Галерея
Интересные факты 1
Актеры 7
Съемочная группа 3
Рекомендуем 10
Похожие 21
Отзывы к
фильму
9
Интересный фильм. В нем мы имеем возможность понаблюдать и насладиться видами специфически японского этикета с его отточенными, доведенными до совершенства манерами и церемониями. Ну и, естественно, само содержание картины заслуживает похвалы, хоть оно и имеет некоторую двусмысленность.
Суть драмы в том, что в сложных жизненных обстоятельствах, любовь и отношения главного героя с женой проходят проверку на прочность. Мир наш таков, что иные деятели не гнушаются извлечь для себя выгоду из горя других, а люди с благими намерениями, желая помочь, могут совершить ошибку, — именно последнее и происходит в семье потерявшего зрение самурая. События закрутились так, что под угрозой оказалось основное для самурая — его честь. Ситуация очень непростая, ведь честь вообще — это субстанция вовсе не безобидная, она очень требовательная к своему носителю и окружающим, а чего уж говорить о понятии чести в самурайском сословии. Остановится ли задетая самурайская честь перед любовью, сможет ли ей уступить? Конечно же, нет, поэтому все, по логике, должно идти к печальному финалу. Не знаю, правдоподобно ли, но, определенно, красиво и трогательно режиссер разрешил эту проблему, как бы немного в духе древних героических легенд, и в этом чувствуется его желание придать содержанию фильма не столько реалистический, сколько некий моральный или желательный смысловой посыл, типа как в легендах или сказках. Можно заключить, что Ёдзи Ямада в этом фильме не стал выбирать и явно жертвовать одним ради другого — честью ради любви или любовью ради чести, он всё объединил, всё сохранил и примирил. Хотя, наверно, можно было бы для современного зрителя поставить понятие чести под вопрос, ведь она, объективно говоря, является культом избыточно серьезного отношения к своей персоне, т. е. фактически агрессивной и враждебной человеку психологической структурой. Однако режиссер поставил честь рядом с любовью, отчего образовался обманчивый посыл, что честь не такая уж деструктивная штука, вот, мол, посмотрите, она мирно в итоге соседствует с любовью, хотя в фильме, в его реалистичной части, мы видим, что одержимый вопросами чести человек отвергает любовь, выбрасывает ее на произвол судьбы, не желая ни разобраться в реальных причинах проступка человека, ни как-либо смягчить само изгнание провинившегося (хотя изгнание преподносится как великодушие — альтернатива прямому убийству в наказание), и только ценой последующего ухода сюжета фильма в фантастику достигается примирение чести с любовью, после ее (чести) умиротворения. Кроме того, делает ли честь что-то, чтобы вернуть любовь? А кто сначала пытается помешать изгнанию любви, а потом способствует ее возвращению? Отнюдь не лицо, наделенное честью, зато со здравым смыслом и способностью посмотреть на жизнь проще и чуть шире, жизненнее. Ёдзи Ямада, видимо, движимый какой-то любовью к старине и немного романтизирующий ее устои, затащил этого монстра чести в не совсем свойственный тому финал. На первый взгляд получилась вполне неплохая история, даже милая и трогательная, но при более пристальном и критическом взгляде на события фильма обнаруживается это заигрывание с архаичным монстром, затушевывание его характерных черт и нежелание показать его в истинном свете. В общем, моральный посыл фильма не такой уж ясный и однозначный: по сути, главный герой поступает неправильно, но тем не менее приходит к неожиданно удовлетворительному результату. Не знаю, наверно, его жена сделала для того результата больше, чем сам главный герой, слепой физически да еще с шорами чести на разуме. Впрочем, если взглянуть на главного героя с позиции исторической правды, учитывая, что в то время в Японии были именно такие представления о должном, то его поведение станет более понятным и даже можно будет заключить, что этот конкретный самурай в конце фильма все-таки сделал важный шаг в сторону от немилосердных стереотипов, для человека той культуры («культуры харакири») это, вероятно, был серьезный сдвиг (а впрочем, все равно понимаешь, что честь оказалась важнее, все для нее; был ли тот сдвиг…).
