Галерея
Интересные факты 6
Актеры 14
Съемочная группа 19
Рекомендуем 13
Похожие 20
Отзывы к
фильму
10
«Чёрный нарцисс» является одним из ключевых фильмов культового дуэта Пауэлл-Прессбургер. Справедливы все части фразы — кино это действительно ключевое, с подобной тематикой и подобными визуальными решениями нельзя получить иное отношение, а английский дуэт действительно культовый, поскольку результат их совместной работы выражен в десятке хорошо известных любителям кино картин.
История «чёрного нарцисса»- это прежде всего история психологического уровня. Для исследования выбран сюжет, в котором пять монахинь отправляются с миссионерской миссией в далёкое гималайское поселение, в котором и отношение людей, и уклад жизни отличается от привычного. Традиции решают и правят, принцы гуляют и вожделеют. Кроме того, среди единственного близкого и понятного живого организма оказывается весьма симпатичный и суровый англичанин Дин, который своеобразно выстраивает взаимоотношения с соотечественницами. Свобода, воздух и красота обстановки довольно быстро занимают монахинь, которые в вере своей покачиваются, теряют фундамент, предпочитая обрести доступ к возможностям новой жизни.
Вопрос веры и вопрос традиций — основные проблемы ленты, и с этой точки зрения тематика, выбранная авторами, очень хороша для реализации творческого процесса — нарушение привычного сомнительного баланса является животрепещущим конфликтом, доступным для яркого объяснения. Биография каждой из монахинь имеет под собой непременный судьбоносный толчок к настоящему укладу жизни, и сдерживать яркое желание вернуться к прежнему миру в новых открывшихся условиях практически невозможно, как невозможно изменить то, что уже устоялось веками. Героиням приходится существовать в состоянии бесконечной тревоги, противоречия внутри собственного «я», выход из которого может быть только в отказе от самой миссии.
Критиками часто указывается, что сюжет фильма напоминает британские колонизаторские отношения, и что финальная сцена копирует реально происходящее течение истории островного государства.
Среди же киноведов лента «Чёрный нарцисс» остаётся одним из примеров развития технической стороны съёмки. Здесь строится акцент на созданных в студии пейзажах, которые несомненно выглядят живыми, координации человека с природой, возможностями переключения воспоминаний, движениями камеры, опоясывающими героинь в момент потери ими душевного равновесия, возможностями заглянуть в их прошлое и раскрасить их настоящее переливающимися тёплыми цветами. Благодаря высококачественным технологическим решениям, фильм в своё время стал одним из самых успешных непосредственно в качестве визуального решения, в результате чего получил целых две оскаровских статуэтки — за лучшую работу художника и за лучшую операторскую работу.
С такой воспроизводимой авторами красотой монахиням явно не давали шанса прижиться и научить жить остальных. Безвыходность налицо.
4.1.2018
Высочайший пик технических достижений в кинематографе на тот момент, но даже по прошествии стольких десятилетий фильм выглядит более чем достойно. Отсюда и Оскары в номинациях за работу оператора и художника-постановщика в цветных фильмах — да, в ту эпоху такие номинации были и для цветных, и для черно-белых лент.
Сюжет повествует о группе монахинь, вознамерившихся среди Гималайских гор основать школу и больницу в учреждении, ну… до сих пор достаточно игриво выглядящем. Но то ли из-за груза предыстории, то ли из-за бурь и страстей, бушующих в их собственной груди — ведь стать монахиней отнюдь не означает автоматически избавиться от всех мирских искушений или иметь достаточно крепости им противостоять — у них начинаются всякие затруднения. Одна из старых сестер просит отпустить ее, ибо слишком у нее рассеивается внимание от всех здешних красот; а между двумя монахинями помоложе отношения накаляются, потому что обе они влюбились в одного мужчину… Этот фильм как будто предупреждает об опасности как разнузданности, так и чрезмерного замалчивания своих чувств.
