Галерея
Интересные факты 8
Актеры 29
Съемочная группа 52
Рекомендуем 21
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
То, что в «Полуночном экспрессе» было ошеломляющим, в «Птахе» получило свое закономерное развитие, но с гораздо меньшей художественной интенсивностью. Символика фильма, как всегда у Паркера, проста, но при всей незатейливости мессиджа, она чрезвычайно эмоциональна и искренна. Вновь, как и в случае «Полуночного экспресса», экранизируя бестселлер, режиссер вполне профессиональными методами рассказывает историю дружбы двух разных людей, которую не смогли разрушить ни война, ни безумие: Птаха и Эл непохожи настолько, насколько это возможно, как непохожи в своих устремлениях душа и тело, но тем крепче их связь.
Паркер по сути дела снимает антипсихиатрический фильм об амбивалентности безумия: мир, развязывающий войны, гораздо безумнее тихого интроверта Птахи, мечтающего летать. Как Мэтью Модайн смог сыграть специфическое сумасшествие своего героя, его постепенно погружение в психоз, лично для меня — загадка, его герою не только веришь и сочувствуешь, но и проникаешься его жизненной философией, его одержимостью полетом. Совсем еще молодой Николас Кейдж также хорошо показывает эволюцию героя от беззаботного весельчака к травмированному войной духовному и физическому инвалиду (жаль, что для Кейджа лишь 80-е и начало 90-х стали временем работы в серьезном кино).
«Птаха» Алана Паркера при всей естественности своего мессиджа, при всей кинематографической органике в передаче относительности нормы и безумия — кино не без недочетов, ибо как бы не покоряли и не поражали воображение некоторые сцены (прежде всего, конечно, полет Птахи во сне ли, наяву?). ритмически фильм неровен, в нем есть монтажные ошибки, вредящие нарративу и делающие его несколько вялым, рыхлым (скажем, укороченность или наоборот затянутость некоторых эпизодов). В любом случае сцены в больнице удались режиссеру гораздо лучше, чем флешбэки и по темпу, и по атмосфере, а беседы-монологи уставшего и злящегося Эла с постоянно молчащим Птахой — вообще чрезвычайно аффективны и задевают нервы и сердце зрителя почище многих душераздирающих мелодрам.
Фильм Паркера, как все его лучшие ленты 80—90-х, — не просто о пассивной жажде свободы, но об активном стремлении к ней, о косности не только социальных институтов и нормативных границ, но и о желании преодолеть притяжение самой материи, а тоске по чисто духовной, равноангельской жизни (потому Птаха совершенно индифферентен в половом отношении). «Птаха» — о трагической участи духа в мире материальных законов, о его неизбежном самозамыкании, о сложности для тела и души коммуницировать друг с другом — так они непохожи (неудивительно, что Эл достучится до Птахи лишь тогда, когда пульсация его личной боли срезонирует с духовной тоской Птахи). При всем этом финал говорит нам, что перед нами — не окончательная в своей трагичности история, что общение несоизмеримых сущностей возможно, как реален и их общий полет-побег за пределы бесчеловечных законов, границ и самого тяготения земли.
«Птаха» — это не только потрясающая военная драма, но и один из самых лучших фильмов о дружбе. Невероятно сильная и трогательная картина Алана Паркера, способная расчувствовать даже самого чёрствого человека. Это, несомненно, самая лучшая роль в карьере Николаса Кейджа. Он тут просто на высоте! Мэттью Модайна прежде не видел, но его актёрская игра заслуживает стоячих аплодисментов. Фильм о дружбе двух совершенно разных людей: Эл — весельчак, любимец девушек и настоящая душа компании; Птаха — добродушный мечтатель, любящий птиц и живущий в собственном мире. Но несмотря на это оба парня относятся друг к другу с искренними уважением и теплотой. Это не обычная рядовая драма, а настоящая ода о дружбе, любви к жизни и свободе, о силе человеческого духа. Фильм показывает, что никогда не нужно прекращать мечтать и даже в самых тяжёлых ситуациях никогда не сдаваться. Отмечу также замечательную операторскую работу и прекрасный музыкальный саундтрек. Всё очень гармонично. Повторюсь — шикарная картина. Кейдж и Модайн в этом фильме просто на высоте. Алан Паркер гениален. Я впечатлён.
