Галерея
Интересные факты 1
Актеры 18
Съемочная группа 9
Рекомендуем 19
Похожие 17
Отзывы к
фильму
7
Этот фильм довольно оборванный, поскольку 20 минут вырезано цензурой, однако он крайне интересен с двух точек зрения. Это первый фильм японского режиссера и это один из первых полнометражных фильмов о боевых искусствах в истории кино в целом. А это значит, что именно здесь можно различить основные приемы мастера на, так сказать, начальном уровне. Именно этим я и займусь по мере возможности.
1) Куросава сосредоточен на психологической составляющей. Его интересует не действие, а то, что испытывают герои, и как это влияет на их поступки. Скажем, главный герой был готов к бою с мастером джиу-джитсу, но покушение одной девушки и любовь к другой деморализовывали его раз за разом, не давая приступить к поединку.
2) Психологические моменты отражены через природные явления. Решающее столкновение двух миров, старого и нового в лице двух поединщиков, буря чувств показана бегом перемешанных облаков, черных и белых (что в свою очеред выражает и отношение режиссера к той или иной стороне и окрас эмоций), бурей. Момент очищения разума (важнейший момент боевых искусств и даосизма в целом) — для контраста — одним спокойным белым облаком, либо же раскрытием белого лотоса. Отмечу, что второй вариант вообще невероятно символичен и является прямой отсылкой к классикам даосизма.
3) Использование моментов «статического напряжения». Герои замирают на минуту перед схваткой, медленно сближаются, ритуально кланяются.
Если рассматривать этот фильм, как фильм о боевых искусствах, то, мне кажется, основные его мысли можно выразить примерно так:
Кунг фу — это путь становления человека, один из многих. В случае этого фильма показывается, что Путь познается через отрешение от мирской суеты — не отказ — а умение отбросить ненужное в данный момент.
Человек должен иметь цель, достойную жизни, и даже больше — за которую жизнь можно отдать. Цель, достойную Пути. Цель ставится в холодной голове. Путь познается в покое.
Мальчик становится мужчиной, когда умеет не только видеть, познавать какую-то часть своего Пути, но когда он стоит на нем и готов принимать все, что он ему готовит, а не бежит, или стоит в раздумьях. В частности, поэтому в конце фильма, когда он мог жениться на девушке, и все было взаимно, он вместо этого взял себе время на путешествие по Японии и обдумывание своего места в мире и места рядом с ней, его учитель сказал ему вслед, что несмотря на успехи, Сугата пока еще мальчишка.
Если рассматривать этот фильм, как фильм Куросавы, то его основная задача и мысль проста: познание человеческой натуры в действии и бездействии.
___
И небольшой бонус: заимствования из фильмов сходного направления (все это — мои рассуждения, доказательств, кроме как относительно фильмов Леоне у меня нет)
- реалистичность боевой техники (особенно бросковой): Непобедимый 1983 год.
- сцена финальной схватки в поле: первый фильм трилогии об Ояме Масутацу — Обреченный на одиночество 1975, и позднейший фильм о нем же, Воин ветра 2002.
- противостояние двух школ: Кулак ярости 1972, кулак легенды 1994, Хапкидо 1972 и многие другие.
- сведение к решающему бою насмерть двух лучших представителей двух школ: вышеперечисленные и неисчислимое множество других.
- «статическое напряжение» — вестерны Леоне и все последующие.
- понимание кунг фу как дао — множество основополагающих фильмов о боевых искусствах вплоть до Великого Мастера 2013.
«Сугата Сансиро» (или «Легенда о великом мастере дзюдо») — дебютная работа японского кинорежиссера Акиры Куросавы, оказавшего огромное влияние не только на кинематограф Японии, но и на весь мир. И хотя до этого Куросава уже пытался снимать кино, являясь вторым режиссером фильма «Лошадь» (1941 г.), именно «Гений дзюдо» стал первым самостоятельным проектом для молодого человека.
В основу сюжета картины легла одноименная книга Цунэо Томиты «Сугата Сансиро» о зарождении в Японии школ боевых искусств в стиле дзюдо. В частности, в ней говорится о судьбе молодого деревенского парня по имени Сугата Сансиро, который не просто познал суть философии учения дзюдо, но и добился огромных успехов в практике ведения боя.
На мой взгляд, для дебюта эту работу можно расценивать, как большую удачу. Взявшись за столь необычный материал, Куросава создал превосходный фильм, который не просто раскрывает зрителю что такое дзюдо, и чем этот стиль отличается от джиу-джитсу, но и способен мотивировать любого на преодоление жизненных трудностей (которые не обязательно должны быть связаны со спортом).
