Галерея
Интересные факты 27
Актеры 42
Съемочная группа 49
Рекомендуем 14
Похожие 20
Отзывы к
фильму
13
Пересматриваю классического голливудского Живаго с Омаром Шарифом. Ну ладно-ладно, поднял оценку на Кинопоиске с прежних 5 до целых 6. И все же… ну не нравится мне ни Пастернак с его псевдорусской литературой, ни его вялый и затянутый Живаго, и ни его кинопостановки. Благо, их всего три.
Про роман и его экранизации написаны тонны макулатуры. Собственно, со многими критическими тезисами в адрес писателя согласен: чего хотеть от экранизаций, если выжать из самого произведения хоть крупицу смысла и драйва выглядит непостижимой задачей.
Единственное, что хоть немного зацепило в романе — тетрадка стихов Юрия Живаго. Жаль, что в постановке 65 года стихи никак не присутствуют.
Зато главная музыкальная «шарманочная» тема в фильме знакома и любима с самого раннего детства по заезженной до дыр пластинке Поля Мориа. Кстати, музыку написал Морис Жарр. Жарр… ничего фамилия не навевает? Ну, конечно, это родной отец нашего электронного всё — Жана-Мишеля Жарра! Династия.
А меховая шапка на голове Лары? Да-да, это же та самая рыжая новогодняя чалма Наденьки из Иронии. Точней наоборот. Ну, вы поняли. Где 65-й, а где 74-й.
Про клюкву и вечно появляющуюся по ходу повествования балалайку в кадре даже начинать не буду.
В общем, фильм заслужил если не попадания в сотню величайших голливудских фильмов, то хотя бы уважения к киноваятелям подобных эпичных пеплумов, не побоявшимся замахнуться на эту бесформенную и размазанную «непостижимую загадку русской души». И попытаться выжать хоть какой-то смотрибельный драматизм. И, собственно, им это в итоге удалось. Хотя куда Живаго до Унесенных ветром, которые я торжественно обязуюсь когда-нибудь все же досмотреть. Чего бы мне это не стоило…
При всём моём уважении к творчеству Бориса Пастернака я всегда неоднозначно относился к его главному роману-эпопее «Доктор Живаго». Хотя я могу согласиться с его оценкой той ситуации, которая сложилась в стране, расколовшейся на два лагеря, которые катком проехались по судьбам миллионов невинных. Тем не менее, неоднозначные поступки и мотивы главных героев, чьё, на мой взгляд, аморальное поведение автор пытался подать как трагическую историю любви, заставляют усомниться в самом трагизме их сюжетной линии. Однако, как известно, с выходом этот роман стал мегапопулярным за рубежом и лёг в основу первой одноимённой экранизации под режиссурой Дэвида Лина.
Синопсис После смерти матери еще совсем юный Юрий Андреевич Живаго попадает под крыло друзей его семьи Александра и Анны Громеко, которые воспитывают из мальчика настоящего представителя русской интеллигенции, увлекающийся поэзией и посвятивший свою жизнь изучению медицины. Спустя какое-то время Юрий жениться на Тоне, дочке Громеко, но судьбы внезапно связывает с его Ларой, замужней за начинающим революционером девушке, в которую до безумия влюбляется. Однако помимо долга перед своими семьями в их историю любви вмешивается вскоре накрывшая всю страну Гражданская война.
Игра актёров Фильм вобрал в себя настоящих представителей звездного состава старого Голливуда, включая таких легендарных актеров, как Омар Шариф, Джули Кристи, Том Кортни, Джеральдин Чаплин и Алек Гиннес. Каждый из них попытался создать уникальный образ того или иного персонажа и передать характер, который можно почувствовать при чтении романа. Египтянин Омар Шариф исполнил представителя русской интеллигенции Юрия Живаго, человека, который, с одной стороны, преисполнен желанием справедливости для своего народа, с другой, которому невыносимо наблюдать за тем, как война разрушила судьбы невинных жизней, и, в-третьих, который не может возобладать над своими чувствами, а посему вступает в любовный треугольник, в итоге не принесший ему никакого счастья. Джули Кристи исполнила роль Лары, мечущейся между несколькими мужчинами, одному из которых просто должна, другого уважает, а третьего любит. Из всех персонажей фильма, как и романа, мне более всего импонирует Стрельников в исполнении Тома Кортни, единственный персонаж который неизменно следует к своей цели, готовый пройтись по головам любого, кто станет у него на пути.
Режиссура Дэвид Лин всегда был известен своим широкомасштабным представлением простой истории о простых людях, чьи жизни оказываются между молотом и наковальней во время колоссальных исторических событий. Ту же линию он проводит в «Докторе Живаго», в котором разыгрывает любовный треугольник между представителем русской интеллигенции, его супругой и девушке из невысокого класса. Вся эта мелодрама происходит на фоне трагических переломов в истории России, которую сначала была втянута в Первую мировую войну, затем захлебнулась в Революциях 1917-го года, а потом вообще была расколота охватившей огромную империю Гражданской войной. Однако вместо того чтобы все-таки сделать акцент именно на трагизме самой эпохи, режиссер этот трагизм переплетает с любовной историей, которая заведомо и без всех этих событий была обречена. Дэвид Лин словно намеренно пытается навязать сочувствие главным героям, но сочувствие ты, скорее испытываешь, к современникам того времени, нежели к персонажам романа и фильма.
