Галерея
Интересные факты 5
Актеры 15
Съемочная группа 28
Рекомендуем 19
Похожие 14
Отзывы к
фильму
13
Борат возвращается в Америку из далекого Казахстана. Как и в первом фильме Казазстан передан максимально точно и деталезировано. Борат, как и полагается говорит на иврите, его дочка на румынском, так же премьер Назарбаев владеет свободно румынским. Саша Барон Коэн опять провоцирует выдвигая дикие стереотипы, в которые многие американцы поверят. Это мы смеялись над ломаным русским Шварцнегера в Красной жаре, в Америке всех все устраивала, поэтому когда казахи говорят то на иврите, то на румынском, это тоже ни у кого вопросов не вызывает.
Главное, что надо знать перед просмотром, это то что нет прописаного сценария и кроме Борота, его дочки и премьера Нащарбаева в этом фильме нет актеров. Борат сталкивается с реальными людьми, которые не подозревают, что снимается в кино. Он импровезирует по ходу разговора. Есть конечно заготовки, но в основном нельзя знать, что тебе скажут случайные встречные. Коэн специально создает гротеских стереотипных персонажей, что бы иследовать реакции людей. Американцы запросто ведутся на истории Бората о диких пытках и мучениях в Казахстане. Их это не смущает, это, как разговор Борота на иврите: «Ну да, в Казахстане как то так все и происходит».
Коэн путешествует по Америке, вскрывая то что люди стараются не показывать. Он просит на торте написать антисимитское высказывание, верная кондитерша сделает без вопросов. Это капитализм, детка! Добрый мексиканец доставив посылку и увидев там живую девушку, поможет Борату заколотить ее обратно в ящик. Под удар попадают все от парочки реднеков с юга, уверенных, что Обаму вот вот посадят, до бывшего мэра Нью Йорка Руди Джулиани, который не прочь потеребить на пятнадцатилетнию дочку Бората. Тест на вменяемость будет брошен многим, пройдут его не все.
Настоящим открытием этого фильма стала румынская актриса Мария Бакалова, играющая дочку Бората. Она не только прекрасна в комедийной роли, но и не теряется при интерекации с случайными людьми.
Американское общество, спустя четырнадцать лет вновь проходит проверку на сочуствие и эмпатию, пока что диагноз неутешительный.
Я никогда не был ярым поклонником творчества Саши Барона Коэна, но всегда с интересом следил за его работами. Ловко жонглируя фиглярскими образами, комедиант создавал довольно провокативные, нарочито пошловатые и дурацкие проекты. В этом кинематографическом потоке абсурдизма порой можно было вычленить несколько поистине гениальных шуток, по-настоящему надорвать живот от смеха над парой-тройкой уморительно сконструированных мизансцен. Но самое главное, под этим толстым слоем чрезмерно напускной идиотии всегда можно было обнаружить ворох любопытных, забавных, а порой пугающих и обескураживающих наблюдений об «Асашай».
Образы Коэны- это словно кривое зеркало, в котором случайный прохожий упорно отказывается замечать нелепую пляску своего искореженного отражения, с каким-то ослиным упрямством продолжая подыгрывать подстрекательствам актера-трикстера.
От вышеназванных установок Саша не отошел и в сиквеле («Следующий фильм о Борате: передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным народом Казахстана»), с еще большим упоением отыгрывая свою фирменную роль. Кажется, после успешных драматических экспериментов, лицедей решил немного расслабиться и от души похулиганить в шкуре прославившего его на весь мире казахского журналиста Бората Сагдиева.
За 14 лет со дня премьеры первого фильма социально-политический ландшафт Америки подвергся невероятным тектоническим сдвигам, на фоне которых былое непритязательное шутовство Бората воспринимается уже полноценной оплеухой и настоящей дерзостью. Во время просмотра я не переставал удивляться — как в нашу эпоху бесконечно обиженных и оскорбленных Барон Коэн уверенно продолжает свой Кинематографический Буффонадский Крестовый Поход, без страха и упрека потешаясь над мучительными трансформациями американского социума. Коэновской обструкции подверглись зудящие своей актуальностью темы: феминизм, коронавирус (ох, уж этот потрясающий финальный конспирологический твист-оммаж «Подозрительным лицам»), Me Too-повестка (эпизод с бывшим мэром Нью-Йорка Рудольфа Джулиани- это вообще какая-то сюрная жесть. Интересно, как это аукнется актеру), и, куда же без нее, антитрамповская тематика, на которой по большей части и зиждется событийность сиквела.