Дебора Керр непревзойденна в роли сестры Клодаг, молодой, но целеустремленной и предприимчивой. Она способна организовывать других, но превозмочь собственную дисгармонию ей не всегда по плечу. Ее воспоминания о жизни до монастыря настолько импозантны, что цензура их сначала вырезала, хоть в них не было ничего «такого». Наверное, одна из самых выразительных ролей Керр, но впереди у нее еще много знаковых актерских работ.
Все, конечно же, разворачивается на фоне пестрой жизни местных людей, в повествование вклиниваются и эскапады старой служанки, и незатейливая история любви франтоватого генерала и обычной туземной девушки. Ландшафты, интерьеры и костюмы неповторимо экспрессивны. Вокруг изрезанного силуэта гор клубится синеватая дымка, внизу простираются сочные зеленые долины, воздушные голубовато-серые или теплые охристые тени трепещут на одеяниях монахинь. Всякий кадр, всякий объект, от чинно выпяченного бочка металлического кувшина до тонких узоров резьбы на колоннах, от непринужденных изгибов фигур на фресках до драгоценных камней — в насыщенных, интенсивных, но потрясающе сочетающихся друг с другом красках. И даже закономерно, наверное, что назван фильм в честь фигурирующих тут изысканных духов, как будто оставляющих за собой повсюду экзотический шлейф…
Картины про миссионеров, одухотворенные и возвышенные, взывающие к самым высоким идеалам веры, снимались в Голливуде и раньше. Были «Ключи от Царства Небесного», «Колокола святой Марии» и много других лент. «Черный нарцисс» Пауэлла и Прессбургера не стал тут откровением. Даже более того, стилистически фильм заложил основу для «Истории монахини» Циннемана и снятых позже «Гавайев» Джорджа Роя Хилла. Он очень удачно создает баланс между приключенческой канвой пребывания колонистов в Индии и показом духовных переживаний главных героинь. Присмотритесь, как удачно совмещаются нарастание боя барабанов и крупные планы монахинь.
Однако, есть у фильма и существенные недостатки. Это касается прежде всего актерской игры. Сексуальная Дебора Керр едва ли справляется с выбранной ролью. Пышущая здоровьем и наполненная внешней притягательностью, молодая женщина, не просто позволяет себе на экране быть красивой, она еще и допускает возможность таких элегантных женских издевок и мимических ухмылок. Это правдиво, но при этом не показаны (а если точнее, то совершенно не акцентированы) душевные переживания героини, ее борьба с земным началом и преодоление. Впрочем, наверное Керр совсем не та актриса, чтобы показывать подобные сложности. К слову сказать, те же самые слова я могу сказать и в отношении всех других девушек, которые скорее бы подошли для очередного эротического хоррора Хесуса Франко, нежели для серьезной драмы.
Излишним кажется и бравирующий собственным торсом мужчина, которому очевидно нравится вводить в краску монахинь. Конечно, я уверен, Прессбургер и Пауэлл хотели выделить запретные желания, обострив противоречия. Но ведь реализация затеи получилась скорее пошлой, нежели возвышенной.
Впрочем, приведенные недостатки вероятно были нужны для того, чтобы Фред Циннеман снял свою «Историю монахини», а Одри сыграла сходную роль на несколько порядков выше. Там видно влияние «Черного нарцисса», равно как и точечное исправление недостатков. «История монахини» сформировалась на ошибках «Нарцисса».
Нужно сказать еще и о концовке. Неожиданно для меня, создатели закрутили психиатрическую феерию, с истериками, трагической развязкой и глазами, наливающимися кровью (интересный план, где зритель смотрит глазами психопата). Наверное это обстоятельство здорово удивило тогдашних зрителей. Но сейчас, оно существенно повышает интерес к фильму.
