Галерея
Интересные факты 10
Актеры 40
Съемочная группа 84
Рекомендуем 20













Похожие 21











Отзывы к
фильму
20
Я привыкла к Алленовскому джазу, по поводу и без, во всех его фильмах. Но здесь, зажигательный блюз украл моё внимание.
Если опустить мою любовь к Вуди Аллену, и то, что каждый его фильм, так или иначе, хорош, то можно вернуться к Иррациональному человеку с большим пристрастием.
Фильм мне понравился. Особенно — философские лекции, которые, ещё раз, освежили в памяти учения европейцев. Обоснование многих действий фильма с разных философских точек зрения. Короче — познавательно.
Сам сюжет тоже интересно закручен. И вывести его на комедийную волну, с зажигательным блюзом в конце — это любимое занятие Вуди.
Теперь я тоже раскрою одну тайну. Почему у Вуди Аллена так много поклонников. И раскрыть эту тайну мне помогли философские изыскания из фильма «Иррациональный человек».
Мне прямо захотелось докопаться до истины.
Не помните? Кто из великих сказал, что человек запоминает только последний яркий момент в пьесе, фильме или речи? Либо Карнеги, либо, вообще, преподаватели чёрной риторики.
В фильме нам показано «идеальное убийство», которое, так или иначе расскрылось.
Теперь я раскрываю секрет «идеальных фильмов» Вуди Аллена. У него всегда красивый конец, на позитиве или юморе, с заводной или просто, располагающей музыкой.
Вуаля. Преступление раскрыто.
Общее впечатление: Фильмы Вуди Аллена просты как 5 копеек, в них нет закрученного сюжета или глобальной интриги, и основная часть просмотренного мною мне не нравится, то ли дело «Иррациональный человек»! Вот вроде все просто и банально, а держит у экрана.
ГГ Эйб Лукас (Хоакин Феникс) профессор философии в университете, на лето он приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита (Паркер Поуизи), его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл (Эмма Стоун), его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя. Как-то раз всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор в кафе, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Иррациональность Эйба подчеркивается в его импульсивности. С одной стороны мы видим героя, который придерживается плана для достижения поставленной цели, т. е. никак не вяжется с иррациональностью, но с другой он действует по ситуации. В начале картины Эйб довольно пессимистичный человек, он не видит смысла в жизни и ему ничего не приносит радости. Но ситуация, которую он провернул дает толчок в его повседневной рутине. Он уже не так печален, а отношения, завязывающиеся с молоденькой студенткой, дают свою долю эндорфина.
Джилл мила и обходительна, встречаясь с парнем своего возраста ей в один момент становится скучно, на горизонте появляется начитанный преподаватель философии, который аргументировано расскажет что такое хорошо, что такое плохо. С ним интересно! Герои проводят вместе много времени, парируя диалогами, узнавая друг друга. И даже говоря своему возлюбленного что отношения с профессором чисто дружеские (ну да, ну да, Вуди Аллен не верит в дружбу между М и Ж, подчеркивает это состояние с перехода флирта на влюбленность), Джилл рассчитывает на нечто большее, что и случается.
Не буду рассматривать остальную актерскую игру, ибо она здесь как декорация, все внимания на Стоун-Феникс. Тандем интересен, колоритен и притягателен. Эмма Стоун играет полную противоположность характера героя Хоакина, у нее сильно развито чувство справедливости, где так же немалую часть играет воля случая и обыкновенная интуиция. Именно Джилл рациональный человек. А вот персонаж Феникса своими неразумными действами отталкивает, ведь он заведомо мыслит неверно! События, которые он счел нужными запустили цепочку проблем, где героя настигнет своя участь.
Я заметила, что Аллен поклонник Достоевского, я же не являюсь фанатам данного писателя. В этом фильме снова (Матч-Пойнт) фигурирует «Преступление и наказание», нет это, конечно, не основа, лишь детали, но тем не менее, отсылочки к диалогам имеются.