Сценарий На мой взгляд, премия Оскар за лучший адаптированный сценарий скорее является знаком солидарности самому Борису Пастернаку, в свое время удостоившимся Нобелевской премии за данное произведение, но из-за давления советской власти и завистников вынужденный отказаться от нее. Собственно сама экранизация по большому счету следует содержанию романа, однако, как уже отмечалось ранее, внимание сфокусировано не на историческом контексте событий, а на мелодраме, разыгравшейся между Юрием Живаго и Ларой. Как и в романе, судьба сводит героев за долго до основных событий, когда Юрий, недавно окончивший медицинское училище, готовится жениться на Тоне, а Лара, ставшая содержанкой и любовницей адвоката Комаровского. Затем судьба сводит их на фронте в годы Первой мировой войны, когда измождённые войной солдаты начинают массовое дезертирство, и когда Живаго осознал, что влюблён в Лару. Последующие события революции, смена власти, вынужденный переезд семейства в Варыкино, нахождение главного героя в плену у Красных — все эти перемены не только перевернули жизни героев с ног на голову, но поставили под вопрос их дальнейшее существование. Конечно, сценарист фильма не смог не избежать упущений, изменить сюжетную линию, саму модель повествования. С одной стороны, смотреть фильм не менее интересно, с другой, непонятно, а с какой целью всё это было сделано.
Итог С художественной точки зрения, «Доктор Живаго», конечно, снят красиво, живописно и, как бы это странно ни звучало, даже сумел передать дух дореволюционной русской культуры. Однако у фильма есть ряд упущений, связанных, прежде всего, с сюжетными изменениями, а, во-вторых, с излишней мелодраматичностью и смещением акцента с исторического контекста. Однако, как ни крути, эту экранизацию всё-таки можно считать одной из лучших, а посему рекомендуется к просмотру.
7 из 10
Эта история началась еще в царской России, где жил себе славный малый — Юрий Живаго, избравший для себя стезю врача. А еще Юра любил по очереди двух хороших женщин — одну милую и правильную Тоню, которая станет его женой, и вторую — страстную, но развратную Лару, которая станет его роковой судьбой. А в это же время в России происходили страшные перемены — страна окунулась в пучину Первой мировой, затем революцию, голод и Гражданскую… И хотя Юра пытался всегда стоять в стороне от политических срачей, политика уж точно не обходила его стороной, с кошмарной периодичностью нанося удары обухом.
Пожалуй, нельзя назвать Бориса Пастернака главным писателем-антисоветчиком (появился ведь чуть позже Александр Солженицын), но Пастернак был первым, кто ярко и инакомысленно написал о советском строе находясь здесь — внутри него. Да, на Западе периодически публиковались всякие бунины да мережковские, но они были беглецами, а потому и писали только «по мотивам», да по своим обидам-воспоминаниям. Солженицын? Да, он начал писать здесь, но ему дали возможность уехать и стать там главной диссидентской звездой. А Пастернак первым написал литературно изысканно (талант же), но откровенно антисоветское полотно, которое именно по этой причине получило живой отклик на Западе. Настолько живой, что ЦРУ занималось распространением и переводом романа. И чтобы завершить литературную тему, хочу провести параллель с еще одним откровенным антисоветчиком Михаилом Булгаковым. Он — Булгаков — советскую власть, мягко говоря, недолюбливал, что весьма виртуозно и выражал в своих гениальных произведениях. Но одновременно Булгаков остался в доску своим, потому что он никогда не жил в виртуальных вестернизированных представлениях какой-то придуманной либеральной России. А Пастернак хоть и прожил всю жизнь в России (жил, кстати, по советским меркам неплохо — как-то его не очень «кровавый режим» гнобил), но остался сугубо писателем для западного читателя. Второго Толстого или даже Шолохова из него не получилось. А потому и «Доктор Живаго», после развала Союза, потерял всю свою «конъюнктурную прелесть», оголив весьма среднего достоинства художественные изыски самого произведения.
Теперь к экранизации. Сравнивать с литературным 500-страничным первоисточником постановку Дэвида Лина не слишком корректно — англичанин клепал свое авторское произведение, но в целом, основная сюжетная канва в картине была сохранена. Без вольностей, безусловно, не обошлось, но в данном случае следует говорить сейчас не об этом. Главная слабость экранизации — это акценты и шаблоны. Акценты у Лина были сделаны на мелодраматическую часть, и наоборот, общественно-политическая буря в фильме предстает только фоном. В каком-то роде Лин пошел по пути «Унесенных ветром», где вопрос любви на фоне Гражданской войны также был вынесен во главу угла. И более того, судя по кассовым сборам — картина собрала более 200 миллионов долларов в прокате, войдя в десятку самых финансово-успешных лент планеты — Лин все сделал правильно. Но опять же, «касса» сработала тогда — в 1965-м, а вот «легендарным и на все времена», фильм так и не стал. Ну а касательно шаблонов — то здесь Дэвид Лин окунулся все в тот же омут стереотипов о русских «их глазами». Косоворотки, балалайки, дома (жилые!) с церковными куполами и прочая клюква — это стало визитной карточкой «Доктора Живаго».
