Галерея
Интересные факты 5
Актеры 27
Съемочная группа 29
Рекомендуем 22
Похожие 20
Отзывы к
фильму
9
Криминально-драматический боевик «Жажда смерти» 1974-го года со звездой того времени Чарльзом Бронсоном в главной роли практически задал тон в развитии жанра на ближайшее десятилетие. Центральными персоналиями стали условно называемые герои-одиночки, творящие правосудие своими руками, в то время как законослужители вроде и не существовали, что подчёркивало их бездействие и некомпетентность. Реакция же главного героя отождествлялась с трагическими событиями, затронувшими его и ставшими импульсом к мести. Обычный зритель положительно воспринял подобного рода персонажей, судивших и убивавших всевозможное отребье, а критики, несмотря на возмущение правоохранительной системы, снисходительно отнеслись к типажам вроде Пола Керси — архитектора, вышедшего на ночные улицы нести закон в «Жажде смерти».
Жанр стал эксплуатационными, менялся антураж, менялись антагонисты, но смысл оставался тем же — там, где полиция беспомощна, то вместо неё в бой вступают униженные и оскорблённые. Неплохим примером жанра может послужить лента «Класс 1984», появившаяся на экранах в 1982-ом году усилиями канадских кинематографистов. Режиссёром ленты про насилие в средней школе стал Марк Л. Лестер, тогда ещё начинающий постановщик на тот момент современного мэйнстрима, ставший впоследствии известным за счёт боевиков «Коммандос» (1985) и «Разборки в маленьком Токио» (1991), где опять же Арнольд Шварценеггер и Дольф Лундгрен соответственно практически в одиночку творили правосудие жёсткими, а порой и жестокими методами, но при этом осуждения у аудитории не вызывали.
Итак, действие «Класс 1984» происходит в средней школе, где банда учеников во главе с Питером Стегманом (Тимоти Ван Паттен) распространяют наркотики и наносят увечья другим учащимся для устрашения. В это же время, не зная о правилах этой школы, пребывает учитель на замену Эндрю Норрис (Перри Кинг). На первых же парах он вступает в конфликт с главарём подростковой банды и всё это ведёт к трагическому и страшному финалу, где кровным врагам придётся столкнуться друг с другом. И ментально «Класс 1984» по своей, пусть и несколько завуалированной жестокости напоминает скандальный, но культовый «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрика. Конечно, по качеству и провокационности «Класс 1984» и близко не сравним с «Заводным апельсином», но некоторые сцены служат буквально оммажем драмы Кубрика.
Если же возвращаться к «Жажде смерти», то внешний вид и жизненные принципы преступников в этом фильме и в «Классе 1984» схожи как две капли воды и схожи они зачастую по своей зверской бессмысленности и психопатии. Конечно, сомнительно, что авторы «Класса 1984» претендовали на звание новых «Жюлей Вернов» от кинематографа, но запугать зрителя из круга среднего класса они явно хотели. И в этом отношении вряд ли главного протагониста поставишь в пример, ведь его методы мести мало отличаются от методов озверевших преступников, но с другой стороны понимаешь его моральное право совершать правосудие там, где полиция забыла о своих профессиональных функциях. Вот такой вот нехитрый набор инструментария вкупе с ровной и грамотной игрой актёров, обусловленной стилистикой и концепцией жанра, и сделали-то «Класс 1984» последовательным и точным представителем жанра, вышедшим в своё строго отведённое время и в своём месте.
В общем, если нравится подобное кино, если не чураетесь того, что ленте уже чуть ли не сорок лет, то можете посмотреть его. Нюансы своих «старших братьев» «Заводного апельсина» и «Жажды смерти» «Класс 1984» как может сохраняет.
7 из 10
Проблема подросткового насилия всегда актуальна, в любом обществе, в любые времена. Многие режиссеры выносили на суд зрителей свою точку зрения на агрессивное поведение «онижедетей» («Я же школьник, всего лишь школьник»), их жестокость, неуправляемость, злобность. Эта тема раскрывалась по-разному: молодежные уличные банды, футбольные фанаты, нацистские группировки, детские дома, школы. Последняя категория представлена очень широко. Наверное, потому, что касается эта тема практически всех. Каждый режиссер рассказывал и показывал свою историю, делая акценты на тех или иных аспектах, степени насилия и жестокости, их причинах. Но выводы делались во многом идентичные — подростковое насилие ничем от взрослого не отличается. Если только тем, что дети чаще остаются безнаказанными, ведь с детей меньше спрос не только в силу возраста, а еще и потому, что в этом случае за ребенком стоят взрослые, его родители — часто очень непростые, что сильно мешает осуществлению справедливого наказания. Да и школе тоже не нужны лишние проблемы с детьми, родителями и собственной репутацией.
