Галерея
Интересные факты 2
Актеры 5
Съемочная группа 5
Рекомендуем 14
Похожие 20
Отзывы к
фильму
15
До сих пор, как выяснилось, не всем ясен смысл и происхождение оригинального названия картины. А оно прямо в кадре. Где-то в середине фильма персонаж Нуарэ объясняет суть своему молодому компаньону: почему ripoux? «Пури» — «рипу»; этакая умышленная парафазия, для смягчения впечатления от резкого, но необходимого в контексте слова. Pourri значит «гнилой». Гнилой флик, как хорошо всем знакомый «гнилой мент». Наименование флика-мздоимца и проходимца. Гнилые менты. Каковыми и являются персонажи фильма.
Но поскольку мы имеем дело с французской комедией за авторством Клода Зиди, то даже такие флики не вызывают отторжения, и зритель с интересом, а иногда и с эмпатией относится к столь неоднозначным персонажам, с интересом наблюдая за их авантюрами и мезавантюрами*. На самом деле, персонаж Нуарэ располагает к себе, несмотря на все мелкие пакости, которыми, и исключительно которыми, занимается на работе. А вот честный, до поры, напарник оказывается не так прост, и хочет отхватить кусок пожирнее…
В советском прокате фильм пользовался огромным успехом, не в последнюю очередь из-за прозрачных аналогий, рождавшихся в сознании зрителя по ходу просмотра, когда он экстраполировал приключения les ripoux на родных гнилых ментов, с проделками которых он был хорошо знаком, и которые никакой симпатии, естественно, не вызывали. По этой причине картина и сейчас актуальна нашему зрителю.
Фильм получил два ремейка в 1989 и 2011 гг., и, вопреки тенденции, приводящей продолжения к провалу, они удались на славу, почти не уступив оригиналу. Сценарий последнего Клод писал совместно со своим сыном Жюльеном, отчего тот вышел довольно модерновым, с большим количеством бризантных веществ, но, тем не менее, очень динамичным и веселым, пусть и не таким аутентичным, как первый.
Телешарже!
___
*Aventure — приключение; mesaventure — злоключение.
Была в советском кинематографе такая профессия — цензор. Без его разрешения на экран не выходил ни один фильм. Ни родной советский, ни тем паче зарубежный. Вырезанию подвергались все сцены, в которых замечали малейшую «крамолу». С зарубежным было даже проще. Фильм куплен, режиссёр явно не в курсе, что с его фильмом сделают советские «товарищи». Как правило, подобные фокусы редко приносили удачные решения, но иногда происходило чудо, и тогда на экране зрители видели то, что режиссёр вероятно и не закладывал в свою ленту.
Мне повезло, я в своём детстве успел посмотреть фильм «Откройте полиция!», в его отредактированной советской цензурой версии. Всего-то три отрезанные минуты в окончании фильма, но какой эффект! Эти три минуты полностью меняют смысл фильма на-прямо противоположный. О таком эффекте режиссёр фильма Клод Зиди, наверняка даже и не догадывался.
И действительно, из истории весёлых похождений двух парижских полицейских (один — пожилой наставник, всю свою жизнь проведший на этих самых улицах, и съевший собаку на всех тёмных делишках; второй — молоденький стажёр из глухой провинции, приехавший покорять Париж), картина превратилась в трагедию, с элементами философской притчи. Где учитель оказывается повержен своим учеником. Причём ученик победит учителя его же собственным оружием. Где старость ничего не может противопоставить молодости. И где никакой накопленный за всю жизнь опыт не заменит напора и азарта юности. Где ради денег приносят в жертву дружбу. Причём чем больше денег делят бывшие друзья, тем больше расходятся их дороги. Чтобы однажды разойтись навсегда. Ведь, как известно «Боливар выдохся. Он не выдержит двоих».
И всё это — плод стараний неизвестного цензора, однажды решившего, что последние три минуты слишком «сомнительны» для советского зрителя. Ведь именно они превращают социальную драму в типичную комедию с хэппи-эндом. Где обаятельные проходимцы оказываются героями сорвавшими свой «большой куш».
