Иваново детство

1962, СССР, драма, военный

…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…

UHD
12+   1ч 36м КиноПоиск  8.0 IMDb  8.0
Фильм Иваново детство online на emblix

Галерея

Интересные факты 10

Фильм снят по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».
Производственный период: 15 июня 1961 – 18 января 1962.
По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.
Тарковский сыграл роль одного из солдат.
Актеры 9
Съемочная группа 12
Рекомендуем 20
Фильм Расёмон online на emblix
1950, Япония, детектив, драма, криминал
Фильм Солярис online на emblix
1972, СССР, фантастика, драма, детектив
Фильм Земляничная поляна online на emblix
1957, Швеция, драма, мелодрама
Фильм Персона online на emblix
1966, Швеция, драма
Фильм Андрей Рублев online на emblix
1966, СССР, драма, биография, история
Фильм Тропы славы online на emblix
1957, США, военный, драма
Сериал Во все тяжкие онлайн на Эмбликс
2008, США, триллер, драма, криминал, сериал
Фильм Зеркало online на emblix
1974, СССР, драма, биография
Фильм Сталкер online на emblix
1979, СССР, детектив, драма, приключения, фантастика
Фильм Мушетт online на emblix
1967, Франция, драма
Фильм Воображаемая жизнь ангелов online на emblix
1998, Франция, драма
Фильм Наудачу, Бальтазар online на emblix
1966, Франция, драма
Фильм Жертвоприношение online на emblix
1986, Великобритания, драма
Фильм Причастие online на emblix
1962, Швеция, драма
Фильм Каток и скрипка online на emblix
1960, Россия, драма, короткометражка, музыка
Фильм Летят журавли online на emblix
1957, СССР, военный, драма, история, мелодрама
Фильм Сегодня увольнения не будет online на emblix
1959, СССР, драма, триллер
Сериал Королева амбиций онлайн на Эмбликс
2013, Южная Корея, драма, мелодрама, сериал
Фильм Земля online на emblix
1930, СССР, драма
Фильм Время путешествия online на emblix
1983, Италия, документальный
Похожие 20
Фильм Свой человек online на emblix
1999, США, биография, драма, триллер
Фильм Спирит: Душа прерий online на emblix
2002, США, вестерн, комедия, мелодрама, мультфильм, приключения, семейный
Фильм Белоснежка: Страшная сказка online на emblix
1997, США, ужасы, фэнтези
Фильм Мстители online на emblix
1998, США, боевик, приключения, триллер
Фильм Прямая и явная угроза online на emblix
1994, США, боевик, триллер, драма, криминал
Фильм Маска Зорро online на emblix
1998, США, боевик, мелодрама, триллер
Фильм Колония online на emblix
1997, США, боевик, комедия, триллер
Фильм Выход Дракона online на emblix
1973, США, боевик, триллер, драма, криминал
Фильм Его игра online на emblix
1998, США, драма, спорт
Фильм Призраки Марса online на emblix
2001, США, боевик, ужасы, фантастика
Фильм Лапочка online на emblix
2003, США, драма, мелодрама, музыкальный
Фильм Кошмар на улице Вязов 5: Дитя сна online на emblix
1989, США, триллер, ужасы, фэнтези
Фильм Моя левая нога online на emblix
1989, Великобритания, биография, драма
Фильм Газонокосильщик online на emblix
1992, США, ужасы, фантастика
Фильм Мадагаскар 2 online на emblix
2008, США, комедия, мультфильм, приключения
Фильм Кошмар на улице Вязов 7 online на emblix
1994, США, ужасы, триллер, фэнтези, детектив
Фильм Набалдашник и метла online на emblix
1971, США, приключения, фэнтези, комедия, семейный, музыка

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Иваново детство, Андрея Тарковского, вышло в прокат в далеком 1962 году, когда память об ужасе войны была еще свежа в сердцах русского народа. Но и спустя 60 лет этот фильм заставляет с болью погрузиться в атмосферу 1943 года.

Центральная фигура картины мальчик — Иван (Николай Бурляев), двянадцати лет. Этот не по годам дерзкий и вдумчивый герой лично для меня сумел во всей полноте оголить все уродство войны.

