Галерея
Интересные факты 1
Актеры 15
Съемочная группа 118
Рекомендуем 27
Похожие 22
Отзывы к
фильму
21
В Лондонском театре «Donmar Warehouse» пьеса Уильяма нашего Шекспира «Кориолан» в постановке Джози Рурк шла всего пару месяцев — с 6 декабря 2013 года по 13 февраля 2014-го.
Но благодаря записи и возможности смотреть спектакль в кинотеатре удалось не просто продолжить его историю, но в очередной раз очевидной стала истина о том, что у искусства нет возраста и актуальности, нет правильного или неправильного общественно-исторического контекста. Истинное искусство не должно подстраиваться под время и его реалии, да оно и не может этого делать. Потому что оно настолько самодостаточно само по себе, что от него зависит только одно: расстановка акцентов. Значимость подлинного высказывания (а «Кориолан», все всяких сомнений, относится к таковым) делает его неуязвимым к повседневной повестке, но человек, находя отражение своих тревог и сомнении в искусстве, пытается с его помощью объяснить себе то, что происходит вокруг него здесь и сейчас. Сценографическое решение «Кориолана», лишенное привычных декораций и намёков на Капитолийский холм, сегодня, пожалуй, актуальнее, чем в 2013-м, когда спектакль готовился к премьере.
Хотя, конечно, любые попытки говорить о какой-то своевременности «Кориолана» (и пьесы, и спектакля) разбиваются об абсолютную вневременность любого из шекспировских сюжетов. Способность английского барда находить материал и в прошлом, и в современности, и в реалиях родной страны, и в чужеземных сказаниях сводят на нет любую нашу попытку привязать Шекспира к актуальной повестке. Мы можем лишь в меру своих сил отозваться на поднятые им проблемы, но ведь сами они не принадлежат никакому времени, и единственно возможной хронологической привязкой его образов является вечность.
Может быть, именно в этом и заключается притягательность Кориолана как героя, в его способности явиться нам в любое время — историческое, художественной или наше собственное — жизненное, человеческое. Центральная фигура заглавного персонажа еще ярче прорисовывается благодаря исполнителю главной роли Тому Хиддлстону. Почти нарочито демонстрирующий здесь какую-либо звездность, он сохраняет свой магнетизм или даже усиливает его: к нему стягиваются не только характеры и сюжетные линии, но и все задействованные в постановке актеры словно бы вращаются вокруг него — каждый по собственной орбите, определённой силой гравитации, исходящей от Кориолана-Хиддлстона. В самом деле, понять их очень просто, ведь и зрительский взгляд не может оторваться от той точке экрана, где в данный момент находится этот герой. Поэтому количество поцелуев и объятий, которыми одаривают Кориолана буквально все герои, смотрится органично, хотя порой возникает ощущение, что это скорее актерская импровизация, нежели режиссерская задумка…
В одном из интервью Том Хиддлстону говорит, что и сам не знает, как относится к своему герою, поскольку его благородство сочетается с таким вопиющим пренебрежение к народу, что сложно сказать, положительный он персонаж или отрицательный. Но пытаться дать такую однозначную оценку ему значило бы максимально упростить этот образ. Возможно, именно Кориолан в галерее шекспировских образов наиболее полно соответствует противоречиям нашего времени (та самая расстановка актуальных акцентов) с его стремлением к единоличному счастью человека с одной стороны, и страхом обидеть множество социальных групп с другой. И во времена войны римлянам с вольсками, и сегодня тот, кто не желает льстить толпе и выставлять ей на обозрение свои шрамы, рискует в одночасье превратиться из героя в изгоя. Но в любые времена истинного героя как раз отличает отсутствие страха перед перспективой такого превращения.
Словом, «Кориолан» Джози Рурк — это очень по-шекспировски: с неукротимыми страстями, сверхчеловеческим благородством и обыкновенными людскими страстями. Кай Марций Кориолан, Волумния (Дебора Файндлей), Тулл Авфидий (Хэдли Фрайзер) или Менений Агриппа (Март Гетисс) столь же слабы, сколь и сильны, их уязвимость — в их человечности. И это сочетание в героях Шекспира титанического и земного неизменно одновременно удивляет и делает их близкими и понятными нам.
