Галерея
Интересные факты 14
Актеры 31
Съемочная группа 23
Рекомендуем 19
Похожие 20
Отзывы к
фильму
12
Наблюдая генезис творчества сэра Альфреда в американский период развития можно выявить некоторые закономерности. Каждая картина вписывается в определенный тематический ряд, начатый режиссером еще в Англии. Рассматриваемая лента возникла также не на пустом месте. Во многом она базируется на творческих находках таких картин как «Леди исчезает», «Ребекка» и «Подозрение». Для указанных фильмов, по контрасту с фирменным «динамическим» саспенсом шпионских триллеров наподобие «Диверсанта» или «Иностранного корреспондента, характерно ювелирное проникновение в хрупкую субъективность персонажей и тонкая психологическая проработка.
Уникальная специфика этих картин в полной мере согласуется с богатством литературных первоисточников, по которым они поставлены. Ранее, направление для творческих поисков Хичкоку задавали такие известные авторы как Дафна Дюмурье или Френсис Айлз. На этот раз продюсеры решили не ограничиваться киноадаптациями и поэтому пригласили трехкратного лауреата Пулитцеровской премии, легендарного прозаика и драматурга Торнтона Уайлдера, который в поте лица, с первых петухов, корпел над сценарием на пару с Хичкоком. Самому маэстро, встреченному в Америке без особых почестей, близкое знакомство со столь знаковой фигурой американской культуры было очень приятно. В итоге, уже на уровне текста проект представлял из себя произведение искусства. Тут присутствовала и глубокая моральная антиномия человеческой души, и метафизическая широта и символическое богатство и даже красота симметричной формы повествования. Но все художественное разнообразие картины мы оценим несколько позже, а пока обратимся к сюжету.
Чарльза Окли, мужчину средних лет крайне импозантной наружности, разыскивает полиция по подозрению в совершении серии убийств с особой жестокостью. Некий маньяк, разъезжая по мегаполисам американского континента, убивает богатых вдов, после чего забирает себе все их многочисленные драгоценности и украшения. Чарли на время решает «схорониться» у сестры Эммы, проживающей со своей многочисленной семьей в маленьком провинциальном городке Санта-Роза. В то же самое время старшая дочь Эммы, которую также зовут…Чарли, страшно устала от монотонности, серости и скудости жизни пригорода и, охваченная необъяснимым порывом, спешит на почту писать телеграмму дяде, в котором видит последнюю надежду на духовное воскрешение. По чистой случайности оказывается, что дядя уже ее опередил. Но желание (обоих) Чарли исполняется совсем не так, как было задумано. Хотя поначалу все идет просто прекрасно. Природное обаяние, харизма и, конечно, богатство дяди быстро рушат все преграды. Окли тут же становится всеми любимой местной знаменитостью. Вскоре под видом репортеров в дом Нютонов приходят двое мужчин, чьи реальные намерения явно не соответствуют заявленным. Один из них, будто бы случайно, фотографирует Чарльза, который оказывается крайне удручен столь нежелательным вторжением. Интервьюер просит у юной Чарли приватной беседы. Выясняется, что он полицейский, собирающий улики против ее дяди. За неимением оных вменить ему в вину недавно совершенные преступления не представляется возможным. Случайно у девушки появляется гарантированное доказательство его причастности к убийствам. Окли сам дарит ей кольцо, на котором выгравированы инициалы одной из жертв. Перед Чарли возникает сложная нравственная дилемма — отпустить на волю преступника или разрушить жизнь семьи, которая и воскресла только за счет него…
Возвращаемся к анализу художественных достоинств ленты. Для начала заметим насколько тонкую и неоднозначную картину мирового зла рисуют Хичкок и Уайлдер. В образе Окли фактически воплощается сам Люцифер с нестираемой ехидной ухмылкой, строгой элегантностью и умением втираться в доверие ко всем и каждому. Однако даже дьяволу не чуждо ничто человеческое. Ядро его преступного существования — это горечь по поводу нравственной смерти мира, общечеловеческой деградации. Он даже пытается объяснить племяннице свою позицию: «Ты думаешь, что все знаешь о жизни? А ты знаешь, что мир — это грязный свинарник? Что если сорвать фасады с домов, то за ними ты увидишь свиней? Мир — это ад!». Окли — это некая смесь из Раскольникова и Гитлера. Он подкрепляет свои деяния нравственными теориями о чистоте нации, якобы презирает деньги и общественное мнение и живет только ради идеи. Но, в конечном итоге устраивает самый настоящий старушечий геноцид. Следует заметить, что идея мирового зла была крайне актуальна во время выхода фильма, состоявшегося в разгар второй мировой войны. Столь мрачную, животрепещущую тему Хичкок гениально раскрывает на фоне идиллической до приторности жизни маленького, тихого городка калифорнийской глубинки, который почти что в точности повторяет искусственный мир из картины «Шоу Трумана».