Для мальчика с надломленной судьбой уже не существует мирного времени. Он всецело живет в военной реальности, служа своему делу и долгу. Не раз из уст взрослых товарищей он слышит слова о том, что это не его ноша. Но со смертью матери, для мальчика эти предупреждения стали бессмысленны. Как «человек тюрьмы», он заперт в парадигме «человека войны», из которой уже нет для него дороги в мирную жизнь. Об этом говорят не только поступки и слова героя, но и его взгляд — опустошенный, надломленный, дерзкий и отчаянные, но еще не побежденный. Нет в герое надежды на обычную жизнь, стремления к счастью и даже будущему. Эта надежда проскальзывает лишь в его снах, грубо сменяющих действительность. Только в мире бессознательного он наивно радуется лицу матери, беззаботно бежит по пляжу за девочкой, догоняя свое счастье. По ту сторону своего мира, как в отражение воды в колодце для него еще существует что-то светлое и простое. Но в реальности на смену этому давно пришел единственный смысл — война.

Даже романтические сцены в фильме показаны будто стыдливо и неуместно, ведь нет месту любви в искореженном смертью мире. На это зрителю намекает и сцена поцелуя Холина (Валентин Зубков) и Маши (Валентина Малявина) над окопом, до боли напоминающем могилу. Так, даже легкая и светлая сцена гуляющей по березовой роще Маши, сменяется очередным напоминанием — двумя повешенными солдатами с табличкой «Добро пожаловать».

Все детали фронтовой жизни пропитаны тоской и разрушением. Это и развалины старой церкви, в которой расположился батальон, и обломки разбившегося самолета, и затопленный, испепеленный войной лес. Растерзанный край смердит тревогой и отчаянием. Легко и весело на контрасте с этим смотрится фантастический полет снов Ивана.

Дебютный фильм Андрея Тарковского, с которым он сразу и удачно попал в пул европейских кинематографистов. В 1962 году фильм «Иваново детство» стал лауреатом Золотого льва Венецианского кинофестиваля, а Тарковский вследствие этого получил статус гения среди соотечественников. Чем же угодил европейскому жюри этот не самый лучший фильм Тарковского? Думаю, не ошибусь, если скажу — в числе прочего правильной расстановкой приоритетов. Между двумя персонажами военной истории: героем и жертвой — европейский кинематограф уже давно выбирает жертву. Как ни странно, советский фильм о юном разведчике оказался в русле европейского выбора.

Мне фильм не понравился. И я специально перечитала повесть, по которой он был снят, чтобы понять, что и где пошло не так. Повесть Владимира Богомолова «Иван» — это маленький шедевр. В ней нет романтической линии, явно неуместной в истории про детство. Нет помешанного старичка, встреченного мальчишкой. Нет и снов героя, составляющих едва ли не основное содержание «Иванова детства», — всего того, что использует режиссёр для обоснования своей мысли. Зато есть мальчишка, в жизнь которого без спроса вторглась война, юный боец, герой, ведь мужество не зависит от возраста. В повести есть описание, как он выглядит. Даже внешне это сильный духом человек.

Из героической повести Богомолова Тарковский сделал фильм о жертве войны, причём фильм, как сам признавал, неудачный. Да, дело в мальчике. Только не в том, что мальчик плохо играет, как потом говорил Тарковский, если верить википедии. Анемично-унылое лицо 15-летнего Николая Бурляева прекрасно иллюстрирует главное качество героя, которое декларирует режиссёр: это жертва войны, психологически состарившийся, сломленный ребенок, главный мотив которого — ненависть и месть. Исчерпывающе об этом говорит сам Тарковский: «Он сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того, все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного — приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось».

В результате этой смысловой подмены у Тарковского получается, что советские командиры используют в своих боевых операциях психически нездорового ребенка. Фронтовик Богомолов такого написать не мог. Только очень крепкий духом человек, пусть и двенадцатилетний, мог оказаться на месте Ивана. Не разрушение, а высочайшая концентрация духа лежит в основе подвига. Настаивая на «сдвинутости» психики ребенка, Тарковский выкинул авторскую концовку, вместо реального героизма — мечты-воспоминания об утраченном детстве. Все диалоги почти буквально взяты из повести Богомолова, при этом смысл истории полностью меняется. Понятно, почему Богомолов такую трактовку не принял. Никто не спорит, война — не место для детей. Только ведь она, война, детей не спрашивала.

С такой же бесцеремонностью, с какой Тарковский исказил повесть Богомолова, он позднее будет исправлять «Солярис» Станислава Лема, за что тот обзовёт его дураком и не удосужится досмотреть получившийся фильм. Скользка и терниста дорога у авторского самовыражения.

