Галерея
Актеры 19
Съемочная группа 51
Рекомендуем 14
Похожие 25
Отзывы к
фильму
5
Фильмов о работе спецслужб снято бесчисленное количество, где-то на месте главных героев агенты, где-то — попавшие в жернова случайные люди. Что-то выглядит как экшен-боевик, что-то как психологическая драма, что-то вообще как комедия: объединяет их одно — спецслужба всегда врёт, причём как условно «своим», так и посторонним. Да и своих, по мнению большинства кинематографистов, для подобных госструктур, вроде как, и не существует: они с легкостью 'перемалывают' как посторонних людей, так и собственные 'винтики' механизма (читай, сотрудников). Фильмов, представляющих спецслужбы в положительном свете, можно пересчитать по пальцам. Видимо, такое отношение - один из канонов жанра, вне зависимости от страны, в которой развивается действие.
Вот и 'Заговор в Каире' (Walad Min Al Janna, 2022) является как раз типичной лентой о невинном маленьком человечке, павшим жертвой или разменной монетой большого заговора коварных спецслужб. С одной лишь, но значительной разницей: египетский сеттинг действительно превращает картину в нечто более занимательное, чем обыкновенный шпионский (или даже скорее политический) триллер.
Итак, религиозная составляющая играет в жизни постреволюционного Египта куда более важную роль, чем ранее. Именно такой Египет, медленно восстанавливающийся после 'Арабской весны', фактически является главным героем картины. Не тот красавчик, к выдающимся пейзажам которого привыкли российские туристы. В начале картины голодный и бедный, обнажающий изнанку жизни местной глубинки, а позднее - лощеный и пафосный, словно хвастающийся своей насыщенной ночной жизнью.
И два главных действующих лица картины - студент и оперативник - словно отражение двух крайних противоположностей характера рисуемого автором портрета современного Египта. Первый - это простой парнишка-работяга, из бедной семьи рыбака, прикладывающий массу усилий для учебы в престижном теологическом учебном заведении. Второй - Ибрагим, полковник Службы государственной безопасности Египта, к которой после событий 'Арабской весны' у местного населения отношение неизменно негативное. Традиционно египетская госбезопасность крайне глубоко вникает как в политическую, так и религиозную жизнь общества (как взаимосвязанные вещи), что наглядно и реалистично отражается в данной ленте, вырисовывая центральную сюжетную линию с 'проталкиванием' лояльного действуюшему Президенту кандидата на пост верховного имама аль-Азхара. Вот только идея с привлечением самого обычного студента к выполнению такой сложной задачи выглядит ужасно наивной.
Сама главная египетская спецслужба уж очень сильно напоминает знаменитое восточногерманское Штази, а сам полковник Ибрагим все больше напоминает капитана из фильма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.
Первоначально безучастный, жесткий, циничный офицер, типичный робот, воспитанный бездушной шпионской системой, Ибрагим постепенно меняется под влиянием ситуации и общения с молодым духовником, все больше задумываясь о цене и смысле своей службы, на глазах становясь более и более человечным и душевным героем, которому не чуждо сострадание. И, честно говоря, создается стойкое ощущение, что герой был прописан хуже, чем сыгран: как будто ливанец Фарес Фарес (коему сотрудников спецслужб приходилось играть многократно) наполняет своего героя необходимой глубиной.
Хочется сравнить его героя с протагонистом 'Самого опасного человека' в исполнении Филиппа Сеймура Хоффмана. Каирский гэбэшник такой же внешне неопрятный, неряшливый и толстый. Огромные вычурные очки с толстыми линзами на знаменитом ливанском носу, напротив, скорее отталкивают людей от общения с их обладателем. Он больше похож на серийного убийцу или безумного профессора точных наук, чем на человека в погонах. И только в финале он раскрывается как полноценная личность, в сравнении с собственными коллегами. Блестящая роль Фареса.
Палестинский актер Тауфик Бархом тоже старается, но местами блекнет на фоне более именитого и всемирно известного партнера. Но вместе с тем, молодой актер показывает, что и его может ждать большое будущее в кино.