Зато самая сильная сторона картины — это живописная картинка. Кино снималось в Финляндии и Испании, но колоритная пейзажная визуализация у Лина здорово удалась. Заснеженные просторы, золотая осень, смачные «Уральские» горы, кавалерийские атаки на ломающемся льду, да и в целом — завидная массовка создали картине весьма солидный вид. Вместе с характерным саундтреком Мориса Жарра, «Доктор Живаго» визуально легко проглатывается, не смотря на чудовищный более чем трехчасовой хронометраж картины.
И об актерах. Лин отошел от идеи звездного состава, пригласив в проект на все ведущие роли или начинающих, или относительно не именитых актеров. Больше всего споров вызвал выбор на роль русского парня Юрия Живаго египтянина Омара Шарифа. В целом, Шариф справился со своей ролью и его персонаж вызывает симпатию. Хотя внутренний мир Живаго, сыгранный Шарифом, оказался чересчур толстовским. Его героя через раз унижают, макают в говно, а тот только терпит, да смотрит на купола. Ну не таким был Живаго у Пастернака…
Джули Кристи, ставшая по итогам 1965 года новой голливудской дивой (за роль в британской драме «Дорогая» Джули получит «Оскар») отыграла девушку с трудной судьбой Лару Антипову. Страсти Джули все же не хватало, но в целом, смотрелась она в этой роли симпатично. Ее визави — жену Живаго Тоню — сыграла дочурка Чарльза Чаплина Джеральдин Чаплин. Вполне сносное исполнение, особенно учитывая, что для Джеральдин это был полноценный дебют. Еще один начинающий актер Том Кортни за роль пламенного фанатика-революционера Паши Антипова/Стрельникова получил даже номинацию на «Оскар». Как по мне, несколько преждевременный аванс. А вот кто больше всего понравился в фильме, так это нордически выдержанный Алек Гиннесс, сыгравший генерал-майора Евграфа Живаго. Мастерское исполнение от актера, который, похоже, единственный понял суть произведения Пастернака.
Неоднозначная, но на данный момент лучшая экранизация Бориса Пастернка, вышедшая как конъюнктурная заказуха, но вдруг пришедшаяся по душе западному зрителю. Впрочем, оно и не удивительно. «Доктор Живаго» — это о русских, но не для русских.
7 из 10
Начнем с того, что я филолог. А значит, книга для меня всегда лучше фильма, а фильм — хуже книги. Но с этим фильмом получилось несколько иначе.
Да, тут многие писали о том, что есть нестыковки с романом — та же балалайка, индифферентный Комаровский, недоидейный Антипов итд. Но ведь сюжетная линия романа схвачена верно, Живаго получился прекрасным, тонким, интеллигентным, да и трагедию страны, в общем-то удалось передать. Кто-то тут обвинил режиссера в том, что тот переврал настроение, с которым люди встречали революцию и провожали царя. но ведь в том-то и дело, что редкие дворяне и интеллигенты приветствовали новую власть — если вспомнить историю, именно они и вступали в белую гвардию. А у Пастернака, как и у Булгакова, главные герои — интеллигенты, которые не смогли влиться в новую красную жизнь.
Несмотря на расхождения с романом фильм получился великолепным. Особой похвалы заслуживает музыка. Она, например, сыграла очень важную роль в жизни поэта Евгения Евтушенко. Когда он ездил по США и выбирал, где поселиться — услышал на площади городка Талса тему Лары, посчитал это знаком и остался навсегда.
Высокой оценки достойна игра всех главных героев. Живаго получился тонко чувствующим, Тоня — благородной. Кто-то считает, что Лара в фильме предстает в роли слабой женщины, однако я этого не заметила. Рядом с настоящим мужчиной женщина может позволить себе на какое-то время стать нежной и слабой — даже если она с железным стержнем.
Меня восхищает, с какой точностью создатели фильма поняли и передали дух перелома эпох в России — революцию, гражданскую войну, убийство семьи Николая II, становление коммунизма.
Считаю, что фильм очень хороший, и уверена — Пастернак бы его ругать не стал. Главное его достоинство в том, что он не скучный и не нудный, как это часто бывает с произведениями классиков.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Доктор Живаго 1965 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Свергают правительства, сражаются армии, но любовь переживает все. Нити знаменитого романа Бориса Пастернака вплетены в эпическое полотно в фильме Доктор Живаго, который Американский киноинститут занес в список из 100 лучших американских фильмов...
Доктор Живаго / Doctor Zhivago 1965, США, военный, драма, исторический, мелодрама