Да, фильм не подкупает зрелищностью поединков. Но все же не в этом интерес, как высоко один боец швырнет другого, а в том, какие чувства он при этом испытывает. Поэтому даже ничего не говоря, в одной из ключевых сцен дуэли в поле, соперники все же заставляют зрителя ощутить атмосферу страха и напряжения предстоящей схватки. Собственно говоря, при внимательном разборе сцены можно заметить явное сходство с американскими вестернами (что стало «визитной карточкой» Куросавы).
К большому сожалению, из-за цензурных соображений, фильм пришлось сильно порезать, чтобы выпустить в прокат в разгар Второй Мировой войны. Поэтому более полного варианта «Легенды о великом мастере дзюдо» не существует. Однако несмотря на это, успех был настолько велик, что 2 года спустя Куросава снял продолжение, а в дальнейшем, раз в десятилетие выходили очередные экранизации книги «Сугата Сансиро» (к которым Куросава приложил руку, в качестве продюсера и сценариста).
Так что пусть даже картина получилась не совсем полной, дебют Курасавы в кино нельзя назвать неудачей. Напротив, фильм стал если не шедевром, то, во всяком случае, успешной попыткой показать себя молодому японскому кинорежиссеру — Акире Куросаве.
7 из 10
«Ум человеку нужен, чтобы смотреть на вещи под разными углами» (Вай Чун).
Что такое кино? Ответ на этот вопрос не обязательно искать в словаре. Для нас, зрителей, он очевиден. Вернее, он очевиден для каждого из нас. Кто-то скажет: кино — это развлечение, и будет прав. Оно стимулирует воображение, вызывает эмоциональный отклик, играет на тонких струнах нашего настроения. Оно заставляет нас плакать и смеяться, и мы сами ему это позволяем. Другие твёрдо уверенны, что кино — это искусство. Нет, конечно же, далеко не всё. Но то, что можно с уверенностью назвать искусством, способно творить историю, просвещать, провоцировать столкновение мнений, дарить эстетическое наслаждение и вызывать катарсис. Его ещё называют классикой, причисляют к шедеврам и записывают в Золотые фонды.
Но есть и такие, для кого кино, будучи одновременно и развлечением и искусством, становится чем-то большим, чем просто совокупностью творческих усилий многих людей. Для таких зрителей кино — не что иное, как дверь в иную реальность. Добро пожаловать в мой мир.
Следуйте за мной, и я возьму на себя смелость побыть вашим проводником. Для начала закройте на минутку глаза, представьте, что за дверью перед вами совершенно другой мир, отчасти подобный нашему, но со своими неповторимыми особенностями. Это мир чёрно-белого кино и старой Японии, такой, какой она, возможно, была в эпоху Реставрации Мэйдзи. Это мир великого мастера Акиры Куросавы, чем-то напоминающий сон.
Мы попадаем в самое начало этого чёрно-белого сна. Вместе с юношей по имени Сансиро оказываемся в большом городе и отправляемся на поиски школы боевых искусств. Судьба сводит его на дороге, залитой лунным светом, с учителем дзюдо, когда тот вынужден отбиваться от нескольких нападающих разом. Но он выходит победителем из потасовки, и, потрясённый мастерством наставника, юноша напрашивается к нему в ученики. И с того дня вся его жизнь будет неразрывно связана с дзюдо и поиском собственного пути в нём. Два года спустя последовало продолжение, завершившее историю «гения дзюдо». Но «Сугата Сансиро» (оригинальное название) Куросавы был лишь началом. В течение тридцати с лишним лет режиссёры под разными углами рассматривали эту историю. Роман Цунзо Томиты пережил семь экранных воплощений и, вероятно, будет экранизирован ещё не раз.
Заглянем ещё глубже в эту реальность. Так мы окажемся в самом начале творческого пути Акиры Куросавы. Имя этого выдающегося мастера кино знакомо не только эстетам. Его гениальные работы «Семь самураев», «Ран», «Расёмон» и многие другие кажутся неподвластны времени. Их можно и нужно смотреть сейчас, чтобы понимать, откуда берутся истоки некоторых киноприёмов не только современного азиатского кино, но отчасти и мирового. Куросава — это Жорж Мельес Страны восходящего солнца. Но, как и у всякого мастера, у него тоже был свой период обучения. «Гений дзюдо» (или «Легенда о великом мастере дзюдо») медлителен, подчас медитативен. Настолько, что может отпугнуть современного зрителя, привыкшего к динамичному развитию сюжета. Схватки, отмечающие ступени физического и духовного развития героя, поставлены на пределе реалистичности, а это заметно снижает их кинематографическую зрелищность. Отдельные сцены скомканы и не получают должного развития. Учитывая, что режиссёра отстранили от монтажа, существенно сократив хронометраж, сейчас трудно сказать насколько целостным было его творение первоначально. Впрочем, когда речь идёт о картине 43-го года, не так просто определить, в чём заключаются её безусловные недостатки, а когда необходимо делать скидку на время и, в большей мере, на западное восприятие. В более поздних работах Куросава будет использовать многие из тех приёмов, которые он применил в первом фильме, только доведёт их до совершенства.