Отдельно отмечу замечательную игру Рэи Дан, которая очень хорошо воплотила фигуру образцовой жены самурая.
«Любовь и честь» — хороший фильм, показывающий необычную историю любви, необычные жизненные обстоятельства и необычную развязку. Есть в его смысловой части моральная неоднозначность, но она какая-то безобидная и мягкая и считывается уже после просмотра, да и то, наверно, лишь при соответствующем желании, жизненном опыте и критическом азарте, а непосредственно в процессе восприятия сюжета главенствуют эмоции и эстетическое чувство, которые однозначно располагают зрителя к признанию художественного достоинства фильма.
8 из 10
Самураи зародились в Японии, прежде всего, как сословие воинское: их основная функция заключалась в защите своего сюзерена, часто ценой собственной жизни. Фильмы о самураях, как правило, освещают именно боевой аспект бусидо: сюжет строится на постепенно набирающих зрелищность сценах сражений, происходящих по причине чьей-либо оскорблённой чести. Последний фильм трилогии о самураях Ёдзи Ямады дословно хоть и называется «Честь воина», поединков на мечах почти не содержит и во многом противоречит классическим канонам.
Главный герой Синодзё Мимура служит дегустатором пищи при даймё. Должность это почётная и достойно оплачиваемая, а сама работа, как говорится, не пыльная: клади себе рисовые шарики в рот да рыбой закусывай. Синодзё, однако, особого удовольствия от оказываемой ему чести не испытывает. Ритуал дегустации он считает пережитком прошлого — да и сам режиссёр относится к обычаю не без иронии: один из самураев вечно норовит что-то утянуть у другого из тарелки, а надзиратель настолько стар, что засыпает прямо в сейдза. Ни о какой верности своему господину здесь речи тоже не идёт: Синодзё мечтает лишь о том, чтобы уйти со службы и открыть собственную школу кэндо, а второстепенные персонажи частенько отзываются о даймё с шутливым снисхождением («стар и глух, да что поделаешь»). Наконец, боевое искусство главный герой хочет преподавать методами нестандартными: искать индивидуальный подход, убрать сословное разделение, уменьшить плату за уроки и т. п. Остро революционными взгляды Синодзё, конечно, сложно назвать, но выбор именно такого центрального персонажа — добродушно насмешливого, способного увидеть истинное за напускным — отлично резонирует с тоном повествования в целом.
Ёдзи Ямада рассказывает не о битвах, которые самураи затевает друг с другом, но о битвах, происходящих в душе настоящего воина. Действие фильма буквально закупорено в интерьерах: герои постоянно находятся в комнатах, лишь некоторые короткие сцены сняты снаружи. Катана Синодзё подавляющую часть экранного времени мирно висит на гвозде. Вместо свиста мечей и хруста кулаков — слова; вместо эффектных постановочных боёв — мимика. «Любовь и честь» — это, по сути, неторопливая разговорная драма о человеческом выборе: поначалу Синодзё разрывается между мечтой открыть свою школу и навязанным ему долгом служить даймё, но очень скоро дилемма становится куда трагичней. Несчастный случай на службе лишает его зрения — вместе с возможностью хоть как-то прокормить семью. Катана — в духе японских традиций — становится неумолимой альтернативой. О харакири задумывается как сам Синодзё, в одночасье потерявший будущее, так и его жена Каё, вынужденная отдаться высокопоставленному чиновнику ради протекции. Гордиев узел завязывается ещё туже, когда главный герой узнает о предательстве любимой женщины и совершает единственно достойный самурая поступок — вызывает обидчика на бой.
