Галерея
Актеры 19
Съемочная группа 3
Рекомендуем 19
Похожие 20
Отзывы к
фильму
14
Свобода начинается с разлуки
В этом фильме не будет красивых видов старинного города. Не будет дворцов, музеев, прогулок по узким улочкам и таинственного прикосновения истории. Это не сладкая история любви; это история про разрушение жизни. Нестандартный сюжет, необычные виды города – те, которых обычно не показывают.
Главный герой Кристофер (в исполнении великолепного актёра Мадса Миккельсена) с женой едет в Прагу из другого государства, чтобы разобраться с похоронами своего отца, которого он не видел с 15 лет и который ушёл из семьи, бросив их без объяснения причин. Теперь Кристоферу предстоит уладить формальности и забрать тело для похорон. А вывоз тела в другое государство – задача непростая, и при транспортировке его теряют, как не комично это звучит, – и это заставляет героев дольше задерживаться в городе. Вообще, сквозь призму повседневности и рутинных дел режиссёр Оле Кристиан Мадсен здесь тонко намекает на нелепость, комичность и пустоту нашей жизни. Всё кажется правильным, наполненным смыслом, но всё это может обесцениться за несколько дней, и осознание, жгучее и опустошающее, приходит внезапно, полностью меняя тебя и твою жизнь. Кристофер, у которого сейчас тоже есть сын примерно такого же возраста, предстоит понять, почему в его детстве от них ушёл его отец. И несмотря на «взрослость», давние обиды живут в нас, не находя выхода, и так печально видеть людей, которые выросли, но забыли повзрослеть! Тут ещё выясняется, что жена Кристофера изменяет ему, и смысл жизни и семьи проявляется очень остро. Так ли ужасна и глупа разлука, когда все обстоятельства ведут именно к ней?
Фильм имеет скрытый символизм, подтекст, который интересно разгадывать. Так же, как герои носятся в поисках пропавшего тела, мы сами, живые люди, иногда носимся со своим прошлым – мёртвым прошлым. И раз уж нас с ним ничего не связывает, кроме детских обид, не проще ли отпустить всё и жить дальше, новой жизнью? Решение придёт к герою внезапно, но как бы ни было оно тяжело, я склоняюсь к мысли, что это правильное решение.
Датский режиссёр Оле Кристиан Мадсен создал картину, в которой есть над чем задуматься. Осознавая, как у психотерапевта, свои проблемы через призму наглядности, ты и сам становишься лучше и свободнее. Это не сладкая история любви; это история про разрушение жизни. А за разрушением ведь всегда следует возрождение, и иначе быть не может. Побольше бы таких работ.
8 из 10
Темный город
Город скуки. Холодный бесчувственный город. Он поглощает людей как черная дыра, не давая свету выйти наружу. Именно таким я увидел Прагу. Внешне солнечный и жизнерадостный город показался именно таким.
Герой М. Миккельсена юрист Кристофер, не видевший отца 25 лет, приезжает с женой в Прагу, чтобы исполнить последнюю волю родни – забрать тело отца и уладить некоторые формальности.
Весь фильм спокойно умещаются в эти две строчки основного сюжета фильма. Все остальное не нужно додумывать или показано так, что это отходит даже не на второй, а на десятый план.
Драма человеческих судеб? Ну да, праздные разговоры в ресторане отеля или кафе определяют ход событий? Может быть склоки Кристофера и Майи скрыта в тонких намеках и многозначительных взглядах? Нет, не увидел, хоть убейте.
Тогда о чем фильм? Об изменении характера героев или какого-то судьбоносного поворота событий? Чем объясняется его неожиданное решение в аэропорту перед транспортировкой гроба? А линия с Алёной? Да, просвещенное большинство упрекнет меня в непонимании взаимоотношений между мужчиной и женщиной, трудностях выбора и прочего.
Насчет вечной темы «отцов и детей» вспоминается финальная сцена в фильме «Магнолия» с Томом Крузом, где диалог отца и сына и заряжает то самое ружье, «стреляющее» в кульминации. Здесь нет такого диалога, нет гамлетовского «быть или не быть». Холодное безразличие, не оправданное ничем. Я и не ждал какого-то раскаяния или библейского «возвращения блудного сына», но хотелось того лучика надежды и какого-то сострадания к умершему отцу.
Говоря об актёрах не могу не отметить игру чешской актрисы Я. Плодковой. Она наверное была тем живым человеком среди холодных статуй, коими казались Миккельсен и Стингаде. Пожалуй единственный фильм, где Миккельсен мне не понравился по указанным выше причинам. Не покидало ощущение того, что я смотрю тягучий киберпанк вроде «Бегущий по лезвию», где герои так же немногословны и пусты.
Подытоживая, скажу: да, фильм специфичен, не богат на эмоции, с великолепными видами Праги и неплохой игрой актеров, но с тощей смысловой составляющей. Фильм мог бы выиграть, если бы режиссер добавил тот самый внутренний диалог отца с сыном, пусть и мысленный.
3 из 10
“Прага”: Фильм о том, что есть иностранные языки, но нет языка для понимания друг друга
Супруги Кристофер и Майя приезжают из Дании в Прагу по грустному случаю. Отец Кристофера умер, его тело нужно забрать на родину.
***
Драма “Прага” – это фильм от одного из ключевых представителей новой волны датских режиссёров Оле Кристиана Мадсена. Он зарекомендовал себя с лучшей стороны в самом начале 2000х фильмом “История любви” (En kaerlighedshistorie), снял одну из крупнейших постановок, когда-либо созданных в Дании о Второй мировой войне Flammen & Citronen (2008). Это дало ему возможность выбирать работу над фильмами любого масштаба – от большого до малого бюджетов.