P.S. Будь проклята война.
10 из 10
В чём особенность мужской дружбы? В том, что в любой ситуации настоящие друзья никогда не отворачиваются, помогают друг другу и вместе решают проблемы. Ведь недаром говорят, что друзья познаются в беде. Также ответ на этот вопрос можно найти в драме Алана Паркера «Птаха», снятой в 1984 году и получившей Гран-при Каннского кинофестиваля. Данный фильм считают одной из самой лучшей киноработ актёра Николаса Кейджа, и клички всех птиц, снимавшихся в фильме, записали в финальные титры.
Фильм показывает историю дружбы между двумя абсолютно разными парнями — между весёлым и задорным Элом (Николас Кейдж) и странным и замкнутым парнем по кличке Птаха (Мэттью Модайн), увлекающимся пернатыми и мечтающим летать. Но круто меняет их характеры и жизнь война.
В фильме присутствуют две сюжетные линии: основная сюжетная линия происходит в психиатрической больнице, куда Эл приезжает помочь своему другу, а вспомогательными сюжетными элементами являются грустные и весёлые воспоминания Эла, которые показывают историю развития дружеских отношений с Птахой. Стоит отметить, что при таком приёме логика и последовательность сцен не нарушены, так как сюжетные вставки с воспоминаниями, сопровождаемые диалогами между главными героями, помогают больше понять и раскрыть основной сюжет. Очень прикольными, яркими и трогательными получились заключительные сцены, нельзя не отметить сильный и эмоциональный монолог Эла, в который актёр Николас Кейдж вложил всю свою душу. Поразил тот факт, что Кейдж ради того, чтобы в кадре с повязкой выглядеть убедительно, вырвал пару зубов без наркоза, вследствие чего у него воспалилось лицо. Конечно, можно вспомнить множество примеров, на какие жертвы шли актёры ради своих ролей: худели, толстели, набивали татуировки, наносили повреждения и т. д. Но при этом не каждый готов расстаться со своими зубами, ведь как потом улыбаться? Молодой актёр Шайа Лабаф, снимавшийся в «Ярости», для того, чтобы вжиться в роль и смотреться убедительнее, перед съёмками месяц прослужил в нацгвардии и повторил подвиг Николаса Кейджа — вырвал один из зубов. С очень сложной и непростой ролью справился Мэттью Модайн, показавший одержимость птицами главным героем, его замкнутость от внешнего мира. Высшим пилотажем, на мой взгляд, является сошедший с ума Птаха, находящийся в больнице и превратившийся в птицу. Очень жаль, что у Модайна успешно не сложилась актёрская карьера. Оба актёра, сыгравшие абсолютно противоположных друг другу героев, показали трогательную и органичную дружескую связь, за развитием которой интересно наблюдать. Почему? Потому что понимаешь и делаешь вывод, что люди должны оставаться человечными по отношению к друг другу, не обращая внимания на чьи-то недостатки, помогать и не предавать, а предательство, к сожалению, на сегодняшний день часто встречается.
Зрителя может привлечь присутствие в сюжете школьных и юных лет, так как для каждого человека они являются самыми лучшими и беззаботными. Любой человек в каждом из главных героев увидит себя, даже частично: может, кто-то увидит себя в Эле, а кто-то — в Птахе.
В фильме можно увидеть очень много разных птиц. А оператору снять их, к примеру, в полёте, чтобы они смотрелись красиво — это непростая задача. Очень понравился операторский приём, где быстро передвигалась камера, будто мы всё видим глазами птицы. Таким образом, мы оказываемся внутри Птахи. Поражает своей эстетичностью, проникновенностью и глубиной сцена, где Птаха возвращается после неудавшегося свидания в свою привычную среду обитания — в клетку, в которой голым сворачивается в клубок и думает о смерти и новом рождении. Глубина этой сцены помогает почувствовать внутренний мир Птахи, т. е. в этот момент погружаешься в него и сопереживаешь ему. Хоть в фильме и нет спецэффектов, но они здесь были бы явно лишними, так как визуальный ряд, снятый оператором Майклом Серезином, выглядит красиво, нет резких переходов. Для музыканта Питера Габриэла — это первый опыт с фильмом как композитора. Был даже выпущен альбом с композициями из фильма. Музыкальное сопровождение очень разнообразное: какое-то будоражит воображение, держит в напряжении, а какой-то трек может поднимать настроение.
