Галерея
Интересные факты 3
Актеры 8
Съемочная группа 8
Рекомендуем 6
Похожие 23
Отзывы к
фильму
13
В 1990-ом году британский продюсер Грэм Кинг создал свою собственную кинокомпанию «Initial Entertainment Group». Некоторое время она, так сказать, заводилась, подыскивая выгодные с коммерческого и социального плана. Впоследствии это принесло свои дивиденды: так, например, Грэм Кинг в 2007-ом году получил заслуженную статуэтку «Оскар» в самой главной номинации — за «Лучший фильм» того года. Помимо «Отступников» в его послужном стписке числятся такие известные картины, как «Али», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Кровавый алмаз», «Город воров» и целой череды других. Но пока к Грэму Кингу и его «Initial Entertainment Group» пришла такая известность, были и другие картины, закладывающие будущую основу для авторитета и престижности. Одним из таких фильмов стала военная драма «Спаситель», выпущенная в 1998-ом году (одним из продюсеров, кстати, стал сам Оливер Стоун собственной персоной).
Центральной фигурой в «Спасителе» становится Джошуа Роуз (Деннис Куэйд). После трагических событий, связанных с его семьёй, он отправляется на Балканы, где полным ходом идёт разрушительная и кровопролитная война. Джошуа записывается в наёмники на стороне сербов и практически стирает все данные о себе, даже имени своего не называет. Несколько эпизодов картины нас знакомят с самим главным героем и той обстановкой, которая его окружает. Шокирующая своей смертоносностью, жестокостью и даже бессмысленностью, эта война ломает судьбы и уничтожает целые народности. Люди, далёкие от самой сути понятия «война» уже по первым кадрам «Спасителя» начинают представлять себе все её изуверские, кощунственные и уродливые очертания. И однажды Роуз столкнулся с совершенно непредсказуемыми моментами, когда на его пути вольного наёмника встречается сербская девушка на сносях…
Ещё раз стоит подчеркнуть, что в «Спасителе» война показана с ужасающих ракурсов на примере истории одного человека. Поэтому людям впечатлительным лучше даже не смотреть «Спасителя», несмотря на то, что фильм, конечно, заслуживает зрительского внимания. Он разбит на несколько последовательных отрезков, объединённых одной общей истории. И одна из главных составляющих «Спасителя» — это то, что предугадать, что же будет вслед за пройденной сцене. К тому же на подсознательном уровне визуальная часть фильма и его атмосфера как бы подсказывают, что каждый неверный шаг, каждая секунда могут принести с собой не только смерть, но и всю мерзость, накопленную и выплеснутую человеком в условиях ожесточённой резни и взаимной неприязни на кровном уровне, сформированной ещё со времён племенной иерархии. Вот этим всем пронизан насквозь «Спаситель» без всякой обтекаемости, без романтизма и обтекаемых углов.
Как уже упоминалось выше, роль Джошуа Роуза досталась Деннису Куэйду. Наверное, многие согласятся с тем, что большой звездой он никогда не был, но только из-за того, что СМИ не пиарили его в своих статьях. Куйэд последовательно, профессионально, чётко и талантливо делал свою работу. Одни из самых запоминающихся фильмов с его участием — это «Враг мой», «Уайатт Эрп», «Радиоволна» (и ряда других, тут дело для каждого сугубо субъективное, какая же из ролей Куэйда лучшая). И в этот же список актёр может без обиняков добавить воплощение наёмника Джошуа Роуза, который с израненной душой выбрал путь страшнее которого не придумаешь — отправиться на войну, словно он сам ищет смерть. Но случайная встреча меняет его, меняет взгляды, но он всё же находится в самом чудовищном жерле и выбраться из него — практически неосуществимая задача. И ничуть не смутилась в паре с известным голливудским актёром Наташа Нинкович (одна из лучших актрис с постюгославского пространства). Опустошительная драматургия её персонажа вызывает горячее сочувствие…
Серьёзный фильм, который надо посмотреть, но при этом хочется ещё раз отметить, что особо впечатлительным людям всё же не стоит соприкасаться со «Спасителем».
