Галерея
Интересные факты 1
Актеры 18
Съемочная группа 12
Рекомендуем 13
Похожие 20
Отзывы к
фильму
6
С самых первых минут фильма — который сразу же зацепил — меня не покидал вопрос «Отчего же американцы так любят снимать фильмы про революционеров, чьи идеи отличны от «американской мечты»?
Сначала я было думала, что просто потому, что любят они всяких героев — только раньше это были реальные личности, из истории, а теперь как-то больше на фантастику перешло.
А с другой стороны — фильмы обычно завершаются смертью этих самых героев, а потому.. Впрочем, мне кажется, я слишком ухожу в политическую подоплеку, которая вполне возможно никак не связана с кино. С этим кино. (Хотя кого я обманываю).
Несмотря на то, что фильм был достаточно типичной историей борца за справедливость, смотреть его было совсем не скучно. По опыту могу сказать, что правды с вымыслом там в лучшем случае 50/50, но как любят повторять все те же американцы: «не важно, сколько правды в этой истории — главное, что это была хорошая история».
Так вот, самым значительным отличием я считаю поведение Эмилиано с Хосефой. Нет, оно мне не показалось странным как, назовем это, культурно-социальный феномен, мне оно показалось странным, опять же, с точки зрения подачи — обычно всякие отношения главных (и не очень) героев всячески романтизируют рано или поздно (не смотря на то, как там было на самом деле), чтобы все как в мультфильмах «Дисней», а тут с Хосефой обошлись довольно жестоко. Но это ерунда.
Не менее, чем положение Хосефы меня по-своему порадовал момент, где Эмилиано был буквально за шаг от того, чтобы стать тем, против кого всегда боролся. И вообще вся эта его дерганная «простолюдинность». Ведь он искренне не понимал, зачем ему какое-то ранчо, если он боролся за общее дело. Даже его брат уже начал считать его дураком. И их обоих можно понять. Идеалисты и оппортюнисты редко понимают друг друга — и это не удивительно.
Также мне понравилась финальная идея. «Он не умер, он — в горах, просто сейчас мы не можем его найти». Жаль только, что.. «хорошая мысля приходит опосля».
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!
Эмилиано Сапата
В 1952 году оскароносный режиссер Элиа Казан предстал перед членами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности — «американской инквизицией» ХХ века — реакционной организацией, занимавшейся выявлением и истреблением «подрывных элементов» в среде американской интеллигенции, по сути — чистками, менее жесткими, чем сталинские, но от того не менее омерзительными и позорными. На кострах этой охоты на ведьм горели добрые имена Чарли Чаплина и Зеро Мостела, Артура Миллера и Бертольда Брехта, Поля Робсона и Альберта Эйнштейна, и многих других. Многие из них пострадали без всяких на то оснований, Казану же действительно было, что скрывать. Он всегда симпатизировал левым, и состоял в коммунистической партии. Однако в отличие от многих других, Казан перед комиссией выложил абсолютно все — и даже, говорят, больше, чем у него спрашивали. Без тени сомнения он сдал своих бывших товарищей по партии, которые вместе с ним когда-то мечтали о светлом и справедливом будущем для всех, а также просто случайных и по каким-то причинам не угодивших комиссии людей. Трудно сказать, что руководило Казаном — страх за будущее или банальный расчет — в конце концов, у большинства «неблагонадежных» серьезно пострадала карьера, но от этого позорного пятна Казан не смог отмыться до конца жизни. Несмотря на действительно восхитительные фильмы, огромный вклад в мировое кино и ворох премий, американские деятели культуры до сих пор кривятся при упоминании фамилии Казан, считая его предателем.
Самое интересное, что пока Казан стучал на друзей, доносил и предавал, в кинотеатрах шел, пожалуй, самый «пролетарский», идеалистический и «прокоммунистический» его фильм — «Вива Сапата!», фильм, убеждения которого он самолично предал.
Но оставим политический момент, попробуем вернуться к искусству. Этот фильм мог бы сделать честь агитационному советскому кинопрому. На той же эпически-возвышенной ноте сняты «Александр Невский» и «Великий гражданин», «Щорс» и «Чапаев». Рискну предположить, что Казан, вхожий в круги, как тогда выражались в СССР, «прогрессивных американских художников», основательно изучил шедевры советского кино и сделал фильм идеологически верный, народный, идейный, совершенно не схожий с типичной американской кинопродукцией своего времени, ведь в центре его — революционер, мифологизированный герой, а тема — народный бунт, классовая борьба и поиски народом справедливости.
