Галерея
Актеры 22
Съемочная группа 13
Похожие 25
Отзывы к
фильму
20
де-то в середине 1960-х гг в творчестве Рязанова наметились перемены: более поздние фильмы режиссёра сильнее уклоняются в психологизм происходящего. Одним из таких переходных звений и стал «Зигзаг удачи», сочетающий в себе как набор смешных ситуаций, так и высмеивание человеческих пороков. Какой из них самый злостный? Жадность, пожалуй!
Вова Орешников — фотограф и просто хороший человек, у которого есть любимое дело, есть девушка, но нет цветных бумажек, на которые можно что-то приобрести. Когда эти бумажки у него появляются, то начинается проверка на добросовестность как Орешникова, так и его окружения. Разумеется, сразу вскрываются истинные взаимоотношения без улыбчивых масок и мнимой сплочённости. Стоит заметить, что «Зигзаг удачи» даже в сравнении с более поздними фильмами Рязанова снят в нетипичной манере. Во-первых, он почему-то чёрно-белый, хотя даже на старте карьеры режиссёр выпускал цветные ленты. Во-вторых, сам сценарий создаёт впечатление какой-то чужеродности. Он вроде бы обычный, но что-то в нём есть особенное. Не плохое, ни хорошее, просто есть. Сам режиссёр этот фильм недолюбливал из-за изматывающего съёмочного процесса: актёры нередко оказывались в нетрезвом виде, из-за чего многие из них с постановщиком уже позднее не работали. Вероятно, кто-то из них позволял себе импровизировать, поэтому и выглядит всё таким особенным. Спорным моментом является как раз главный конфликт из-за денег: очевидно, что Орешников всё-таки прав и не обязан ни с кем делиться законным выигрышем, но наседают на него абсолютно все. Конечно, сейчас, в реалиях будущего, тяжело рассуждать об исчезнувшем Советском Союзе, но неужели в 1968 году презрение к частному обогащению достигало таких масштабов?
Второстепенный, но тоже спорный момент связан с отцом Алевтины и непримиримым Калачёвым, которые ведут себя дерзко и вызывающе, но, вроде как, не исправляются. Подобное игнорирование нравственности начинает демонстрировать и Орешников, который выставляет себя скрягой в отношениях с девушкой и уже не пытается найти способ примирения. Всё это хоть и выставляется в комедийном свете, но воспринимается как недоработка сценария.
Игра актёров заслуживает похвалы, хотя Евгений Леонов в образе перспективного фотографа смотрится как не на своём месте. Разумнее было бы, наверное, поменять его и Евгения Евстигнеева, который безупречен в каждом фильме, где приходилось сниматься. Валентина Талызина и Георгий Бурков после «Зигзага удачи» играли, как правило, похожих персонажей, снискав себе соответствующие амплуа сильной женщины и любителя весёлых гулянок. Наиболее комично в фильме выглядит герой Готлиба Ронинсона, каждая сцена с которым заряжает фильм необходимым юмором.
«Зигзаг удачи» с полной уверенностью можно отнести к категории фильмов, которые выстрелили почти удачно и только из-за мелких неприятностей не дотянули до оценки «отлично».
8 из 10
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, то они совершенно не похожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне… Во время работы они с удивлением обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе…»
(Эмиль Брагинский)
Так и продолжили. «Зигзаг удачи» стал второй экранизацией написанного в соавторстве сценария. Нам же, зрителям, досталось в наследство весьма добротное искусство. Искусство, где имена Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова не пустой звук… Однако с «Зигзагом удачи» не всё так гладко…
Почему же Рязанов невзлюбил собственную картину?.. Уж не потому ли, что он с нею намучился?.. Едва ли есть кто-то, кому нравятся мытарства, когда ничто на первый взгляд этих мытарств не предвещает…
В случае с «Зигзагом удачи» что процесс работы отнял много сил, что дальнейшее продвижения по кадрам, которые, как известно, решают всё…
Но… как говорил Ершов, «слишком было несподручно, впрочем, всё благополучно». Лучшим судьёй является время. А в наше время фильм любят и ценят. Он хоть и не обласкан лучами славы (да, Эльдар Александрович, вы там, на небесах уже, а у нас, как и тогда при вас, тоже действует пресловутая прокатная политика, в том числе и на телевидении так просто не встретить ваш фильм), но ценители не обходят стороной этот «Зигзаг».