Далее отметим, что структура картины представляет из себя двоичный код, носителями которого являются дядя Чарли и его племянница. На самом деле они — это (в символическом отношении) одно лицо, о чем в картине утверждается на уровне не только нарратива («Мы не просто дядя и племянница. Мы одинаковы. Как близнецы.»), но и структуры. Анализ эпизодов показал, что сцены всегда идут парно и зеркально отражаются одна в другой. В фильме всего по двое — двое детей, сыщиков, докторов, подозреваемых, два ужина, похода в церковь, прибытия поезда и даже бар, куда идут два наших персонажа называется… «до двух». Но что значит эта двойственность? Можно ли утверждать, что герои являются двумя сторонами одной личности (племянница — идеалистическое, высоконравственное Сверх-Я, а дядя — бессознательные, преступные влечения ОНО) или видеть в них репрезентантов извечной дихотомии добра и зла? Наиболее интересные и радикальные интерпретации идут дальше и вводят к двум элементам третий. В отношении двух Чарли, им как ни странно, оказывается…мать девушки/сестра Окли. Ведь вся интрига фильма строится на ее желании чуть ли не боготворить брата, в честь которого она даже назвала собственную дочь. Девушка защищает ее фантазматический мир, построенный вокруг брата от «срыва фасадов», крушения молотом истины, хотя само ее поведение является противоречием в себе. Как говорил маэстро «эта героиня не без пятнышка». Полноту картины взаимоотношений героев довершает символический объект, циркулирующий между ними и фокусирующий на себе всю эмоциональную палитру фильма. В картине этим «магическим предметом» является кольцо. Подобно «кольцу всевластья» оно несет на себе печать проклятия. Именно оно уничтожило идиллический мир любящих друг друга дяди и племянницы, превратив его в арену смертельной игры двух заклятых врагов. В данном случае, тот, кто им владеет получает абсолютную власть над судьбой и жизнью соперника. Таким образом, третий элемент зеркальных отношений героев одновременно и созидает эти отношения и разрушает их.
По чисто технической части в фильме особо выделяется работа талантливого оператора Джозефа Валентайна (успевшего перед смертью снять знаменитую «Веревку» Хичкока, сделанную одним дублем) и музыка Дмитрия Зиновьевича Темкина, русской иконы «золотого Голливуда».
В целом, фильм можно обозначить как «почти шедевр». Видно, что маэстро уже вошел в раж и готов выдавать по культовой картине в год. После данной ленты даже у самый заядлых критиков режиссера отпала последняя «тень сомнения» в его гениальности.
Выпала удача, вернее желание посмотреть один из самых старых и любимых самим Хичкоком фильмов — Тень сомнения. Фильм вышел в разгар второй мировой войны в 1943, а год спустя был номинирован на Оскар за лучший сценарий (или литературный первоисточник)
Тень сомнения, как и последующие работы Хичкока тонко акцентируются на мелочах. В цене, где дядя Чарли прибывает на поезде, мы видим большой клуб черного дыма, которым заволакивает перрон. Этим эпизодом режиссер подчеркивает прибывающее зло, ведь Чарли это образ дьявола в человеческом обличии. Что то подобное Хичкок показывал в фильме «Птицы».