В своей же нарративной составляющей второй «Борат» стал более цельным и внятным высказыванием, центральной темой которого стал извечный вопрос отцов и детей. На этот раз главный герой подвергся полноценной драматургической эволюции, чем не мог похвастаться оригинал, а компанию ему составила неожиданно объявившаяся дочь, в блестящем исполнении дебютантки из Болгарии Марией Бакаловой. Кажется, в плане импровизации и харизмы у Коэна в сиквеле появился достойный соперник: их актерский тандем можно без зазрения совести назвать одним из самых взрывных в этом скудном киногоду. 15-летняя дочь Бората, страждущая сменить свою убогую клетку (буквально) на золотую клетку Мелании Трамп и беспрекословно следующая букве вымышленного мизогинного «Домостроя»- пожалуй, главная удача продолжения. Одни из самых смешных сцен в фильме завязаны на героине Бакаловой: визит к гинекологу и пластическому хирургу, пафосный бал дебютанток с безумным танцем «Плодородия», беседа Татур с инстаграм-инфлюенсеркой, пламенная речь на встрече женщин-консерваторов и уже вышеназванный скандальный эпизод с Джулиани.
В общем, все такой же пошловато-безбашенный, местами гомерически смешной, отчаянно дерзкий и безжалостный, но при этом неожиданно душевный и умилительный фарсовый сиквел.
Вердикт: Кулик хвалит это болото!
С самых первых кадров от нового «Бората» (он же «Борат: Подарок порнографической мартышки вице-премьеру Майклу Пенсу на благо недавно сократившегося народа Казахстана») веет душещипательной ностальгией: в нем все ровно так же, как 14 лет назад: фальшивые кинозаставки от «Казахстанского центра исследований чумы» и «Министерства сельского хозяйства», сам Казахстан, который, как и в первой части, почему-то снимали в Румынии, музыка Горана Бреговича и прочие намеки на Кустурицу и, конечно же, юмор — не «на», а уже давно за гранью фола — и это здорово, черт побери!
Такой же, как в 2006-м, оказалась и реакция на фильм реального Казахстана и его населения — в местном интернете уже гуляет хэштег #CancelBorat, появившийся еще до официальной премьеры фильма. Впрочем, даже реальные казахи оказались не настолько радикальными, как их экранные воплощения — по сюжету продолжения, после премьеры оригинального фильма в Казахстане буквально возненавидели Бората Сагдиева за оскорбление страны, и тот из вполне себе уважаемого журналиста превратился в настоящего андердога, заточенного в казахстанский вариант ГУЛАГа.
Из других нововведений: родина Бората наконец обзавелась главой — премьером (нет, не президентом) Назарбаевым — именно он отправляет опозорившего отечество журналиста обратно в «Асашай», дабы с его помощью восстановить репутацию государства. Однако главным отличием от оригинала становится новый персонаж — дочь Бората Тутар Сагдиева, на экране заменившая продюсера Азамата из первой части. Ее сыграла болгарская актриса Мария Бакалова, ранее замеченная в сериале «Гоморра» — с ролью она справилась ничуть не хуже самого Саши Барона Коэна, который за первого «Бората» получил «Золотой глобус» как лучший комедийный актер.
Именно фигура дочери делает продолжение таким же злободневным, каким полтора десятилетия назад стал оригинал (как ни крути, за это время мир значительно посмелел) — путь 15-летней Тутар становится историей «эмансипации по-боратовски», которая может стать не самым плохим самоучителем для отцов, не совсем представляющих себе, что такое современная свободная женщина. Впрочем, даже эта, казалось бы, нравоучительная идея не представляется в фильме чем-то однозначно положительным — к примеру, промелькнувшая по сюжету инстаграм-инфлюенсерша, обучающая Тутар, как завести папика, оказывается ничем не лучше самых дремучих сексистских стереотипов самого Бората.
Сама же идея об отцовстве полоумного иностранца оказывается изобретательной сатирой над американской же традицией о важности семьи. Хотя фильм Саши Барона Коэна (автором хочется назвать именно его, хоть режиссерское кресло в этот раз занял Джейсон Уолинер, ранее с актером не сотрудничавший) вроде бы и адресован Америке — как стране, людям и культурному коду, на деле скорее исследует современное западное общество, которое за последние годы еще больше распространилось далеко за пределы привычного нам «Запада».
В этом, впрочем, весь Барон Коэн — кому, как не ему, принести на большой экран (неважно, что в кино фильм не показывали) столь долгожданную неполиткорректность, бессовестно высмеивающую чуть ли не всю современную цивилизацию. И хоть ни один из остальных киношных проектов Коэна — про британского рэпера Али Джи, австрийского гея Бруно и ближневосточного диктатора Аладина — не может похвастаться ни таким же качеством исполнения, ни зрительским успехом, историей о казахском журналисте — расисте, сексисте и попросту идиоте, но все равно наивном и обаятельном чудаке — Коэн вписал свое имя в историю как кино, так и комедии.
