Галерея
Интересные факты 4
Актеры 15
Съемочная группа 11
Рекомендуем 16
Похожие 20
Отзывы к
фильму
12
В 1963 году Лавкрафт еще не был действительно культовой фигурой. Но успехом он пользовался уже большим, чем при жизни, когда о нем вообще слышали единицы. И вот кто-то из деятелей киноиндустрии прочитал его рассказ «Случай Чарльза Декстера Уарда» и решил его экранизировать. Режиссером стал король низкобюджетного трэша Роджер Корман, а главного героя (точнее, сразу двух) исполнил Винсент Прайс. Формально это экранизация не только Лавкрафта, но и Эдгара По, но по факту По в титры добавили для маркетинговой галочки: его-то все знали. В самом же фильме из По используется только цитата в конце. Впрочем, Корман его не сильно обидел: на волне популярности «Замка» он снял целую серию экранизаций По (теперь уже настоящих), которые впоследствии стали классикой. Но вернемся к «Заколдованному замку».
Чарльз Декстер Уард с женой приезжают посмотреть на перешедшее к ним по наследству поместье, в котором когда-то жил предок Чарльза — Кервен, сожженный местными по обвинению в колдовстве. Поместье, естественно, выглядит жутко и неухоженно, а его смотритель — крайне неприятный тип. В довершение ко всему в Чарльза вселяется дух его предка, который намерен закончить начатое им дело — призыв в мир древних лавкрафтовских богов…
Естественно, настоящей атмосферы страха, фирменного лавкрафтовского саспенса в фильме нет — с такими материями Корман никогда работать не умел. Перед нами лайт-версия рассказа, разбавленная бу-моментами вроде змеи в духовке, до которых Лавкрафт в жизни бы не опустился. Зловещий замок, зловещий зеленый свет в подвале, зловещий Лон Чейни-младший и Винсент Прайс, играющий сразу двух героев. Главное украшение фильма — именно он, а не клиширванные ужасы, которые сейчас воспринимаются как комедия. Про остальных актеров такого, к сожалению, не скажешь — все, даже Чейни, просто отыгрывают свои роли, даже не пытаясь запомниться. Не будь «Замок» первой экранизацией Лавкрафта, его бы и не запомнили.
К чести создателей надо отметить. что декорации в фильме неплохие: как-то не задумываешься, что это рисунки на экране и прессованный картон. Значит, в чем-то фильм уже неплох. Да и общая наивность умиляет — если не слишком серьезно относиться к тому факту, что экранизация не особо точна, останется милая страшилка в стиле ретро. Не пугает, но смотрится неплохо.
Кинодебют Лавкрафта полностью успешным назвать сложно — от рассказа осталась в основном центральная идея, которую украсили мишурой из дешевых пугалок. Но слишком ругать фильм не хочется. Очаровательный ретро-ужастик — это тоже неплохо.
6 из 10
Жители Аркхэма считают Джозефа Карвена, хозяина мрачного замка, колдуном и обвиняют его в причастности к тому, что все, кто попадает в его замок, исчезают. Побывавшие там девушки на утро ничего не помнили, возвращаясь сами не свои. И однажды ночью местные ворвались в замок и сожгли Карвена. Но перед смертью колдун проклял своих убийц и их потомков, пообещав вернуться и отомстить за свою смерть.
Через 110 лет в Аркхэм приезжает потомок Карвена — Чарльз Декстер Вард, вместе со своей супругой Анной, чтобы вступить в права наследства замком. Местные жители встречают их настороженно и враждебно. И немудрено, ведь мистер Вард — точная копия своего далекого предка, зловещий портрет которого висит на стене замка, храня в себе черную душу сожженного чернокнижника. Больше века он ждал возможности вернуться в этот мир и закончить свои дьявольские магические опыты, а также отомстить жителям городка.