К моей радости хороший фильм о мальчишке-разведчике всё же был поставлен в 1969 году. Он называется «Это было в разведке» и рассказывает о невероятной и реальной истории 12-летнего разведчика. Рекомендую посмотреть. Есть очень простое правило определения качества кино. Настолько простое, что даже неудобно напоминать. Это эмоции, которые фильм вызывает. Когда я смотрела «Это было в разведке», я смеялась и плакала.

«Иванову детству» за холодное эстетство -

4 из 10

Это правильно, что Тарковский больше не снимал о войне.

Отличная работа Мастера своего дела, когда приёмы мастерства ещё были использованы для увлекательного рассказа сюжета зрителю, что, безусловно, роднит это творение с любым из фильмов Спилберга. Судя по дальнейшему творчеству, взаимодействие как с можно большей зрительской аудиторией не было необходимостью в целях режиссёра, а была необходимость в самовыражении образами в подпитке облака идей творчующихся людей, что дало ему филигранно-рационально проведённая операция по спасению фильма с выводом его на международную фестивальную орбиту, позволившую ему прикрываясь лауреатством заняться творчеством, ради вышеупомянутого облака смыслов питающих не столь большую аудиторию людей. Сама «операция» выдаёт в режиссёре очень знающего и умеющего много человека, как в реальной жизни, в своём деле и мире погружённым в творчество. На ум приходит другой фильм -«Восхождение», снятый режиссёром тоже для прорыва в творцы смыслов для европейского кинематографа. Снятый столь же качественно и умело. Всё-таки лавирование между цензурой, худсоветами, коммерческими целями давало в результате столь прекрасные фильмы, для обычного зрителя, открывая возможности для дальнейшего необусловленного ничем творчества — вот интересно смог ли Спилберг поставить авторское, фестивальное кино и позволила бы ему это коньюктура рынка?

Жаль, что «вырвавшись на свободу» режиссёр полностью отдался инструментальной эмпирике самовыражения, потеряв интерес к зрителю, что происходит со всеми авторами не критично воспринимающих своё творчество, удерживаемых в рамках вкуса, полезности и даже адекватности только ограничителями как это произошло и с другим Мастером — фестивальником А. Германом с его потоками говнища и грязища.

8 из 10

Иваново детство закончилось рано: немцы расстреляли его мать и сестрёнку, а сам он, движимый чувством мести, вынужден был стать разведчиком. Война, в которую дети мирного времени играют, для Ивана стала единственной и неизбежной действительностью; жизнь сжалась до одной лишь заботы — во что бы то ни стало отомстить. Ответить войной на войну, чтобы войну прекратить.

И приходится ради этого стать вдруг совсем взрослым. И приходится переплывать реки и ходить по болотам, по колено в мерзко чавкающей жиже, и дрожать потом всем телом от холода. И говорить негромко: «Я не боюсь,' — когда вокруг взрывы и грохот, когда страшно всем — тоже приходится. Сложно это — разведчиком быть. Но на войне отдыхает тот, кто полезен быть не может. А Иван убеждён: уж он-то точно полезен. Да и как не быть ему — нет, нельзя, слишком большую ответственность он на себя возложил: отомстить фрицам за семью, за себя и за своё сломанное детство. И выдерживает он в этой борьбе то, что и «дюжий мужик не выдержит»…

Но даже в жуткой, мрачной, холодной военной жизни есть свои островки радости: места, люди, события, заставляющие тьму немного расступиться, рассеяться ненадолго. Блиндаж, например, — радость. Крепкий, надёжный. С едой и казаном горячей воды. С полотенцем, которым можно смахнуть с себя приставшую на болоте дрожь. С лейтенантом Гальцевым — тихим и строгим; своим, родным…

Блиндаж тёплый. И звучит он тоже тепло: здесь огонь потрескивает, и не слышно стрекотания и кваканья болотной живности. И каблуки здесь стучат по полу твёрдо, уверенно — очень приятно после гадкого плеска грязной болотной воды. Болотная вода, впрочем, в штабе тоже, есть: что-то где-то капает, немного протекает — это тяжёлый внешний мир просачивается в тёплое нутро укрытия и старается заполонить его собой — но ему не удаётся, и капельки эти звучат по-домашнему уютно, безобидно, только подтверждая надёжность убежища.