Легендарный римский полководец Кай Марций Кориолан после сокрушительной победы над вольсками, возвращается в Рим, где его друзья прочат ему должность консула. Однако его невежливое и даже откровенно грубое обращение с плебеями, от чьих голосов зависит назначение Кориолана, приводит к опале — вчерашнего героя и любимца публики изгоняют из города. Затаив обиду, Кай Марций начинает строить планы мести.
Можно по-разному относится к современному, массовому Голливуду, ругать за очевидные недостатки и хвалить за не менее очевидные достоинства, но правда, как обычно, окажется где-то посередине, какой аспект не возьми. Сейчас я бы хотел обсудить вот какую вещь: например, кем для широких любительских масс в первую очередь является такой актёр, как Том Хиддлстон? Всё правильно, это же Локи из «Мстителей». С одной стороны, конечно, это очень плохо, что одного из самых талантливых, молодых театральных актёров современности все знают исключительно по второстепенной роли в комикс-блокбастере, какого бы он не был запредельного уровня. С другой стороны, может подобная популярность его имени возьмёт да и заставит кого-нибудь посмотреть, например, вот эту театральную постановку по Уильяму, нашему, Шекспиру. Тем более, что гениальный проект «Theatre HD» любезно предоставляет нам такую возможность (серьёзно, если вы живёте в одном из городов присутствия этого проекта и любите кино, вы не имеете права пропускать сеансы). Так для меня Том Хиддлстон теперь в первую очередь — это Кориолан из спектакля британского театра «Donmar Warehouse», и, конечно, Генрих V из «Пустой короны». А Локи можете оставить себе, мне не жалко. Тоже самое касается и Марка Гэтисса. Да будь он хоть трижды Майкрофт Холмс из «Шерлока», для меня он теперь только Менений Агриппа.
Постановка «Кориолан» является относительно классической. Никакого современного оружия на сцене, никаких сотовых телефонов или молодёжных походных рюкзаков, как в том же «Гамлете» с Камбербэтчем. Сама сцена маленького, уютного театра «Donmar» диктует совершенно «спартанские» условия постановки — без особого размаха: на маленьком, освещённом лампами, пятачке разыгрывается одна из наиболее недооценённых, на мой взгляд, трагедий Уильяма Шекспира — история о человеке, который обожал свою страну, готов был умереть за неё, но презирал свой народ, его мещанские желания, его тягу к хлебу и зрелищам, его переменчивость в суждениях и слабость к дарам и взяткам. Тот самый народ, который ещё вчера причислял своего героя к лику святых, уже сегодня отверг его и отправил в изгнание. Все эти нюансы в полной мере удалось отразить в этой постановке, во многом, благодаря невероятному актёрскому таланту Тома Хиддлстона. Единственная современная нотка, которую позволили себе создатели спектакля, это пара народных трибунов, Брут и Синиций, один из которых вдруг стал женщиной, а второй оделся в белую, офисную рубашку с закатанными рукавами. Но это лишь подчеркнуло их различия со стойким, несгибаемым Кориоланом в классическим римских одеяниях.
Короче говоря, это очень крутой спектакль, и я бесконечно рад, что в наш XXI век технологии шагнули достаточно далеко, чтобы позволить нам любоваться этим зрелищем в HD-качестве, на широком экране, сидя в удобном кресле современного кинотеатра. Не упустите и вы эту возможность, прошу вас. А то ведь так и запомните Хиддлстона, как Локи. А он того, поверьте, не заслуживает.
9 из 10
Догадываюсь что для широкого зрителя причиной посмотреть постановку Лондонского театра Донмар стала вовсе не бессмертная пьеса Шекспира, а восходящая (ну или уже вовсю светящая) британская звезда — Том Хиддлстон. И это действительно того стоило. В его Кориолане я не увидела самого Хиддлстона или его блестящего Локи, я видела лишь римского полководца Кая Марция — сильного, харизматичного, настолько искреннего в своих эмоциях, что их начинаешь кожей чувствовать. Бывает что в пьесе актеру удается пара-тройка сильных сцен, тех, которые на разрыв аорты, а тут что не выход Кориолана — то мурашки до пяток. Хиддлстон забирает внимание зрителя и удерживает накал эмоцией, не позволяя себе ни единой фальшивой ноты.
