Галерея
Актеры 17
Съемочная группа 7
Рекомендуем 10
Похожие 23
Отзывы к
фильму
10
«Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени.»
-Томас Манн
Нетипичная для Луи Маля картина под названием «Лакомб Люсьен» с военной тематикой вышла в 1973 году и вызвала бурные споры в прессе и обществе. Хотя под увеличительным стеклом можно разглядеть его воспевание или может плач о судьбах людей, их бедах, страстях, об их свободе, которую они хотят потрогать.
Июнь 1944 года. За окном самая грязная, беспощадная и безумная война двадцатого века, вероятно, даже целого тысячелетия, а может и всей истории человечества. Лакомб Люсьен — молодой парень, работающий на небольшой префектуре на окраине оккупированной Франции, охотник, убивающий то ли ради удовольствия, то ли ради пропитания. Смерть окружает его, он сам ее несет на своих ладонях и не боится. Страх чужд ему, бояться даже смерти — не его прерогатива. Люсьену по воле судьбы выпадает случай оказаться в гестапо, где его радушно примут, так он становится членом тайной государственной полиции, тут начинается его история, сложная история сложного человека.
Люсьен попадает в общество, которое оценить слишком трудно. Все эти: «национал-социалисты», питающие иллюзии к теории Гюнтера; прожженные табачным дымом актрисы, мечтающие засиять на киноэкранах нацистов; приспособленцы, верящие только в одного бога, имя которому — деньги — и еще много всяких чудищ и уродов, а ведь они тоже хотят быть счастливыми, да-да. И в ряды этих существ вступил наш герой, или не наш, или не герой — трудно сказать. Маль представляет нам только констатацию фактов, ничего больше, никаких оценок добра и зла, хорошего или плохого. Виновен ли он, что принимал участие в чужих играх? Нужна ли ему эта война? Осознанно ли он принял решение вступить в гестапо? Или рука судьбы схватила его за плечо и толкнула вперед?
Обезумевшая пляска всего мира превращается в кровавую бойню, народы смотрят в зеркальный потолок, в котором отражается искомое счастье, когда все кричат, ответ обычно остается самым тихим, зрительный зал может делать все, что угодно, только Маль будет спокойно крутить свою кинопленку, на которой записана жизнь.
10 из 10
Спокойный, неторопливый, затягивающий, интересный этот фильм оказывается на самом деле вихрем сметающим все на своем пути. Вот только представьте себе насколько провокационным оказалась закрученная автором комбинация, если про молодого парня, француза работающего на гестапо можно сказать несколько добрых слов. А вот кстати, про семью притесняемой фашистами национальности можно найти слова и весьма резкие. Впрочем, тут ведь все дело в точке зрения. Тут ведь и имя главной героини — Франс, можно трактовать как сравнение со страной. Ну а тогда, ее поведение иначе как пассивно смиряющимся со своим покорителем и не назовешь. И вот, представьте себе корректно ли высказывать или даже допускать такие оценки? Ни одного раза. А получается то, что вроде бы, формально, но все же одобрение героя может подпасть под поощрение фашизма, а осуждение названной семьи плавно укладывается в ярый национализм. А фильм то о другом. Вот вам и Маль. Вот и провокация. Вот, кстати, и глубина.
Но обо всем по порядку. Молодой человек стремящийся как можно раньше упорхнуть из неполюбившегося ему семейного гнезда идет устраиваться на работу в Сопротивление. Но, там он по причинам не понятным, а скорее всего строго субъективным, приходится не ко двору. Не долго думая, герой наш оказывается в гестапо. Молодые и активные кадры нужны всем. Главное лишь заметить и вовремя поддержать. И тут-то наш самец почуял силу. Мистическая ксива открывает все двери, а пистолет добавляет важности в самых проигрышных ситуациях. Однако наш герой решает сконцентрировать свое внимание на упрочнении личной жизни. Его фантазию поражает обычная еврейская девушка по имени Франс. И вот здесь проявляется самый основной конфликт фильма. Демонстрируя силу Самец придет и попросту останется с понравившейся ему девушкой, не просто на глазах у тепло любящей ее семьи, а будучи этой семьей принятым. И тут получается забавная ситуация, при которой подавляемая сторона смиряется с сытой, но униженной стабильностью. И ведь возможности для рискованного но спасения ведь были. Жизненно, правдоподобно и конечно в разы глубже спилберговского «Шиндлера». Однако, уверен, именно за это и был порицаем Маль. Провокативно ведь, с вызовом. Да и не случайно ведь такое внимание уделил он сексуальным утехам. Не слишком акцентируя сам процесс он более всего показывал лишь смиренно спящую Франс, или дерзко заигрывающую.
