Галерея
Актеры 18
Съемочная группа 10
Рекомендуем 14
Похожие 19
Отзывы к
фильму
7
Перед нами предстает история о двух людях, которые являются антиподами друг друга — яркий и экстравагантный экстраверт Бруно и застенчивый интроверт Роберто. Скромный и робкий Роберто занимается юриспруденцией, которая ему не сильно симпатизирует. Он наивен, и мир для него предстает таким же наивным, как и он сам. Случайная встреча с Бруно перевернула его наизнанку: он как и обычно был занят учебой, пока загадочный и самоуверенный Бруно, не остановил свою машину возле дома Роберта с просьбой позвонить, и вот тут завязывается небольшое приключение, изменившее обоих.
Роберто и Бруно видят мир под совершенно разными углами, однако есть у них общее — они оба в глубине души несчастны. Бруно отдается моментам: радуется жизни, принимает все ее прелести, но все же его улыбка — это маска, он сам не знает для чего живет, у него нет настоящих друзей, да и его семья для него словно чужая. Роберто, напротив, проводит время в одиночестве и страдает от своей застенчивости, от моментов, которые он упустил вследствие своего характера и продолжает отказывать самому себе в жизни здесь и сейчас. Герои хоть и знакомы совсем непродолжительное время, но выглядят как закоренелые друзья, прекрасно дополняя друг друга.
Одна из главных мыслей фильма состоит в том, что счастье и удачные моменты для самого важного в жизни искать глупо, да и невозможно. Счастье и жизнь происходит только сейчас, только в настоящем, и кем бы не был человек — экстравертом или интровертом, старым или молодым, больным или здоровым, надо уметь наслаждаться жизнью и отдаваться ей в танцах, общении, любви, и пускай даже пагубных привычках, при этом всем не потерять себя, свое Я, свою личность, что и смог доказать на собственном примере Бруно.
- Через пару лет заработаешь на новенький Фиат, как у меня, на хорошую квартиру…
Милая прогулка. Фильм — путешествие. Фильм — настроение. Фильм — восхищение и смиренное признание в уважении к «новой волне» и Антониони. Никакой интриги — лишь погружение в молодую неприкаянность. Двое в машине — а вокруг них целый мир. И разговоры о жизни.
И это полное соответствие «новой волне». Так снимали в 1962 году многие. Не верите — взгляните «Око лукавого» Шаброля, «Клео от 5 до 7», «Жить своей жизнью», «Недобросовестные» и многие другие фильмы. Такой формат был моден и Дино Ризи взял его на вооружение. Молодые и решительные Витторио Гассман, Катрин Спаак и Жан-Луи сделали все, чтобы украсить фильм своей игрой. Они передавали настроение — радость, беззаботность, печаль. И все это на фоне ярких оптимистических цветов итальянского солнца.
На фоне этих разговоров и лишенных важности поездок разворачивается нечто куда более значимое. Герои осмысливают свою жизнь, задумываются, наслаждаются моментом и… Не стану раскрывать всех подробностей, но резкий, неожиданно жестокий финал мог показаться неким экзистенциальным изыском. Но, как мне кажется — трагедийность тут оказывается лишней.
Вообще, используя новые форматы Дино Ризи остается закоренелым моралистом и «академиком». Его герои так навязчиво подводят нас к «правильным нравственным» истинам, «чистым идеалам» и поучительным нотациям. И этому вторит финал. В его неочевидности и стихийности будто бы и заключена дополнительная назидательность автора. Так беседуют со школярами.
Хотя, при понятных недостатках фильма, автор тут весьма умело подражает Антониони. И дело не только в структуре ленты и стремлении запечатлеть сиюминутность бытия. Дело в том, что людские тоска и одиночество тут умело вкраплены в яркую палитру фильма. Это проводит уже параллели к «Приключению» и «Затмению». И то как технически была оформлена эта стилизация существенно вытягивает фильм. Тут хороша операторская работа, выбор ракурсов съемки, планов. Собственно, вспомним один из диалогов:
… и эта штука, отчужденность. Как у Антониони. Ты видел кино, да? Я не разу не заснул. Антониони, что не говори — очень классный режиссер.