Но, не единым Хиддлстоном жива пьеса. Марк Гатисс, которого я видела до «Кориолана» только в современном Шерлоке Холмсе, стал для меня настоящим открытием. Его Мнениус — многослойный и очень убедительный персонаж. Он одновременно хитрый политик и верный друг. От Гатисса не хочется отрывать взгляд, а общие сцены Кориолана и Мнениуса — самое изысканное блюдо для театрального гурмана.
Дебора Вайндлей гениально сыграла Волумнию. Те, кто в детстве страдал от властных родителей, я думаю, вздрогнули. Она была настолько реалистична в своей роли, что веришь абсолютно безоговорочно. И тем ужаснее сцена перед кровавым финалом. Мать и гражданка Рима в ней не борются, а органично сосуществуют и в этом извращенном внутреннем мире решения не принимаются, они просто есть как единственно верные.
На протяжении трех часов перед зрителей разыгрывается сильная социальная драма. Драма про людей из высшей касты и плебеев, вечное противостояние и классовая ненависть. В «Кориолане» эта ненависть висит в воздухе, ею дышат, она — единственный мотиватор поступков. У героев нет иных чувств кроме долга и ненависти. Это Шексипр показывает очень ярко, например, выделяя супруге главного героя совершенно эпизодическую роль. Виргилия появляется на сцене чаще всего как безмолвный персонаж, жизнь которого лежит на алтаре служения доблестному Каю Марцию. Любовь между супругами, любовь к детям, здесь не спасает, не вдохновляет, она как часть долга, стоящая в очереди после любви к Риму, любви к ратным подвигам. Так казалось… до финала. Но не говорит ли нам Шекспир таким финалом что любовь, настоящая, оказалась выше всего, но перед тем как взойти на пьедестал, отомстила, приняв свою кровавую жертву.
Постановка необычная, не традиционная, но уже через несколько минут зритель перестает это замечать. «Кориолан» Донмара — постановка вне эпохи, вне времени. Не просто так Кориолан — одна из самых редко экранизируемых пьес Шекспира. Несмотря на свою злободневность, она тяжелая для восприятия и зрелищность в ней практически отсутствует. В пьесе есть целых две мастшбных сцены — штурм Кориол и голосование на площади, но ни одну из них не возможно воспроизвести на театральной сцене без потерь. Донмар придумал оригинальное сценическое решение и совершенно волшебно обыграл отсутствие зрелищности. Все, начиная от организации пространства, выставленного света, до выбора актеров играет на конечное впечатление, в финале вынимая душу зрителя и заставляя ее плакать. Я смотрела записанную трансляцию в театре HD, после которой вышла абсолютно опустошенной и могу только представить насколько это сильно было бы «вживую».
Спектакль «Кориолан» — это сценическое воплощение известной пьесы великого драматурга под руководством Джози Рурк в театре Donmar с Томом Хиддлстоном в роли протагониста.
Шекспировская пьеса повествует о тех временах, когда Римская империя представляла собой еще разрозненные земли. Рим воевал со своими соседями, а их соседи с другими городами. Однажды полководец вольсков Тулл Авфидий решает напасть на Рим, и тут своему городу приходит на помощь его верный воин и защитник по имени Кай Марций. Чуть ли не один против всей армии, Марцию удается победить в схватке с захватчиками, и также очередной раз скрестить мечи с заклятым врагом Туллом Авфидием. После победы римляне восхваляют Кая, даруя ему почетное военное прозвище «Кориолан» по городу, в котором он одержал свою победу. Кай, однако, на волне успеха решает попробовать себя в сенате, то есть пойти в политику. Но его военный темперамент, неуступчивость и безукоризненная вера в правильность своих деяний (нередко идущая вразрез с общественным мнением) подвергается суровой критике со стороны народа. Добившись обманом и лестью поста в сенате, Кориолан сталкивается с бушующем негодованием резидентов Рима, которые приговаривают Кая к изгнанию. Единственное, что тяжело его сердцу — это расставание с матерью, женой и сыном. Жена всегда хотела, чтобы её муж был цел и невредим, и каждый раз, когда Кай уходил в бой, она обливалась слезами. Мать же, наоборот, ждала новых битв сына как манны небесной, она ждала очередных побед своего чада, да чтобы больше ран на нем было. Дабы показать всему народу, каков истинный герой Рима, и чего ему стоит благополучие города. Но Кориолан изгнан, озлобленный на римский народ, и теперь ему ничего не остается, как пойти в лагерь к заклятому врагу Туллу Авфедию и склониться на коленях пред ним. Если перережет тот ему горло прямо на месте — то так тому и быть, а если внемлет раскаянию Кориолана, то поклянется верностью он ему, ради отмщения неблагодарного римского люда.
