Галерея
Интересные факты 10
Актеры 20
Съемочная группа 7
Рекомендуем 19
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
Легенды о вампирах и упырях присутствуют в культуре многих народов мира, причем зародились они в те времена, когда между этими народами еще не существовало контакта, а следовательно, культурного обмена не могло состояться. Этот факт только усилил веру в факт существования подобных «ночных тварей». Конечно, эта вера была отрефлексирована в художественных произведениях литературы, среди которых наиболее знаковым по сей день остается история графа Дракулы, вышедшая из-под пера Брэма Стокера. С появлением кинематографа вопрос экранизации романа оставался делом времени и долго не заставил себя ждать. Так, в 1922 году на экраны вышел один из самых жутких (даже по нынешним меркам) фильмов ужасов «Носферату. Симфония ужаса».
Синопсис Германия, 1838 год. Молодой агент по недвижимости Томас Хуттер получает выгодное предложение от начальства в курировании крупной сделки. Для этого ему необходимо на несколько месяцев уехать из родного Висборга в далекую Трансильванию, знаменитую своими легендами о монстрах и злых духах, обитающих среди ее густых лесов и высоких гор. Там живет граф Орлок, желающий купить дом в Висборге. Уверенный, что эта поездка не предвещает беды, Хуттер и предположить не мог, что его ждет настоящий ночной кошмар, в котором ему придется вступить в схватку с древним злом, представляющим угрозу не только для Томаса, но и для его любимой жены Элен.
Игра актёров Обычно в плане персонажей фильмы ужасов представляют собой набор знакомых штампов. По сути дела эти штампы начали зарождаться как раз среди первых фильмов ужасов, одним из которых приходится «Носферату». Так, Густав фон Вагенхайм, исполнивший роль Томаса Хуттера, воплотил образ классического дурачка в вылизанных штанах, который по началу не придавал значения знакам и предупреждениям о приближающейся опасности, но как только сам поверил в происходящее, для него становится уже слишком поздно. Грета Шрёдер, исполнившая роль Элен, воплотила образ «последней девушки», которой в одиночку приходится вступить в схватку с монстром. Если кого-то и выделять, то ты здесь стоит отметить Макса Шрека за образ графа Орлока, с его пронзающим приковывающим взглядом, который полон всего, начиная от сплошного безумия и заканчивая бездушием.
Режиссура Фридрих Мурнау считается одним из основоположников немецкого кинематографа и крупнейших мастеров киноэкспрессионизма. По большому счету «Носферату. Симфония ужаса» является лишь вольной экранизацией «Дракулы», т. к. за основу была использована лишь знакомая сюжетная канва, а остальное оказалось плодом воображения автора. Тем не менее, Мурнау сумел выстроить на экране мрачную фабулу, во время просмотра которой возникает непрерывное чувство приближающейся угрозы. Особенно это чувствуется в эпизодах с дорогой, когда главный герой приближается к своему пункту назначения, а странностей вокруг него всё больше и больше. При всём при том, несмотря на то, что фильму исполнилось уже почти 100 лет, он даже по нынешним меркам смотрится довольно жутко. Да, где-то визуальные эффекты устарели, да, что-то смотрится морально устаревшим, но вместе с тем «Носферату» удалось сохранить неповторимую дьявольскую атмосферу, которая может послужить образцом для многих современных фильмов.
Сценарий Как уже отмечалось ранее, «Носферату» снят лишь по мотивам произведения Брэма Стокера. Часть оригинальной сюжетной линии была видоизменена, часть вырезана. Тем не менее, основная сюжетная линия была сохранена. Действие происходит в добисмаровской Германии в 1838 году в вымышленном городе Висборг, где работает агентом по недвижимости молодой клерк Томас Хуттер. Однажды он получает от своего начальника Кнока (который оказывается верным слугой вампира) предложение съездить в Трансильванию и заключить там выгодную сделку с графом Орлоком, пожелавшим приобрести недвижимость в Висборге. Ничего не подозревающий Томас, оставляет свою молодую жену на несколько месяцев, и отправляется в путь. По дороге он уже сталкивается с перешептываниями и переглядываниями среди местных, когда те узнают, куда именно он едет. Молодой человек неоднократно получает предупреждения, к которым он, конечно, относится с насмешкой. Однако, приближаясь к замку графа, предупреждения местных крестьян уже не кажутся такой невинностью, правда для него становится уже слишком поздно. Прибыв в замок, Хуттер чувствует, что здесь что-то не так, что граф Орлок не похож на обычного человека. Вскоре смятение сменяется страхом, а затем и нескончаемым ужасом. События приобретают более драматичный поворот, когда граф кладет глаз на молодую жену Хуттера Элен.
