Галерея
Интересные факты 1
Актеры 16
Съемочная группа 22
Рекомендуем 11
Похожие 22
Отзывы к
фильму
10
«Музыка нам дана просто для выражения того, что не может выразить слово. Вот почему она не вполне земная».
Неспешно, монотонно, вместе с аккордами, которые ловкие пальцы извлекают из струн виолы, зритель знакомится с музыкантом по имени Сен-Коломб, с его двумя дочерьми Мадлен и Антуанетт, с его безвременно ушедшей молодой женой, которая продолжает быть действующим лицом его жизни. Угрюмый, недобрый человек, но гениальный виолист, отказавшийся от мирских прелестей, отвергший предложения короля ради того чтобы жить в окружении арпеджио ветра и гамм стрекотания насекомых. «Ваш дворец меньше хижины, а ваши слушатели меньше, чем никто».
Марис Марэ в исполнении Гийома Депардье очень хотел бы стать его учеником.
«- Я думаю, я не возьму вас в ученики. — Почему, месье? — Вы делаете музыку, вы — не музыкант»
Такова сюжетная канва. Однако личностная драма осиротевшего Сен-Коломба, любовь девушки и юноши на фоне сельских пейзажей Франции, различия в мировоззрении двух музыкантов стареющего и молодого, костюмы, предметы, обстановка, похожая на картины Ла Тура — это лишь один из уровней фильма, атмосферный. Гораздо важнее — трансформации, происходящие в душе Мариса Марэ — путь в искусство через собственные боль и страдания.
«- Что вы ищите в музыке? — Я ищу скорбей и слез»
Это не просто исторический фильм, и это не совсем фильм-биография, это даже не повесть о музыканте и музыкантах, это фильм о МУЗЫКЕ. О человеке, который не только посвятил свою жизнь служению мелодии и гармонии, можно сказать, что они — есть смысл его жизни. Для автора картины — это возможность поговорить, пофилософствовать, донести свое отношение к музыке не только до разума, но и до сердца зрителя.
«- Вы уже узнали, что музыка существует не для королей
-Я узнал, что она существует для Бога
- Вы ошибаетесь, Бог может говорить
- Для Слуха?
-То, что я не могу сказать, не существует для слуха
- Для молчания?
- Молчание — это только противоположность языка
- Для любви?
- Нет
- Тогда я не знаю, месье…
- Нужно оставить глоток умершим!?
-Вот, уже теплее…»
9 из 10
Хорошая кино-иллюстрация к киньяровской повести. Фильм удачно воспроизведен и дух, и содержание произведение. Да и почему бы экранизации быть неудачной, ведь П. Киньяр был соавтором сценария. Послушать игру на виола де гамба.
Что касается «статичности», то ведь это не боевик с погонями. Главное и в книге, и в фильме — музыка. Противоречие между очарованием барочной музыки и ее ограниченностью, попытки гениального музыканта вырваться за пределы. Но все эпохи ограничены рамками имеющихся возможностей, все утра мира проходят, но живет тяга к новым.
Я почему-то думал, что Сент-Коломб — это придуманный персонаж. Но, нет, можно послушать его музыку. Нашел его пьесы.
Жаль тех времен, когда люди могли искренне считать музыку волшебной. И книга, и фильм пытаются воскресить это чувство.
8 из 10
Медитативный фильм погружающий в своеобразную пространственную спираль в которой все действие ограничивается звуковой полифонией мелодичности. Виолончель и нотный стан, скрипка, становятся центром фильма, информационно насыщающим зрителя. Факультативно перед нами разворачивается ретроспективная история двух композиторов. Постоянные флэшбеки и отсутствие последовательного повествования тут идут на пользу — будто мы вместе с [возможно умирающим] героем Жерара Депардье переосмысливаем некоторые события его жизни. Горячая молодость и стремление к успеху входят в противоречие с таким насыщенным и самодостаточным погружением в искусство, которое проповедует герой Мариэля. Собственно, на этом можно было бы и остановиться. Скандалы, роман с дочерью учителя, изгнание и смерть девушки — едва ли могут быть действительно интересными. Режиссер фильма Ален Корно все это понимал и постарался возвысится над историей сняв яркую мерцающую зарисовку в большей мере отражающую чувственность, нежели конструктивную составляющую.
Правда, в сравнении с другим фильмом 1991 года, который также подробно рассказывает нам о погружении в мир искусства — «Прекрасной спорщицей» Риветта, фильм Корно показался мне не таким глубоким. Напряженное молчание в фильме Риветта помноженное на безупречную обнаженную красоту Беар сталкивается с однообразной клиповой эстетикой Корно. При всех очевидных преимуществах фильма именно его однообразность не позволяет мне поставить более высокую оценку. Хотя 8 баллов от моего друга — пользователя prouste говорят для меня о многом, подтверждая безусловный высокий профессиональный уровень этой работы.