8 из 10
Из художественных фильмов, снятых на Западе, про войны в Югославии «Спаситель» самый бескомпромиссный и жестокий. Когда я смотрел его лет пятнадцать назад по ТВ, я был вне себя от рекламы, которая прерывала фильм, позже смотрел на кассете, чтобы погрузится в атмосферу без отвлечений. И вот недавно пересмотрел его снова. Этот фильм: боль человека, потерявшего в один момент семью, ненависть к другой вере, до саморазрушения, жажда убийства ради самого убийства. Гай ведь добровольный убийца ради мести, убивать мусульман смысл его существования и это путь, по которому он идет. Но недаром говорят, что у каждого есть шанс изменить что то в жизни, вопрос сумеет ли человек им воспользоваться. Гай среди ужаса и жестокости войны решил спасти ни в чем неповинного маленького человека, но как оказалось, спасая жизнь ребенку, он вышел на свой путь к иной жизни и собственному спасению.
Фоном к действу является финальный аккорд Боснийской войны, когда сербы воевали с мусульманами, мусульмане с хорватами, иными словами шла война всех против всех. На раздираемой ненавистью и убийствами земле нет место состраданию, все несчастливы одинаково. Через Париж, с его взрывом и расправой в мечети, мы переносимся в горные села, где пленных берут, чтоб позже обменять на своих попавших в плен (причем и боснийцы и сербы действуют одинаково). Где ненависть межэтническая перемешивается к ненависти внутрисемейной, и ненависть к ребенку у матери с момента рождения (ибо ребенок плод насилия врага). Ближе к финалу зритель видит и «подвиги» хорватов по отношению к боснийцам. Гаю нелегко понять, почему так происходит, и сделав шаг дабы спасти ребенка, он встречает и иное мировоззрение, старик хорват приютивший на ночь немногословно, но точно определяет царящее вокруг безумие. Забрезживший свет человечности прерван кровавой расправой на реке, Гай, в очередной раз, спасая жизнь ребенка — получает уже шанс на искупление. После кровавых сцен на протяжении фильма, сцена на причале самая пронзительная, заставляющая комок подступить к горлу. Денис Куэйд (Гай) великолепно отыгравший весь фильм, в концовке выдал по полной — вся боль, что копилась годами, хлынула из него — одновременно потрясающая и трагическая сцена. Как актер он мне нравился всегда, но в «Спасителе» он сыграл на разрыв аорты.
Все стороны боснийского конфликта получили по серьгам (никто не остался в стороне от бесчинств, ни сербы, ни мусульмане, ни хорваты), американцы оказались не носителями светлых идей демократии, а вполне обычными людьми, к тому же на стороне Сербской Краены противостоящие распространению этой демократии с оружием в руках. Количество кровавых сцен, и бессмысленных убийств в фильме предостаточно. В чем-то он получился депрессивным, где то жестоким, но все-таки стоящим, просмотр его заставляет задумываться. Спасибо Оливеру Стоуну, что спродюсировал это не политкорректное и жесткое кино.
9 из 10
Смешно говорить, что этот фильм достоин оскаровских наград вовсе не из-за откликов ничего не смыслящих в стоуновских фильмах зрителей, а в силу глубочайшего перформанса, неподотчетного ни политическим (точнее даже идеологическим), ни декоративным (экшн и эффекты) стандартам, эта киноработа не могла бы даже гипотетически на что-то номинироваться. Скажу даже так — это независимое кино.
И если некто говорит про «мерзкую пропаганду», то это обусловлено его личным непониманием, где заканчивается труп идеологии и начинается тело искусства. Этот фильм не понят по достоинству, ведь никогда раньше никто не осмеливался дать сразу два ответа на два фундаментальных вопроса: что такое война и что такое человек (старик Стоун это делал, но по-своему). Это бремя довольно громоздкое для среднего зрителя, требуется уяснить абсурд реальности, раскрой смысла осуществленных событий. Прежде всего, фильм глубоко символичен: главного героя зовут Джошуа (Joshua), т. е. Иисус, или Иешуа. Имя главной героини — Вера, первооснование в ряду божественных добродетелей указанных Аквинатом.