Как и в любом сне, пласты реальности в этом чёрно-белом мире наслаиваются друг на друга. Сделаем небольшой шаг в сторону и увидим, что «Гений дзюдо» художественными методами рассказывает реальную историю. Мы становимся свидетелями зарождения дзюдо. Дзигоро Кано, основатель этого направления, некогда отошёл от принципов дзю-дзюцу, практиковавшихся в постфеодальной Японии повсеместно. Он сделал мягкость и духовность основами своего пути и навсегда изменил мир боевых искусств. Именно он послужил прототипом наставника, а главный герой фильма списан с его ученика Сайго Сиро.
Сделав шаг в другую сторону, мы увидим, как из фильма Куросавы впоследствии вырастут многие азиатские и западные картины о спортивных единоборствах и самосовершенствовании вставшего на этот путь человека. Будучи по-своему оригинальными, они используют те же приёмы, те же инструменты воздействия на зрителя. «Гений дзюдо» вовсе не гениальный фильм. Просто он находится в самом начале. Там, откуда красными нитями расходятся в стороны многие пути. И это повод для восхищения.
На мой вкус одна из лучших работ Акиры. Все сделано настолько мастерски, будто мудрец неторопливо и лаконично рассказывает нам истории из жизни Сайго Сиро (реальный прототип главного героя фильма), или мы сами, восхищенно перелистываем книгу его историй. Поэтому, картина выстроена как антология отдельных историй про Сайго. Благодаря делению на новеллы, объединенные участием в них главного персонажа, картину смотреть легко и интересно.
Вообще, фильм получился весьма зрелищный и смотрибельный, в особенности для 1943 года. Вполне понятные всем культурам диалоги перемежаются сценами единоборств. Важно, что Куросава выдерживает чувство меры не позволяя себе уйти с головой у спортивные детали.
Например бой с отцом возлюбленной Сайго будет интересен прежде всего психологической составляющей. А в завершающем поединке, неожиданно появятся общие планы, не позволяющие насладиться деталями, но добавляющими потрясающий визуальный колорит. Только представьте, как эффектно смотрятся двое бойцов на фоне колосящегося поля, сильных порывов ветра и очень тревожных облаков.
Вообще, изобразительные решения это львиная доля успеха этой ленты. Если цветок лотоса кажется в сцене с внезапным озарением банальным и лишним, то визуализация облака в момент схватки заслуживает самых высоких оценок. Куросава очень точно сумел «поймать» главное.
Прекрасно подходит для главной роли Сусуму Фудзита, актер который позже много снимался у Акира, но с каждым разом получал все меньшие по значимости роли. Я думаю, что в «Гении дзюдо» у Сусуму решительно все удалось. Он великолепно показал Силу, Смирение и Сомнения.
Так что, я остался о фильме самого высокого мнения. Сложно рассуждать о причинах постановки этой ленты, но очевидно что в один из самых сложных для Японии периодов, японцы были показаны с самой лучшей стороны, преимущественно сквозь призму личности реального персонажа.
Считаю, что фильм входит в число 5—7 лучших фильмов 1943 года, а высокая оценка обусловлена прежде всего сравнением с картинами тех лет (которых я просмотрел не так уж и мало), равно как и сопоставление с «Великим мастером» Вонга Кар-Вая. Я не увидел принципиальной разницы в классе этих лент (разумеется, принимая во внимание различные технические возможности).
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Легенда о великом мастере дзюдо 1943 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм повествует о развитии дзюдо в Японии конца 19-го века. В центре сюжета — молодой человек Сугата Сансиро, прибывший в большой город с целью изучать боевые искусства. Сначала он попадает в школу джиу-джитсу, но после того, как видит, что его новый наставник устраивает на своего конкурента — легендарного учителя дзюдо Сюгоро Яно подлую засаду и с позором оказывается повергнут им, Сугата упрашивает Яно взять его в ученики. Однако, путь воина, тернист и сложен не только своими физическими нагрузками, но и твёрдым моральным кодексом, подчинения которому требует Сюгоро Яно от своих учеников. Однажды из-за юношеской горячности преступив его, Сугата прыгает в пруд, повинуясь повелению учителя: «Умри!», и проводит в ледяной воде целую ночь. На рассвете он видит, как над поверхностью воды распускается цветок лотоса…
Легенда о великом мастере дзюдо / Sugata Sanshirô 1943, Япония, боевик, драма, приключения