Здесь показано фотоателье, в котором выполнение годового плана стало под вопросом. Один из сотрудников Володя Орешников предлагает вариант, при котором добивка до плана становится возможной в том случае, если коллеги начнут фотографировать самих себя. Эта идея так понравилась коллективу, что его тут же назначили председателем кассы взаимопомощи. Но наш малый ушлый и от мечты стать чуть больше чем фотографом (фотохудожником, снимающим жизнь, а не натюрморты), берёт под собственную расписку оттуда всю сумму, которую, к слову, сам же и внёс, внеся кое-что и за товарищей, дабы купить облигацию трёхпроцентного займа и сорвать куш. Весь «Современник» переполошился, а ещё больше — когда таки стало известно: идея Орешникова выгорела!!!
… В одном из источников можно найти: что собой представляла данная облигация. Это ни больше, ни меньше, документ, который удостоверяет, что гражданин, её приобретший, одалживает государству сумму, указанную в облигации. Государство брало у гражданина взаймы под 3% годовых. Но каждый отдельный гражданин — владелец облигации — не получал сумму по отдельности. Общая сумма этих процентов объединялась и распределялась на небольшую часть этих самых облигаций — суть лотерея. Счастливчики могли отхватить куда более трёх процентов. Пожалуй, это сродни джек-поту. Остальные ждали следующего тиража…
Рязанов, по его словам, впервые увидел самого циничного критика в советском зрителе. Да уж, досталось и сверху, и низу. «Зигзаг удачи» вспорол такие аспекты, о которых не принято было вещать. Очевидно, что Эльдар Александрович не хотел показывать плохих и низменных людей. Он предпочёл показать простых и самых обычных, но не прилизанных людей. А людям свойственна алчность. Вот герои ленты и разинули ротки на 10 000 выигрыша. Это как в одной песне: «Шакал пролает хрипло, что мёртвый царь ему родня». Так и тут. Сразу все загалдели о том, что они тоже имеют причастие на эти деньги. А то, что не шибко то и вкладываться хотели в кассу, — так то не хотелось и вспоминать… А ему сразу в духе: «Нехорошо так, Эльдар Александрович!», — и как потом относиться ему к своей же картине?
Один из критиков извинился в своём фильме «Бриллиантовая рука», где показал афишу с фильмом «Зигзаг удачи», но то уже лирика, как говориться…
Как бы то ни было, нам оставили приятную новогоднюю историю с атмосферой непередаваемой, с сюжетными изворотами, с потрясающим составом, в конце концов!.. Вроде в главной роли Евгений Леонов, но как же перетянули одеяло Валентина Талызина и Евгений Евстигнеев!!! Этот дуэт всем дуэтом дуэт! И ведь как жизненно!.. Вот где ничего не выдумано! Вот что могло произойти на самом деле. Это ли не та самая «химия»?..
Ну и какая новогодняя история без Деда Мороза?!.. Он появляется почти под занавес с тем, чтобы…
Однако сам бы я сказал, что здесь спорные герои и спорные моменты. Но вот повороты, напротив, самые что ни на есть жизненные. Местами даже хотелось пустить слезу. Фильм вызвал разные эмоции. Иногда это была радость за героев. Но иногда было и недоумение. Поэтому данный фильм не могу назвать лучшей работой мэтра. Но я полюбил этот фильм и его героев. А это, думаю, дорогого стоит…
8 из 10
Об этом фильме я заочно почти ничего не знал. Только то, что Эльдар Рязанов мечтал о том, что в его картине будет Алиса Фрейндлих. И то я об этом узнал, когда искал факты о съёмках «Служебного романа». Но Алиса Бруновна тогда ждала ребёнка. Так, в «Зигзаге удаче» зажглась звезда Валентины Талызиной…
Но… обо всём по порядку.
Картина ведает нам о буднях фотоателье «Современник», в котором и произошла эта история. (Ну, в большинстве своём, ведь облигацию по займу главный герой, Володя Орешников, приобрёл в сберкассе, место проведения тиража тоже было вне стен «Современника»)… Кутерьма завязывается следующим образом!..