Роджер Корман, будучи большим поклонником Эдгара По, воссоздал на экране многие из его произведений, перенеся на экран их темную атмосферу готического ужаса, полную мистики, загадок, роковых тайн и родовых проклятий. Корман создал целую Вселенную Эдгара По, со старинными домами и замками, в которых царили тлен, страх, зло и запустение. Страшные колодцы, полуразрушенные склепы, окутанные густым туманом узкие темные улицы, ведущие на кладбища. Мир, где в забытых Богом деревнях и городках жители знали только отчаянье, безысходность и животный страх перед тем магическим злом, природу которого не могли постичь. К этой же Вселенной по всем внешним признакам относится и «Заколдованный замок», один из лучших фильмов Кормана.
Хотя от Эдгара По тут осталось лишь четверостишье в начале и в конце фильма, и его название, взятое из названия поэмы «Заколдованный замок». В основу сюжета лег роман «История Чарльза Декстера Варда» Говарда Филлипса Лавкрафта, который в те времена еще не пользовался популярностью, но привлек внимание Кормана демонической магией «Некрономикона», тему которой Роджер Корман позже раскроет в совместной работе со Стюартом Гордоном и Брайаном Юзной. К тому же тема возвращения из мертвых, овладения и порабощения духом мертвеца тела живого человека в романе Лавкрафта были созвучны произведениям Эдгара По. И в классических готических декорациях впервые звучат имена Ктулху и Йог-Сотота, впервые появляются чудовища, которые в дальнейшем станут центральными героями классического лавкрафтовского хоррора. Но это будет позже, а данная картина в результате симбиоза двух авторов-мистиков стала самой первой экранизацией Лавкрафта, считающейся к тому же и одной из лучших.
И в этом немалая заслуга огромного актерского таланта Винсента Прайса, который сыграл две совершенно разных по полярности добра и зла роли, двух главных персонажей, владеющих одним и тем же телом. Их борьба внутри этого тела отражается то в заострившихся вдруг чертах лица, то в тоне голоса или блеске и выражении глаз. Все это настолько мастерски, по-актерски тонко сыграно Прайсом, что зритель легко понимает, кто в данную минуту одержал верх в этой борьбе и что победить в финале должен только один. В этой роли Винсент Прайс, кажется, превзошел самого себя — настолько быстрым, почти неуловимым, и в то же время таким явственным был переход из сущности Чарльза Варда в сущность Джозефа Карвена.
Также хочется отметить второстепенную роль помощника колдуна, его слуги и сподвижника Саймона в исполнении Лона Чейни-младшего, когда-то блиставшего в роли Человека-волка, но в начале 60-х уже утратившего былую популярность, но не талант. Преданный слуга своего господина, поседевший, уставший, обрюзгший и помятый, он преображается в фанатичного служителя зла, готового с утроенной энергией служить своему вернувшемуся из небытия хозяину и тем демонам, которых они собирается вместе призвать в наш мир.
Грим чудовищ сегодня мог бы показаться примитивным, если бы не тот антураж, в котором режиссер показал их на экране. Когда на темных ночных улицах селения эти несчастные калеки без глаз, ртов, носов, со смазанными, изуродованными телами и лицами молча окружают Варда и его супругу, выступая из густых клубов синего, стелящегося по земле тумана, становится по-настоящему жутко. Впечатления жути усиливает и музыка Рональда Стайна, тягучая, давящая и величественная одновременно.
Красавица-брюнетка Дебра Пейджит в роли Анны Вард с огромными черными глазами, в которых плещутся страх и тревога за мужа, вдруг разительно переменившегося, тоже достойно справилась с ролью. Несколькими годами ранее в «Индийской гробнице» и «Бенгальском тигре» Дебра была очень органична в роли экзотической индийской танцовщицы. Здесь Пейджит не менее органична в антураже готического замка, с испуганным взглядом, бледным лицом с тонкими чертами, в светлых одеждах на фоне серых стен замка, освещенных горящими факелами. Облик готической красавицы ей удался не хуже, чем самой королеве готического хоррора Барбаре Стил, превзойти которую в экранизациях Эдгара По очень тяжело.