Тут вроде бы напрашивается осуждающий парафраз с «Конформистом». И все подводится к нему. Расслабься зритель и просто наблюдай. Но нет. Маль наворачивает очередной вираж спутывая окончательно хороших и плохих, а равно своих и чужих, затрагивая одну из самых болезненных европейских ран. Вспомните, ведь истощенное еврейское гетто Варшавы в своем бунте продержалось значительно дольше, чем Париж.
Так что, при справедливом осуждении фашизма и уважении к подвергшимся геноциду в годы Второй мировой войны (по крайней мере, склонен считать, что Маль отталкивался от таких, понятных и разделяемых мною, координат), Маль просто показал частный случай. Случай, при котором оценки героев могут быть не так однозначны (и конечно же заслуживают обсуждения). Случай, который подтверждает недопустимость произвольного навешивания ярлыков и стигматов на каждого. Гуманизм, ничего не поделаешь. Смысла так много, что остается лишь пара слов на восхваление эстетики режиссера, игры Пьера Блеза, Авроры Клеман и Хольгера Лёвенадлера.
8 из 10
Действие разворачивается во французской глубинке во время Второй Мировой. Люсьен Лакомб — юноша, работающий где-то в госпитале в городе. Он приезжает домой в отпуск, но пока отец Люсьена где-то в плену, с его матерью на ферме живёт другой мужчина, а заодно и его работники, и парню там не рады, да и ему все это не по душе. Исполненный смутного томления и не знающий, к чему себя приткнуть, Люсьен просится в партизаны — кажется, просто потому, что его новый отчим этого бы не одобрил. Местный учитель, связанный с ними, Люсьена отговаривает, а тот вскоре, слоняясь по улицам, забредает в штаб Французской милиции (это такие коллаборационистские товарищи гестапо), где как-то ненароком выбалтывает, кто с ним говорил о маки. Учителя по этому нечаянному доносу берут, а Лакомба берут тоже — работать в милицию…
Вот это нечаянное предательство очень показательно. Лакомб не нарочно зашёл туда, куда зашёл; болтал он там не ради выгоды, а просто пытаясь поддержать разговор с милыми, весёлыми людьми, что налили ему выпить; когда схваченного учителя вводят, Люсьен испытывает искреннее недоумение и, очевидно, не сразу может связать это со своими откровениями. Но связав, Люсьен Лакомб не демонстрирует никаких признаков угрызений совести, хоть бы намека на чувство вины перед человеком, который хотел уберечь его, Лакомба, и которого он фактически убил. Критик говорит, что Люсьен «лишь по стечению обстоятельств стал сотрудничать не с маки, а с фашистами», и это совершенно верно — но странно не слышать, насколько ужасны эти слова. Для нормального человека между этими двумя крайностями обязано стоять нечто большее, чем случайность. Но Лакомб Люсьен — человек в точном смысле безнравственный. У него, очевидно, вообще отсутствует совесть, самая способность ощущать дискомфорт от того, что в твоих интересах унижают беспомощного старика, от того, что силой вторгся в чужой дом и быт, от того, что кого-то убиваешь. Это может быть связано с тем, что за весь фильм в голове у Лакомба, кажется, не было ни одной мысли. Пьер Блез создал замечательный образ — Люсьен выглядит, во-первых, эдаким милым насупленным ребёнком, а во-вторых — абсолютным чистым листом. Ведь даже его личность — вся заёмная, от развязных манер и костюма, взятых у товарища по милиции, до нелюбви к «тыканью», присвоенной у еврейского портного.
Проблематика войны и коллаборационизма тут, как ни странно, не на первом месте. В первую очередь «Лакомб Люсьен» фильм о проблеме юношеского бунта, об отношениях поколений. Несколько старших людей, встреченных им на жизненном пути, последовательно пытаются помочь Люсьену — в первую очередь помочь ему стать человеком. Пробудить-таки в Люсьене совесть — кажется, едва ли не более важный мотив портного Горна, прервавшего своё домашнее заточение, чем стремление сохранить остатки собственного достоинства. И когда в финале Люсьен бежит с его дочерью, зрителю остаётся гадать — оно ли это, пробудилось ли наконец в Лакомбе Люсьене нравственное чувство, или это просто животное стремление защищать свою самку? Ведь чувства к Франс — вообще единственное проявление у Люсьна индивидуальности…
Но я отвлёкся. Так вот, изначально Люсьен ищет маки (и в итоге приходит к коллаборационистам) из-за конфликта в семье. Его вступление в милицию до крайности похоже на вступление в уличную банду: задушевный разговор, «давай-ка мы тебя приоденем», немного демонстрации мелочной власти… Горн становится для него как бы суррогатом отца, против которого Лакомб нарочито бунтует без всякой необходимости. В свою очередь и истероидная Франс связывается с Люсьеном, провоцирует и его, и своего отца, явно из-за усталости от замкнутой домашней атмосферы, от робкого родителя в халате и полусумасшедшей бабушки с вечным пасьянсом.