Вот эта ситуация с упорным нежеланием руководства школы, да и полиции, реагировать на выходки учеников, стремлением замять любой скандал, издевательство и даже преступление, выходит на первый план в фильме Марка Л. Лестера, показывая главную причину школьного беспредела — безнаказанность и ощущение полной вседозволенности у подростков. Полиция прекрасно знает, кто из школьной банды торгует наркотиками, ворует, насилует, грабит учеников, но… «никто ничего не видел». Нет заявлений пострадавших, нет свидетелей, а на нет и суда нет. В самом прямом смысле этого слова. А вот у учителя есть ответственность, с него тройной спрос за действия и ошибки. Вот и ходят учителя по школе, закрыв глаза и заткнув уши. «Главное тут — выжить. А для этого надо уметь многого не замечать», — так в первый день сказал Норрису его новый коллега, учитель биологии. Но такая позиция не спасает от издевательств учеников, зато способна довести учителя до безумия, как показывает Лестер в своем фильме.
Вообще-то, «Класс 1984» — это своеобразный ремейк фильма «Школьные джунгли» Ричарда Брукса 1955 года, хотя и адаптированный к 80-м годам, но сохранивший основных персонажей и их сюжетные линии. А вот уровень насилия и градус его Марк Л. Лестер значительно повысил по всем контрольным точкам персонажей, сместив некоторые акценты. В «Школьных джунглях» более выраженной была тема расовых предрассудков — именно она была одной из центральных. Лидером класса был чернокожий Грегори Миллер, который сразу попадал под подозрение у нового учителя. Но клише и предубеждения — не всегда правда. В фильме Лестера межрасовые стычки происходят на почве конкуренции в драгдиллерстве: наркотой в школе торгует шайка Стэгмана, и конкурентов они устраняют безжалостно. Если в эпизоде с учителем биологии в первом фильме ученики-отморозки уничтожают его коллекцию любимых пластинок с рок-н-роллом, то в «Классе 1984» они режут и зажаривают на спиртовках любимых кроликов преподавателя прямо в кабинете биологии. А это уже много круче. Да и реакция учителя биологии, которого замечательно сыграл Родди МакДауэлл, на это зверство оказалась куда жестче, а развязка его линии — трагичнее.
Так же обстоит дело и с линией жены Норриса. В оригинальном фильме ее лишь заставляют ревновать мужа, подбрасывая ей анонимки о том, что у того бурный роман с одной из учительниц. В этом фильме банда Стегмана заходит гораздо дальше, да и ответ учителя оказывается под стать.
Этим приемом режиссер как бы показывает, насколько острее стала ситуация подросткового насилия и преступности в школе за это время. Хотя и в «Школьных джунглях» учебное заведение было больше похоже на тюрьму своим контингентом, взаимоотношениями между учениками друг с другом и преподавателями, степенью беспредела в этих отношениях. Сняв в 1990 году «Класс 1999», продвинув тот же школьный сюжет в будущее, где учителя-роботы без всяких педагогических терзаний уверенно шпигуют пулями и крошат в капусту «плохих» учеников, Марк Л. Лестер снова утверждает, что безнаказанность подростков и закрывание обществом глаз на эту проблему превратит наши школы в кошмар кромешный. Так режиссер показал, что фраза Стегмана: «Я — будущее» — отнюдь не пустые слова, а вполне реальная угроза всему обществу.
Актерский дуэт Перри Кинга и Тимоти Ван Паттена великолепно справился с задачей, показав своей игрой невероятный накал противостояния учителя и ученика, когда в методах борьбы не брезгуют ничем. Когда во весь рост встает проблема выживания, уже не до щепетильности и тонкостей педагогики. Норрис справедливо решает, что с человеком надо говорить на том языке, который он понимает, переходя в дуэли со Стегманом на его приемы и методы. Которые, на первый взгляд, оказываются более эффективными, но и спираль взаимной ненависти закручивают сильнее.