Фильм заканчивается так же, как и начинался — сожжением замка как средоточия зла. Сожжением демонического портрета, хранителя этого зла. И выразительной усмешкой Винсента Прайса, убеждающего зрителя в том, что ничего в Аркхэме еще не закончилось. Ведь зритель помнит, что победителем останется только один. А выражение холодных глаз Прайса не оставляет сомнений в том, кто в этой борьбе вышел победителем. Что кошмар только начинается, а будущему местных жителей не позавидуешь. Но это будут уже другие фильмы, другие экранизации уже признанного в миру писателя. Но первой был именно «Заколдованный замок», в котором дух признанного классика Эдгара По открыл дорогу к славе непризнанному тогда еще классику Говарду Филлипсу Лавкрафту.
8 из 10
Продолжая снимать свой легендарный цикл фильмов по рассказам Эдгара По, Роджер Корман решает взять за основу произведение другого великого писателя ужасов — Говарда Филиппса Лавкрафта — «Случай Чарльза Декстера Уорда». А название для фильма Корман позаимствовал из поэмы По — «Заколдованный замок» (данная поэма присутствует в оригинальном рассказе «Падение дома Ашеров»). Не смотря на сюжет, навеянный Лавкрафтом, фильм всё равно представляли как экранизацию произведения Эдгара По.
Корман стал самым первым режиссёром, который экранизировал Лавкрафта.
«Заколдованный замок» — самый мрачный и готический фильм из всего цикла. Корман использовал приглушённый свет и игру теней, что придало фильму особый мрачный оттенок.
Данный фильм — один из лучших, что касается поздних фильмов цикла.
Винсент Прайс блестяще исполнил роли Декстера Уорда и его злого альтер-эго — Джозефа Кервина. Ему удалось очень тонко показать грань между положительным и отрицательным персонажем в одном лице. Данная концепция во многом отсылает к «Доктору Джекилу и мистеру Хайду».
На этот раз актёрский состав пополнился Лоном Чейни, который испытывал тогда карьерные трудности. В этом фильме Чейни выглядит несколько помятым и располневшим, что было следствием его проблем с алкоголем. Но свою роль Чейни прекрасно сыграл.
Итог: Корману весьма удачно удалось экранизировать произведение Лавкрафта. Это определенно его лучший фильм.
10 из 10
Смелые ребята, славные ребята, здравствуйте, здравствуйте. Что? Хотите «ужасного» знания? Ну что же. Вот, берите, грызите. Сахарный череп, белый, белый, сладкий, сладкий. Закусите леденцовым мозгом, вылизывайте каждую извилину, впивайтесь крепкими зубами, хрустя, треща, смеясь. Доберитесь до невесомого, мармеладного, несъедобного, липкого, вязкого, серого страха. Хватайтесь за летучего, ядовитого змея, прыгайте, прыгайте, быстрей, быстрей… летим!
Милые, забавные, вот и первая остановка. «Заколдованный замок». Мрачный замок, перенесенный из глухих веков, из темных веков в Новый свет. Такой старый, такой страшный. Давайте заглянем, давайте узнаем, расспросим отца всех «корманоидов», папашу фильмов категории «Б», синего, зеленого, нашего, вашего Роджера. Что, зачем, почему? Роджер? «Меня всегда интересовали другие, запредельные миры, я прочел рассказы и поэмы Эдгара По еще совсем юным, и они произвели на меня огромное впечатление. С тех пор я всегда мечтал перенести их на экран. И когда, наконец, в начале шестидесятых годов, смог приступить к этой работе, старался смотреть в глубину его творчества. Мне хотелось пробиться через поверхность текста и воплотить не фабулу, но некую сердцевину мироощущения Эдгара По». И воплотил, не солгал. Посмотрите, оцените. Однако здесь другое, здесь «призрачный дворец», который таит нечто мерзкое, жуткое, прелестное принадлежащее запредельному, древнему, мертвому, но не автору «Ворона». В тех же покрытых «патиной времени», зашелкованных, запутанных декорациях. С той же поэтикой артифицированного, готического хоррора. Под именем Эдгара Алана, прячется, как урод в замке, «космически ужасное» Лавкрафта. Вы легко узнаете его, ребята, когда подрастете, когда откроете свой «Некрономикон», услышите зов Ктулху, нырнете «в пасть безумия». Вы не понимаете, почему? Деньги, монетки, бумажки, цветные, шуршащие, ароматные. Едгар пользовался спросом, Лавкрафта никто не хотел знать. И Роджер проказник продал два по цене одного.
