Галерея
Интересные факты 5
Актеры 69
Съемочная группа 131
Рекомендуем 20
Похожие 18
Отзывы к
фильму
20
За свою жизнь я поняла, что все любители синематографа делятся на три типа — те, кто никогда не видел немые фильмы (и их большинство), те, кто считает эту эстетику невыносимой и не может прожить без «Долби»-звука ни секунды (им этот фильм смотреть вообще не стоит) и те, кто ее обожает, включая звуки раздолбанного неумелым тапером несчастного фортепиано. Я отношусь к третьим и искренне считаю Великий Немой совершенно отдельным видом искусства, ныне почти утраченным, где пантомима была важнее традиционных приёмов актёрской игры. Быть может, причина моей большой симпатии в том, что это сродни ностальгии по тем временам, когда деревья были выше, на сценарий и гэги тратили время, поле для новаторства было ещё огромным, а актёры выполняли сложную задачу передачи эмоций и текста без звука, а не просто слонялись вдоль зеленого экрана.
Именно на такой эксперимент — поставить в мире «Трансформеров» и комиксов Марвел немую мелодраму в лучших традициях Чарли Чаплина и Бастера Китона — и решился французский режиссёр Хазанавичус. Так как я люблю и Беренис Бежо, и тем более Жана Дюжардена, исполнивших главные роли, разумеется, я не могла не посмотреть этот фильм.
И я ни капли не была разочарована!
Кинолента посвящена тому времени, когда немое кино начало уходить в историю, и той драме, которую переживали многие популярные актёры 20-х годов — не все были готовы и могли сниматься в кинолентах, где появился звук. Именно об этой трагедии — быть выброшенным за борт, будучи ещё сравнительно молодым и полным сил — и был снят фильм, навевая сразу аллюзии на чаплинские «Новые времена». Впрочем, аллюзиями картина вообще проникнута с ног до головы: для любителя ретро вроде меня тут раздолье — и тебе Дюжарден тонко и беззлобно пародирует Дугласа Фэрбенкса с Кларком Гейблом наперевес, и Бежо не то Мэри Пикфорд, не то Кэрол Ломбард, и миллион милых отсылок к разным кинолентам и художественным произведениям как ушедшей золотой эпохи Голливуда, так и менее известной нашему зрителю всякой докодексовой ереси. Например, бесконечно удлиняющийся стол — это явный намёк на «Гражданина Кейна». И отнюдь не всегда понятно, что это: пародия, или дань ушедшему, или и то, и другое вместе.
И что не менее важно, это ещё и добрый фильм о любви, «которая нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждёшь», пусть и со стороны чуть наивной старлетки, вдруг озаботившейся состоянием внезапно вышедшей в тираж звезды, которую она полюбила ещё будучи безвестной статисткой (не без взаимности). Казалось бы, как сыграть большое чувство в немом фильме, чтобы это не превратилось в нечто пафосное и искусственное а ля Вера Холодная с заламыванием рук? И тут тоже авторы фильма выкрутились, создав удивительное сочетание — если в «фильмах» герои отчаянно переигрывают и выдают все штампы немых драм, то в «жизни» они удивительно естественные и живые, и если бы не черно-белый цвет и отсутствие звука, то было бы полное впечатление, что мы смотрим обычный костюмный фильм. Достаточно посмотреть сцену со съемками вальса, где Дюжарден и Бежо показывают воистину чудеса актерского мастерства, одной мимикой демонстрируя массу эмоций. А танец с пальто, он же на уровне Чаплина с его пляшущими на вилках булочками! Этот фильм должен стать учебником в театральных училищах, клянусь! (а учитывая, что оба актёра до этого фильма не умели танцевать, ещё и в хореографических).
И, наконец, как говорил один из моих друзей, «после этого фильма я понял, что чтобы снять хорошее кино, где персонажам сочувствуешь, никаких свистелок-перделок со спецэффектами совсем не нужно» (с). Ведь эффекты — это лишь часть работы, а сценарий, актёры, режиссёр, музыка гораздо более важны. Значит, цель авторов потроллить нынешний голливудский мэйнстрим, где в погоне за зрелищем все чаще утрачивают содержание, достигнута, за что им спасибо от меня. И за чудесную музыку Людовика Бурса и прозаические и непафосные первые слова в этой ленте тоже.
