими историями и современным зрителям. Тем более 'Кризис', несмотря на название, вовсе не мрачный фильм, а проникнутый интересом и сочувствием к судьбам простых людей, их семейным портретам в интерьере, нисколько не касаясь сиюминутной политики. Швеция не принимала никакого участия в войне, сохраняя нейтралитет и занимаясь своим садом, как учил Вольтер, а потому шведские режиссёры не имели надобности что-то говорить на тему Второй Мировой войны. Вместо этого они сосредотачивали своё внимание на социальном реализме, семейных отношениях, а позднее и на метафизических проблемах. 'Кризис', конечно, лишён метафизики позднего творчества Бергмана, а также глубинного драматизма, однако стиль великого режиссёра очевиден и здесь. В центре 'Кризиса' по-прежнему человек, чьи семейные проблемы кажутся режиссёру важнее всего. И выход из кризиса не менее сложен, чем политическая разрядка или восстановление мира после кровопролитной войны. Тем более люди познаются не столько на политической или общественной арене, а больше в кругу семьи, в своих человеческих связях. И не менее страшно, чем Вторая Мировая война, когда эти связи вот-вот разрушатся. Это и является настоящим кризисом.
Бергман в 'Кризисе' даже несколько отстраняет историю от зрителя, напоминая ему, что поведанное - всего лишь кино. Немаловажную роль играет рассказчик, который прямо называет происходящее комедией, пожалуй, в соответствии с классическим определением, когда комедией назывались пьесы без трагического окончания. Позднее такой постмодрнистский приём Бергман использует и в более сильных работах, таких как 'Тюрьма' (1949), 'Персона' (1966) и особенно 'Страсть' (1968). Кстати, здесь в одной из центральных ролей можно видеть Стига Улина, чья дочь Лена в будущем станет частью труппы Бергмана и выйдет замуж за знаменитого Лассе Халлстрема, начинавшего свою карьеру режиссёра в театре под руководством Ингмара Бергмана.
7 из 10
В небольшом провинциальном городке, уютно расположившемся на берегу реки и щедро украшенном зеленью, не было ни больших предприятий, ни вокзала, которые могли бы своим шумом нарушить хрупкую идиллию. Самым большим событием для горожан было прибытие автобуса из Стокгольма, привозившего новые газеты, а иногда новые лица. Однажды из него вышла женщина в чёрной шляпе. Всё в ней, стиль одежды, выражение лица и даже походка, выдавало столичную штучку. Её мало кто помнил, но некоторые старожилы узнали в этой по виду светской даме Енни, бросившую свою дочь сразу же после рождения и сбежавшую из города в неизвестном направлении. Спустя 18 лет она вернулась, чтобы забрать в Стокгольм свою повзрослевшую дочь, воспитанную госпожой Ингеборгой, отдавшей ей всю теплоту души и более чем достойно заменившей родную мать, но голос крови не давал покоя Нелли. К тому же, она мечтала вырваться из этого идиллического, но слишком спокойного и скучного для молодой, энергичной натуры местечка.
Для Ингмара Бергмана эта картина стала первым режиссёрским опытом в кино. К тому времени он уже поработал театральным режиссёром, а также был автором сценария фильма 'Травля', снятого Альфом Шёбергом и завоевавшим в 1946 году 'Большой приз' Каннского кинофестиваля. Успех картины вызвал творческий зуд у молодого Бергмана. Он думал, что знает о кино всё и без особого труда сможет снять собственную картину. Благодаря его настойчивости, такая возможность была предоставлена. Для экранизации предложили датскую пьесу Лека Фингера 'Мать-животное', по которой Ингмар написал свой сценарий. В самом фильме автор говорит, что эта пьеса из современной жизни, отнюдь не драма, а скорее комедия. Видимо, имея ввиду 'Человеческую комедию' в Бальзаковском понимании.
Главная героиня Нелли в исполнении Инги Ландре, снявшейся позже ещё в двух картинах Бергмана, по-скандинавски симпатичная, но провинциально наивная девушка, которая, едва повзрослев, падает в круговорот жизни, становясь причиной тихого соперничества между мамой, воспитавшей её с пелёнок и матерью-кукушкой. В Стокгольме она попадает в эпицентр противостояния между кровной матерью и её моложавым сожителем альфонсом Яком, узревшим в Нелли свежий объект для удовлетворения своих распутных страстей. Пройдя сквозь испытания, разочарования, трагедию, обретя начальный жизненный опыт, девушка сделает правильный с её и, конечно же, авторов точки зрения выбор. Впрочем, вовсе не бесспорный, а скорее морализаторский.
Енни(Марианна Лефгрен) - мать Нелли. Что заставило эту зрелую женщину, сумевшую неплохо устроиться в жизни, имеющую свой салон красоты в Стокгольме, спустя столько лет вспомнить о дочери? Толи осознание страшного греха молодости, толи пришло время задуматься, а кому останутся все нажитые нелёгким трудом капиталы? Возможно и то, и другое, а может и третье, но только не любовь, она начисто лишена этого чувства. Даже Як для неё лишь игрушка, пусть и дорогая, но с ним она получает иллюзию своей молодости и желанности, благо он был способен это сыграть, но лишь до появления в его жизни Нелли.
В роли Яка снялся Стиг Олен, работавший ещё в одном фильме Бергмана. Его герой молодой, невостребованный актёр, нашедший себе мамочку и припеваючи прожигающий её деньги, но появление Нелли не только распалило в нём сексуальные инстинкты, но и стало причиной душевного надлома, осознания никчёмности своего существования, хотя в душе он вовсе не плохой человек и сцена с госпожой Ингеборгой служит тому подтверждением.
Приёмную мать Нелли сыграла Дагни Линд. Бергман сам выбрал её на эту роль, но она совсем не имела опыта работы в кино, будучи театральной актрисой, но именно её в первую очередь он подвергнет критике за плохую игру в своей известной книге 'Картины'. На мой взгляд, те же упрёки можно адресовать почти любому члену актёрской труппы. Их игра чересчур театральна. Скорее всего, в основе этого лежит предыдущий опыт самого режиссёра?
Не повезло автору и с операторами, также не имевшими достаточного опыта. Об этом он рассказал сам, но и без того очевидна нечёткая фокусировка и размытая во многих местах картинка. Невооружённым глазом заметны и огрехи в монтаже. Саундтрек вполне типичный для фильмов той поры. Всё вышесказанное послужило основой для провала уже премьерного показа картины. Главная причина тому всё же слабость сюжета, в какой-то степени его надуманность. Но в каждой неудаче есть свой позитив. Начинающего режиссёра приметил свободный кинопродюсер Лоренс Мармстедт, владеющий своей небольшой киностудией. Он сумел разглядеть несомненный талант, годы спустя подтверждённый 4-мя статуэтками 'Оскара' и множеством других кинонаград великого режиссёра, а позже предоставил ему возможность снять 4 фильма.
Ни в коей мере не призываю смотреть этот фильм всех. Он будет интересен только тем, кто интересуется историей кино и прежде всего творчеством одного из моих любимых режиссёров Ингмара Бергмана. Эта картина является бесценным историческим документом, лучшей иллюстрацией первых творческих шагов мастера.
Оценка не имеет принципиального значения и могла бы быть любой, но субъективно оценивая именно художественный уровень
5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кризис 1946 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Нелли, воспитанная приемной матерью, знакомится со своей настоящей матерью, которая берет ее в Стокгольм. Там девушка знакомится с ее молодым любовником и внезапно попадает в любовный треугольник.
Кризис / Kris 1946, Швеция, драма, мелодрама