Еще не устали? Продолжаем? Вы еще так молоды, но уже так много знаете. Вы поняли, хорошие мои, что пугал Роджер не так, как сейчас, во времена великого немого или депрессивные 30-е. Он шел по пути, проложенному в 40-е и 50-е, к дегуманизации. Хорошее слово, вкусное. Утрата созданием божьим человечности это ли не страшно, это ли не прекрасно? Вы видите этот цирк уродов, это собрание всевозможных недостатков, безглазые, со свиными пятачками, безумные. Люди? Уже нет. Насмешка над актом творения, насилие над природой. Но «сатанинские» 70-е только впереди, снаффные, кровавые, сладкие, а пока лишь под текстом, лишь за кадром. Роджер? « Я по прежнему убежден, что секс является главным источником страха. Я уже говорил, что фильм ужасов работает с подсознанием человека. И самый сильный из подсознательных импульсов — сексуальный. Когда вы прорываетесь на этот уровень, то всегда затрагиваете очень тонкие и не всегда понятные самому зрителю эмоции. Впрочем, я не утверждаю, что каждый фильм ужасов основан на сексуальности, равно как и не считаю, что каждому из них удается воздействовать на подсознание. Но в своих картинах я стремлюсь именно к этому». Запомните еще одно вкусное слово — «перверсия». Некрофилия, самого чистого, самого честного образца. Любовь к мертвой красавице. Любовь порочная, плотская, требующая воскрешения старого милого трупа, загробная, пропитанная сладким духом разложения. Отторгающая, презирающая живую, обыкновенную, теплую, лишенную романтического очарования твердого, жесткого кадавра, бытовую, супружескую.
Ровно полночь, надо спешить, пока не настал час быка. Смотрите вон там, идет хрестоматийно факельная, синематографическая охота на ведьм. Гори колдун! Чтоб кровь твоя закипела в венах, чтоб мясо твое обуглилось, а душу, черти утащили в ад! В грозу, в ненастье! Не бойтесь, малыши, подходите ближе, погрейте руки у костра, возьмите черную, теплую косточку на память. Послушайте меня. Наш друг Роджер настоящий «художник ужасного», преданный классике, преданный готике. В полном согласии с мифологией он использует портрет, как окно в мир духов. Смотрите внимательней, ведь главный герой уже не тот, что раньше, он не принадлежит себе, его место занял прадед, тот колдун, чьи кости вы сжимаете в кулачках и прячете в карманах, вместе с фарфоровыми шариками, монетками, смятыми фантиками и розовой жвачкой. Даже вас, мои хорошие обманул Винсент, вы поверили ему, а ведь это лишь сон во сне, иллюзия, обман, картинка. Но посмотрите, как меняется его лицо. Как его покрывает мертвенная бледность, когда побеждает дух, как подчеркивает свет и тень эти перемены. Посмотрите дети, узнайте, что значит настоящее искусство, как изобретательность при ограниченных возможностях порождает совершенство. Как Хайд сменяет Джекила, благодаря таланту. Вот он иллюзион, вот она магия кино, чистая, абсолютная, почти утраченная в ваш компьютерный век.
Черная ночь, как сердце злодея, как душа чародея. Слышите, как пахнет жасмин в старом саду? Я вижу, вы устали, проголодались, ваши глазки слипаются. Не страшно. Уже все. Вот Дерево всех святых, на нем пока горят огоньки. Мы еще увидимся с вами, со всеми вами. Всегда ваш, всегда ждущий мистер…
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Заколдованный замок 1963 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В 1765 году таинственные исчезновения людей происходили в деревне Аркхэм. Влиятельный помещик Джозеф Кервен, обвиненный в человеческих жертвоприношениях, был сожжен. Но на смертном одре он проклял жителей деревни, пообещав жестоко отомстить. Сто лет спустя потомок Кервена Чарльз Декстер Уорд и его жена Анна приезжают в Аркхэм в имение своего предка. Вскоре Чарльз обнаруживает, что деревня населена жутковатыми мутантами, а в замке обитает злой дух проклятого Кервена...
Заколдованный замок / The Haunted Palace 1963, США, ужасы