Итог Даже по прошествии десятилетий «Носферату. Симфония ужаса» по-прежнему остается атмосферным ужастиком. Конечно, с учетом того, что это немое кино, многое зависит от музыкальное сопровождение. Я бы порекомендовал варианты с современными озвучками, которые придали фильму еще большую мрачность и дьявольскую атмосферу. А так с фильмом просто стоит познакомиться как с классикой жанра.
»… Тихо капает кровь в стаканы:
Знак обмена и знак охраны…
На конюшню ведут коней…»
Михаил Кузмин. 1927 год.
«Носферату, симфония ужаса» вышел в далёком 1922 году. До изобретения звука в кино оставалось ещё около 5 лет (Певец джаза, 1927 г.), а до появления полноценного цветного кино целых 12 лет (Бекки Шарп, 1935 г.).
Современный зритель, который мало видел кино той эпохи, а чаще и вовсе не видел, ассоциирует фильмы того жанра с кривляниями, явным переигрыванием актёров и комедийным повествованием в принципе. Но это далеко не так. В ту эпоху появилось очень много шедевров, которые цитируются и по ныне в современном кинематографе. Появились они в самом его начале, задавали тон и сделали популярными приёмы, которые сейчас являются либо неотъемлемой частью жанра, либо закоренелыми штампами. Но это сейчас, а тогда это всё было в новинку. Каждый ремесленник пытался привнести что-то своё, что-то новое и необычное. Так Фридрих Мурнау одним из первых стоял у истоков хоррор-жанра и явил миру вампира. Своей кинокартиной он сформировал черты стиля фильмов про этих существ. Достоверности ради, стоит отметить, что ранее вышел фильм «Смерть Дракулы» (1921 г.), но тот вышел на экраны лишь в 1923 году и не сохранился до наших дней. Существует еще версия про Российскую экранизацию Дракулы 1920 года, но так же как и Венгерская картина, она считается не сохранившейся.
Сам фильм является своеобразной адаптацией «Дракулы» Брэма Стокера, но поскольку киностудия Prana Film не смогла приобрести права у вдовы автора, Мурнау изменил имена основных персонажей и немного переделал сюжет чтобы фильм смог увидеть свет.
Сюжет.
Некий владелец замка граф Орлок желает приобрести дом в городе Бремен и направляет письмо владельцу агенства по недвижимости мистеру Кноку, а тот в свою очередь, отправляет своего агента Томаса Хуттера заключить выгодный контракт в поместье графа. Хуттера ждет впереди долгое путешествие на родину Орлака в карпатские леса. Когда он прибывает во владения графа, его встречает необычного вида кучер. Но на этом странности не кончаются, ведь после знакомства с самим Орлоком и от пребывания в его замке, Томас начинает испытывать страх к хозяину поместья и его мучают ночные кошмары. А позже выясняется, что мрачный граф Орлок может быть порождением самого зла — вампиром Носферату.
Впечатления.
Итак, Мурнау блестяще передаёт атмосферу готического хоррора, мастерски используя художественные приёмы и нестандартный, для того времени, метод съемки на натуре, а не в павильоне. Большая часть съёмок проходила в Германии, а обиталище графа-вампира перенеслось из Румынии в Словакию.
Лично меня, поразила постановка кадра в некоторых сценах. Я не ожидал, что постановщики так художественно снимали уже тогда (например момент ожидания кучера). В фильме использовались ещё несколько интересных приёмов. Например, эффект ускоренной съёмки, небольшие спецэффекты и цветное тонирование различных частей ленты, которое подчёркивает настроение сцены.
Также стоить отметить работу гримёров. Очень удачно получились Кнок и конечно граф Орлок.
Во многом ужасающим и мрачным графа Орлока сделал актёр — Макс Шрек. Он не моргал в кадре и выглядел максимально убедительно в своих сценах, хоть появлялся всего 9 минут из 94, но отработал их все просто блестяще. Он был настолько хорош и пугающе реалистичен, что поползли слухи о том, что он никакой не актёр, а Мурнау нашёл для съёмок настоящего вампира. По мотивам этой легенды вышел фильм — «Тень вампира» 2000 года.
Музыка идеально вписывается в атмосферу фильма, подчёркивая повествование и придавая нужный звуковой окрас сцене. Естественно, звука диалогов в кино нет, но они и не нужны, ведь титры ещё больше играют на антураж и мрачную стилистику.