Сама картина представляет собой типичный неспешный и неторопливый политический триллер в восточных декорациях, словно вдохновленный поздним творчеством Джона Ле Карре. Жертвы интриг спецслужб - есть; душевные метания местного службиста - имеются; неоднозначный финал в наличии. По сути своей, весь сценарий проекта крайне вторичен, и реализован посредственно (картина упорно пытается усыпить зрителя провисанием в действии), и главное, что ее выделяет среди множества аналогичных лент - египетский колорит. Некоторые сюжетные линии вроде подпольной молодежной ячейки 'Братьев-мусульман' (также запрещенных в России) вообще не получают никакого развития, обрываясь на полуслове. Местные джихадисты тоже скорее напоминают школьных хулиганов, а потому нет переживания за главного героя.
Да и мораль здесь предельно очевидная. Главным злом является государственная власть (а, вернее, ее силовой блок), к религиозной же, напротив, прослеживается ярко выраженная симпатия режиссера и сценариста Тарека Салеха.
В общем-то, 'Заговор в Каире' оказывается весьма посредственным политическим триллером, а местом и обстоятельствами действия в колыбели исламской духовности, чья реалистичность не очевидна, но делает кино по-своему уникальным.
6 из 10
тьма египетская
Бесшабашная отвага, с которой Тарик Салех начинает еще в дебюте картины с десяток сюжетно-фабульных линий, поначалу даже тревожит. Если столько завязок, то успеет ли режиссер их все развязать? Линия номер 1: провинциал в столице. Рыбацкий сын Адам попадает на учебу в Каир. Тут тебе и возможности, тут тебе и соблазны. Линия номер 2: неофит в среде ортодоксов. Адам не просто учится, а становится студентом оплота суннитского мусульманского образования- университета Аль-Азхар с тысячелетней (!!!) историей. Чистое сердце в окружении изощренного разума. Линия номер 3: традиции против радикализма. В Аль-Азхар есть сторонники умеренного ислама, есть радикалы. Линия 4: истинная вера и современное тартюфство. Адаму придется увидеть и интриги в среде будущих богословов, и сигареты у них в руках, и энергетик впервые попробовать и на дискотеке вместе с однокашником побывать. Линия 5: вера и политика. Умирает шейх, грядут выборы нового. Вокруг этого события интриги, хитроумные игры. И их ведут самые авторитетные блюстители религиозной нравственности. Линия 6: власть божественная и власть земная. Руководители египетского государства долгие века не могли влиять на политику Аль-Азхара. Выборы нового шейха для них возможность наверстать упущенное, приведя к власти своего кандидата. Линия 7: чистое сердце в жерновах безжалостного механизма министерства национальной безопасности. Адам становится агентом спецслужб без преданности идеи, а в силу сложившихся обстоятельств. Линия 8: служба безопасности государства, как арена острейшей личной конкуренции за продвижение по службе. Это основные. Есть еще и второстепенные.
Режиссер как фокусник, который достает из цилиндра разноцветные ленты, поражая их многообразием, но при этом ни одну не вытягивает до конца. Мы видим как будто обрезки, фрагменты. Интрига с выборами шейха формально центральная в картине. При этом, никакого детективного напряжения нет и в помине. Зрителю не дано стать фанатом ни пропрезидентского кандидата, ни злобного радикала, ни всенародно- любимого слепого шейха. Его фигура, кажется, должна вызвать зрительское сопереживание, хотя бы потому, что за ним простой народ. Но волею сценария слепой шейх к концу первой трети фильма отправлен в застенок по подозрению в убийстве своего ученика, потому как объект зрительских симпатий из игры выведен. Адам, попав в мельницу интриг, как внутриуниверситетских, так и став агентом спецслужб, в силу наивности не способен отрефлексировать ситуации. Он действует по наитию, то поддаваясь, то сопротивляясь давлению. Самая интересная антитеза- горнее против земного шикарно решена светом. Горнее - это наполненные утренним южным солнцем мечети, внутренние дворы, интерьеры университета. Свет Божий, который согревает мечети и минареты, ковры и одеяния, кажется, делает прозрачными мысли и чувства. На другом полюсе- вечерний Каир. Непроглядную темноту не способны развеять даже рекламные огни, превращаясь в стайку диких светлячков, кружащихся без цели и без толку.