Атмосфера в картине по летнему теплая, яркие оттенки солнечного света перекликаются в костюмах и декорациях, это создает легкий и непринужденный настрой на просмотр. Да и нотки фортепиано ласкают слух, словно заигрывают со зрителем.
Заявленный жанр: комедия/драма полностью оправдывает себя. Причем режиссер фильма, увлеченный философскими диалогами вплетает в суть шуточные эпизоды, и действительно становится смешно от абсурдных моментов! Поднимаются актуальные вопросы, которые будут волновать человечество всегда, я уверенна, хотя бы раз (а возможно и ни раз) вы задумывались над тем, над чем задумывались Эйб. Ну как? Получилось у меня заинтриговать вас?
8 из 10
Фильм особенно хорош, если смотреть его, например, после «Манхэттена» 1979 года. Прошло четыре десятка лет, Вуди Алену уже не сорок с небольшим, а восемьдесят; он ничуть не потерял хватку, не отстал от поп-интеллектуальной волны и т. д., но, скорее, приобрел — стал четче и жестче. Бла-бла-контекст выдержан почти образцово: для 2015-ого именно фронда континентальной философии в пику аналитической, Хайдеггер, Ханна Аренд, тоталитаризм, анти-капитализм, активизм, пацифизм, издевательство над нормативной этикой, критика пустоты промышленного производства текстов и пр. — это тот микс, который щекотал вечно дряблые нервишки широкой около-университетской публики на англосаксонской территории (также как в 1970-х это был фрейдизм разного извода, для тогда гораздо более провинциальной Америки). Ну и, по-прежнему, царствует над всеми этими терзающимися душами в стране тел со всё еще обязательно-позитивными интерфейсами — Федор Михайлович Достоевский…
Слабое звено в фильме — это исполнение главной роли — лишь в условно экшн-эпизодах и детектив-стайл диалогах Х. Феникс удачно изображает «проснувшегося/завязавшего алкоголика», во всех других случаях он явно лишь обозначает указания режиссера про «философа» и «Раскольникова». Впрочем, ладно — будем считать, что перед нами только внешняя пошло-типичная маска 40-летнего мужчинки, а внутри там прячется соответствующая уникальная бездна; тем более, что на фоне других персонажей из университетской колоды — у него получается-таки изобразить гораздо более сложную «личность». Э. Стоун же — идеальна — образцово женское в фильме: притяжение, сближение, сочувствие, позыв, мечтания, норма, выживание. Хороши и остальные действующие лица и их исполнители — все на своих местах.
Но все это присказка. Суть не в этом. Суть: Вуди Ален вновь предельно просто поиздевался над всеми. Чью бы сторону зритель на занял — думая, что он выбирает правильную, а все издевательство направленно на противоположную (или сторону «университетских обычный хороших людей», или сторону «правильной девицы с тонкой душевной организацией», или сторону «непонятого философа», или сторону «зрителя-простого-народа, который угорает от проблемок всех этих университетских бездельников»), — это все будет самообманом. Здесь нет никакой правильной стороны. Все — дурачки в нашей все той же человеческой комедии.
1. Вот «непонимаемый-страдающий-философ».
А штука ведь не в том, что он философ, а потому «смотрит на мир как он есть» и пр. — штука в том, что он плохой философ, а поскольку плохих философов не бывает, а бывает либо философ, либо не философ — перед нами просто нефилософ. А кто? Ну, можно называть его обычным рефлексирующим обывателем: увидевшим «тщету всего» преподавателем, литератором, переживающим «кризис среднего возраста» общественным активистом… да, кем угодно. Он произносит банальности из философского словаря, заманивает молоденькую девицу рассказом о банальных несчастьях своей жизни (таких же, как встречаются в жизни большинства), пишет книгу на предельно банальную для 201х года тему, делает предельно банальные заметки в банальном для него Достоевском, банально стенает о своей банальности, банально ныряя в алкоголь… Слово «банальный» в предыдущем предложении — ни разу не уничижительно. Мы все банальны. Штука в том, чтобы опознать в этой «банальности» смысл и жизнь и сделать шаг дальше. Если же шаг не сделан — то ты не философ, даже если в документе об образовании у тебя написано иначе.
