Галерея
Интересные факты 7
Актеры 14
Съемочная группа 29
Рекомендуем 16
Похожие 15
Отзывы к
фильму
18
Рождественская встреча в старом добром 1183 году высокого средневековья. В еще не старушке-Англии 50-летний король Генрих (Питер О’Тул), собирает подле себя трех неблагодарных сынков — брутального и прямолинейного Ричарда (Энтони Хопкинс), расчетливого и хитросделанного Джеффри (Джон Касл), а также младшенького дебила и труса Джона (Найджел Терри). Также из тюрьмы на праздник-побывку Генри выписал свою законную супругу Элианор (Кэтрин Хепберн), которая является той еще интриганкой. Наконец, к не самому опрятному английскому двору прибывает молодой, но сука безразмерно наглый король Франции Филипп (Тимоти Далтон), сестра которого Элис (Джэйн Мэрроу) стала желанной любовницей Генриха. И вот вся эта склочная компания собирается, чтобы выяснить, кто же унаследует английский престол. И каждый из прибывших интригует, подслушивает и предает преследуя исключительно свои корыстные интересы.
Тот случай, когда особо безвестный драматург Джеймс Голдмен написал удачную пьесу, а такой же не хватавший звездочек с неба режиссер Энтони Харви снял лучшую свою постановку в карьере. Но оживить эту интересную задумку смог очень мощный актерский состав, половина из которого вообще открыла именно этим фильмом славные странички свей кинобиографии. Но об этом чуть ниже.
Для исторических постановок, охватывающих период средневековья, крайне важен внешний антураж — величественные замки, батальные сцены, костюмированная массовка и в целом, романтический ареол давно прошедшей эпохи. Однако специфика пьесы Голдмена практически все это исключает. Все события разворачиваются в замке, и битвы здесь исключительно словесные, поделенные на семерых участников — двух королей, трех принцев, королеву и ее конкурентку. И, тем не менее, Харви умудрился выйти за рамки одной только сцены-комнаты, создав очень смачную картинку дворцового антигламура XII века. Здесь рядом с рассуждениями о судьбах Англии, Франции и Аквитании будут кукарекать петухи, а под ногами хрюкать свиньи. Месиво в королевском замке и коллективные спальные ночлежки для прислуги будут соседствовать с далеко не самыми вычурными спальнями принцев и королей. Харви разве что не показал уборные, но и они бы здесь выглядели органично. Но в целом этот натурализм очень здорово лег на историческую почву эпохи, позволив сосредоточиться не на внешних прикрасах, а на том, что говорили главные исполнители.
И исполнители, надо признать, были на высоте. Кэтрин Хэпберн, сыгравшая коварную королеву «всегда себе на уме» Элианору Аквитанскую второй год подряд получает «Оскар», и в этот раз наконец-то вполне заслуженно. Что интересно, в 1969-м киноакадемики одновременно выписали сразу аж две статуэтки за лучшую женскую роль — Хэпберн и носато-еврейскому открытию Барбре Стрейзанд. А вот 36-летний Питер О’Тул, сыгравший очень здорово разрывающегося в поисках «правильного» наследника короля Генриха II, получил только номинацию. Что интересно, четырьмя годами ранее Питер уже играл Генриха II в «Бекете» вместе с Ричардом Бёртоном, за которого он также был номинирован на «Оскар». Удивительный случай.
Этот же фильм сделал два громких открытия. Во-первых, «Лев зимой» стал первой заметной работой для 31-летнего Энтони Хопкинса, представлять которого особо не надо. Хопкинс здесь сыграл прямолинейного и брутального Ричарда (будущего короля Англии, известного под погонялом Львиное Сердце). Не скажу, что Хопкинс и Ричард Львиное Сердце как-то умозрительно помещаются в один исторический ряд, но то что актер на уровне «поговорить» очень уверенно себя чувствовал в компании именитых Хэпберн и О’Тула — это факт. А во-вторых, в этом фильме дебютировал 22-летний Тимоти Далтон, сыгравший блестяще французского короля Филиппа II. У Далтона отлично вышел персонаж молодого и расчетливого стратега, который, действительно, способен объединить под своей короной разорванную Францию (исторический персонаж именно это во многом и сумел проделать). И очень удивительно, что за такое исполнение молодой актер не получил даже оскаровской номинации. Не справедливо.