Одним словом, дело «Бората» за прошедшие годы не постарело ни на йоту. Из чего даже рождается вопрос — почему же продолжения пришлось ждать так долго? Причиной могло быть нежелание студий ввязываться в судебные разбирательства, причиной которых стал первый «Борат» — тогда многие реальные американцы, не имевшие представления, в съемках чего именно они принимают участие (многим рассказывали, что снимается документальный фильм о визите иностранного журналиста в США), и в итоге выставившие себя на весь мир в отчаянно дурном свете, захотели получить от студии денежные компенсации морального вреда.
Второй «Борат» в этом смысле ступил на еще более тонкий лед -сцена с бывшим мэром Нью-Йорка, а ныне — советником Трампа по кибербезопасности Рудольфом Джулиани (не будем лишать вас удовольствия увидеть ее своими глазами) не только стала кульминацией фильма, но облетела все мировые СМИ и произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Вне зависимости от того, что там на самом деле произошло, попадание опытного политика на крючок к Саше Барону Коэну еще может стоить ему как минимум репутации и карьеры. С другой стороны, «временное попадание» фильма оказалось как никак удачным, и новый коэновский памфлет появился именно тогда, когда нужно — не столько во время пандемии Covid-19 и накануне президентских выборов в США (кто знает, может, фильм даже повлияет на их результаты), сколько в эпоху, когда терпимость стала нетерпимой, а едкая сатира, граничащая с глумлением — объективной и миролюбивой. Многие ситуации, провоцируемые на экране Бароном Коэном, сейчас воспринимаются куда болезненнее, чем раньше — иначе фильм просто не был бы настолько хорош.
Сам казахский журналист Борат Сагдиев исполняет именно ту роль, для которой и был создан. Он — джокер, трикстер (как и сам Трамп для Америки, кстати говоря) — его логику не понять, действия — не предугадать, он сеет хаос везде, где ни появится, и выводит на чистую воду всех встречных, показывая, чего на самом деле стоят любые высокоморальные амбиции не только Америки, но и всего мира (да, если кто-то еще сомневался — смеются в фильме вовсе не над Казахстаном.
Актер, продюсер и сценарист Саша Барон Коэн — не дурак и даже не тролль. Он, как и положено настоящему сатирику, — тонко чувствующий мир идеалист, за версту ощущающий любую фальшь. Одним словом — совершенный безумец. Впрочем, кто больший душевнобольной — Борат или современное общество (читайте — мы с вами) — решать придется зрителям.
Вывод: Несмотря на все сомнения и понятный скепсис, Барон Коэн смог совершить невозможное — используя метод пятнадцатилетней давности, создать новое, живое и актуальное произведение, практически ничем не уступающее именитому оригиналу. Нрайца!
8 из 10
Помнится, в далёких и прекрасных нулевых «Борат» нехило так подпалил пердаки в самых разных слоях общества самых разных стран. Те, кому положено по роду деятельности (критики и киносообщество в целом) и просто наиболее насмотренные/образованные/раскрепощённые оценили этот сатирический трэш по достоинству. До остальных дошло чуть позже. В нашем дремучем постсовке фильм ожидаемо предали анафеме: обвинили авторов в разжигании пердаков (зачёркнуто) межнациональной и всяческой другой розни, отменили прокат, а где-то и вовсе запретили на официальном уровне. Правда, опозжа всех слегка попустило: даже руководство Казахстана со временем сменило уничижительную риторику на снисходительно-позитивную.
Был ли тот фильм хорошим? Наверное, если бы мы оперировали абсолютными понятиями, ответ был бы отрицательным. Если же отказаться от чёрно-белого восприятия и немного подумать, то вырисовываются неоспоримые преимущества данного творения. Вопреки воплям многочисленных оскорбившихся, Саша Барон Коэн не ставил себе задачи обидеть кого бы то ни было. Особенно казахов, ведь досталось-то исключительно американцам. Авторы мастерски подсветили самые неприглядные и сложные проблемы заокеанского общества: культурные стереотипы американцев, их ущербное и увешенное клюквой представление о других народах и государствах; агрессивная внешняя политика США — вспомните эпичную фразу Бората «Мы поддерживаем ваш террор!»; мимоходом досталось и активистам различных движений (ЛГБТ и феминистки). Казахстан же присутствовал здесь лишь как собирательный образ далёкого государства, вобравший в себя самые дремучие стереотипы рядовых американцев. Отсутствие внятного сценария с лихвой окупилось толпами неподготовленных людей, которые принимали Бората за реального журналиста и демонстрировали зрителю кристально искренние эмоции полнейшей фрустрации. По сути, Коэн подарил нам большую серию дерзких пранков, завёрнутых в трэш-комедию с идейным стержнем в виде острой социально-политической сатиры. Ну и не стоит забывать, что местами этот фильм действительно был уморительно смешным. За всё вышеперечисленное я легко простил ему избыток сортирного юмора со всеми этими какашками и «вагинаями».
