Галерея
Интересные факты 6
Актеры 48
Съемочная группа 26
Рекомендуем 22
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
Одной из отличительных черт американского кинематографа можно назвать его стремление поднимать и/или поддерживать очень важные социальные проблемы. Поэтому этот фильм непросто так создан именно в период нестабильности в американском обществе, в его недовольстве к своему законодательству и власти. Однако, несмотря на изображение в фильме несовершенства, а местами даже абсурдности законодательной и судебной системы США, нельзя назвать это кино оппозиционным. В первую очередь — это типичное кино о полицейских (в самом лучшем смысле этого слова), со всеми присущими ему атрибутами: брутальный и харизматичный главный герой, его напарник, более мягкий, как правило моложе и с другим взглядом на мир, преступник — отъявленный злодей, излучающий у зрителя ничего кроме ненависти и злости, начальство, скручивающее руки главному герою и конечно пафосные речи с такими же экшен сценами. Типичное клише полицейских фильмов, по которым сделано сейчас очень много фильмов. Вот только большинство этих фильмов после просмотра «Грязный Гарри» кажутся дешевой копией, а фильм с Иствудом настоящим золотом.
Несмотря на штампованость героев, химия между ними не может оставить зрителя равнодушным. Большинство диалогов скудны на слова, но каждая реплика «бьет точно в цель» и зрителю не нужно лишних слов и эмоций, чтобы понять мотивы героев и погрузиться в атмосферу фильма. Конечно же, особенно на этом фоне выделяется герой Клинта Иствуда — неподкупный, борющийся за справедливость и по своему трактующий эту самую справедливость полицейский, не может не вызывать симпатии. Обществу чрезмерно нравственному, где даже самый жестокий преступник имеет права, очень необходим такой герой.
Вообще такие герои уже давно стали визитной карточкой Клинта Иствуда (возможно как раз и благодаря этой роли), которого трудно представить в роли менее брутальной, чем суровый мужик, со своими «дедовскими» понятиями, в том числе в отношении настоящей справедливости. Трудно передать насколько он хорош в этой роли, словно она была написано исключительно под него (хотя он и не был первым выбором на нее). Гарри немногословен, но его фразы уже разобраны на цитаты, в том числе и для пародий, кажется на его лице минимум эмоций, но при этом ему переживаешь больше чем любому полицейскому из современных фильмов, потому что веришь в его дело и его убеждения. Даже пафосные сцены с ним выглядят обыденно для этого героя и ты не сидишь с рукой на лице, а считаешь «сколько выстрелов было 5 или 6». Может показаться, что данная роль или образ не так сложен и многогранен для актера, но не каждому актеру дано сыграть такую роль так же хорошо как это сделал Иствуд. Пожалуй это тот самый случай, когда невозможно понять и прочувствовать героя, если ты сам не таких же убеждений и не важно, насколько ты хороший актер, сыграть эту «простую» роль без внутренней веры в правильность поведения главного героя — невыполнимая задача. Возможно, Иствуд — актер настолько был хорош в этом, что стал заложником данного образа и это помещает ему в абсолютном признании в виде различных наград, но зато он с лихвой компенсирует этот недостаток уже как режиссер.
Выделять как-то отдельно остальных актеров не имеет смысла. Они хороши все в совокупности и находятся в этом фильме в первую очередь, что бы больше раскрыть образ Грязного Гарри, с чем и с успехом справляются.
В заключении, хочется написать, что это замечательное кино, однозначно лучшее кино про полицейских, по моему мнению. Однако оно поднимает очень важные вопросы о равенстве перед законом и о том, какой должна быть настоящая справедливость. Считаю, что было бы неплохо людям вспомнить об этом фильме сейчас, ведь прошло много лет, но эти вопросы все еще актуальны. Многие люди и сейчас любят говорить о своих правах, о равенстве, о человечности, призывают бороться с жестокостью и несправедливостью, но приравнивая всех, мы приравниваем и насильников, и педофилов, и убийц. Более того, мы даже часто отстаиваем их права в «честном» судебном разбирательстве, но в душе мы их ненавидим и желаем настоящей справедливости, той которую и пытается восстановить Гарри (Иствуд), потому что Гарри — это та справедливость, которую общество боится, но на которую надеется.
