Галерея
Интересные факты 21
Актеры 15
Съемочная группа 15
Рекомендуем 21
Похожие 19
Отзывы к
фильму
22
Роуд-рок
Эта телевизионная постановка тогда ещё 23-летнего Стивена Спилберга стала решающей и судьбоносной для будущего гиганта американского коммерческого суперзрелищного кино. Уже здесь, в ограниченном средствами и временем проекте для телевидения, была видна рука многообещающего мастера (полноценным теледебютом стал третий фильм Коломбианы «Коломбо: убийство по книге»). Основанный на реальной истории писателя и сценариста Ричарда Мэтисона телевизионный фильм был снят всего за 13 дней (если не учитывать досъёмки нескольких минут для кинотеатральной версии), без использования искусственных декораций, всего за 450 тысяч долларов. Спилберг небесталанно выжал из этого минимума предоставленных возможностей максимум эффекта. Несмотря на то, что фильм был снят полвека назад, он и сейчас смотрится, выражаясь современным языком, драйвово. Нагнетание саспенса в определённых моментах было сделано на уровне работ самого Альфреда Хичкока. Даже знаменитую скрипку из «Психо» можно услышать в ряде сцен.
Причём, «Дуэль» явно задумывалась будущим маэстро не просто как визуальное развлекалово с хичкоковским саспенсом - это, скорее, притча о нахождении мужества в преодолении тяжёлых обстоятельств, о сохранении человеческого достоинства в трудных ситуациях, и, как уже было многими замечено, аллюзия на древнегреческие трагедии с непреодолимым злым роком в лице устрашающего вида бензовоза с неизвестной личностью водителя. Примечательно, что преследовала эта жуткая и опасная махина именно неуверенного в себе главного героя, образ которого иронично обрисовывают радиопередачи, звучащие в его машине ещё в начале фильма. «Дуэль» также оказала своё сильное влияние и на весь последующий кинематограф, в частности, на жанр роуд-муви с погонями и преследованием на авто. Ограниченные технические и финансовые возможности почти незаметны зрительскому глазу, фильм не остался без внимания и профессионалов (даже есть номинация на «Золотой глобус» за лучший телефильм), а молодому режиссёру открылась дорога в большое, и даже очень большое кино - спустя 3 года Стивен Спилберг выпустит свой первый фильм сразу в широкий прокат «Шугарлендский экспресс» (1974), в котором продолжится тема дорожных погонь, а ещё чуть позже - фильм ужасов об акуле-убийце «Челюсти» (1975), который стал рекордсменом по кассовым сборам и бессмертной классикой.
Большая погоня за маленьким человеком
Проблемы беспоят каждого из нас. Одна из единственных сфер, где люди все еще равны. Не так важна формв этих проблемы: материальная или нематериальная. Важен сам факт существования оной, которая словно бельмо на глазу не дает спокойно жить. Но что было бы, если проблема приобретет форму огромного, черно как смерть грузовика, мчащегося на бешенной скорости за вами? Именно на этот вопрос ответил Стивен Спилберг своим фильмом 'Дуэль'(1972 г.)
Прекрасно поставленный фильм, который хочется назвать классическим, вобрал в себя несколько жанров, удачно сосуществующих вместе. Это прежде всего триллер, так и рвущийся нвружу уже на постере. Гнетущая атмосфера достигнута с помощью превосходной операторской работы, завораживающая нас удачно выбранными ракурсами. В этой связи хочется указать, что данный операторский. Сними этот же фильм под иным углом и с иной точки, картина потеряла бы множество достоинств.
Но особенно хорошо 'Дуэль' раскрывается в своей драматической части. Образ маленького человека, беспомощного перед огромной машиной хорошо знаком русскому зрителю, а также тем, кто увлекается русской литературой. В каждом не дорожном эпизоде мы наблюдаем слабость и ничтожество главного героя, не способного справиться с вызовами, которые бросает ему жизнь. Каждая подобная сцена вызывает в герое обиду и гнев, начинающая в завершающей фазе фильма двигать им, словно Ахиллесом
Что же можно заключить? Фильм прекрасен в своей простоте. А как известно: 'Все гениальное просто'. Вот и Спилберг решил, используя эту формулу получить нечто ценное. В итоге все довольны. Спилберг получил известность и признание, а мы получили культовый фильм, хорошо смотрящийся даже спустя почти 40 лет.
Дуэль как классовое противостояние
Что подкупает в данном фильме, так это реализм происходящего. Реализм настолько обыденный и привычный, что почти не замечаешь разницы между фильмом и жизнью. Одно перетекает в другое, и происходит это само собой, причём необыкновенно и тонко.
Сюжет довольно быстро затягивает, потому что фактически с первых минут просмотра теряешь границу, разделяющую выдумку и реальность. С персонажами — всё просто. Непонятно только одно — кто вы в этой психофизической драме событий, развивающихся не то что бы вереницей, а прямо таки стремительным вихрем.
Именно стремительным вихрем. Потому что после фирменной заставки 'Universal Pictures' особо и не понимаешь, смотришь фильм, или же являешься активным участником действий в засушливых штатах, где такой дорожный беспредел — уже устоявшийся порядок вещей, чуть ли ни со времён Дикого Запада.