Многие сравнивают этот фильм с «Заводным апельсином», который исследует ту же проблему, и действительно во многом они схожи. Кому-то «Класс 1984» может напомнить «Соломенных псов» Сэма Пекинпы. Человек интеллигентный, образованный попадает в среду тупых и самовлюбленных деревенщин, признающих только силу, грубую физическую силу. Кто сильнее, тот и главный. А остальные — лишь соломенные псы, игрушки для их жестоких забав. И когда вопрос жизни или смерти заставляет его сделать выбор, хлипкий недотепистый интеллигент-очкарик становится зверем, сильным и безжалостным зверем, который без раздумий и сомнений порвет на лоскуты врага, покусившегося на него и его семью. В этом герои Перри Кинга и Дастина Хоффмана очень похожи. Их поступки с точки зрения морали и нравственности весьма спорны. Но зато очень эффективны в реальной жизни.
В 1988 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», шокировавший зрителей историей, как несколько учеников учинили своей учительнице психологический террор и издевательства из-за экзаменационных оценок. Шума и дискуссий тогда было много. А через пару десятков лет появились фильмы о школе Валерии Гай Германики, в сравнении с которыми ученики Елены Сергеевны — просто воспитанники пансиона «Небесные ласточки». Тенденция усиления насилия в школе сохраняется и развивается, судя по кино и не только по нему. Нас ждет еще много фильмов на эту животрепещущую тему? Неужели Стегман был прав, утверждая, что он — будущее? И никаких вариантов?
7 из 10
Подростковая жестокость стала притчей во языцех. Ведь у молодых людей бурлит кровь и им кажется что весь мир открыт перед ними только руку протяни. По сути своей так и есть, вот только подростки предпочитают заниматься разрушением, а не созиданием. Избить своих сверстников потому что родители не купили то что ты хотел? Да без проблем! А еще жертву надо бы ограбить из расчета на то что может быть таким нехитрым способом удастся подзаработать. Ну и что, что деньги не мои? Отберу и станут моими! Кто-то скажет что таким нехитрым образом молодые люди пытаются привлечь к себе внимания, но я же скажу что такому поведению нет и не может быть оправдания. И наш сегодняшний гость повествует как раз о таких вот трудных подростках, а также об учителе, чья чаша терпения была переполнена и он решил пойти войной на юных хулиганов. Итак, это — «Класс 1984».
Добрый и я бы даже сказал наивный учитель Эндрю Норрис приходит в новую школу. Школу, где царят не человеческие, а бандитские законы. Где молодые люди торгуют героином, ходят с ножами и заточками, и где насилие стало нормой. По началу, учитель, обуреваемый желанием сделать мир лучше пытается привить ребятам любовь к светлому, доброму, вечному, но все его старания натыкаются не стену отчуждения, а также издевательства со стороны Питера Стекманна и его банды. И чем сильнее мистер Норрис пытается сделать мир лучше тем отчетливей он понимает, что этот мир станет лучше лишь тогда когда в нем не будет Стекманна.
Идея картины хоть и не нова, но достаточно интересна. Это все-таки попытка показать как же выглядит школа со стороны. Да происходящее обставлено куда более дико и жестоко, но по сути своей все так и есть. Безразличие учителей, которые предпочитают закрывать глаза на жестокость своих учеников. Директор школы, который винит во всех бедах учителей, а не учеников. Ну еще бы! Ведь родители этих самых учеников ему деньги платят, так что естественно милые школьники ни в чем не виноваты. А так же сами подростки, которые насмотревшись фильмов про бандитов захотели стать такими же как они и потому издеваются как над учителями, так и над своими сверстниками как только могут, свято веря в свою безнаказанность. Ведь директор школы да любящие родители защитят свое чадо, а полиции возится с подростками не хочется. Цинично и гадко все это, но к большому сожалению подобное положение дел никто менять не собирается. Никто кроме мистера Норриса.