… А свои радости, свои источники света есть у всех. С какой лаской, с каким душевным трепетом выговаривает Катасоныч слово «пластиночка» — не вернулось ли к нему на секунду его детство?.. Как возвращается оно время от времени к повзрослевшему Ивану — причём не только во снах, неизбежно оканчивающихся вторжением скрежещущей войны и ужасным пробуждением.

Война, воспитавшая мальчика сурово и строго, не смогла выжечь его окончательно, оставив одну лишь одержимость жаждой мести и превратив в ходячую мумию, подобие человека. Нет, наивная детскость всё же просыпается в нём иногда — во времена радостных событий. Холин приехал! — и Иван радостно бежит навстречу, совсем по-ребячески запрыгивает на руки, по-сыновьи обнимает капитана за шею и с детской-детской гордостью весело рассказывает о своих «приключениях» на том берегу. Но длится это недолго: садятся выпить водки, и вот уж и Иван совсем взрослый: «Катасоныч… За то, чтобы он вернулся…'

Или вот, найдя красивый ножик, мальчик начинает игру. Один, сам с собой. Сюжет игры — воплощённая иванова мечта; мечта о мести тому, главному гаду, которого живьём надо брать, которого судить надо:

… слышится немецкая речь, за ней крики. Детский плач, женский плач. Родине больно, Ивану больно — это вызов. Иван его принимает. Колотит в колокол — объявляет врагу: «Иду на вы!» — и с радостным «Ура-а-а!..» бросается в атаку на всё ненавистное, предчувствуя, слыша эхо будущего — эхо той толпы, которая в сорок пятом будет бежать по Берлину…

И вдруг всё смолкает: Иван остаётся один на один со своим врагом — с испуганным, «трясущимся» на крючке пальто. И в тишине, разбавляемой лишь лёгким звуком падающих вновь капель — кусочков болота, — Иван высказывает всё самое сокровенное и наболевшее. А игра завершается… Оканчивается страданием, плачем. Действительность снова наваливается всем своим весом. Врываясь с этими каплями и с этими мыслями, она снова разрушает недлинное детство — детскость ещё осталась, но горечи больше.

Она, горечь, сидит крепко, и не избавиться от неё так просто. «Дождя б счас хорошего, чтоб всё смыло…' — жалуется однажды капитан Холин. И эта мысль, простая, казалось бы, неожиданно оказывается сакраментальной, самой-самой главной. Она объединяет чаяния всех до единого, всех и каждого. Дождь нужен, тот самый, снящийся однажды Ивану. Смывающий всё грязное и гадкое — дождь очищающий. Освобождающий землю от приставшей к ней заразы, которая своей мерзостью отравляет всё живое. И когда наконец всё будет вымыто и вычищено, когда закончится наконец война — расцветёт рай на земле. Не яблоками земля усыпана — счастьем. И каждый от этого счастья отщипнуть может, сколько ему угодно.

Но время ещё не пришло. Пока — война. Пока — болота. Пока — выстрелы и взрывы. И желание избавиться, избавиться поскорее… Даже полоумный старик, прихорашивающий свою сгоревшую хату к приходу расстрелянной жены, и тот вдруг с совершенной ясностью в глазах говорит: «Господи, когда же это закончится?..» — и захлопывает едва живую дверь, закрывая себя от страха и ужаса.

А когда, наконец, многотысячным рёвом победа врывается в Берлин, когда «Катюшу» начинают петь на Александерплац — нет уже многих: многих хороших и многих плохих. Нет, например, Йозефа Геббельса, который убил своих жену и детей — так же, как он вместе со своими «Г-друзьями»: Гитлером, Гиммлером, Герингом, Гейдрихом — убил до этого тысячи других детей и жён. Нет его, уничтожившего детство своих дочерей, уничтожившего детство Ивана и ещё миллионов.

И нет больше в этом мире самого Ивана… Он — в другом. В том, к которому шёл долго по болотам. Сны его были лишь предчувствием «переезда» — в рай, в счастливое, беззаботное детство; с мамой, сестрёнкой, кукушкой, летним солнцем, берегом реки и ярким-ярким светом, играющим в брызгах. А война, холод, и ненавистные немцы, и жуткие казематы, грязные подвалы, пыточные машины, архивы, фотографии, «казнён», «расстрелян»… — всё это осталось здесь…

А Иван — в настоящее, в справедливое. В Иваново детство.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Иваново детство 1962 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…

Иваново детство / Иваново детство 1962, СССР, драма, военный