Когда же он изобразил из себя Раскольникова — то в нем взыграла страсть (обрушился шторм гормонов, говоря на «научном» новоязе) и прилепила его к проживаемому здесь и сейчас мгновению, окончательно обломав способность отстранятся и от происходящего, и от себя (что для философа основа всего). Тут и песенки конец. Пустая банальность победила окончательно. (Кстати, банальное замечание — пугать философа пожизненным заключением — в точности как пугать кролика терновым кустом).
2. Вот «прелестная юная душа».
Сытая, ухоженная, красивая, с регулярным здоровым сексом и разнообразным досугом; прельщенная ролью Сони Мармеладовой спасти хоть какую-то страдающую душу… Но природное здоровье и регулярные тренировки, естественно побеждают. И произнеся обязательную дежурную фразу про «хороший урок», можно вернуться в сытое, теплое, хотя и скучноватое, стойло…
3. Вот все-все остальные — они прелестны в своей пустоте и маскировке. Как образцовые пейзажи и музыка на их званных вечерах. Какой ужас.
4. И вот одна до конца настоящая — нелепая местная нимфоманка-переросток, готовая идти до конца и пошедшая до конца, и в этом порыве вновь раздавленная фарсом жизни…
P.S.
Кому нужны доказательства, что весь фильм — это издевательство над всеми без исключения типажами и соответствующими пафосами эрзац-философов, эрзац-экзистенциалистов, эрзац-интеллектуал-ов/ок etc. — просто послушайте музыку. Как она легка и прекрасна, что бы не происходило на экране…
А еще гляньте на «мотив» нашего эрзац-Расскольникова — он хотел «сделать добро»; не узнать «тварь ли он дрожащая» и пр., а «сделать мир лучше» с помощью маленького усилия. Вот такая «теория малых дел», вот такой активист и волонтер, который «естественным образом» (все согласно современной мифологии активистов и волонтеров) «помогает своими малыми полезными делами прежде всего себе» — получает прекрасную психотерапию.
(Кто хочет, может здесь еще увидеть и издевательство над «супергеройской» линией поп-культуры с ее обязательным условием физической ликвидации злодея личным усилием протагониста и пр.)
И еще мелочь — те, кто по каким-то своим фанатским причинам сожалеет, что с «философом» в исполнении Х. Феникса всё в конце концов случилось так как случилось, — подумайте, что он вообще-то уже убил себя чуть не в самом начале фильма. Как? А так — Вуди Ален заставил его сделать то ли три, то ли четыре выстрела подряд, играя в русскую рулетку, и ему всё сошло с рук, а, точнее, с мозгов.)
С каких пор Вуди Аллен отказался от привычного занудства и стал делать яркие психологические истории? С каких пор он отказал себе в цитировании Бергмана? Мне сложно точно даже очертить период. Но однозначно эта трансформация пошла ему на пользу.
В «Иррациональном человеке» перед нами разворачивается маленькая история студенческого городка, которая неожиданно перерастает в дискурс достойный творчества Достоевского. Склонный к эксцентричному поведению преподаватель разрывается между женой товарища и молодой студенткой, восхищающейся им. Он готов неожиданно сыграть в русскую рулетку, готов и горевать по своей утраченной мужественности. Лишний вес Хоакина прекрасно усиливает созданный им образ. Интеллектуальное превосходство его героя не справляется с самыми простыми жизненными испытаниями — возрастом, карьерой, социальными ограничениями. Вместо того, чтобы возвеличить себя его герой бежит от свободы, переступая все грани.
Вуди Аллен умело цитирует Достоевского, позволяя Хоакину как можно более полно подготовиться к «Джокеру». Хотя, на мой вкус, эта его роль была куда интереснее. Впрочем, роль Хоакина тут была усилена умелой поддержкой — Паркер Поузи и Эмма Стоун тонко позволяли ему солировать, дополняя психологический колорит происходящего.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Иррациональный человек 2015 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла. На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя. Всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.
Иррациональный человек / Irrational Man 2015, США, драма, комедия