Множество стереотипов и догм, заданных ранним Голливудом, привычно и хрестоматийно ковыляли по кинотеатрам Соединенных Штатов. При этом кино, сдержанное в канонах выдающихся Хичкока или Уайлдера, по-прежнему охотно окупалось зрительской симпатией. Поэтому на заре Нового Голливуда практически не поступало ничего, связанного с детективным жанром. Тогда казалось, что нет смысла менять то, что и так хорошо. Но в 1971 году Дон Сигел снял фильм, который и спустя почти 50 лет не потерял шарма и сумасшедшего отличия от родственных триллеров-детективов. И дело не только в том, что в «Грязном Гарри» продемонстрированная фабула покидает рамки кодекса Хейса и выпячивает наружу не заумное расследование с приблатнёнными копами в шляпах и сигарах, а откровенный триллер с погонями и перестрелками, лишёнными театральной эстетики и невольно отдающие документальностью. Экранные попытки матёрого копа Гарольда Фрэнсиса Каллахана отловить безумного преступника по кличке «Скорпион» превратились в гораздо большее, нежели раннее творчество.
На самом деле «Грязный Гарри» — вообще не детектив, ни в каком его виде. Была в начале попытка проверить загадочного Скорпиона по дню рождения, соответствующему знаку зодиака, но эта нить так и канула в Тихий океан. А дальнейшие честные принципы честного следствия самоуничтожаются. В основном это умело показано операторами, но и прописанные герои олицетворяют. Перед нами в образе Грязного Гарри встаёт не теоретический следователь, а жёсткий и принципиальный охотник за головами, что не случайно намекает на прошлое актёра Клинта Иствуда в культовой Долларовой трилогии. Здесь он отложил в сторону молчание и пончо, оставив револьвер и нагловатый характер. И противостоит ему вместе с департаментом полиции Сан-Франциско не случайный убийца, а настоящий психопат, хитрый и дикий. Но фильм не раскрывает потенциал крепкого боевика в духе крутых парней со стволами, здесь практически каждый выстрел оправдан. Не меньшую суть представляет микроклимат каждого из персонажей, чётко вырисовывающий мотивации их поступков и логично передающий содержание сценария. Правда, иногда случались прорехи в поведении копов, а концовка стала истинно дурацкой, превращая фильм в мазафакерский и пафосный экшн.
Поведение Каллахана обусловлено его страстной натурой, которая не выходит из него и в повседневной суете. Этим он разительно отличается вообще от любого полицейского, и до и после введения образа в картине. Но далеко не Клинт Иствуд «сделал» этот фильм. Если убрать одну-единственную особенность ленты, то она станет абсолютно безвкусной и лишённой содержания — это нуар. Точнее, неонуар, перекочевавший в Голливуд ещё со времён пика Жана-Люка Годара. До «Грязного Гарри» поджанру не удавалось всплыть на поверхность настолько художественно и впопад. Несмотря на цветной «Техникалор», нуар везде: чёрный цвет создаёт уникальный, выверенный в деталях стиль, сам история более чем наполовину происходит под покровом ночи. Некоторые сцены происходят в кромешной темноте, где действие угадывается по звукам. К слову, джазовый саундтрек в исполнении Лало Шифрина — грамотная работа. Без чёрного цвета невозможно представить этот фильм, так как он является главным участником события. Не случайно действие разворачивается в Сан-Франциско — солнечном калифорнийском рассаднике добра, родине Джерри Гарсии и эры хиппи, где кварталы Хайт-Эшбери ещё помнили Лето любви. Показана его иная сторона, где даже воздух кажется скверной. Вся эта похоть в пролетарских районах вкупе с гопническими жителями, кварталы, освещаемые одними неоновыми вывесками; парки, подворотни и набережные — находка для маньяка; город, где голая женщина может быть и лучом света, и жертвой изнасилования, убийства. И руководят этим городом бесхребетные политики, порядком — халатные полицейские, а законом — абсурдная из всех абсурдных судебная система. Грязный Гарри здесь выглядит единственной надеждой на справедливость, посему и пытается её вершить пусть и варварскими методами, что также намекает на его моральную испорченность из-за чёрной жизни и атмосферы вокруг, но никак не понижающая его достоинство.
«Грязный Гарри» хоть и немного утрирован, всё равно является показательным примером наплевательского отношения правоохранительных органов к преступности, отчего страдают невинные граждане. Можно упомянуть, что фильм снят с историческим влиянием так и не пойманного Зодиака (Скорпион, Сан-Франциско, убийства). Важным фактором, сказавшимся на появлении этого фильма именно в 1971 году, стал как раз герой Клинта Иствуда — олицетворение настоящего блюстителя порядка. После Уотергейтского скандала честь каждого копа пострадала, и её надо было восстанавливать. Последнее получилось удачным: зрители искренне восторгались работой Дона Сигела, занеся в кинотеатры 36 миллионов долларов, как бы тогда не мешали критики. Правда, спустя годы, они стали говорить о «Грязном Гарри» положительно, раздавая ему высокие оценки — рейтинг фильма на Metacritic составляет 90 баллов и не содержит ни одного отрицательного отзыва. Очень странным является тот факт, что фильм, несмотря на поддержание канонов Нового Голливуда, не считается таковым. Фильм вообще не собрал наград в момент проката, но главное достижение по праву получил в 2012 году — «Грязный Гарри» пополнил Национальный реестр фильмов США.