Финальное сражение в фильме-таки присутствует, и оно не лишено изюминки (слепой против зрячего), однако, длится эта сцена не больше пяти минут и ни к какому моральному выводу не приводит. Куда важнее для режиссёра оказываются отношения Синодзё с женой и его внутренний выбор: жить дальше или умереть. Поразительней всего здесь игра молодого актёра Такуи Кимуры, выпускника японской «Фабрики звёзд» и участника популярного японского бойзбенда. Кажется, что сладкий мальчик Кимутаку с вечно взъерошенными волосами способен перевоплотиться в самурая не больше, чем Дима Билан — в белогвардейца. Однако, Кимура настолько аутентично смотрится в кимоно и настолько естественно передаёт все духовные сомнения своего персонажа, что ни разу не возникают подозрения в халтуре. Наоборот, образ Синодзё вызывает лишь глубочайшее уважение — такое, какого сложно добиться победой в напряжённой битве с неуязвимым соперником.
Отказавшись от классической структуры самурайского кино, Ёдзи Ямада позволяет зрителю поразмышлять о том, что значит честь не на поле боя, а в презренном быту. Что значит любить женщину, любить жизнь — и не поддаваться льстивому блеску катаны. Разрубить Гордиев узел всегда проще, чем его распутать, но именно на последнее способны настоящие воины.
Что, для нас есть — правда?
Мы хотим, порой невыносимо жаждем узнать правду, но знание истины предпочтительнее ли неведения? Знание правды — удел лишь, стойких духом. Если тебе хочется узнать правду единственно из ревности, то знание сие, приведёт лишь к безусловной опрометчивости, и ты только обнажишь ущербность своего естества, показав при этом, что ты ниже своего достоинства. Услышанная правда, какая бы они ни была, а твоё всепрощение без каких-либо условий — это и есть непреложное величие твоего благородства. Любой человек, совершивший предательство, но просветлённый твоим к нему обращённым пониманием, раскрывает необъятные потенциалы своей истинной сущности, которая есть — доброе начало.
Часто люди не вдумываются в мотивы совершённого тобой поступка. Ты мог действовать из самых благородных побуждений, но наш гнев делает нас слепыми, в буквальном понимании этого слова. Слепец — он не видит предметов вокруг себя, как же он может увидеть истину. Гнев и есть — слепота, когда родной, любимый человек приобретает, чуждые, отталкивающие черты.
Порой, ради сохранения чести, мы можем пожертвовать любовью, и часто так и бывает. Но не нужно бояться чести. Человек ставящий честь превыше всего, никогда не будет ничтожеством. Только ничтожеству свойственно пресмыкаться, идти на обман, ради удовлетворения своих низменных интересов; человек может быть самого высокого ранга, обладать превосходящим мастерством, но все его достоинства обращаются во прах, когда у него отсутствует понимание чести. И только тому, кому знакома честь, с готовностью отстаивания её до отрицания своей жизни, только к такому человеку возвращаются все блага, дарованные нам для полноценного счастья.
10 из 10
Шикарный фильм Ямады. Смотреть нужно по кадрам не отрываясь, по другому не получается, затягивает с первой минуты. История заставит прослезиться даже матерого десантника. Волшебная игра актеров, идеальная пара главных героев, понимающих друг друга по шороху кимоно, музыка. Любителям японского кино и японского мировоззрения — будет блаженство от просмотра. Малознакомым с японским кинематографом — хороший повод познакомиться и полюбить.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Любовь и честь 2006 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Герой картины — самурай, выполняющий в своем клане не самую почетную и интересную работу: он проверяет пищу на предмет отравы. Однажды он съедает сашими из неправильной рыбы и слепнет. Честь и благополучие семьи под угрозой. Преданная жена вызывает на подмогу одного из лучших воинов страны — но какому уважающему себя мужчине захочется оказаться под защитой более сильного?
Любовь и честь / Bushi no ichibun 2006, Япония, драма, мелодрама