«Кориолан» напоминает две другие великие трагедии Шекспира — «Макбета» и «Короля Лира». Однако главное отличие здесь в титульном персонаже. Кориолан — самый трудный для понимания герой, он скрытный и недосягаемый. К нему в голову очень трудно проникнуть и оказать по-настоящему значительное влияние. Будто сеттинг, выбранный Шекспиром, влияет на протагониста. Кориолан имеет больше общего с античными героями вроде Ахиллеса или Одиссея, нежели с шекспировскими Гамлетом или Макбетом. По сути, Кориолан далек от симпатий: его едкая, язвительная гордость отчетливо проявляется в нежелании быть восхваленным. Каждый раз, когда его самого или его поступки хвалят, он просит этого не делать, будто боясь показаться зависимым от чужого мнения, он не хочет, чтобы кто-то подумал, что его величие — результат восхваления людей, а не врожденное качество. Могу допустить, что Кориолан — самый свирепый персонаж Шекспира, очень изобретательно описанный.
Кстати, тема гордости и создание собственной репутации отчетливо прослеживается и в мотивах матери Кориолана, которая хочет возвести себя в обществе кровопролитием своего собственного сына. Также, здесь Шекспир размышляет над еще одним способом разрешения конфликта. Если в «Ромео и Джульетте» он громко и ясно заявляет нам о самопожертвовании как об орудии улаживания разногласий, то в «Кориолане» он робко поднимает идею любви к матери как причину поиска мира.
Ладно, как обычно после Шекспира мыслей много, но нужно сосредоточиться на спектакле. По мне, так это лучшее воплощение пьесы Шекспира на сегодняшний день. Совсем недавно (в 2010) Рэйф Файнс своим режиссерским дебютом пытался перенести действия пьесы в наше время. Сам он и сыграл Кориолана, партия Тулла отошла Джерарду Батлеру. Фильм был полностью в стихах и снискал множество положительной критики. Однако я как-то на подкожном уровне не очень хорошо отношусь к шекспировским трагедиям, перенесенным на современный лад. В своё время также не впечатлился «Ромео + Джульетта» с Леонардо Дикаприо (исключением является лишь «Много шума из ничего» Джосса Уидона 2012 года). Спектакль проходит в небольшом театре Донмар, который раньше был складом бананов. Постановка выполнена на скромной сцене, окруженной с трех сторон зрителями. Без каких-либо громоздких и кричащих декораций, лишь небольшая графика на заднем фоне. Актеры одеты в обычную одежду, но ловко пошитую/подрезанную (не знаю точно), и таким образом, получились античные костюмы как у народа, так и у воинов.
Том Хиддлстон выдает, безусловно, свою лучшую роль. Это всегда забавно, когда имея десятки картин со своим участием, именно сыграв в театре, актер достигает вершины своего актерского мастерства. Том за свою роль получил номинацию на престижную премию Лоуренса Оливье, а также стал лауреатом театральной премии газеты Evening Standard за роль Кориолана. Гримеры и костюмеры постарались на славу. Облегченные военные доспехи выглядят очень здорово, а кровавые раны на теле Хиддстона, так вообще загляденье. «Кориолан» — это, конечно, не «Тит Андроник», но тоже очень кровавая пьеса Шекспира.
Стоит лишь сказать, что этот сезон (2015—2016) — финальный для спектакля, потом его уже увидеть, скорее всего, не удастся. Для всех любителей Уильяма Шекспира поход обязателен, для фанатов Тома Хиддлстона — тоже. А просто любители театра уже, наверное, сами сходили и убедились в качестве постановки.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кориолан 2013 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Когда Тулл Авфидий, полководец вольсков, решает напасть на Рим, город призывает на помощь своего героя и защитника – Кая Марция. Чтобы расстроить вражеские планы, Кай Марций отправляется в военный поход. В битве с неприятелем он одерживает победу и получает прозвище Кориолан по названию завоеванного им города. Однако после сражения Кориолан обнаруживает, что у него все еще остались недоброжелатели – и на этот раз в Риме.
Кориолан / Coriolanus 2013, Великобритания, военный, драма, история