Вторая часть свалилась на нас как снег на голову. На дворе корона-кризис, полный коллапс сферы развлечений и кино в частности; в США близятся президентские выборы, страну сотрясают чёрные протесты, оголтелые леваки способствуют всё большей радикализации даже самых «травоядных» движений, да и вообще во всём мире царит какая-то нездоровая атмосфера (каламбур-с, хехе). Казалось, что лучшего периода для возвращения Бората Сагдиева и представить невозможно. Увы и ах, что-то пошло не так. Точнее, всё пошло не так, если уж быть честным. Это всё тот же Борат — такой же неотёсанный и дикий. Он всё также не упускает случая пошутить на урино-фекальные темы, радостно заводит беседу о кровосмесительных связях и устраивает демонстрацию менструальных выделений своей дочери в формате национального танца. Проблема в том, что фильм утратил эффект новизны и растерял остроту и едкость сатиры.
С первым элементом всё понятно: «Борат» 2006-го года смотрелся (и был по сути) чем-то из ряда вон. Он эпатировал, раздражал, провоцировал; он смешил и заставлял стыдиться, он вызывал жаркие дискуссии и поляризовал своих зрителей на два непримиримых лагеря. В 2020-м мы получили лишь постаревшую тень Бората: лишившись фактора внезапности и новизны, он уже не удивлял и не шокировал. Ничего принципиально нового авторы родить не смогли, поэтому всё свелось к бесконечным самоповторам и попыткам довести абсурд до каких-то космических значений, что само по себе лишь подчёркивало ущербность сиквела в сравнении с оригиналом.
А вот с сатирой вышло как-то совсем уж обидно: Коэн вроде бы не обходит острые углы, но хлёстким и злободневным его фильм назвать не получается. Вроде бы по всем проехались: по меньшинствам и широким массам, по левым-правым, по элитам и быдлу обыкновенному в ассортименте… Да вот только не смешно всё это. Сатира, бившая «не в бровь, а в глаз» сменилась каким-то набором дежурных, туповатых шпилек. Смелое, дерзкое и местами неприличное ВЫСКАЗЫВАНИЕ осталось таким же неприличным, но измельчало в плане смелости, дерзости и остроты. И это в наш вонючий век повсеместных кризисов. И это во время разгула социального «маятника», который радикально качнули левые борцы «за всё хорошее», всё больше напоминающие упоротых фанатиков. И это во время истеричной толерастии и повсеместной цензуры, когда одни опасаются диктатуры государства, а другие — диктатуры свихнувшихся на соцповестке леваков.
Думаю, в наше непростое время Коэн мог оформить триумфальное возвращение. Увы, ему это не удалось. Фильм стал типичным современным сиквелом, сохранив все недостатки оригинала, но лишившись его лучших качеств. «Борат-2» — это эксплуатация некогда успешного образа, который вряд ли мог взлететь дважды. Кинематографу и обществу в целом очень не хватало того самого Саши Барона Коэна — хлёсткого, дерзкого, эксцентричного, смелого и непредвзятого. Нам очень не хватало человека, способного сделать громкое заявление; способного проигнорировать многочисленные табу и высмеять новоиспечённых «священных коров», которые пришли на смену старым. Не знаю, хватает ли современному Коэну пороху для подобных высказываний. В любом случае, для этого ему требовалось что-то свежее. Новая риторика, новые художественные приёмы. Новый герой, который застал бы зрителей врасплох. К сожалению, новый-старый «Борат» не способен дать ничего из перечисленного. Это эксплуатация, самоплагиат и просто несмешная комедия с нулевой ценностью, которая не стоит полутора часов вашей жизни.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Борат 2 2020 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
За 14 лет журналист Борат Сагдиев стал звездой Казахстана и теперь решает показать дочери прелести американской жизни, а заодно и выдать её замуж.
Борат 2 / Borat: Gift of Pornographic Monkey to Vice Premiere Mikhael Pence to Make Benefit Recently Diminished Nation of Kazakhstan 2020, США, комедия