8,5 из 10
Уже к концу 60-х в фильмах начала проскальзывать толика реальности, более мрачной и жестокой, чем её показывали ранее на больших экранах. Коснулось это всех жанров, но в первую очередь, конечно, криминала. «Грязный Гарри», вышедший в 1971-м, стал, пожалуй, наиболее явным примером настроений тех лет.
Небезызвестный режиссёр Дон Сигел снял фильм с великолепным жизненным посылом — что всех нас, и полицейских в частности, по рукам и ногам нередко связывает закон. И пускай он был издан с благими намерениями — во всём есть свой изъян. Так, инспектору Гарри, выполняющему далеко не самую чистую работёнку, выпадает на долю противостояние вышестоящим органам, лишающим его свободы в обучении напарника, а потом и мешающим по-справедливому поступить с убийцей-психопатом. Захватывающий, но достаточно простой сюжет о том, как инспектор преследует мерзкого преступника, внезапно делает шаг в сторону малодушной политики, будто разрешающей отбросам общества творить любой беспредел. Неудачное стечение обстоятельств, клевета — всё как в реальности, и не притянуто за уши. И на фоне всего хаоса, в который погружается Гарри, любой захотел бы чем-нибудь швырнуть в сторону тех, кто говорит: «Стой, успокойся, подумай о чьих-то правах».
Хочется похвалить удачно переданную атмосферу тесных, мрачных, пропитанных всеми пороками преступных кварталов, в которых ненависть и смерть шагают нога в ногу. Неудивительно, что герой Эндрю Робинсона вышел именно из тех мест. Удержаться от того, чтобы на ком-то не сорваться, здесь очень тяжело, но Гарри не из таких — он держится до самого конца. Но когда конец настаёт, преступникам несдобровать.
Клинт Иствуд отлично сыграл полицейского, стремящегося сквозь тернии неправильного закона наказать преступника. Персонаж Эндрю Робинсона, наверное, многим настоящим убийцам показался знакомым, если не родным. Претензий нет и к Джону Вернону, превосходно передавшему бесстрастие и полную беспомощность законодателей, во всём пытающимся наладить какой-то порядок, не понимая, что есть ситуации, когда раскладывать всё по полочкам нет времени, и это чревато ужасными последствиями.
В фильме есть и напряжение, и экшн во время погонь и перестрелок. И только замедленный местами темп повествования может показаться в наши дни слегка растянутым. В остальном всё весьма удачно.
9 из 10
В конце 60-х годов в окрестностях Сан-Франциско и Северной Калифорнии орудовал маньяк-убийца, получивший от СМИ прозвище «Зодиак» из-за своего пристрастия присылать головоломки с полицию и газетные издательства. Имя этого душегуба, убившего от 5 до 37 человек, так и осталось неизвестным. И, будем честными, что вряд ли когда-нибудь оно будет раскрыто. На основании этого скандального дела был разработан сценарий целой коллегией кинематографистов, среди которых отдельной статьёй выделяется имя Джона Милиуса, создавшего впоследствии сюжеты для ряда картин, например, для «Апокалипсиса сегодня» (1979, номинация на «Оскар»), для «Конана-варвара» (1982, где все признали Арнольда Шварценеггера восходящей звездой), для «Прямой и явной угрозы» (1994, с Харрисоном Фордом в главной роли). Но всего этого могло и не быть, если бы на экране не появился некто Гарри Каллахан с полицейским значком и огромным пистолетом с мощной разрушительной силой. В городе все называли детектива Каллахана «Грязным Гарри»…
Гарри Каллахан служит в полицейском участке города Сан-Франциско, где несколько своих преступлений совершил реально существовавший «Зодиак» (о нём есть пара фильмов). Но в «Грязном Гарри» вместо «Зодиака» появляется другой маньяк — себя он называет «Скорпионом». В отличие от реально существовавшего прототипа, «Скорпион» представлен как самый настоящий психопат, его преступления не ограничиваются убийствами влюблённых парочек в машинах вечерами при пустынных улицах. «Скорпион» ведёт себя куда более хищно и даже меркантильно. Ему всё равно, кто погибнет от пули снайперской винтовки, ведь он убивает не только ради удовольствия, а и ради выгоды: мэрии Сан-Франциско он поставил условие, что если они не заплатят ему солидную сумму по меркам 70-х годов, то он продолжит свою серию. И всё доходит вплоть до того, что он уже угрожает и высокопоставленным чиновникам. И город готов был уже откупиться от «Скорпиона», но у Сан-Франциско был свой герой — из кобуры вынул свой «Магнум» «Грязный Гарри» собственной персоной…
Конечно, это наивно думать, что по названию главный герой какой-то чумазый неряха. Нет, это вполне стильный себе мужчина, с ухоженной внешностью, ногтями и волосами. Он немногословен, если того не требует ситуация, а в них он привык ориентироваться мгновенно. Он смел и хладнокровен, он профессионал с большой буквы, но не всегда пользуется буквой закона, используя иногда методы далёкие от гуманизма. Вот за эти методы Гарри Каллахана и прозвали «Грязным». С англосаксонской самоуверенностью он заявляет, что ненавидит всех и вся. Кстати, за это фильм был обруган некоторыми общественными организациями, обвинившими создателей в разжигании межнациональной розни. Чем бы дитя не тешилось… На самом деле Гарри Каллахан ненавидит рамки, ненавидит систему, но больше всего он ненавидит преступность во всех её проявлениях. Он может и не выстрелить в лоб преступнику, так как не знает сколько же патронов осталось в барабане, но направленной дуло бандит запомнит навсегда и после этого мучительно долго будет просыпаться по ночам, припоминая безжалостный взгляд владельца «Магнума».