Оставшаяся троица актеров смотрелась на общем фоне уже бледнее. Хотя Джэйн Мэрроу за исполнение «любимой девушки короля» даже получила единственную в своей не самой заметной карьере номинацию на «Золотой глобус». А некий Найджел Терри очень колоритно отыграл дебилоида-принца, ставшего в будущем королем Англии Иоанном Безземельным. Но главный «свет сапфиров» исходил все же от другого актерского квартета.
Вердикт — Да, в XII веке ТАК не разговаривали. Но интерпретация словесного батла в исполнении группы замечательных актеров все же вызывает очень живой интерес.
7 из 10
Я бы сравнил этот фильм с картиной Люмета «Долгий день уходит в полночь» — заурядный сюжет перерастает в коллекцию портретов, где каждый персонаж раскрывается особым образом, просто общаясь и рассказывая о себе. Это создает два часа игры престолов, интриг о передаче власти, основанных на реальных событиях. Театрально, отточено, пафосно и надрывно актеры исполняют свои партии.
Интерьеры и стилистика полностью воспроизводят успешные решения из «Человека на все времена» Циннемана. Они просты, незатейливы, но, что важно, вместо ожидаемого сумрака, игры света и теней, присущих для средневекового замка (где и происходит большая часть действа) в фильме преобладают тона светлые, песочные, бежевые. Это создает особую теплоту, которая резко контрастирует с царящей тут отчужденностью. Нам показывают мир, где каждый сам за себя, но при этом еще и против всех остальных. И этот контраст, пожалуй, самое занимательное в этой ленте.
Одна из основных линий фильма — сложные взаимоотношения супругов. Жена долгие годы была отсечена от всех дел, фактически в заточении. Ее появление — попытка все пересмотреть и изменить. Но в ней так много жеманства, патогенной агрессии и разрушительного. Однако, то как исполнила ее роль Кэтрин Хепберн слишком ограничило ее героиню. Ее ужимки, мимика, хитрости — все странным образом перекликается с другими ролями. Достаточно вспомнить ее роль в фильме «Долгий день уходит в полночь». Вычитаем сюжетные ходы и получаем весьма похожего человека. А главное то, что Кэтрин исполняет роль совершенно идентично. И, кстати, не так уж и вдохновенно. То ли дело Питер О`Тул. Он тут играет человека значительно старше себя, человека облеченного властью и амбициями. Он — настоящий лев, властный, стремящийся выбрать наиболее справедливое решение и наслаждающийся своей силой. Именно на его плечах, опыте и таланте «вытягивается» лента, составляя более менее интересную для просмотра вариацию. Благодаря личным актерским достижениям О`Тула получается яркий, напряженный и эффектный финал.
Резюмируя все я хотел бы отметить, что сам по себе фильм не выглядит шедевром. И если удалить внимание критиков, «Оскары» и прочие сиюминутные моменты остается лишь повторить слова о тяжеловесности картины. Нужно было приложить усилия, чтобы добиться столь неровного темпа, излишней театральности, манерности. Да и текст пьесы — очевидно, что он совершенно не подходил для фильма, утяжеляя его и делая персонажей неестественными, синтетическими.
5 из 10
XII век. Стареющий король Англии Генрих II Плантагенет под Рождество собирает в замке всю свою семью: много лет сидящую в заточении супругу, королеву Алиенору Аквитанскую, и трёх своих оставшихся в живых сыновей: Ричарда Львиное Сердце, Джеффри II и своего любимчика Иоанна Безземельного. Также в замке по специальному приглашению присутствует юный король Франции Филипп II Август и молодая любовница Генриха Элис. Старый король понимает, что ему необходимо сделать мучительный выбор и определиться, кто из трёх сыновей станет новым королём Англии. Каждый из них питает надежды на трон и состоит в каком-либо заговоре. Политическую выгоду из ситуации пытаются извлечь и Алиенора, и Филипп, и даже Элис. В этой круговерти взаимных обид, претензий и интриг Генриху предстоит встретить очередное Рождество.