Ведь главный злодей картины — загадочный 'ковбой' на грузовике, превратившийся в бандита, разбойника и убийцу. По сути, он не только хозяин дороги, но и хозяин всей атмосферы на этой событийной сцене. И в этом негодяе есть свой шарм, несмотря на то, что перед нами — маргинал, предпочитающий отсиживаться в тени экранного времени. Безжалостный истребитель интеллигенции — безмолвный, безликий, безумный, чей разум окончательно иссушен пустынным солнцем. В общем, этакое бытовое чудовище XX-го века.
Его грузовик — тоже, своего рода, чудовище. Но одновременно и орудие. И только 'хозяину' решать, для чего это орудие использовать — для возмездия, запугивания, развлечения, убийства или справедливости. Выбор за сильнейшим. Здесь не будет места для слабого звена. Звена не только человеческого, но и социального, классового. Подтекст, конечно, отменный. Оно и не удивительно — подтекст фактически является негласным символом того времени (а речь вновь о 70-ых годах).
На другой стороне сцены скромно примостил свои телесные мощи, изнеженные социально-потребительской средой, антипод злодея — представитель среднего класса, персонаж Денниса Уивера. Персонаж, как и сам актёр, — деловой, утончённый, элегантный, грациозный, одетый с иголочки. Не сказать, что одетый уж прямо безупречно или вычурно, но в ногу с модой, стильно — с иголочки. Простой, но занятой своими делами человек, занимающий своё удобное — промежуточное — положение в классовой иерархии. В такой личности сразу бросается в глаза способность оперировать правилами делового и бесконфликтного общения от мистера Дейла Карнеги.
Внутренние диалоги Денниса Уивера, опрятного служащего со всеми атрибутами предприимчивого человека и законопослушного гражданина, — гениальны в своей простоте. Однако философия персонажа, на самом деле, намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Не доверяйте своим глазам, а проверяйте по конкретным фактам — этот скучный человек с вялым характером, изнеженным обществом потребления, не до конца обделён силой воли. Здравый смысл и стремление выжить любой ценой — верные помощники слабого человечка в любой ситуации, даже в самой фатальной.
Другой вопрос — что или кто выдавливает эту волю из персонажа Уивера на протяжении всей ленты — сам адский грузовик или его обезумевший водитель? Не стоит долго гадать и кидать все карты только на одну чашу весов — естественный отбор раскроет сущность характеров и покажет, кто убийца, а кто — жертва. Ведь, несмотря на ту же вялость характера Уивера как 'жертвы', грузовик и водитель — в одном лице хороший стимулятор для укрепления стержня личности.
И это образец не просто хорошего, а замечательного кино. Того кино, которое можно с самого утра заряжать как фоновую картинку, разбавляющую серую обыденность, и пересматривать множество раз, чуть ли не каждый день, лицезря весьма интересно обыгранную классовую борьбу между 'белым воротничком' на аккуратно вылизанном красном седане и 'красной шейкой' на ржавой громоздкой махине с внушительной цистерной в хвосте.
Главный смысл сюжета: кто кого одолеет — маргинал или воротничок. Быть может, оба прекратят кидать друг другу леща и разойдутся с миром, согласившись на 'ничью'? Именно этому вам и предстоит стать свидетелями. И поверьте мне, не один раз. Но удовольствие от этой схватки вы будете получать однозначно как будто впервые.
Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!
Вам лечиться нужно…
(примерно 40-ая минута фильма)
Дуэль
Положа руку на сердце, приятное кино. Смотрел “Дуэль” только из-за фамилии режиссера, потому что сюжет меня не сильно зацепил – за легковым автомобилем на бескрайней дороге гонится огромный бензовоз с невидимым водителем. Но, Спилберг сделал свое бородатое дело, приклеил к экрану до самых финальных титров.
Это ведь одна из первых работ Стивена (летний блокбастер “Челюсти” выйдет спустя несколько лет). Даже в таком молодом возрасте, режиссер старается не ударить в грязь лицом. Если призадуматься, то это чертовски простое кино по своей структуре, две машины и длинная дорога.
Здесь нет ночных сцен, чтобы накрутить атмосферу (как это делали создатели молодежного триллера “Ничего себе поездочка”). Спилберг создает ее (из ничего) под палящими лучами солнца. А еще в “Дуэли” очень мало диалогов. Главный герой без изысков – обычный семьянин с усами. Кстати, актер Деннис Уивер смотрелся прилично, хотя он прошел через Орсона Уэллса (Печать зла). Понимаем, кто играл у самого Орсона, тот Спилберга явно не испугается, а-хи-хи.
И чуть не забыл, “Дуэль” создавали с малюсеньким бюджетом специально для ТВ. Поэтому, принимая во внимание все эти детали, кино действительно удивляет. Под конец вообще стало обидно, что Спилберг с годами променяет триллер-хоррор на приключения с драмой. Серьезно, мы ведь столько могли получить замечательных ужастиков. Э-х-х, бородатый…
Рекомендую “Дуэль” к просмотру. Чуть-чуть устаревший, но довольно напряженный роад-муви. Пыль и песок, газ до отказа. А по поводу личины антагониста. Спилберг совершенно прав, что не стал раскрывать все карты, так ведь круче – интересней. Дом у дороги!
P.S.
Забавный ляп. На 56-ой минуте видна съемочная группа, когда герой заходит в телефонную будку.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Дуэль 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Дуэль / Duel 1971, США, детектив, драма, триллер