Так, в тени хитов Антониони этот фильм и останется. На деле вышло очень средне —
5 из 10
«Обгон» — самая известная и, возможно, единственная стремящаяся создать драматическое повествование картина Д. Ризи, прославившегося как комедиограф итальянского экрана 60—70-х. Такие его ленты как «Чудовища» и «Операция Святой Януарий» кажутся сейчас безнадежно устаревшими, несмешными, поверхностными в своем стремлении задеть социальные проблемы, но сохранить доступность киноязыка. «Обгон» в их ряду не слишком сильно выделяется, разве что сверхординарной игрой Гассмана, поскольку попытка создать морализаторское повествование сталкивается с серьезным препятствием: невероятным обаянием антигероя, плохо скрываемым сочувствием к нему, которым веет режиссерское решение практически всех сцен.
Конечно, раскрепощенность Гассмана, его покоряющая органика, способность захватывать все пространство кадра, переключив внимание всецело нас себя, работают на пользу фильму, хоть как-то обогащая его скудное содержание, но, тем не менее, несмотря на финальный безнадежный вывод, основная концепция весьма двусмысленна. Трентиньян в начале своей карьеры в который раз воплощает на экране образ закомплексованного отличника, который должен выглядеть привлекательным, а получается скучным и неинтересным.
Пытаясь сымитировать главную сюжетную коллизию «Кузенов» Шаброля, Ризи упускает из виду фундаментальное: если хочешь показать, как растлевает улица, не надо делать это с сочувственной интонацией, не расставив необходимые нравственные акценты, иначе будешь бить мимо цели. Кроме того, функции всех персонажей, за исключением двух главных, сведены к минимуму, эпизоды с их участием выглядят порой вульгарными анекдотами и не более того.
Сатирически бить по болевым точкам, как Бунюэль и Феррери, могут не все, для этого недостаточно просто быть наблюдателем, нужно и умение обобщать, анализировать, видеть за частным общее, стремиться к притчевой форме. Ризи же все это недоступно, в результате чего история получается легкой, забавной зарисовкой в духе «новой волны» (не только французской, но и чешской — вспоминаются ранние фильмы Формана, например), но не больше. Эпизоды, раскрывающие обстоятельства личной жизни Бруно, кажутся излишними, утяжеляющими повествование неумелым стремлением к серьезности, инородность которой в фильме зритель ощущает постоянно.
Сохранить баланс между комическим и драматическим — одна из самых сложных задач в кинематографе, требующая от сценариста, режиссера и актеров слаженной и детализированной ансамблевой работы, на которую были способны Феллини, Вуди Аллен, Данелия и еще горстка гениев. Ризи явно недооценил масштаб поставленной задачи, в результате чего «Обгон» получился плоской картиной-однодневкой, которая, что удивительно, продолжает восхищать публику и сегодня. Возможно, секрет ее сомнительного успеха — в легкости и отсутствии требований к зрителю, что можно воспринимать в равной мере и как ее достоинство и как недостаток.
Фильм считается одним из лучших в жанре Commedie all`Italiana, и надо быть готовым к тому, что итальянская комедия — она с горьковатой усмешкой. Наверное, никто другой так не умеет смеяться сквозь слезы, как итальянцы.
Юный, стеснительный, еще не открывший для себя полноту жизни студент-юрист Роберто (Трентиньян) случайно знакомится с летящим по жизни на всей скорости Бруно (Гассман). Вместе им предстоит отправиться в головокружительное путешествие по Италии начала 1960-х, когда экономический бум прекратил аграрную страну с общинным укладом в индустриальное общество потребителей. Пейзажи Рима и Тосканы, новая музыка, откровенные наряды, портреты молодых и пожилых людей, горожан и крестьян, богачей и простолюдинов, мужчин и женщин словно обгоняют друг друга.
Роберто увлечен. Ему кажется, что вот она — настоящая жизнь! Но, чем дальше, тем больше Бруно начинает раскрываться, откровенничать, проговариваться. И мы видим, как весельчак и балагур, душа компании начинает превращаться в глубоко одинокого человека. А ослепленный сладкой жизнью Роберто постепенно теряет свою личность.
Может быть, это лучшая работа Дино Ризи.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Обгон 1962 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Роберто, застенчивый студент-юрист помимо собственной воли оказывается вовлеченным в «сладкую жизнь». Капризный и эксцентричный богач Бруно берет его в автомобильное путешествие по Риму и Тоскане. Они проведут вместе всего два дня и навестят семьи друг друга. За это короткое время Роберто повзрослеет и неожиданно осознает, что внешне удачливый и довольный жизнью Бруно глубоко несчастный человек.
Обгон / Il sorpasso 1962, Италия, драма, комедия