10 из 10
Из самых оцененных современных фильмов «Артист» — это тот случай, когда картина на удивление быстро потеряла популярность. Этот фильм можно было бы определить в ранг «кино для ценителей». Однако простая история, красивая картинка и шарм ранней эпохи Голливуда в сумме делает картину доступной для зрителя. И при этом восторженные отзывы и шлейф наград дал «Артисту» возможность плюнуть в лицо тому сегменту кинематографа, где половина всех сцен снимается на зеленом хромакее.
Удивительно, но механику «Артиста» не получится охарактеризовать, как «что-то новое». В 1983 году выходит фильм «Последняя битва» — дебют Люка Бессона, кстати. Персонажи в «Последней битве» полностью немые, но при этом у нас есть сюжет, персонажи и философия. Не исключаю вариант, что «Последняя битва» стала одним из вдохновителей для творения Мишеля Хазанавичуса. «Артист» знает, что вы знаете, что он немой, и рассказывает вам об этом. Но делает это с присущей той эпохе стилем; как и во всех немых фильмах, сюжет сопровождается черно-белой картинкой и музыкой.
Для создателей мало было просто подобрать костюмы и автомобили конца 20-х годов. Этот фильм сам будто из того времени. В противовес эпилептичному монтажу блокбастеров видеоряд «Артиста» покажется медленным и вдумчивым. Зато выполнено все очень красиво. Саундтрек Людовика Бурса также доставляет своей атмосферой. Даже история в фильме не в пример закрученным современным сценариям наивна — есть звезда немого кино Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) и статистка Пеппи Миллер (Беренис Бежо). Но с появлением звука в кино карьера Валентайна идет под откос, в то время как Пеппи становится настоящей кинодивой.
Поначалу сложно привыкнуть, что герои открывают рты, но диалогов нет и ты сам должен додумывать сцену. Для меня, кстати, отдельной загадкой является процесс съемки. Можно было бы представить, что актеры проговаривали нормально, а потом ловкостью рук звуковика все это превращалось в немое кино. Но в противовес могу привести сцену ночного кошмара Валентайна. Джордж замечает, что стакан издает звон, при падении раздается стук, с улицы слышен смех девушек. Но при этом он не слышит свои крики, как бы он не напрягался. И это один из моментов, когда мы можем увидеть талант актера.
Как часто мы можем увидеть, что над картиной работает действительно разношёрстный состав? Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромвель, Пенелопа Энн Миллер, Мисси Пайл, Эд Лотер — актерский состав пестрит людьми с разными родными языками, потому что какая разница? Но если говорить о ком-то конкретно, то я бы выделил исполнителя главной роли. Я знаю Жана Дюжардена по роли циничного рекламщика из «99 франков» и слышал про Агента 117, над которым работал и режиссер «Артиста». Дюжарден действительно добился бы успеха в немом кино. У него открытое лицо, если так можно выразиться, на котором видны все эмоции Валентайна. Гримасничать я тоже умею, но он играет.
Понятное дело, что «Артист» придется по вкусу истинным киноманам и романтикам. Но тем не менее, он уютный, красивый и стоит всех полученных наград. В то числе и за лучшее исполнение роли собаки. Для меня это вообще стало шоком, потому что у меня у самого Джек-рассел-терьер, и я был в шоке, насколько дрессирован киношный пес. А может, из меня просто плохой хозяин.
Всё-таки в немом кино есть особое обаяние. Мы — люди, уже привыкшие к постоянному шуму, диалогам, монологам на экране, — иногда очень скептически относимся к картинам без слов. Это ж обязательно постоянно смотреть на экран, надо думать, что актеры пытаются до нас своей мимикой донести. В общем, во время просмотра нужно производить много когнитивных действий, а эта перспектива не всех вдохновляет, к сожалению.
Как мне кажется, это очень рискованная затея, выпускать в современное время практически полностью немое кино. Но французский режиссёр Мишель Хазанавиучс решился на эту авантюру, и создал фильм «Артист», в конце-концов получивший Оскар как лучший по итогу 2012 года. По сути, данная картина — это очень трогательный трибьют старому Голливуду, тому практически позабытому кинематографу, где неподдельные эмоции были всем, а слова значили ровным счетом ничего. Это поистине блестяще стилизованный, пропитанный чувством ностальгии фильм. Манера съёмки, ракурсы, популярные в то время, стиль одежды, музыка. Всё переносит зрителя в конец двадцатых годов, в то революционное время, когда в кинематограф только вошёл звук.