Не знаю как вам, а мне первый вариант нравится больше.
9 из 10
«Только одно не терпит отлагательств — обед» (с) Рене.
Еще задолго до того, как Антуан Фукуа снял культовый боевик «Тренировочный день» с Дензелом Вашингтоном в главных ролях, во Франции, не самый известный массовому зрителю режиссер Клод Зиди, воспроизвел картину «Откройте, полиция!». И если проводить параллели между двумя вышеупомянутыми фильмами, отбросив при этом игру актеров, время, и прочие атрибуты, оставив только саму мораль, то мы получим две абсолютно удивительные и местами шокирующие истории о полицейских.
Да, пусть эти истории заканчиваются по-разному, пусть и жестокость в них отражена с разным градусом, и пусть Дензел Вашингтон даже играя негодяя, влюбил в себя не только зрителей, но и академиков премии «Оскар», в то время, как его французский коллега Филипп Нуаре — актер скажем так совсем иного плана, но в стремлении показать «серые будни» полицейского с не популярной и «грязной» стороны, оба фильма, как и оба главных актера, преуспели на мой взгляд в равной степени жизненно.
Мы вполне правдивы и полноправны в желании назвать фильм «Откройте, полиция!» — аморальным. Аморальные поступки главного героя, парижского полисмена Рене, невозможно оправдать с человечной, а не, да простите меня — «животной» точки зрения. Рене несут по жизни животные инстинкты. Он пользуется своим служебным положением, в угоду своим низменным интересам. И когда сюжет фильма нам подкидывает молодого напарника, богатого на волю стать защитником справедливости и оградить мирных граждан от преступников, мы наполняемся надеждой увидеть борьбу интересов опытного и не чистого на руку Рене со своим подопечным.
Рассчитывая рассмотреть в молодом практиканте некую альтернативную модель поведения, мы однако забываем, что тем и отличаются французские фильмы от всех остальных, что они наполнены романтикой, пусть и не всегда приемлемой с точки зрения логичности развития событий. Принять подобную романтику удается не каждому зрителю. Но у французских кинематографистов на это свои взгляды, и возможно за это мы их и смотрим. Они закрывают глаза на реалистичность в пользу лирики, и делают своих героев романтичными до необъяснимого абсурда.
С другой стороны, успех фильма не всегда зависит от «хороших» и понятных персонажей. Антигерои и прочие «нелепости» тоже внесли большой вклад в кинематограф. Просто некоторые смогли в себя влюбить зрителей, а другие так и остались аморальными подонками. Здесь все сводится к игре актеров, к их харизме если хотите, и наша оценка их участия в фильме и исполнения ролей — чистой воды вкусовщина. Пример? Да пожалуйста: Вам понравился Филипп Нуаре — вы сопереживаете Рене; Вам не понравился Филипп Нуаре — Рене аморален. Это то, как обычно оценивают фильмы и поступки главных героев, ну а то, как я сам оцениваю «Откройте, полиция!», обещаю что напишу в конце данного отзыва.
Помимо морали, которая безусловно стоит здесь особняком, в фильме все же важную роль играет художественная и творческая составляющая, и с этой точки зрения, не могу назвать работу создателей картины выразительной. Диалоги и юмор звучат возможно многозначно, и заставляют пошевелить мозгами, но они не такие искрометные и красноречивые, как в тех же фильмах Франсиса Фебера. Музыкальное наполнение если его рассматривать отдельно, совсем не лишено атмосферной ауры, но вкупе с операторской работой слушается угрюмо. Правды вы праве не обращать внимание на подобные замечания, ведь как и в случае с игрой актеров, восприятие кинофильма в целом — это чистая вкусовщина.
Единственное на чем я настаиваю, так это на том, что сценарий написан отлично, и выраженность позиции авторов имеет право на существование, какой-бы анти моральной она не была. Неужели мы не слышали про коррупцию? Неужели все полицейские живут на зарплату? Неужели мы так наивны, что верим в то, что каждый вор должен сидеть в тюрьме? Фильм показывает то, во что мы не хотим верить, и то, что мы не хотим видеть на своих улицах. Авторы пошли до конца в своей попытке донести их взгляд, и не стали придумывать нелепые сцены раскаяния и искупления грехов.