Фильм «Птаха», на мой взгляд, актуален противостоянием отдельной личности с непохожим на неё внешним миром. Тема человека и его места в обществе всегда была обсуждаем, она поднимается в литературных произведениях и фильмах. Также это фильм о том, как сдружились две противоположности и как покалечила и изменила их война. И человек должен оставаться самим собой и оставаться человеком.
10 из 10
Иногда судьба ставит перед человеком испытание, которое способно не только надломить его внутренний мир, но и сформировать характер, отринув все лишнее и оставив исключительно то, что необходимо. Не испытывая никаких иллюзий по поводу военной службы, Уильям Уортон вовсе не собирался отправляться на передовую, однако руководство посчитало, что призывнику не место в инженерном корпусе и отправило его в пехоту. Получив жуткую физическую травму в ожесточенных боях Второй Мировой, Уортон описал произошедшие с ним события весьма ярко и без лишних прикрас: «Хотя для меня война была короткой, однако она оставила по себе душераздирающую травму. Я был напуган, несчастен. Я потерял веру в человечество». Однако в отличии от большинства своих сослуживцев, Уильям Уортон все-таки сумел вернуться домой и закончил обучение на искусствоведа, попутно получив диплом психолога, укрепленный глубокими личностными переживаниями и свидетельствами настоящего горя, познанного посредством тесного знакомства с болью, которую никогда не познать из учебников. Продолжая свою работу в качестве преподавателя, Уортон тем не менее не забывал о том кошмарном времени, когда ему довелось познать все горести настоящей войны и в конце концов решил написать свой дебютный художественный роман, описывающий чувства и переживания такими, какими они могут родиться лишь после глубокого внутреннего потрясения. «Птаха», или же «Пташка» появилась на свет в 1978 году и буквально взорвала читательскую среду своими откровениями, способными растопить даже ледяное сердце отъявленного циника. Душевный, несколько экзистенциальный и пропитанный глубоким психологизмом роман в скором времени добился статуса бестселлера, после чего он попал в поле зрения режиссера Алана Паркера, уже добившегося признания вместе с такими картинами, как «Полуночный экспресс» и «Стена». Нешуточно заинтересовавшись буйством эмоциональных красок автора, Паркер переживал за то, сможет ли перенести на экран действие, большая часть которого разворачивается лишь в голове одного из героев. И тем не менее после ряда консультаций и существенных правок активно прорабатывающегося сценария, постановщик все-таки согласился взяться за съемки и выдал одну из самых запоминающихся драм, которая получила приз кинофестиваля в Каннах и заставила американское сообщество со стыдом отвести взгляд от экрана, демонстрирующего вещи, вызывающие далеко не самые приятные, но животрепещущие вещи.
Итак, сюжет фильма знакомит нас с Элом Колумбато (Николас Кейдж), веселым и жизнерадостным парнем, который не прочь поухаживать за симпатичными девчонками в своей неизменно нагловатой манере и заодно поиграть за домами в излюбленный бейсбол, доставляющий неизменное удовольствие от демонстрации собственных физических возможностей. Но при том, что Эл считается весьма недурственным и компанейским парнем, настоящих кровных друзей у него почему-то не наблюдается, да и отношения с прекрасным полом складываются несерьезным, ветреным образом. Испытывая чувство скрытой неловкости, герой никогда в открытую не говорил о своих истинных чувствах и переживаниях, однако в один необыкновенный день он неожиданно повстречал человека, который стал для него наилучшим другом и опорой, на которую можно положится абсолютно во всем. Откровенно странный и отчасти нелюдимый Птаха (Мэттью Модайн) с самого детства грезил полетами в небесах, поражаясь умениям птиц покидать землю и чувствовать абсолютную свободу. Понимая пернатых гораздо лучше, чем людей, Птаха тем не менее и сам стал меняться после неожиданного знакомства с Элом, стал заглядываться на девочек и не боялся вступать в разговоры со сверстниками, ранее не обращающими на него особого внимания. И все было бы просто замечательно в этом необычайном общении двух совершенно не похожих друг на друга парней, как вдруг им пришлось столкнуться с испытанием, ломающим ни много, ни мало, а целую душу. Получив от врачей призывной комиссии добро на отправку во Вьетнам, Эл и Птаха не смогли отвертеться от неизбежного и отправились в далекий край, чтобы вершить волю власть имущих, не боящихся делать из призывников расходный материал. Кровь, агония, взрывы, сожженные напалмом долины, оставили в сознании товарищей неизгладимые впечатления. Но если Эл сумел сохранить в себе последние остатки жизнерадостности, затаенные под изуродованной внешностью, то Птаха окончательно разорвал связи с реальностью, уйдя в мир фантазий, откуда его не могут вытащить даже самые именитые врачи. Узнав об этом, обескураженный Эл навещает тяжело больного товарища, дабы пробудить в нем зачатки здравого сознания и параллельно с этим вспоминает о давних мирных днях, когда война казалась чем-то далеким, а настоящая мужская дружба казалась едва ли не самым большим счастьем, которое только можно себе представить.