У Альфреда Хичкока не много фильмов, где центральным персонажем картины является злодей, второй такой лентой является «Психо» (признанный шедевр мировой киноиндустрии). Однако в отличии от злодея «Психо» злодей в «Тени сомнения» может вызвать симпатию, до определенного момента, конечно. На мой взгляд, этот момент наступает в сцене, где герой Джозефа Коттена нарочно опрокидывает стакан, чтобы скрыть волнение, которое нарастало при обсуждении мелодии. Дальше больше, Чарли раздражается еще больше, особенно, когда его племянница начинает что-то подозревать, на все подозрения ее подталкивает сыщик в исполнении Кэри МакДональда. Все доходит до того, что дядя пытается инсценировать смерть своей родственницы. И снова Хичкок тонко подчеркивает характеры, тонко играет со своими персонажами и хорошо раскрывает нутро злодея. «Деградация» персонажа проходит поэтапно, этот же прием использован и в «Психо»
Если продолжить проводить анализ с «Психо», то можно выделить еще одну важную деталь. Это наличие в «Тени сомнения» юмора. Да, не смотря на то, что «Тени сомнения» триллер в нем присутствует юмор, который, кстати, ложится в основном на детей, друге семьи и отце племянницы Чарли. Первые по-детски весело выдают «коры», вторые шутят над тем, как бы они друга «убили», эдакие любители криминальной «литературы». За счет юмора «Тень сомнения» выглядит по доброму мягким, а образ созданный Джозефом Коттеном не дает забыть о том, что перед нами все таки продуманный до мелочей триллер. В лучших традиция раннего и позднего Альфреда Хичкока.
«Джозеф Коттен однажды сказал: «Орсон Уэллс считает своим лучшим фильмом «Гражданин Кейн», Альфред Хичкок — картину «Тень сомнения», сэр Кэрол Рид — ленту «Третий человек». И во всех этих фильмах снимался я!»
10 из 10
Несмотря на то, что карьерный успех легендарному режиссёру Альфреду Хичкоку начал сопутствовать ещё в 30-е годы, по-настоящему крупную известность он приобретает с того момента, как начинает работать в Голливуде, в начале нового десятилетия.
«Ребекка» (1940), «Подозрение» (1941), «Тень сомнения» (1943), «Заворожённый» (1945), «Дурная слава» (1946) — эти фильмы были созданы режиссёром в Голливуде и принесли ему всемирную славу, а сегодня справедливо считаются классическими и культовыми среди последователей или просто фанатов Хичкока.
Однако, среди критиков 1940-х годов наиболее почитаемыми его творениями были именно «Тень сомнения» и «Дурная слава», и о первом из них и пойдёт речь далее.
Психологический триллер «Тень сомнения» (1943), выйдя на экраны, имел огромный успех и получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший сюжет». Но вот вопрос — насколько сюжет, используемый режиссёром в этом фильме, можно назвать оригинальным? Чтобы ответить на него, стоит пару слов сказать о сюжете.
Итак, место действия — Калифорния, провинциальный городок Санта-Роза. Выпускница Шарлотта Ньютон (Тереза Райт), которую все зовут просто — «Чарли» мучается от скучной и монотонной жизни в провинции и мечтает о том, чтобы к ней приехал её дядя, которого тоже зовут Чарли (Джозеф Коттен). И её желание сбывается — он прибывает на ближайшем поезде.
Поначалу, всё идёт хорошо и девушка, находясь на «седьмом небе от счастья», слушает рассказы дяди о его жизни и приключениях. Но затем странное поведение и скрытность Чарли (интерес к богатым вдовам, болезненная реакция на упоминание вальса из «Весёлой вдовы» Легара и беспричинное нежелание беседовать с репортёрами) заставляет Шарлотту начать сомневаться в истинной причине его приезда и думать, что её дядя — убийца!
