Галерея
Интересные факты 1
Актеры 15
Съемочная группа 34
Рекомендуем 23
Похожие 20
Отзывы к
фильму
19
Главы крупных корпораций неожиданно оказываются под прицелом анархической организации, именуемой «Востоком», наказывающей виновников экологических преступлений. Для одних «Восток» — это герои, для других — обыкновенные хулиганы, для третьих — просто миф. Но частное разведывательное управление засылает своего агента в «Восток» не с целью найти таинственную группировку, наказать преступников или как минимум установить их личности. В действительности частной компании важно узнать только одно: где будет следующий удар, чтобы заполучить новых богатых беззащитных клиентов. Неприкрытый цинизм системы не остается без внимания молодой и впечатлительной «засланной казачки», как и положено, попавшей под влияние «революционеров» с их безапелляционной моралью. Несчастная девушка теряет свое место в мире, привыкнув к «жизни на дереве», где все необходимое находится в пределах нескольких веток, и более не желая спускаться вниз. Отходя от предыдущей работы на схожую тему («Звук моего голоса»), Зал Батманглидж сменяет вопросы бытия, на перечисление реальных экологически проблем, с обоснованными нападками на систему и простого смертного, выбросившего недоеденное яблоко в мусорное ведро. В итоге получился своего рода ответ на вопрос, почему сегодня возможно и даже логично появление экстремистски настроенной группы анархистов под лозунгом «За окружающую среду!», к которой каждый здравомыслящей должен, если не примкнуть, то точно проявить сочувствие.
Фильм носит очевидный пропагандистский характер, что особенно проявляется в виде нескрываемого «рекламного ролика» в начале и в конце картины. Батманглиндж придает естественность этой рекламе, то есть делает уже порядком «замыленные» экологические проблемы более близкими, практически личными. Вполне реальны ужасные побочные эффекты от антибиотика, прописанные коварном мелким шрифтом, или тайный слив отходов в озеро, снабжающего водой целый район. Корпоративная политика хоть и представлена очень шаблонно, но в голове пробегает мысль: а ведь на самом деле так и есть. Сделано порой все слишком прямолинейно. Например, героиня Патришии Кларксон, возглавляющая частное разведывательное управление — женщина в возрасте, всегда при макияже и в откровенном платье. Вырез, подчеркивающий все морщины давно немолодого тела, в действительности выводит на свет закостенелую и некрасивую мораль общества, прячущуюся под многочисленными блестками.
Тем не менее, «Группировке «Восток»» не суждено занять ту нишу, на которую она могла бы претендовать. Режиссер снимает, по большому счету, триллер. В продюсерах числятся не абы кто, а Ридли с Тони Скоттом. Но съемка, даже сам дух картины, не располагают к просмотру на большом экране. Постоянно дергающаяся камера подчеркивает «диковатость» фильма. Словно приспособленная исключительно для съемок неряшливой штаб-квартиры группы, манера оператора выглядит совершенно чуждо за пределами леса (как медведь, выбравшийся из чащи). Фильм полон нескрываемых внутренних и внешних противоречий: снятый полностью на западе он называется «The East». «Группировка «Восток»» вполне могла бы стать авторским кино для массового зрителя, но получилось донесение глобальных ценностей до единиц. Из серии: и вашим и нашим, но, к сожалению, ни тем, ни другим, ибо, следует констатировать: для фестивального кино «Восток» слишком поверхностный и пропагандистский. Режиссер словно кричит в рупор, но чтобы его услышать, нужно надеть наушники. Завал в прокате, несмотря на достаточно скромный бюджет, подтверждение тому, что наушники есть далеко не у каждого.
Современный мир, раздираемый множеством противоречий и конфликтов, социальных, экономических и политических, на протяжении уже долгого периода времени стоит у границы пропасти, с каждым часом, минутой и секундой драгоценного, но по сути бесценного времени все больше и больше к ней приближаясь. Общество ХХІ века характеризуемо перманентным пребыванием в состоянии кризиса, концу и краю которому не предвидится в принципе. Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего исторического периода является удручающее состояние природных богатств, фактическая всемирная экологическая катастрофа, свеобразный природный Холокост, истинным виновником которого является, естественно, человек разумный и его деструктивная корпоративная политика. В борьбу за восстановление природного реноме ныне вступились как официальные экологические организации, поддерживаемые госструктурами, так и сугубо неофициальные, подпольные, избравшие радикальные методы воздействия на губителей природы. Подчас методы борьбы таких организаций, возглавляемых как энтузиастами-идеалистами, так и людьми рациональными, просчитывающими свои шаги намного вперед, выходят за рамки привлекающего внимание публики эпатажа и подпадают по категорию терроризма. Но что, если выход из экологического тупика лишь таков и что, если радикализм является единственно правильным решением?