Когда Уильям Уортон представлял свой роман на суд общественности, он предельно ясно пояснил, что в «Птахе» отображены неподдельные ужасы Второй Мировой, но это вовсе не означает, что тяжелая душевная драма, произошедшая в жизни заглавных героев, не могла бы случится в результате какого-то иного военного конфликта, раздирающего нашу планету на части. Этим заявлением в полной мере воспользовался Алан Паркер, коренной британец, посматривающий со стороны за разрушительной вьетнамской кампанией Америки. Проникая в художественную суть романа Уортона, Паркер посчитал, что для куда большей претенциозности экранизацию необходимо связать с куда более актуальными общественными проблемами, от чего Эл и Птаха отправились напрямик во Вьетнам, однако действие вовсе не собиралось концентрироваться на причинах и следствиях войны. Паркеру просто была необходима встряска, оставившая в душах героев неизгладимый след, после чего он сконцентрировал абсолютно все внимание на характерах, показывая их как в сумбурном настоящем, так и безмятежном прошлом. Но небольшой, зато едкий укол, отпущенный в сторону американского национального достояния, не самым лучшим образом сказался на прокатных показателях «Птахи» в США, что не могло не расстроить Паркера, справедливо рассчитывающего на всеобщее признание. И тем не менее лента произвела резонанс и впоследствии получила самое широкое распространение не в последнюю очередь благодаря гениальной игре Николаса Кейджа и Мэттью Модайна.
Воплотив на экране образ разбитного Эла, Кейдж в действительности отдал всего себя постановке, совершив самый настоящий творческий подвиг. Начиная наше знакомство с Элом вместе с улыбками, шутками и колкими фразами, с течением хронометража актер преображается, ломает своего героя и показывает его с несвойственной трагичной стороны, в которую веришь без лишних слов. Эл никогда не забудет войну, каждый раз посматривая на свое изуродованное лицо в зеркало, однако он обязан найти в себе силы и хотя бы попытаться вернуть единственного настоящего друга в сознание, иначе в том, что он пережил неминуемую смерть, попросту нет никакого смысла. Также стоит отметить не менее пронзительную партию Мэттью Модайна, талантливого и чувственного исполнителя, отчасти недооцененного в современном изменчивом кинематографе. Его Птаха вызывает непростые чувства. Он предельно странный, но при это его вполне можно понять и даже принять благодаря неимоверным стараниям поразительно увлеченного своей ролью актера.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Птаха 1984 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм снят по одноименному роману-бестселлеру Уильяма Уортона о дружбе двух несхожих юношей — ранимого, впечатлительного Птахи и задиристого весельчака Эла. Они противоположности, но есть между ними и общее. Мясорубка Вьетнама сделает их другими людьми. Эл не сможет уже быть таким беззаботным весельчаком, а Птаха и вовсе уйдет в себя, «двинется» рассудком, возомнив себя птицей. Ради их прежней дружбы, Эл должен достучаться до своего друга, вернуть ему здравый рассудок, вытащить человека из птичьей клетки, в которую тот добровольно заключил себя, прячась от ужасов войны.
Птаха / Birdy 1984, США, военный, драма