Язык этого фильма пронизан поэтической образностью и взволнованной патетикой. Он искусно и талантливо сочетает легенду с историей, эпос с лирикой, пафос с правдой характеров, метафоры с реализмом. Белый конь, символ чистоты помыслов революции и мечты о светлом будущем, красиво и символично смотрит с горы на не побежденную Мексику, которую Сапата научил бороться. Клика посягнувших на революцию генералов обречена — даже видя прошитое пулями тело своего вождя, люди не верят в его смерть, потому что невозможно убить бессмертную идею.
Правда, в отличие от того же Эйзенштейна, народная масса в фильме Казана весьма инертна и пробуждается лишь ближе к финалу, Казан, будучи все-таки американцем (хоть и эмигрантом), верил в личность, в Наполеона и Линкольна, оставляя народ за скобками. Зато Сапата в фильме говорит важные и для нашей сегодняшней российской действительности слова: «Сильным людям не нужен сильный правитель, он нужен людям слабым» и «Если нет справедливости для народа, то не должно быть покоя и для правительства». Так что надо сказать, что фильм, снятый 65 лет назад о событиях, происходивших более 100 лет назад, оказывается удивительно актуальным!
Недружелюбно, исподлобья, волком смотрит вокруг Сапата. Могучий человек, возведенный крестьянами почти в ранг святого, освободитель и герой, принявший мученическую смерть, предстает в исполнении Брандо несколько «притормаживающим» от объема свалившейся на него информации и власти простым крестьянином — грубоватым, тяжеловатым на подъем, малограмотным, ищущим не власти, а прежде всего — искренне жаждущим справедливости. Он вовсе не хотел быть «совестью всего мира», он, в отличие от борцов за советскую власть, оказался случайно в жерновах революции, просто потому что «если не он, то кто?» и потому что терпеть больше было нельзя.
Он мучительно стыдится собственной неграмотности, пасует перед грузом грандиозной ответственности и отказывается от власти, предпочитая оставаться не государственным, а народным избранником. Фильм показывает его на войне и дома, в общении с друзьями и врагами, Брандо прекрасно передает неловкость и «неуместность» этого человека «от сохи» в просторных президентских залах, его неумение общаться с людьми как «своими», так и «чужими», грубоватую нежность, с какой он любит свою жену, и как держит ее на расстоянии, понимая, что не может ей дать ничего, кроме боли и страха. Но есть в нем и своеобразное мужицкое обаяние, какая-то добрая «медвежья» неуклюжесть, придающая его каноническому образу жизни, трогательная крестьянская рассчетливость. Брандо играет прекрасно. Например, в сцене, где он узнает о предательстве друга, он долго, томительно долго принимает решение о его казни, видно как в нем борется человек с революцией, государственная необходимость с простым крестьянином… Или как душераздирающе тяжело уезжает он на верную смерть от любимой жены, не сумев даже попрощаться. Или как тягостно выслушивает отповедь старшего брата, променявшего идеалы революции на сытую «генеральскую» жизнь.
Старшего брата, кстати, великолепно сыграл Энтони Куинн, заслуженно получивший за роль Оскар. Его тут не много, но, в отличие от насупленного хмурого Брандо, Казан играет легко и весело, хотя и не без надрыва. Его герой — весельчак и задира, не смог побороть в себе мещанство, предал идею за комфорт, хотел просто хорошо жить. Назвать его предателем не поворачивается язык, настолько Куинн убедителен, когда говорит, что берет лишь то, на что имеет право, как представитель новой власти и силы.
Интересно, что, в отличие от эрмлеровского «Великого гражданина» и некоторых других картин тоталитарной эпохи, с потерей идеологического ориентира начавших отдавать фальшью, «Вива Сапата!» остается абсолютно искренним, поскольку берет из коммунистической идеологии сугубо поэтические, возвышенные, кристально чистые образы, очищенные от казарменной шелухи и партийных обязательств. И звучит он сейчас так же возвышенно и честно, растеряв всю свою «левацкую сущность», как «Спартак» или «Чапаев» — как прекрасная легенда об удивительном человеке, лидере, борце за справедливость, павшем в борьбе за людское счастье любимом сыне своего народа. Диффузия Голливуда и коммунистической идеологии вышла на редкость удачной, эмоциональной и эффектной.
Элиа Казан же, удивительным образом повторивший одного из малоприятных героев-предателей в своем фильме, продолжил снимать отличные фильмы. Он так и не рассказал, почему так охотно пошел на сделку с правительством и совестью. Надеюсь, на то были веские причины, ибо смотря фильм «Вива Сапата!», ни секунды не сомневаешься, что его снимал человек, искренне верящий в идеалы.