Именно с такой экотеррористической организацией под названием «Восток» и решил познакомить зрителей в своей второй по счету полнометражной режиссерской работе Зал Батманглидж, вышедшей в 2013 году и с большим успехом представленной на ряде престижных американских кинофестивалей независимого кино, в том числе и Сандэнса. Взяв за основу сюжета и первичной фабулы собственный опыт фриганизма и досконально изучив идеологию независимых экологов и антиглобалистов, Зал Батманглидж в сотрудничестве с исполнительницей главной роли Брит Марлинг, ранее работавшей с режиссером в его дебюте «Звук моего голоса» 2011 года, с которым «Восток» роднит определенная общая философская и социально-политическая подоплека, создали фильм с одной стороны очень авторский и сильный по своей интонации, но с другой — и яркий образчик качественного жанрового кино, эдакий экологический триллер с четко продуманной интригой, мрачной реалистичной стилистикой и массой интересных и харизматичных персонажей во главе его. Причем «Восток» не выглядит откровенно пропагандистко-морализаторским творением, над картиной не висит дамоклов меч изобличающего майкломурства и зрителю дается возможность самому избрать какую-либо из моральных оценок происходящего и/или встать на путь постепенной внутренней трансформации, каковой избрала героиня Брит Марлинг, агент под прикрытием Сара, которой было поручено разоблачить подрывную деятельность «Востока».
Сара — это безусловный продукт своего социума, мелкая шестеренка в не самых чистых делах сильных мира сего. До времени внедрения в «Восток» она была как все и плыла по давно устоявшимся плотинам бытия: работа, дом, парень, собственные узкие интересы в жизни, эдакое швейцарское невмешательство в важные общественные процессы, продиктованное скорее вящей эгоистичностью. Все меняется для нее далеко не сразу, но зритель видит и верит в убедительное превращение потребительской серой мышки в истового борца за права, ибо ее дотоле широко закрытые глаза начинают открываться и замечать то, что ранее и не хотелось видеть. Брит Марлинг удалось блестяще продемонстрировать метаморфозу своей героини и зритель априори начинает и сам испытывать нечто подобное и разделять взгляды участников организации «Восток».
Но что из себя представляет «Восток»? «Восток» и его разномастные члены во главе с Бенджи в исполнении Александра Скарсгарда во многих своих чертах неуловимо напоминают хиппи 60—70-х годов. Правда, хиппи, которые эволюционировали и которые вряд ли предадут свои идеалы ввиду того, что рано или поздно их «попустит», а идеализм придет на смену прагматизму. Финал картины неоднозначен, но открыт и остается лишь предполагать дальнейшее развитие событий. Отрубив голову одной экотеррористической гидре, на ее месте постепенно выростут три и более, а борьба станет еще беспощаднее и радикальнее.
«Зеленая» тема в последние 5—10 лет из просто популярной превратилась в сверхприбыльную. Статьи в газетах, передачи и вот даже фильмы. «Восток» в этом плане немного отличается от своих «сородичей по несчастью» тем, что в нем американское морализаторство вплотную сталкивается с дуализмом феномена «зеленого движения».
С одной стороны, многомиллиардные компании, загрязняющие окружающую среду и скрывающие последствия своих действий, страдающие люди, умирающие дети. Призвать таких дельцов к ответу кажется правильным. С другой стороны, какое наказание может быть адекватным в этом случае? Какие страдания смогут окупить смерти невинных людей? И кто в конце концов решает, кого, как и когда наказать?
Сара, главная героиня фильма, бывщий агент ФБР, а теперь наемник, получивший задание мечты — проникнуть в группировку экологических террористов. Пара съеденных грязных яблок и вот она в «Востоке». Скоро лохматый Бенджи, упрямая и немного дикая Иззи, Док, Лука и еще пара «чудиков», живущих в сгоревшем доме, станут для нее семьей, а их жизненные принципы — ее новым ориентиром.
На мой взглдя, в целом герои раскрыты плохо. Нам показывают их долгие взгляд, странные ритуалы, порой весьма смущающие действия, но даже философию, согласно которой живут эти люди, нам не раскрывают. Да, копаются они в мусоре и живут «тунеядцами», но что еще. О чем они думают помимо мести? Чем живут, чем дышат?