Серый цвет, что окрасил эту рецензию свидетельствует о том, что если уж к чему-то и подходит эпитет «нейтральное», то к моему отношению к этому фильму, и немало важно, к игре Филиппа Нуаре и его персонажу Рене. Был ли я от него в восторге? Нет. Уважаю ли я его актерскую работу в данной роли? Безусловно. Чего не могу сказать про его коллегу и напарника Тьерри Лермитта, сыгравшего констебля-практиканта. В данном случае, относительно него, могу лишь применить популярный фразеологизм «ни рыба ни мясо».
Именно на Лермитта я пожалуй обрушу главную критику этого фильма, на актера, чей персонаж был настолько уныл и угрюм, что мне походу просмотра хотелось заменить его на кого-то другого. Игра Тьерри Лермитта не придала фильму плюсов как с позиции жанра «комедия», так и с позиции «мелодрамы», «драмы» и чего угодно. Вполне могу предположить, что окажись на его месте иной актер, и сам бы фильм заиграл другими красками и смотрелся гораздо веселее и интереснее.
К минусам картины я так же отнесу второстепенных персонажей, которые конечно были не совсем «мертвые души», но хотелось от них конечно увидеть большей «жизни». Возможно режиссер специально создал атмосферу отчужденности, но лично мне не хватило какого-то драйва в игре актеров. Это не обязательно должно было выражаться в пламенных речах, но зритель должен глядя на персонажей испытывать какие-то эмоции, особенно если это комедия. Я не из тех для кого юмор обязательно сопровождается громким хохотом и неудержимым смехом, но в данном случае, действия актеров, за редким исключением, не вызывали у меня даже едва заметной улыбки.
Однако насколько бы мне не нравилась кислая физиономия какого-либо актера и насколько бы шокирующим с точки зрения морали не оказывались бы поступки антигероев, все-таки, во многих французских фильмах присутствует какой-то неуловимый шарм, который позволяет закрывать глаза зрителя на все вышеперечисленные огрехи, и в итоге смягчает общую оценку просмотренного.
Не самая запоминающаяся и увлекательная, но все же вошедшая в классику французского кинематографа, комедия Клода Зиди, оставляет у меня напоследок желание сказать: Осторожно, полиция!
Девушки советской перестройки, которые ходили на этот фильм, не особенно вникали в смысл происходящего на экране. Но старались запомнить прическу парижской красавицы Наташи (Грейс Де Капитани), чтобы потом воспроизвести ее на своей голове и убить этим наповал своих поклонников. А еще они тщетно пытались переварить Наташину же фразу: «Налейте себе что-нибудь выпить, а я пока приму ванну».
А фильм-то не про будни французской проститутки Наташи, и даже не про коррупцию в тамошней полиции. Он про людей, которые есть в любой сфере. Наделенные властью, они применяют ее крайне избирательно, действуя по принципу «живи сам и дай жить другим».
Опытный полицейский Рене знает каждого жулика в своем районе. Так же он понимает, что на смену одному воришке придет другой, более наглый и беспринципный. Поэтому, Рене предпочитает не бороться с нарушителями закона, а присматривать за ними, снимая сливки с пены. Этому он пытается научить молодого напарника Франсуа, идеалистического борца за статьи уголовного кодекса. Очень скоро Франсуа понимает, чья жизненная философия выгоднее.
Клод Зиди встал на дорожку итальянских коллег, которые много раньше рассказывали истории о взаимопонимании полицейских и воров. Принципиальное отличие: Зиди не настолько ироничен, как, например, Марио Моничелли. А потому его фильм, насколько более современный, настолько же и поверхностный. Смеха сквозь слезы не ждите.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Откройте, полиция! 1984 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Опытный полицейский-пройдоха Рене обучает хитростям мошенничества своего юного напарника-идеалиста Франсуа. Напарник так входит в раж, что затмевает своего насквозь коррумпированного наставника.
Откройте, полиция! / My New Partner / Les ripoux 1984, Франция, комедия, криминал