Сама же картина просто таки пестрит как запоминающимися героями так и не менее запоминающимися сценами. Ведь я не зря в самом начале обзора сказал про то что школьное учреждение напоминает тюрьму строгого режима благо тут со стукачами поступают легко и просто, а именно тыкают ножом в живот. К проблеме посерьезней, а именно к мистеру Норрису подростки находят куда более тонкий подход и обставляют события таким образом, что учитель оказывается преступником в глазах общественности, а с молодых людей взятки гладки. И главное подростки играют так хорошо и с такой самоотдачей, что хочется взять и передушить гаденышей. Учитель же в исполнении Перри Кинга получился не менее колоритным персонажем. Ведь перед нами человек которому действительно не все равно. Человек, который старается научить ребят чему-то хорошему. И этому человеку действительно сочувствуешь и надеешься на то что в конце мистера Норриса будет ждать «happy end», а не мешок для трупов.
Музыку же к данной картине написал никто иной как Элис Купер, а он веников не вяжет. Ну, а если и вяжет, то веники получаются качественными. Так же и с музыкой к этому фильму, которая получилась яркой, запоминающейся и достаточно гнетущей.
Подводя итог, хочется сказать, что перед нами хороший и качественно поставленный фильм о насилии в школе который задает один интересный вопрос: в любом нормальном обществе главные герои картины сошли бы за отбросы, но что будет если все общество будет состоять из такого рода людей?
8 из 10
«Класс 1984» — ещё одна картина, иллюстрирующая нам «светлое будущее», которое затрагивает не одно государство, а целую школу, полную опасных психов, кажущихся на первый взгляд обычными учениками. Есть интересная параллель с «Заводным апельсином» Кубрика, складывающая в одной тематике — насилие со стороны подростков.
Главный герой — обычный школьный учитель Норрис, которого перевели в новую школу преподавать музыкальное искусство. Первый день выходит не благополучным — учителя носят с собой пистолеты, ученики показывают себя не с лучшей стороны, плюс ко всему ему не повезло наткнуться на банду Питера Стегмана, являющимся лидером и моральным авторитетом школы. Именно эта вражда заставляет героя сначала отмахиваться от бандитов, а потом уже и принимать жестокие меры. Уроки кончились, начинается настоящая война.
Марку Лестеру удалось воссоздать по-настоящему мрачную атмосферу школьной жизни. Учебное заведение, в которое попадает герой, сразу может показаться настоящей тюрьмой. Большинство учеников настоящие звери, садисты, учителя, зачастую, превращаются в жертв со стороны школьных банд. Нам показывают настоящий концлагерь, где нет покоя и жизни, а только порочность. Находясь там, вы рискуете стать жертвой насилия со стороны своих одноклассников, а самое страшное то, что никто вам не поможет.
Главный злодей — Питер Стегман является олицетворением настоящего морального падения, которое может ожидать нас в будущем — жестокий, самоуверенный, привыкший держать всех под контролем, сутенёр и наркоман. Все эти пороки прекрасно гармонируют с его необычными музыкальными талантами, хитростью и не слабым умом. Именно поэтому Норрис решает идти против его «системы» и побороть насилие, но чем дольше длиться эта война, тем жестче будут меры.
Благодаря напряжённой атмосфере, фильм смотрится практически на одном дыхании и не даёт отдохнуть ни на секунду. Разговоров много, а настоящая месть ожидает нас в финале картины, когда главный герой, весь в крови, мечется по пустующей школе, и пытается подловить бандитов одним за другим. Именно здесь возрастает настоящее напряжение, чувство переживания за героя, динамизм, и так до самого финала, кажущимся типичным одновременно хэппи-эндом, и в то же время открытым.
Ну и стоит отметить отличную актёрскую игру (Перри Кинга и Тимоти Паттена), мрачный саундтрек, и неплохую операторскую работу.
После себя фильм оставляет мрачные ощущения. Война героя завершилась, но проблема осталась, и продолжает оставаться актуальной. Невольно хочется думать, что со временем жестокость просто не будет иметь границ, и то, что мы будем видеть на экране, может стать реальностью. Главное — дать отпор и попытаться остановить насилие любой ценой. Но, не переходите черту.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Класс 1984 1982 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Банда оголтелых школьников преследует нового учителя, решившего навести в классе порядок. Озверевшие панки-школьники во главе с учеником-психопатом избивают его, а жену насилуют. Месть учителя не уступает по жестокости выходкам банды, но заметно превосходит их по изощренности.
Класс 1984 / Class of 1984 1982, Канада, боевик, драма, криминал, триллер