Поэтому надо отдать должное актерской игре, благодаря которой создалась особая захватывающая атмосфера фильма. Красотка Брит Марлинг так пронзительно смотрит с экрана, так осознанно и понятно движется в кадре и совершенно не перегружает историю лишними эмоциями или действиями. Все очень органично. Эллен Пэдж как всегда замечательная, хотя ее довольно мало. Но есть пара кадров с ее участием, которые точно не забудешь. Александр Скарсгард оставил у меня двойственное впечатление, как впрочем и его герой. Он был несколько замороженным, но не упустил возможности засветиться голышом! Ох уж эти шведы!
В целом фильм оставил у меня очень приятное впечатление.
Один из самых метких политических философов современности — Субкоманданте Маркос — отмечает смещение центра революционного сопротивления Системе. Со времён Карла Маркса капитализм так и не преодолён. Более того, он перешёл в наиболее мощное и зверское состояние — глобальное, виртуальное, медиакратическое. Но тот класс, в руки которого Маркс вкладывал винтовку, больше не способен драться с глобальным турбокапитализмом Постмодерна. Не сисадмины, не драгдилеры, не менеджеры торговых залов, даже не миллионочисленные охранники способны ныне на восстание. А кто?
Новый интерпретатор Маркса — Субкоманданте Маркос — ставит на наиболее угнетённые меньшинства (не слои, и сословия, не классы!). Это меньшинства сексуальные, национальные, психические, религиозные, социальные. Безусловно, как сказал иной выдающийся интерпретатор Маркса — Ги Дебор, — «Система сама организует полюса своего отрицания». Для создания иммунитета против всяческих отморозков Система аккуратно воспитывает их, направляя в русло бесплодного субкультурного выдрыгывания (как скинхедов) или сектантского саморазрушения. А поскольку вместо Человека теперь Зритель, вся эта вакцинация якобы-бунтом должна проходить в Сети и на экране. Скинхедов уже аккуратно канализировали всякими «Американскими историями Х», «Ромпер Стомперсами», «Россиями 88» и т. д. Национальные меньшинства как главные враги глобализации (это тема, собственно, Субкоманданте Маркоса, отхватившего у Мексики штат Чьяпас) — тоже актуальная для кинематографа тема («Воины радуги», даже «Аватар»), актуальней которой только тема религиозных отморозков («Да здравствует Франция», «Немыслимое» и мн. др). Психические сопротивленцы актуально геттоизируются фильмами про маньяков и всяких психопатов. Сексуальные — на тебе, пожалуйста, «Далласский клуб покупателей». Но самая интересная тема — меньшинства социальные. Они так разнородны и безыдеологичны, что их трудно ухватить за нос.
Эти ребята создают сквоты, сообщества, фермы. Наравне с коноплёй выращивают натуральные продукты. Учатся жить вне и помимо государства, без зарплат, страховок и полиции. Условно их можно назвать анархистами. Иногда Системе удаются отличные их «разоблачения» («Бойцовский клуб», «Пляж», «Поваренная книга анархиста»). Но есть особая и весьма обширная группа, не охваченная системной прививкой псевдореволюционности. Это экотеррористы. В США они, возможно, являются одной из крупнейших анархистских группировок. Соответственно, про них надо снять кино, чтобы высмеять, абсурдировать, дискредитировать и вообще поглумиться. Но эти ребята слишком симпатичны, чтобы про них снимать откровенную чернуху. Поэтому надо показать относительную правильность их идей! И эта правильность должна быть подпорчена личными жизненными травмами исполнителей. И тогда станет понятно, что все эти долбители Системы на деле просто несчастные люди, каждый в своём индивидуальном жизненном тупике (как в книжках Прилепина, Лимонова, Стогоffа). А Система не так уж и плоха — даже «МакДоналдс» на салфетках печатает информацию о пользе биг-маков и о своей борьбе за чистоту окружающей среды.
И корпорации продолжат безупречно штамповать наше синтетическое будущее. И никто никуда отсюда не денется. Не распашет под хлеб никому не нужное поле. Не выведет коров на выпас на заброшенную автостоянку. Не оборудует жильё в руинах самоуничтожившегося завода. Не научится вставать с рассветом, чтобы не пользоваться электричеством. Не создаст трудовое товарищество вместо самоубийственного «хождения на работу». Не начнёт возделывать землю вместо ответственной работы системным администратором. Не сменит железобетонную клетку на собственный дом, пусть и с неровным потолком.
Традиция — это не прошлое, ребята. Традиция — это вневременная Естественность и неизбывная Реальность, на упрятывание которой не хватит и всего мирового оптоволокна!
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Группировка «Восток» 2013 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
«Восток» — название группировки экологических террористов, пытающейся отомстить аморальным корпорациям. Представительница спецслужб должна проникнуть в группировку.
Группировка «Восток» / The East 2013, США, драма, приключения, триллер