Главный герой картины — преуспевающий актёр немного кино Джордж Валентайн (Жан Дюжарден). Он успешен, богат, окружён армией поклонников. Жизнь его поистине прекрасна, но вся эта идиллическая картина рушится как карточный домик, когда студия начинает создавать звуковые фильмы, вызвавшие фурор в обществе. Зрители требуют новые лица, которые будут ассоциироваться с кино будущего, и Джордж становится невостребованным, а вскоре забытым. Другая героиня фильма — Пеппи Миллер (Беренис Бежо), наоборот, становится необычайно популярной благодаря этим событиям. Но этим представителям умирающего и в корне обновлённого кино суждено встретиться. И эта встреча навсегда меняет их жизнь.
Режиссёр, а по совместительству сценарист картины отодвигает в сторону восхищение техническим прогрессом, благодаря которому зародилось всем нам любимое кино, он смотрит глубже и сосредотачивает наше внимание на той трагедии, которая разворачивалась в стенах студий того времени. Огромное количество успешных актеров лишились любимого дела. Некоторые из них игнорировались зрителями, другие терпели крах, пробуя себя в звуковом кино, а остальные страдали от уязвлённой гордости, которая мешала им хотя бы попробовать ужиться с нововведениями. На примере истории главного героя режиссёр показывает, что у прогресса, являющегося, разумеется, очень важным и нужным явлением, всегда есть обратная, губительная сторона, сметающая всё, что не успело подстроится под новый мир.
Создатели картины, безусловно, досконально изучили картины конца двадцатых годов, попытались, насколько это возможно, точно отобразить наиболее важные элементы того времени. Сюжет очень схож с теми, что встречаются в оригинальных картинах, где, так или иначе, рок судьбы не выдержит схватки с настоящей любовью. Актеры идеально подобраны по типажам — так и не скажешь, что они живут в наше время. Их игра поистине великолепна, хоть мы и не слышим слов, которые они произносят. Да этого и не нужно. Ведь эта та история, где слова действительно излишни.
Я долго мучился, пытаясь досмотреть эту картину. Стиснув зубы, я всё-таки дождался перед собой финальных титров. После их окончания я долго размышлял, но так и не смог понять великолепия «Артиста». Для чего вообще снимался этот фильм? Чтобы заявить, что в 2011 году появилась картина, которая кардинально отличается от остальных фильмов того же года? Рискованный трюк. Но со мной он не прокатил. Гораздо лучше было бы снять представленные годы в фильме современной камерой с современными приёмами монтажа. Ведь немых чёрно-белых фильмов о событиях того времени снято немало, и снято, между прочим, в те же самые годы. А вот увидеть те времена в цвете было бы интересней для обыденного зрителя.
Сюжет. Что я только что посмотрел? Немую чёрно-белую версию «Поющих под дождем» или несмешную версию любого фильма с Чарли Чаплином? Это я к тому, что сюжетная линия затёрта до дыр и смотреть на это очень тяжело. Сомнительный ход снять то же самое, что снималось 70 лет назад, еще и с приторным предсказуемым сюжетом.
Актеры. Жан Дюжарден играет незатейливо. Вершины актерского мастерства я не увидел, но и раздражения он не вызывал. А вот главная героиня была неприятна. Беренис Бежо в фильме похожа на мальчика в платье. Временами она вообще напоминала мне Майкла Джексона. Неужели не нашли более женственную актрису на эту роль?
Главным преимуществом картины «Артист» я считаю малый хронометраж и послушную собачку. Правда, к сожалению, этого все равно оказалось мало, чтобы я поставил хотя бы среднюю оценку.
1 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Артист 2011 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Голливуд, 1927 год. Звезда немого кино Джордж Валентайн и слышать не хочет о микрофонах на съемочной площадке. А безнадежно влюбленная в Валентайна статистка Пеппи Миллер стремительно набирает популярность в новом звуковом кинематографе. Только любовь поможет героям обрести счастье.
Артист / The Artist 2011, Бельгия, драма, комедия, мелодрама