Почему же такое обширное описание главных персонажей, столкнувшихся по разные стороны баррикад? А это очень прозаично: да потому что персонажи эти того заслуживают. Появившийся в 1971-ом году полицейский боевик/детектив «Грязный Гарри» на десяток лет вперёд обозначил развитие жанра, но этого могло же не произойти, если бы над ним знатно не постарались сценаристы: они со всей тщательностью прописали героя и злодея, что до сих пор позволяет называть «Грязного Гарри» актуальным фильмом и фильмом-эталоном. Разумеется, что даже при хорошей работе сценаристов персонажи могут быть похоронены плохой игрой актёров. Клинт Иствуд и плохая игра актёра? Да это уму непостижимо, такого не бывает, скорее небо свалится в море, прежде чем Клинт Иствуд позволит себе слабину в работе. Ещё до премьеры «Грязного Гарри» Клинт Иствуд был знаменитым — это случилось благодаря съёмкам в трилогии-классике «спагетти-вестернах» от Сержио Леоне. Но в образе Гарри Каллахана Иствуд стал незыблемой звездой мирового кинематографа, создав новый неповторимый образ, после чего начал путь к статусу «иконы Голливуда», коей сейчас и считается.
И если я уж значительное место отвёл «Скорпиону», то надо же сказать и про актёра его воплотившего. Им стал Эндрю Робинсон (в титрах указан как «Энди»). Нельзя сказать, что после роли «Скорпиона» у Робинсона пошла ввысь карьера, хотя он по=прежнему востребованный актёр кино и телевидения, но больше он снимается во второстепенных и малозначительных ролях. Однако его воплощение «Скорпиона» — это запоминается всерьёз и надолго. Ему без изъянов удался образ психопата, который, правда, не страдает помутнением рассудка — ему нравится убивать, но делает он это с корыстной целью и очень любит славу. В общем, убедительный образ, этим-то и запоминающийся. Отмечу и несколько технических сторон фильма. Во-первых, одним из заметных символом «Грязного Гарри» стали панорамные кадры с улицами города. В них есть своя эстетика и красота, хотя понимаешь, что если здесь появился Гарри Каллахан, то где-то тут таится зло. И не отнять прекрасное музыкальное сопровождение от композитора Лало Шифрина.
«Грязный Гарри» стал только первым фильмом из пяти частей с неумирающим образом Гарри Каллахана. На данный момент фильму уже 45 лет, но он всё также относится к классике жанра и, пожалуй, что всегда будет ценится как эталон. На ряду со «Смертельным оружием» за создание поджанра «buddy-movie». А тем, кто впервые посмотрит «Грязного Гарри» навсегда будет презентовано воспоминание, где неприступный как скала Клинт Иствуд будет произносить текст, направив при это ствол в сторону преступника.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Грязный Гарри 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Полицейский инспектор Гарри Каллахен пользуется дурной репутацией у своего высокого начальства из-за беспощадности в обращении с преступниками. Эта беспощадность имеет своё объяснение: преступники всё чаще уходят от ответственности. Даже арестованные на месте преступления, они при попустительстве адвокатов, судей и полицейских чиновников добиваются смягчения наказаний, амнистий и т. п. И вновь выходят на свободу, чтобы сеять смерть. Каллахен, прозванный «Грязным Гарри», за то, что вынужден выполнять самую грязную и кровавую полицейскую работу, по мере сил старается действовать так, чтобы преступники не уходили от наказания…
Грязный Гарри / Dirty Harry 1971, США, боевик, криминал, триллер