6 из 10
40-ые годы прошлого века были золотой эпохой для, возможно, самого знаменитого режиссерского тандема мирового кино Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Несмотря на войну и последующую экономическую депрессию, «лучники», снимавшие по фильму в год, регулярно поражали зрителей и специалистов высочайшим уровнем владения профессией и нетривиальным выбором тем. Так, скажем, один из своих главных фильмов, «Черный нарцисс», они закончили смелой сценой, в которой английские монашки бесславно покидают территорию Индии, а саму картину выпустили на британские экраны накануне провозглашения независимости от британской метрополии. При этом сами черницы оказались героинями вялотекущей, но преисполненной скрытого эротизма любовной истории.
Но то, что в финале было вызовом и даже провокацией для многих, начиналось довольно прозаично. Группу англиканских монашек в светлых одеждах сослали в индийскую глубинку, чтобы те несли в смуглые массы знание, медицину и учение Христа. В замке некогда могущественного раджи, построенном на вершине отвесной скалы, невесты Иисуса должны развернуть бурную деятельность, продемонстрировав все достоинства Запада забытому Шивой, Аллахом и Буддой райскому уголку. И вот они уже стыдливо смотрят на остатки неприличных фресок и дрожат от постоянного ветра, с трудом представляя себе общение с полудикими местными жителями, для которых главным моральным авторитетом представляется старик-отшельник, долгие годы безмолвствующий на горе.
Режиссеры картины едва ли ставили себе задачу создать очередную историю про отважных миссионеров, они скорее занимаются деконструкцией мифа о всесильности строчек из Священного Писания, вложенных в уста служителей Господа. По крайней мере, этот подход был обречен в Индии, культурные традиции которой богаче и глубже чуждого для них христианства. Пауэлл и Прессбругер показывают конфликт двух цивилизаций, но он не переходит в открытую фазу, а зиждется на отчуждении и непонимании. Своеобразным медиатором между двумя культурами выступает некий мистер Дин, белый англичанин, уже давно живущий в деревне близ Дарджилинга и предостерегающий сестер от непосильных обязательств. Своим поведением он демонстрирует справедливость идеи о том, что в устоявшуюся веками среду можно только интегрироваться, но отнюдь не прогнуть мир под себя.
Здесь, как и в большинстве фильмов тандема, огромное внимание уделено технической стороне фильма. Так почти полностью созданная в условиях студии картина, благодаря виртуозной работе оператора и художников-постановщиков, выглядит, будто снятая на натуре. Виды реальной Индии оказываются задниками с матовыми рисунками на стекле, солнечный цвет — мастерской комбинацией ламп и прожекторов, а индусы — хорошо загримированными британцами. Еще один оригинальный прием создателей — трактовка образов монахинь. Две главные героини картины очень красивые женщины, чью притягательность невозможно спрятать за закрытыми одеждами и подавить короткими утренними молитвами. Их отказ от мирской жизни не столько следствие сознательного духовного выбора, сколько пережитой жизненной драмы, которая со временем забывается, а сердца открываются для новых переживаний. Позиция авторов в данном контексте не имеет ничего общего с антиклерикализмом, являясь скорее интересной попыткой очеловечить и написать достоверный психологический портрет непонятных и непонятых многими женщин в темных и светлых сутанах.
Есть большой соблазн придать ленте и политический окрас, ведь идется не только про конфликт англичан и индусов во времена борьбы последних за независимость, но и о внутреннем конфликте между ирландской настоятельницей и английской сестрой после недавней войны между их народами. История свидетельствует, что мирные решения в таких противостояниях находить крайне тяжело, но все империи рано или поздно покидают оккупированные земли, окончательно осознавая, что всегда были лишь незваными гостями.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Черный нарцисс 1947 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Уставшие от неопределенностей и мирских страстей пять католических монахинь во главе с сестрой Клодаг приезжают в далекое гималайское селение, чтобы основать там школу. Однако крах в отношениях с местным белым поселенцем мистером Дином, суровый климат, растущая тяга к дому и, наконец, слабеющая вера вскоре приводят женщин к пониманию того, что им остается либо покинуть это место, либо умереть.
Черный нарцисс / Black Narcissus 1947, Великобритания, драма