Среди персонажей выделяется более всего Альберт Горн в великолепном исполнении Хольгера Лёвенадлера; хотя портной и не безупречен, он обладает достоинством, чего лишены практически все прочие герои фильма. Лёвенадлер создал пронзительный и трагический образ, и его вечно поднятая бровь создаёт потрясающий — смысловой! — контраст с гладким лбом и наглой улыбкой Лакомба.
Помимо этого можно заметить, что милицию Маль изобразил, в первую очередь, сборищем неудачников. Полицейский, уволенный за взятки, промотавшийся дворянский сынок, третьестепенная актриска… Штаб милиции во всех отношениях более всего похож на притон.
Манера съёмок Маля подчёркнуто контрастирует с содержанием фильма — большинство кадров наполнены светом и воздухом (в особенности сцена первого ареста с участием Лакомба), виды французской глубинки безмятежны, даже когда на этом фоне марширует гестапо… Внешне «Лакомб Люсьен» — специфически французское лёгкое кино. На зелёной травке стрельба и кровь шокируют сильнее.
Малю удалось снять сильное антифашистское кино, которое одновременно было актуальным для его времени (впрочем, и вневременным) произведением о бессердечной юности и инфантильном идиотизме. «Лакомб Люсьен» — замечательный фильм.
8 из 10
Луи Маль тонкий психолог и потрясающий режиссер-постановщик. И его путь очень тернист и сложен. Он не боялся раскрывать самые противоречивые проблемы человечества. Правда колола глаза, и политика того времени была беспощадна к французскому творцу. Ему даже пришлось уехать из Франции и снимать фильмы в Голливуде. Но со временем все стало на свои должные места и гений Маля признали на родине.
«Лакомб Люсьен» очень сложная по задумке и исполнению картина. Она несет в себе глубокий смысл, каждый кадр насыщен содержанием. Даже второстепенные детали говорят об этом. Например, сцена, где мама Лакомба передает ему присланный ей маленький гроб с именем ее сына, а в это время мимо пробегают дети и их путь устремляется в гору. Эта некая символизация о том, что все люди с малых лет ошибаются и путь в поисках истины извилист. Каждый кадр это отдельная загадка и можно смело любой из них демонстрировать нынешнему поколению, как надо правильно снимать кино. И неудивительно, что оператор Тонино Дели Колли создал столько потрясающих кинолент. Ему в полной мере удалось воплотить задумку великого режиссера. Непросвещенный зритель может сказать, что это еще один фильм о коллаборационизме, но он несет в себе, что-то большее, чем просто осуждение столь громкого преступления. Порой из-за неосознанности наших действий мы совершаем ужасные вещи, но все подвластно нашей воле и самые провинившиеся люди могут все исправить. Какой поистине впечатляющий поступок совершил Лакомб Люсьен, спасши еврейскую девушку и ее бабушку. Великая душа.
Роль главного героя сыграл Пьер Блез, только представьте, будучи лесорубом из французской глубинки, шутки ради он пришел на кастинг и на удивление многих был принят на главную роль. После этого он завоевал всемирную известность и неудивительно, ведь его актерская игра была изумительна. На протяжении последующего года Пьер снялся ещё в трёх фильмах, но после чего отказался больше появляться на съёмочной площадке и уехал к себе на родину и вскоре погиб в автокатастрофе. Светлая ему память.
Фильм был номинирован на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм», уступив в финале «Амаркорду» Федерико Феллини. Но победил в номинации за «Лучший фильм» и был награжден «Премией объединенных наций». Стоит признать, что Британская академия была полностью права, несмотря на всеобщее негативное отношение к этому фильму. 1975 год подарил незабываемый шедевр.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Лакомб Люсьен 1974 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
1944 год. Провинциальный крестьянский юноша Люсьен Лакомб решает бросить тяжелую и неблагодарную работу уборщика в больнице и податься в партизаны — маки. Но туда его брать не хотят, мотивируя это юным возрастом. Волей судьбы Люсьен попадает в гестапо, где прием ему оказывается куда более радушный…
Лакомб Люсьен / Lacombe Lucien 1974, Германия, военный, драма