Мечтающий стать фотохудожником Володя Орешников становится [не по своей воли и инициативе] председательствующим над кассой взаимовыручки. И вот, в нерабочее время, он «одалживает» всю кассу под расписку. А на эти деньги он уже приобретает облигацию трёхпроцентного займа в ближайшей сберкассе, где работает его красавица возлюбленная — Оля. В ближайшее время Орешников ставит в известность всех. Его корят. Но только он сорвал куш, как всем захотелось потянуть руки к лакомому кусочку…
Комедия высмеивает жадность и алчность всего общества в целом. Такое общество было и будет всегда. И его не воспитать. Но «Зигзаг удачи» и не пытается это делать. Оно и не надо. Я не к тому. Я приближаюсь к тому, что тут Эльдар Александрович (вкупе с Эмилем Брагинским) будто опробовали зрителя на усваиваемость материала. Наверняка я этого не знаю, конечно. Но некоторые (если не сказать «многие») ходы можно встретить в том же «Служебном романе» (линию Лидии Сергеевны сравнить с линией Ольги, которая забрасывала письмами Самохвалова), или в «Иронии судьбы…» (рентгенолог «перекочевал» в Ипполита), или в «Невероятных приключениях итальянцев в России» (беготню за наживой)…
Наиболее выигрышной и самой приятной и жизненной и интересной выглядит линия взаимоотношений Алевтины и Калачёва. Максимально близко к реальности. И ближе всего к… Рязанову, что ли… Вот где по праву можно считать фильм бенефисом на двоих Валентины Талызиной и Евгения Евстигнеева!!! О, эта парочка затмила всех на этой сцене! Лучшая экранная пара!.. И, безусловно, эти двое вытягивают этот фарс на себе.
Я бы сказал, что сама же картина «Зигзаг удачи» на сегодняшний день выглядит какой-то странной. Являясь сама по себе сатирой, она словно не выдерживает сбалансированности. Что-то утрировано, где-то гипертрофировано. А кое-где и кое в чём она даже неправдоподобна. А где-то ещё устаревшая и малопонятная в наши дни.
Этого не хотелось признавать, но «Зигзаг удачи» не является бессмертной классикой советского кинематографа…
6 из 10
Ах, ну до чего же я в экстазе от этого фильма, как-то нравится он мне. А самое удивительное, что меня тянет и тянет его смотреть, а почему не знаю. Фильм очень добрый! Добрый и веселый. Казалось бы, фильм должен обличать жадность, но нет, он только немного пожурил, но в итоге-то все или почти все прощены и довольны.
Первые два раза я как-то рассеянно смотрела, потому что все прелести я вкусила только на третий раз. Было несколько эпизодов, что я прям визжала от смеха. Учитывая, что в то время была жесткая цензура, это признак гениальности — передать эмоции, какую-то идею без слов. Вот лицо героя Е. Леонова, когда его коллеги лишают денег на собрании — это что-то, прям супер! Мне кажется, он в этот момент проклял советский строй и все эти идеи общественных благ. Было весело и грустно за него одновременно. Это ж надо столько эмоций вызвать одним выражением лица! Аналогично повеселила игра лицом Е. Евстигнеева, когда он первый раз видит Алевтину — аа, я прям тащилась, так сыграно отлично, я очень смеялась. Это то, что я больше всего запомнила, а там немало подобных эпизодов. А еще мне очень хотелось, чтобы герой Е. Леонова купил этот фотоаппарат, потому что прям мечта в его глазах была видна. Надеюсь, он его купит все-таки.
Для меня этот фильм лучше Гаража и других более поздних фильмов Э. Рязанова. Его ранние фильмы легкие, добрые, искромётные и остроумные. Этим они меня покоряют.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Зигзаг удачи 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Молодой фотограф Володя Орешников выигрывает 10000 рублей. Товарищи по работе, не долго думая, организовывают общественный суд. Дело в том, что 20 рублей на покупку облигации Орешников тайком взял из кассы взаимопомощи, председателем которой он был.
Зигзаг удачи / Зигзаг удачи 1968, СССР, комедия