В какой-то момент зритель уже готов поймать авторов картины не абсолютной нелогичности фабулы. Как же так - агент спецслужб утверждает, что Адама приняли в университет в согласии с операцией египетской контрразведки, но ведь его искали выбирали в тот момент, когда он уже был зачислен в Аль-Азхар? Заметив эту и много других несообразностей, зритель уже готов поставить на фильме крест. И в этот Тарик Салех совершает самый радикальный режиссерский фокус. Выдернув все куски ленточки и кусочки на поверхность, режиссер демонстрирует: он создавал пэчворк- лоскутное одеяло, где каждый отдельный фрагмент не полноценен. Ценен узор, который они создают вместе.
«Заговор в Каире» оказывается фильмом о конце света с последующим симпозиумом. Все сложилось: ни ортодоксы не правы, ни радикалы не виноваты. Ни спецслужбы не торжествуют, ни духовенство не побеждает. Ни свет не воссиял, ни тьма не поглотила. Салех нарисовал мир, где у каждого свой Бог. А точнее, где каждый сам себе Бог. Каждый трактует суры Корана ли, положения о спецслужбе ли со своего минарета. Потому и интрига не важна. Какая разница- чей Бог победил, если имя этим богам- гордыня?
И лекарство только одно- наивность. Все ошибки Адама окажутся его главными победами. Просто потому, что поводом для всех его поступков – даже дурных и глупых- оказывается забота не о себе. Вот и все. Свет померк. Луч остался. В египетской глухомани. У моря. В утлой лодчонке с убогим уловом. Зато настоящим.
Почему 'Заговор в Каире' достойный претендент на Оскар 2023?
В российский кинотеатральный прокат выходит злободневный политический триллер, шведского режиссёра Тарика Салеха - «Заговор в Каире» (оригинальное название – «Мальчик с небес»). Фильм, повествующий о шпионском заговоре в мусульманском университете аль-Азхар, во время избрания нового духовного имама. В центре сюжета простой сын рыбака по имени Адам, которой по нелепой случайности оказывается втянут в подковерные игры политических элит.
Несмотря на своё скандинавское происхождение, (режиссёр фильма родился в Стокгольме) у Тарика Салеха отец родом из Египта. Большую часть своей жизни, он провёл там. В арабской республике живут его родственники и друзья. По его признанию, он очень сильно любит эту страну, и она ему не безразлична. Однако, это не помешало в 2015 году, египетским властям, внести его особый список нежелательных лиц и запретить въезд на территорию их страны. Случилось это во время съёмок скандального фильма «Случай в отеле “Нил Хилтон”», место действия которого происходят в Египте и по сюжету рассказывающий о коррумпированных полицейских, закрывающие глаза на убийство девушки. Тарик Салех, не боясь повторных санкций в его сторону от лица египетской власти, выпускает свою следующую провокационную работу, в которой также продолжает задавать не удобные вопросы.
Главный герой получает стипендию и имеет право отправится учится в аль-Азхар, но место мудрости и просветления, оказывается не таким, которым представлялась Адаму. В самом начале ему приходится сталкиваться с неприязненным отношением к себе, быть обманутым и после самому жестоко предать человека. Режиссёр словно сознательно демонстрирует такой гнусный принцип выживания, не двусмысленно намекая, что любая политическая игра, подобна шахматам, в которой в первую очередность страдают пешки.
Фильм с успехом прошёл на Каннском кинофестивале, на котором получил главный приз за сценарий, что кажется вполне закономерным успехом. Несмотря на отчужденность от общего мира, в фильме откровенно показаны примеры всем, без исключения, знакомые. Покорность перед вышестоящим руководством, выслуживание почестей и упоение властью, как следствие его безнаказанность и вседозволенность. Упоминание изменения конституционных законов о сроках правления, невольно откликается фантомной болью, а образы сотрудников госбезопасности и их методы решения проблем, и вовсе выглядит чем-то больше, чем просто знакомым из известных рассказов. Всё это упаковано в хорошо рассказанную детективную историю, в которой переплетены власть и религия.