Итог.
Фридрих Вильгельм Мурнау создал одну из лучших экранизаций о вампирах. В Носферату убедительный и мрачный злодей, выверенная мистическо-готическая атмосфера, великолепное музыкальное сопровождение, грамотно дополняющее ленту, очень красивая игра со светом и тенью.
Я безусловно понимаю, что современному зрителю может показаться эта картина весьма устаревшей, а кому-то даже скучной. Ведь мы повидали всякого в кино. Но мы же смотрим кино не только ради красивой картинки и звука, а в первую очередь ради сюжета и атмосферы. А Это у Носферату не отнять.
У вашей жены такая прекрасная шея…
(примерно 31-ая минута фильма)
Носферату, симфония ужаса
Это не первое упоминание кровавого графа в кинематографе. Проблема только в том, что предыдущие картины, типа «Смерть Дракулы» 1921 года — не сохранились, утонули в прошлом. Поэтому, все упирается в хоррор Мурнау «Носферату». Прадедушка клыкастых, если можно так выразиться.
Самое интересное, что и данный фильм мог бы не дожить до наших дней. Мурнау уже собаку съел на различных экранизациях. Например, в 1920 году он обратился к Стивенсону и его «Доктору Джекиллу». А спустя два года, посягнул на Брэма Стокера. Мурнау проникся книгой и хотел снимать кино, как можно быстрее. Вдова Стокера отказала.
Мурнау пошел на хитрость. Поменял некоторые сюжетные ходы, особенно обратите внимание на финал (в книге он другой). И, конечно же, главный антагонист носит имя Орлок, а не Дракула. Режиссер захотел обмануть вдову, типа у меня своя история. Кто такой этот ваш Брэм Стокер, впервые слышу. Готовы? Вдова Стокера все равно приказала сжечь копии фильма Мурнау, а-ха-ха.
Вот он испугался, схватил одну копию, побежал, споткнулся, упал, вскочил на коня, отдал кому-то, тот увез еще дальше. Короче, смогли кое-как сохранить, распространили по всему миру. С годами собрали и восстановили. Положа руку на сердце, кино выглядит вполне прилично (для 1922 года). Шикарное музыкальное оформление от Ганса Эрдмана, опять же.
Лицезрел с широко открытыми глазами. Все-таки режиссура Мурнау творит чудеса. Мне кажется, этот режиссер обладал каким-то космическим чутьем. Снимал бессмертные картины. Через три года — фильму стукнет уже 100 лет! Вдумайтесь. Невозможно оторваться. Настоящая симфония ужаса — страшная и жуткая. От одного взгляда Макса Шрека — становится не по себе.
Единственный момент, который немножко смутил, когда Орлок таскал гроб по городу на своих двоих. Откровенно говоря, можно вырезать. С другой стороны, есть в этом некая изюминка. При любом раскладе, обязательно к просмотру. Хотя бы один разок, как часть истории вампирского кинематографа.
P.S.
В 2000 году вышел фильм «Тень вампира», где рассказали о съемках «Носферату». Картина спорная, но любопытная.
8 из 10
Не смотря на то, что воплощённый Мурнау в «живую картинку» сюжет многострадального «Дракулы» Брэма Стокера (за небольшими изменениями), после выхода в свет «Носферату» и на протяжении следующих почти что сотни лет «дербанили» все, кому не лень и то, что данный фильм не является «первооткрывателем» жанра, на момент 22-го года «симфонию ужаса» можно было бы назвать самым удачным экспериментом в области ужасов.
Конечно, смотря с позиции современного зрителя многое может показаться нелепым и смешным, но мысленно перенесясь на более чем полвека назад и принимая во внимание различные социальные и политические факторы немецкого производителя, можно только восхититься. Даже замыленность сюжета (не будем забывать, что книга Стокера написана за 20 с лишним лет до выхода фильма) не теряет своей актуальности и передаёт настроения того времени.
Временами действительно жутко, тем более если соблюсти определенную атмосферу. Сыграли большую роль в успехе звуковое сопровождение и качественный грим. Не понятно, в этом ли заслуга последних, но Александр Гранач же, и вовсе выглядел в кадре более зловеще, чем главный антагонист.
Обошлось бы ещё без воровства (назовём это так), было бы вообще замечательно. Простор то для фантазии ещё «ого-го».
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Носферату, симфония ужаса 1922 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Нина, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens 1922, Германия, ужасы