Диалоги казалось бы навеяны рутинной ситуацией, но если вдуматься, то обнажится тесная связь персонажей с этой всеобщей бездной ужасающего ничто, неотвратимо поглощающей человеческие души, а уже бездушные люди спокойно и даже с извращенным подобием наслаждения лишают жизни прочих людей, еще имеющих надежду на освобождение. Это чудовищное безумие проверяет на прочность человеческое существование, ослепленное ненавистью, равнодушием, эгоизмом, жестокостью. Это место где человек больше не находит себя, в итоге подчиняется потоку ничтожения, или пассивно наблюдает, но возможен и другой исход: раскрытие в себе духовного существа, внутренней свободы от всего происходящего по ту сторону добра и зла.
Правильнее сказать — по ту сторону добра, кто свободен делать зло? Никто не видит пределов, но может совершить выбор в пользу обнаружения себя. Что значит жизнь лишенная перспективы без войны? То же что значит война, уничтожающая перспективу такой жизни. Джошуа испытывает внутренний конфликт, требующий искупления, он как ученик Христа готов пойти на Голгофу, даже если это закончится смертью, ведь жизнь больше не принадлежит себе.
Вера обретает в себе эту духовную веру, преодолевающую всеохватный абсурд происходящего, только так она понимает важность будущего для ее ребенка.
Их объединяет сознание зависимости маленькой жизни от их выбора. И выбор сделан, назад нет пути. В этом смысле Джошуа не стал «добряком», но понял, что если быть самим собой, то необходимо искупление, которое возможно в свою очередь через спасение другой жизни, это момент мощнейшего переворачивания ценностей. И добро становится выбором свободного человека.
Второй пласт исключительно человеческий: никакой хаос, никакая война, никакие массовые убийства не смогут отнять любовь матери у ребенка, все эти зверства бессильны. И радость спасения не может терпеть убийства, мы видим вслед за этим искреннее покаяние.
Так что в итоге герой входит не в «рай», а в «чистилище», получив возможность найти в себе человека.
На мой взгляд, фильмы про войну должны всегда что-то вносить в жизнь зрителя, давать понять какие-то новые вещи в жизни, указывать на то, чего нельзя делать, чего нельзя думать. Без этой силы на зрителя, фильмы с тематикой войны бесполезны, потому что тема, сама по себе, реальна, страшна и основана на том, что движет нами изнутри, как изнутри каждого человека, так и в массе целых народов. Тема войны в фильмах раскрывается по-разному у всех режиссёров, пробовавших себя в подобной тематике. Мне всегда интересны те фильмы, где о войне рассказывают с точки зрения конкретных людей, либо нескольких людей и т. п., где есть случайные переплетения судеб, разговоры случайных людей, как, например, здесь.
Помню парочку фильмов, где играл Деннис Куэйд. Ни разу не отмечала его ролей чем-то необычным, но здесь… здесь он очень понравился мне в своей роли военного человека, изменившего ход своих мыслей на жизнь после страшного события: смерти жены и сына. Он не пошёл по пути мести, он пошёл по другой линии жизни, не приобретя холод и «сталь» в сердце. Он, скорее, нашёл что-то выше этого. Также, хочу отметить роль Наташи Нинкович, никогда не слышала об этой актрисе, но мне, также, понравилась её игра. + Стеллан Скарсгард был эпизодическим актёром в этом фильме, но одно движение его руки, когда он закрыл рот от горя, увиденного перед собой (смерть семьи своего коллеги), меня уже впечатлил, как будто, я сама присутствовала там и невольно сопереживала этим людям. Также, актёр Сергей Трифунович воистину вызвал у меня жуткий гнев и ненависть, играя Горана — жестокого, совершенно бессердечного типа.
Этот фильм, на мой взгляд, выделяется среди остальных, благодаря, безусловно, режиссёру и оператору. Очень ровно и реалистично передали состояния людей, их грусть и несчастье.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Спаситель 1998 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Джошуа — сотрудник американских спецслужб в Париже. От рук исламских террористов погибают его жена и сын. Под прикрытием иностранного легиона Джошуа вступает в бой, чтобы отомстить убийцам. Ему придется выбирать между добром и злом.
Спаситель / Savior 1998, США, военный, драма