6 из 10
Волей судьбы пересекаются пути Сент-Коломба, странного и сумрачного человека, презирающего известность и черпающего силы только в искусстве, и молодого амбициозного человека, чье рвение к знаниям дополняется вполне прагматическими соображениями. Первый лишь отчасти живет на земле, пребывая в собственном мире, недоступном большинству. Второй, умело используя полученные навыки, добивается признания и становится придворным музыкантом. На первый взгляд, у них нет почти ничего общего.
Но это не совсем так. В фильме действуют три главных героя: гениальный отшельник Сент-Коломб, его ученик Моран Марэ и Музыка. Двое первых, воплощающие, казалось бы, разные целеполагания, противоположные подходы к искусству, сходятся и расходятся, спорят друг с другом, причиняют боль один другому — но в финале встречаются как равные, достигая абсолютного взаимопонимания, говоря на едином языке. А третий постоянно и незримо находится рядом, пронизывая собой не только их жизни, но и весь мир.
И это трио заставляет задуматься зрителя: что же есть музыка, в чем ее назначение? Герои не могут представить без нее своей жизни, музыка сопровождает каждый их шаг, налагает определенные обязательства. Она принимается ими как неотъемлемая часть существования. Но почему? Вероятно, потому, что музыка вездесуща и всеобъемлюща. Каждый звук мира наполнен смыслом и находит свое отражение в музыке. Любопытно показано, как Моран старается найти ответ на вопрос, для чего музыка нужна. Суть же в том, что она просто есть. Ее не может не быть. Она живет в зримом мире, но воплощает и его нематериальную — незримую и невысказанную — сторону. Она начинается там, где заканчиваются слова, и поэтому наиболее выразительна музыка скорби. Именно скорбь об утраченном сблизила мэтра и его будущего ученика. Не случайно, надо думать, в фильме часто обыгрывается соседство сумрака, тишины и музыки. Музыка дает возможность приобщиться к другому, более возвышенному миру, и только тот, кто чувствует его, может называться гением.
Потому же, как мне кажется, в фильме тесно связаны музыка и смерть. Ведь смерть — это тоже непознанная, таинственная сторона мира. Смерть героев практически всегда сопровождается звуками музыки. Но появление умершей жены Сент-Коломба, его частые беседы с ней, а позднее — явление Сент-Коломба своему ученику наводит на мысль о неокончательности смерти. Как говорит Сент-Коломб, каждая нота должна заканчиваться, умирая. Но ведь за ней следует новая нота, как и за ушедшим утром всегда приходит новое утро. В этой связи мне показался значимым интересно выстроенный кадр со свечой, якобы залитой вином, но в следующем моменте вновь горящей. Таким образом, музыка в фильме является воплощением смены времен, вечной преемственности жизни и смерти — и свидетельством того, что два мира существуют как бы параллельно. Можно считать, что оба они объективны, а можно думать, что второй мир существует в нашей памяти, которая хранит все чувства и образы. Возможно, поэтому в конце жизненного пути Сент-Коломб испытал потребность в преемнике, кому мог бы передать свой опыт, свои знания и произведения, которые он никогда не издавал, — он желал остаться в памяти другого человека, не дать себе уйти безвозвратно.
Из актеров хочется особо отметить Жерара Депардье, очень тонко передавшего невыразимые эмоции и чувства, рождающиеся благодаря музыке. Интересен образ, созданный Анн Броше (Мадлен), показавшей постепенное перерождение покорной, преданной отцу (хотя и не слишком целомудренной) девушки в почти сумасшедшую, разбитую отчаянием женщину. Небольшой, но выразительной показалась роль Кароль Ришер (Антуаннета). Странное, немного жутковатое впечатление производила Каролин Сиоль (жена Сент-Коломба) в своей отрешенности и доброжелательном спокойствии. В ней действительно было что-то нездешнее.
Огромный плюс фильма — в его насыщенности музыкой, которая восполняет краткость диалогов и фрагментарность моментов, придает особенное звучание каждой сцене. Фильм лаконичен и строг, на первый взгляд, на деле же — глубоко драматичен и эмоционален, но трагедии в нем нет. Боль и страдания как бы растворяются в музыке, которая звучит в течение фильма и торжественно, и печально, и щемяще, и гневно. Но в конечном счете побеждает свет памяти, озаряющий жизнь Морана. Все преходяще. И все возобновимо.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Все утра мира 1991 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Юное музыкальное дарование Марис удивляет всех своих наставников - он настолько одарен, что не нуждается в обычных уроках. Единственный человек, который хранит тайны магического искусства и может превратить большой талант в гениальность, это Монсеньер Сэнт-Коломб, некогда признанный виртуоз, а ныне - безутешный отшельник, скрывшийся от мира после смерти жены. Но он согласен делиться мастерством только со своими прекрасными дочерьми, отвергая всех остальных. Хотя для Мариса маэстро все же делает исключение. Казалось бы, теперь в жизни молодого человека должен наступить новый удивительный период. Но творческая идиллия рушится, когда начинающий музыкант влюбляется в дочь учителя. Однако Марис не собирается отказывать себе в блестящей карьере и решает пойти на обман.
Все утра мира / Tous les matins du monde 1991, Франция, биография, драма, мелодрама, музыкальный