Для многих, даже европейских зрителей, мусульманский мир остаётся загадкой. Большинство из нас знают о Египте только из учебников древней истории, то, что она является странной пирамид. Предрассудкам к вероисповеданию также подвержены огромное количество людей. Новостные сводки с полей, заставляют с подозрением относиться к женщинам в парандже и ко всем прохожим, произносившим священные слова из Корана. Избавления от стереотипного мышления, дополнительная задача этого фильма, волнующая режиссёра. И хоть в фильме нет на это прямых намёков, одна только очень ярка и незабываемая сцена конкурса чтецов молитв, способна заставить задуматься.
Кино, как искусство или развлечение, остаётся неотделимой частью политики. Режиссер, актёр или сценарист, не может творить искусство, если у него нет гражданской позиции. Любое искусство существует здесь и сейчас, в мире, в стране, в городе, а этом мире происходит политическое явление (возможная цитата Стеллы Адлер).
Смелая картина Тарика Салеха сумела покорить европейского зрителя своей решимостью и способностью сбивать с ног, не боясь задавать острые и неудобные вопросы. По мнению многих, именно так должен себя вести настоящий патриот, который не готов закрывать глаза, на реальные проблемы. Картина выдвинута на соискание премии Оскар в 2023 году, как лучший фильм на иностранном языке. Учитывая общемировую повестку и тревожность в мире, у неё есть все шансы на то, чтобы победить.
Религия и власть в триллере о выборе имама Аль-Азхара
10 ноября 2022 г. в российский прокат выйдет 'Заговор в Каире', получивший приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий. И это действительно достойный просмотра фильм, который раскроет для вас исламский мир с непривычного и неожиданного ракурса.
'Заговор в Каире' снят Тариком Салехом - шведским режиссером с египетскими корнями. Он прославился еще в 2017 г., сняв детективную историю 'Случай в отеле Нил Хилтон' о коррупции в Египте. Поработав в голливуде над 'Мир Дикого Запада', 'Рэй Донован' и 'Наемник', от вновь вернулся к теме закулисной жизни власти в Египте.
Главный герой ленты 'Заговор в Каире' - сын нищего рыбака. Юноша получает возможность стать студентом престижного духовного университета Аль-Азхар, расположенного в Каире. И возможно его изучение религиозных постулатов прошло бы вполне спокойно и превратило его в заурядного священнослужителя. Но вместо этого он оказался втянут в тайные игры службы безопасности страны.
Главный имам скончался. Университет скоро выберет нового. Власть желает назначить определенного человека. И чтобы реализовать желаемое, нужно посодействовать устранению конкурентов. А для того, чтобы плести козни в стенах университета, нужны шпионы.
Наивный деревенский сын рыбака - отличная кандидатура. Изначально юноша даже не подозревает, что происходит и к чему может привести его деятельность. Он выглядит беспомощной жертвой обстоятельств, вынужденной содействовать представителями власти. Но к концу фильма зрителям придется существенно пересмотреть свои представления о главном герое, его словах, действиях и воле.
'Чему ты научился?' - последние слова, которые зритель услышит в конце фильма. Ответ не прозвучит. Но если смотреть 'Заговор в Каире' внимательно и анализировать противоречивые слова героев, то ответ будет очевиден и вероятно крайне неприятен.
С одной стороны 'Заговор в Каире' - типичный триллер, внутри которого разворачиваются противоречивые события, а в центре внимания оказываются невероятно дуалистичные герои. Но, с другой стороны, этот фильм предлагает зрителям уникальный кинематографический опыт. Ведь в доминирующем англоязычном мировом кино мы все привыкли видеть влиятельной религиозной силой мира лишь Ватикан и его священнослужителей. А этот фильм, безусловно, заставит вас изменить представления об исламе и приоткроет дверь в уникальный, незнакомый мусульманский мир.
Если вы любитель интеллектуальных детективов и политических триллеров, то 'Заговор в Каире' вас безусловно порадует. Рейтинг IMDB - 7,1.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Заговор в Каире 2022 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Духовный глава современного мусульманского мира неожиданно умирает. Политические элиты начинают борьбу. Их цель — добиться избрания своего кандидата и получить контроль над религиозными институтами страны. Их методы — шпионаж, шантаж, убийство. Адам невольно становится пешкой в этой безжалостной игре. Сможет ли простой сын рыбака переиграть систему или он станет ее жертвой?
Заговор в Каире / Walad Min Al Janna 2022, Франция, триллер, драма