Фильм «Лев зимой» поставлен по одноимённой пьесе американского писателя Джеймса Голдмена, которая была написана за два года до появления этой картины. Судя по всему, Голдмен в своей пьесе попытался передать чисто шекспировский дух средневековой, монархической Англии со всеми её подковёрными интригами, заговорами и братоубийственными войнами. Вскоре на эту историю положило глаз руководство студии «Metro-Goldwyn-Mayer». Режиссёром стал Энтони Харви, в прошлом хороший монтажёр, поработавший с Кубриком над «Доктором Стрейнджлавом», решивший начать карьеру постановщика. В качестве автора сценария был приглашён непосредственно Джеймс Голдмен, а на роль Генриха II было решено взять Питера О`Тула, и этот выбор был неслучаен. Дело в том, что всего за 4 года до выхода картины «Лев зимой», О`Тул уже играл роль Генриха, в фильме «Бекет», посвящённом противостоянию короля с его некогда лучшим другом архиепископом Томасом Бекетом. Примечательно, что в той картине Питер О`Тул играл молодого монарха, а во «Льве зимой» ему предстояло исполнить роль постаревшего Генриха. Интересный актёрский вызов, который этому актёру оказался вполне по плечу.
Пожалуй, наибольшие огрехи картины таятся в её сценарии. Попытавшись накрутить вокруг семейства Генриха II истинно шекспировские страсти, Голдмен, на мой сугубо дилетантский взгляд, всё-таки несколько увлёкся. Количество интриг на одну минуту повествования превышает все разумные пределы, как и количество не подтверждённых исторических фактов и домыслов, типа нетрадиционной ориентации Ричарда Львиное Сердца и его взаимоотношений с Филиппом II Августом. Да, в источниках утверждается, что они были такими друзьями, что даже «делили ложе», но всё же не стоило подходить к этому словосочетанию в столь буквальном смысле. Впрочем, я не историк, могу и ошибаться. В любом случае, мне показалось, что сюжет перегружен событиями. Там, где можно было уделить чуть больше времени психологическим портретам действующих лиц, обязательно таится какая-нибудь новая интрига.
Однако фильм очень силён своими актёрскими работами. Совершенно прекрасен Питер О`Тул в роли Генриха. Чувствуется в нём как былая мощь, так и нынешнее переутомление, а также явная недооценка объёмов ненависти, генерируемых в его сторону его же сыновьями. Отлично сыграла Кэтрин Хёпберн. Её Алиенора Аквитанская предстала перед нами отчаянной, несломленной, сильной женщиной, как и положено для «бабушки средневековой Европы». Также очень понравился Тимоти Далтон. Мне очень импонирует такая историческая фигура, как Филипп II Август, и, на мой взгляд, этот актёр с блеском справился со своей задачей: показать хитрого, сильного и очень-очень дальнозоркого монарха. Энтони Хопкинс, на удивление, не поразил — крепкая роль, но не более того.
Таким образом, несмотря на огрехи сценария, которые я смело позволил себе отметить, «Лев зимой» всё равно остаётся очень интересным, качественно снятым, исторически-любопытным фильмом, который лично я могу посоветовать любому любителю кинематографа. Он, кстати, получил три премии «Оскар», в том числе и за лучший сценарий. Так что, вы меня не слушайте, я тот ещё брюзга, просто посмотрите.
8 из 10
P.S. Для тех, кому вдруг интересно, чем закончились жизни персонажей этого фильма: Джеффри погиб спустя три года на рыцарском поединке. Генрих II Плантагенет ещё спустя три года фактически умер от горя, узнав, что в очередном мощном заговоре против него принял участие его любимый сын Иоанн Безземельный. Элис покинула королевский круг, выйдя замуж за простого графа. Ричард Львиное Сердце стал королём, вернул из заточения свою мать Алиенору, принял участие в Крестовом Походе вместе с Филиппом II Августом, но был бессовестно им предан, через австрийский плен вернулся в Англию, где вскоре погиб в боях против своего бывшего друга. Алиенора умерла через пять лет после Ричарда, проведя последние годы своей жизни в монастыре. Иоанн Безземельный, ставший королём, был также бессовестно предан Филиппом II Августом, вынужден был принять Великую Хартию Вольностей и погиб в боях. Сам же Филипп II прожил долгую жизнь, войдя в историю, как великий король, увеличивший размеры королевского домена Франции более чем в два раза, в основном за счёт владений, отнятых у Плантагенетов.