История на первый взгляд простая. И в этом фишка. Потому что по замыслу режиссёра из просмотренного важно выучить для себя один урок – чтобы лучше понимать человека, с ним нужно разговаривать. И в “Праге” одно событие влечёт за собой череду прочих, открытий о самых близких людях.
С помощью условностей, так важных в искусстве, в фильме показаны порой нелепые, а порой судьбоносные последствия непонимания одного человека другим.
Датчане помещены в Чехию, но это важно лишь для того, чтобы подчеркнуть разные языки, следовательно, в художественном плане показать то, как одни и те же люди могут не понимать друг друга. На смешном примере это выглядит, как – просишь адаптер для ноутбука, приносят гладильную доску.
Если на серьёзном примере, то Майя не сказала Кристоферу, что ждёт от него неких сигналов его заинтересованности в ней. Она обвинила его в его проступках, хотя сама тоже совершила действия, несправедливые относительно него. Психологи постоянно подчёркивают важность проговаривания своих сомнений, страхов, подозрений в адрес своего партнёра. Надумывания и ожидания приводят к обидам и скандалам. В фильме результат показан в сцене, когда Майя и Кристофер бросаются друг в друга вещами посреди улицы.
В фильме озвучивается мысль, что нельзя человека выучить на 100%. Грусть-тоску этого тезиса тут подчёркивают на уровне самых близких людей: отец и сын, муж и жена, родители-дети. Они общаются, живут под одной крышей, но вопросы и сомнения озвучивают не лицом к лицу, а спрашивают через кого-то. Например, Майя посчитала, что их сын Томас грустит. Но спросила об это мужа, а не самого Томаса: “Мне кажется, он грустный. Ты не находишь?”
Мне кажется, фраза, повторяющаяся в фильме несколько раз, как припев в песне: “Нельзя получить всё сразу”, служит успокоительными каплями для человека. В каждом человеке есть набор положительных качеств. Вспомните сцену с Кристофером, который говорит о себе, что он любит и чего боится. С чем-то он может справиться, для чего-то нужен партнёр, чтобы оказать поддержку, а есть вещи, которые нужно принять. А есть генетические особенности, передающиеся от родителей детям. Человеку остаётся как раз научиться слышать хотя бы себя, чтобы умелее ладить с близкими.
***
Интересно то в контексте данного фильма, что Оле Кристиан Мадсен на главную роль взял свою супругу Стине Стенгаде. Он говорил в интервью, что ему очень интересно делать фильмы об отношениях, исследовать брак и то, что происходит между супругами. Он основывает свои фильмы на личном опыте супружеской жизни и взаимоотношений. В предыдущем фильме “История любви” тоже снималась она, а её партнёром по площадке был Ларс Миккельсен, старший брат Мадса Миккельсена, который составил пару Стине в “Праге”.
Это напомнило Карлоса Рейгадоса, который в своём фильме “Наше время” тоже снимал свою жену, да ещё и детей привлёк на экран, чем вызвал недовольство конкурсного жюри на фестивале, якобы они сочли это слишком экстравагантной выходкой – демонстрировать трудности личной жизни на экране.
Семейная пара из Дании – Кристоффер и Майя (Мадс Миккельсен и Стине Стенгаде) приезжают в Прагу, чтобы утрясти бумажную волокиту связанную со смертью отца Кристоффера, переехавшего в Чехию много лет назад. В этом им помогает местный адвокат и бывший друг покойного (Борживой Навратил), однако дело затягивается, и проблемы их зыбкого брака всплывают на поверхность. Да и не только брака. Само место Кристоффера в мире, в котором он живет, оказывается под вопросом.
И Прага становится символом их одиночества: они не говорят по-чешски, им не понятны местные обычаи прощания с покойным, чрезмерно сентиментальные для главного героя. Пейзажи города, люди – всё выглядит холодным, мрачным, застывшим во времени. А серо-унылая погода, поблекшие краски романтического города только усиливают ощущение горечи и боли, которые переживает он. Когда-то Прага была другой – яркой и запоминающейся, такой же другой, как и жизнь Кристоффера и Майи, когда у них всё только начиналось. Но этот фильм – не беспросветная тоска, он не говорит, что мы не имеем права на счастье. В нём много комических моментов, а образ миловидной певицы из кабачка (Яна Плодкова) всё же настаивает на том, что в мире всегда есть люди готовые нас понять, и им не помешают ни иностранный язык, ни возраст, ни границы.
Единственное, что я не оценила в этом фильме – так это ручную камеру оператора. Дрожащий кадр крупным планом во время диалога, казалось бы, должен только усиливать реальность происходящего. Но, как по мне, от подобной съемки фильм больше потерял, чем выиграл. Иногда музыка казалась слишком сентиментальной, но в целом – получился отличный фильм-размышление на тему отношений между людьми и поиска смысла жизни. Кто-то может увидеть в фильме отчаяние, а кто-то надежду. Всё зависит от зрителя. Оле Мадсен задал в этом фильме массу вопросов, ответы на которые придется искать самостоятельно, а не считывать их с диалогов, или с происходящего.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Прага 2006 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
У Кристоффера умер отец, который бросил его и мать еще 25 лет назад в Дании. Теперь Кристоффер с женой Майей должны приехать в незнакомую страну и уладить все дела родного, но так и оставшегося для сына чужим человека.
Прага / Prag 2006, Дания, драма