9 из 10
Добротный фильм с массой интересных сцен и множеством запоминающихся персонажей, как положительных, так и отрицательных. Фильм о войне, но что интересно, она не ограничивается одним противником, за каждой победой следуют новые войны и новые враги. Правда с таким наплывом войн сами сражения не показываются, поэтому любителям вестернов и батальных сражений этот фильм может показаться мелодрамой. Примерно это выглядит так: главный герой собирает своё снаряжение, садится на коня и говорит спутнице я отправляюсь на возможно многолетнюю войну, а через секунду он уже входит в дверь своего дома и говорит война окончена мы победили.
Порадовали актеры, исполнявшие второстепенные роли, их персонажи вышли весьма живыми и наделенными своей значимостью. Джин Питерс сыграла нормально, её персонажу не столь много отведено внимания в этой картине, главное было не испортить и она справилась достойно. Что касается игры главного героя, то это третий фильм с Марлон Брандо который я посмотрел за последний месяц, и во всех трёх фильмах («Мужчины», «Трамвай „Желание“» и „Вива, Сапата!“) он играет разные роли, но везде один сценический образ. Меня это не сильно смущает, например Джеки Чан практически во всех фильмах тоже играет в одном образе, но это не вызывает отрицательного эффекта. Всё же хочется отследить, как он из образа такого принципиального, привлекательного, дерзкого, уверенного в себе молодого человека превратился в крёстного отца.
Мексиканская революция, разгоревшаяся в начале XX века, стала реакцией населения на несправедливость, творимую властью президента Порфирия Диаса. Как и многие революции, Мексиканская подарила стране национальных героев, о которых мексиканцы до сих пор вспоминают с гордостью. Одним из таких героев был Эмильяно Сапата, чья история борьбы легла в основу сюжета исторической драмы «Вива, Сапата!».
Синопсис Мексика, 1909 год. Во время аудиенции у президента Порфирия Диаса делегация мексиканских крестьян требует, что президент разобрался с помещиком, отобравшим у этих крестьян их земли. Диас лишь обещает разобраться, но этот ответ не устраивает члена делегации Эмильяно Сапата, смелого легендарного борца за свободу и справедливость, что война начинается с этого самого момента.
Игра актёров Марлон Брандо, как всегда, был просто великолепен. Кому-то может показаться, что в фильме он воплотил образ легендарного красавчика с пафосными привычками. Однако в «Вива, Сапата!» он исполнил роль реального человека, который до конца жизни был по-настоящему предан своей идее и эту преданность с успехом распространил на своих сторонников. Также понравилась второплановая роль Эуфемио Сапата, исполненная легендарным актёром Энтони Куином, воплотившим образ немного грубого и глуповатого старшего брата Эмильяно, однако смышленого человека, который увидел, что эта борьба не имеет смысла, потому что не увидел в ней конца, т. е. мира.
Режиссура Знаменитый режиссер Элиа Казан уже давно занял почётное место в списке моих самых любимых режиссёров. На первый взгляд, его картины могут показаться обычными, однако, присмотревшись, чувствуется, что в них что-то уникальное, свойственное стилю только этого режиссёра. «Вива, Сапата!» — это не обычный пафосный боевик и сентиментальная драма, а простая, но в то же время глубокая психологическая повесть о том, как важно быть преданным своей идее. Если борешься за свободу и справедливость, то борись за них до самого конца, будь готов на пойти самопожертвование. Как мне кажется, эта мысль пронизывает весь фильм, что несомненно является заслугой Казана.
Сценарий Сюжет фильма не представляет собой летописную сводку, которая погодно описывает события Мексиканской революции и ту роль, которую в ней сыграл Эмильяно Сапата. В центре внимания находится только сам Сапата, и начинается его история с той самой встречи президента Диаса и мексиканской делегации, когда Эмильяно понял, что установить справедливость смогут только сами крестьяне, которых возглавил Сапата. Однако эта часть сюжета служит лишь фоном, поскольку периодически сценаристы уделили внимание таким проблемам как любовь, семейная жизнь, преданность, предательство и власть. Главному герою через все приходится пройти, однако чрезмерная вера в людей его и подвела.
Итог Честно говоря, еще до просмотра немного пафосное название фильма меня немного смутило, однако «Вива, Сапата!» оказался по-настоящему хорошим фильмом, который не оставит зрителя равнодушным. Самое главное, что отличает картину, то что она проникнута человечностью, здесь нет какой-то наигранности, чувствуется натуральность. От этого фильм оставил приятный осадок на душе.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Вива, Сапата! 1952 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм про великого Сапату, простого мексиканского крестьянина, поднявшего свой голос против произвола богачей и поднявшего руку на их ценности.
Вива, Сапата! / Viva Zapata! 1952, США, биография, вестерн, военный, драма, исторический