Власть может подарить человеку полномочия, контроль над чем-либо, неограниченные возможности, но со всеми этими дарами власть может человека опьянить и даже отравить. Не умея контролировать свои мысли, чувства и эмоции, человек может посеять смуту в сердце, подозревать всех и вся в заговоре против себя. Это дурно отражается на его личной жизни, включая семейные отношения. Подобная ситуация произошла с английским королем Генрихом II, история которого была отражена в исторической драме по мотивам одноименной пьесы «Лев зимой».
Синопсис Англия, 1183 год. Король Генрих II накануне рождества решает объявить будущего наследника престола. На эту встречу съезжаются все, включая нелюбимую жену Алианору Аквитанскую, а также сыновей Ричарда, Джеффри и Джона. Каждый из сыновей жаждет стать королем, поэтому они начинают уже строить козни против короля. В этот конфликт ненароком включается Алианора, которая пытается образумить короля и наследников.
Игра актеров Фильм отличается яркой и многообразной игрой актеров, каждый из которых создал свой определенный образ. Конечно, из мужских ролей более всего запомнился Питер О’Тул, исполнивший роль Генриха II. В фильме он воплотил образ импульсивного человека, которому долгие годы правления затмили взгляд на многие вещи, и отныне он видит вокруг себя лишь врагов, а посему не знает, кому из сыновей надо будет передать трон. Из женских ролей, вне всяких сомнений, самой яркой и, на мой взгляд, лучшей в ее карьере более всего выделяется Кэтрин Хепберн, сыгравшая Алианору. Известно, что в историю Алианора вошла как очень красивая женщина с глубоким умом и острым языком. Хепберн всей своей искренностью словно вернула королеву к жизни. Из второплановых ролей было приятно увидеть еще совсем молодого Энтони Хопкинса в роли Ричарда «Львиное сердце» и Тимоти Далтона в роли французского короля Филиппа II.
Режиссура Режиссёр Энтони Харви постарался максимально передать атмосферу Англии эпохи высокого средневековья, когда та активно принимала участие в международных отношениях, заключая династические браки и унии. Мне очень понравилось, как режиссер построил историческую фабулу фильма. Зритель словно переносится в другую эпоху и знакомится с ее нравами, ценностями. Однако более всего хочу отметить, как Харви сумел связать конфликт из-за передачи трона с семейными отношениями. Режиссёр ставит акцент именно на ценности семьи и семейных отношений. С одной стороны, герои — это представители королевской династии, они прекрасно осознают это. Но опьяняющий аромат власти вторгается уже в их личные отношения, вынуждая пойти на гнусные поступки.
Сценарий Конечно, пьесу я ни разу в жизни не читал и постановку на сцене никогда не видел. Но хочется отметить ту глубину и ту мудрость, которые были заложены в основу сюжета. В фильме огромное количество диалогов, но эти разговоры посвящены не бытовым проблемам или проблемам государства, хотя, конечно, герои их касаются, но здесь именно затрагивается проблема семейных отношений, тема любви, тема отцов и детей. Чем-то кино может напомнить Гамлета. Насчёт приближенности содержания фильма к истории судить сложно, т. к. не существует исторических источников, которые могли бы осветить семейные склоки этих исторических личностей. Однако все равно как историческая драма картина обладает действительно увлекательным сюжетом.
Саундтрек Из художественных особенностях хотелось бы сказать пару слов о музыкальном сопровождении. Во-первых, мне очень понравилась главная музыкальная тема, которая как раз прозвучала в самом начале фильма, буквально заворожила. Здесь тебе и королевский военный марш, и церковная музыка, и дьявольский хор. Т. е. зритель уже чувствует, что грядет нечто необычное и яркое. Во-вторых, мне очень понравилось хоровой мотив, т. к. благодаря которому зрителю лучше дается погружение в историческую атмосферу фильма.
Итог Как бы это пафосно не звучало, лично я был в восторге от фильма, от глубины его смысл, сюжета, исторической фабулы. Отличная актерская игра была дополнена великолепным музыкальным сопровождением и ярким художественным оформлением. Без лишних слов просто порекомендую картину к просмотру.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Лев зимой 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
1183 год. Во время Рождественских празднеств стареющий король Англии Генрих II должен назвать имя наследника.\n \n На это событие прибывают жена короля Элеанора Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против монарха, любовница короля - тщеславная принцесса Алэ, ее брат, король Франции Филипп II Август и трое сыновей Генриха II: Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно - непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради нее.
Лев зимой / The Lion in Winter 1968, США, история, драма