Итак, если присмотреться к сюжету, то его сходство с другим хитом Хичкока — «Подозрение» — становится очевидным. Судите сами — как героиня Джоан Фонтейн (выигравшая «Оскар» за роль в той картине), так и героиня Терезы Райт подозревают близкого им человека в том, что он убийца и обеим кажется, что следующими жертвами могут стать они сами.
Не случайно ведь, что именно Фонтейн была первой кандидатурой режиссёра на эту роль — она ей идеально подходила. Но, в этот момент актриса была занята на съёмках в «Верной нимфе» (1943) (за которую она получит ещё одну номинацию на «Оскар»), поэтому отказалась.
Впрочем, некоторая тождественность сюжетов совсем не мешает режиссёру создать фильм, в достоинствах ничем не уступающий «Подозрению». Хичкок мастерски (впрочем, иначе он и не умел) нагнетает атмосферу происходящего и показывает зрителю, что все беды и злоключения могут не приходить откуда-то со стороны, а просто таятся на месте под маской «нормальности» и «законности», ожидая своего часа, чтобы вырваться.
Ещё один интересный, хотя и скрытый, на первый взгляд, приём мы можем наблюдать, если обратим внимание на одинаковые имена главных героев — Чарли (это имя, кстати, произносят в фильме целых 170 раз!). По фильму не раз проскальзывает мысль о некотором (помимо кровного) родстве главных героев — речь идёт именно об их духовной общности.
Ведь, так или иначе, оба персонажа с развитием сюжета всё явственнее начинают желать смерти друг друга и желание одного из них, как нетрудно догадаться, должно сбыться, что весьма ярко и наглядно демонстрируют сцены отъезда его героя ближе к финалу картины (который многие почему-то любят ругать, хотя этого делать не нужно).
Ну, а теперь немного стоит поговорить об актёрах. Тереза Райт в роли Шарлотты заслуживает самых восторженных отзывов — актриса прекрасно справилась с ролью девушки, которая начинает бояться своего дядю (любимая роль актрисы в кино, исходя из её интервью 1959 года).
Также хорош и Джозеф Коттен в роли неоднозначного дяди Чарли (его герой написан на основе реального серийного убийцы 20-х годов прошлого века Эрла Нельсона). Хотя самой первой кандидатурой на эту роль был Уильям Пауэлл, лично мне трудно представить его в таком качестве.
К недостаткам фильма можно отнести некоторую предсказуемость развития событий и факт того, что зритель практически с самого начала знает, что из себя представляет герой Джозефа Коттена — а знающий классику Голливуда зритель, следовательно, автоматически готов к тому, что этот персонаж закончит трагично — кодекс Хэйса никто не отменял!
Впрочем, как бы там не было, одна аксиома остаётся неопровержимой — у Альфреда Хичкока получилось снять захватывающий и удерживающий внимание зрителя до финальных титров, психологический триллер, который заслуженно считается классикой. Фанатам творчества Хичкока и просто любителям хорошего кино — обязательно к просмотру! Спасибо за внимание!
8 из 10
Не смотря на то, что «Тень Сомнения» — один самых из ранних фильмов-нуар Альфреда Хичкока, в нем есть все характерные черты, присущие его кинокартинам. Здесь есть отличный, лихо закрученный сюжет, настоящая тайна, интрига… И даже когда нам становится понятно, что дядя Чарли — убийца, напряжение не спадает, а наоборот — возрастает, мы начинаем переживать за судьбу его племянницы, развязка истории не очевидна до самых финальных титров… При этом семья продолжает жить радостной и практически беззаботной жизнью, не зная и даже не подозревая, что среди них — настоящий маньяк, ненавидящий людей… Атмосфера таинственности, жестокости и ощущения, что ничего нельзя поделать, воссоздана просто великолепно.
Нельзя не отметить, что «Тень Сомнения» — один из немногих фильмов Хичкока, основанный на реальный событиях.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тень сомнения 1943 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Молодая женщина узнает, что посещающий ее «дядя Чарли» — не тот, кем кажется.
Тень сомнения / Shadow of a Doubt 1943, США, триллер