Галерея
Интересные факты 2
Актеры 18
Съемочная группа 13
Рекомендуем 14
Похожие 21
Отзывы к
фильму
10
Если вы хотите посмотреть стильный детектив, где Нью-Йорк начала 70-х зримо предстаёт со всем своим шармом и грязью, фильм о том, как лихой и стильный чёрный частный детектив помогает пацанам из Гарлема разобраться с итальянской мафией — то «Шафт» не обманет ваших ожиданий. Погони-разборки-перестрелки происходят под позитивную диско-музыку Айзека Хейза (надо же, такого жанра ещё не было, а музыка уже была), персонажи фильма и их быт показаны режиссёром так, что зритель невольно начинает верить в их реальность. Вроде бы одни плюсы.
Однако «Шафта» можно смотреть по-разному. Можно просто следить за детективным сюжетом, не особо вникая в детали. Можно присмотреться внимательнее, и тогда впечатления будут не столь однозначными.
Да, Шафт — стильный персонаж в кожаном плаще, но это стильность людей с плохим вкусом. Образ Шафта скроен по лекалам героев книг Дэшила Хэммета (и экранизаций его романов). Оперативник агентства «Континенталь», действующий в сумеречной зоне между полицией и бандитами, только чёрный и перенесенный в начало 70-х.
Что за человек Шафт, почему он действует именно так, почему он стал частным детективом, почему ему так везёт и всё сходит ему с рук? Ответов в фильме вы не найдёте. Шафт — мифологический образ, а какие могут быть вопросы к герою урбанистического мифа? Другие персонажи фильма, их поведение, быт, одежда созданы с относительным соблюдением «правды характеров», и на их фоне образ лихого любимца дам и грозы (или приятеля?) гангстеров Шафта по этому параметру явно проигрывает.
При просмотре невольно вспоминается показ американской действительности и межрасовых отношений в голливудских полицейских боевиках 80-х-90-х годов. В этом аспекте «Шафт» — гораздо более честный и реалистичный фильм, где «лакировка» действительности сведена к минимуму. Неполиткорректный расистский юмор (прежде всего чёрный) здесь норма жизни, для белого оперативника Гарлем — это практически запретная зона, при этом и черный Шафт и его белый приятель-полицейский всерьёз опасаются, что бандитские разборки в Гарлеме перерастут в массовые межрасовые столкновения.
Авторы фильма как бы проговариваются и показывают не самые симпатичные стороны жизни и быта персонажей. Шафт и другие персонажи агрессивны (даже на уровне диалогов) и индивидуалистичны, и жизнь человека для них не стоит ничего, особенно если этот человек стоит на пути к заработку. Деньги не пахнут, и Шафт легко становится на довольствие к главе гарлемского гангстерского клана, которого он при этом ненавидит, поэтому практически никакой рефлексии по поводу гибели своих товарищей-подельников не испытывает. Гарлемский быт убог, и настолько же убоги местные бандиты, ненавидящие белых, но при этом травящие обитателей своего квартала наркотой.
Финал фильма оставляет в недоумении: вы думаете, что Шафт таким образом предотвратил войну между черными бандами и мафией? Вряд ли.
Общее впечатление — крепкий детектив, со своими слабыми и сильными сторонами, но не более того. Снятый в том же 1971 году в похожей манере «Французский связной» — конечно же работа гораздо более высокого уровня.
Частный детектив из Гарлема Джон Шафт работает на улицах Нью-Йорка. Он помогает местному королю чернокожей мафии, у которого белые мафиози похитили дочь.
Чернокожий частный сыщик, придуманный писателем и сценаристом Эрнестом Тайдименом, стал в 70-х одним из знаковых героев жанра блэксплотейшен, зародившегося в 70-е годы на волне борьбы чернокожего населения Америки за свои права. Джон Шафт крутой герой, своего рода «черный Бонд». Умеющий выкручиваться из самых запутанных ситуаций, победить всех врагов, попутно соблазнив не одну красотку. В 70-х в трех фильмах героя играл Ричард Раундтри. Ну а 2000 году вышел римейк с Самуэлем Л. Джексоном.
По нынешним временам фильм все-таки выглядит несколько устарело. В смысле динамики действия он ощутимо проседает. Да и вообще порой смотрится скучновато. Держится фильм, в основном, благодаря брутальному образу, созданному Ричардом Раундтри. Актер сыграл очень прилично, хотя Шафт был по сути его дебютной ролью. Особенно запоминается начальная сцена, где Шафт идет по улицам Нью-Йорка под музыку Айзека Хейеса. Кстати, саундтрек одно из главных достоинств ленты, не зря удостоенный «Оскара».
Фильм, конечно, знаковый для своего времени и жанра. Смотреть вполне можно, но на шедевр он явно не тянет.
6,5 из 10
В году 1971 «Оскар» за лучший фильм получил «Французский связной» Уильяма Фридкина. Кино стильное, мощное и атмосферное. А вся ирония в том, что в том же году вышел очень стилистически сходный фильм про афро-американского полицейского. Как его имя, я полагаю Вы все уже наверное догадались. Так вот, если сравнить обе этих ленты, то при всей их схожести совсем не факт, что фильм Фридкина окажется лучше.
В каждом фильме мы встречаемся с серыми буднями копа, который сливается с окружающим миром и ведет себя далеко не по Уставу, зато добивается своего. Вот, к примеру Шафт позволяет себе на экране любовную сцену с белой женщиной, берет деньги у босса мафии и даже помогает спасти его похищенную дочь. При этом он оказывается настоящим героем во всех отношениях. И получается, что именно «Шафт», а вовсе не «Свит Свитбек» (формально снятый ранее) становится тем самым хедлайнером, который будучи полностью понятным и доступным для самой широкой зрительской аудитории дает жанру blaxploitation настоящий ход. Голливудская тусовка видимо осознала силу джина, выпущенного из бутылки. «Оскар» фильму «Шафт» за лучшую песню выглядит скорее как некое сглаживание вины и признание успеха. Значит, получилось настолько круто, что не премировать было уже невозможно.
А были ли варианты? Тот же «Французский связной», фильм безусловно стильный и мастеровитый достаточно сильно зависим от «Буллита». А вот откуда этот стильный кожаный плащ Ричарда Раундтри? Откуда эта стильная походка? Откуда замечательная прическа и саундтрек? Позволю себе предположить, что все эти находки были из жизни, реальной жизни. В этом и заключается сила «Шафта». Он искренний и честный. А самое важное — совершенно равный и ни в чем не уступающий «Связному». Значит, «Хижина дяди Тома» осталась где-то в озере истории. Новые времена.
9 из 10
Ну что за прелесть эти старые детективы и боевики! Особенно «Шафт»- от «МГМ», да ещё оскароносный, да ещё и новаторский в раскрытии «чёрной» темы. Смотрится с величайшим удовольствием и интересом. Предыдущие рецензенты почти справедливо расхвалили его. Во многом с ними солидарен, и вместе с тем сделаю несколько существенных замечаний, которые почему-то не сделал никто…
Вообще-то образ частного детектива Шафта даже тогда, в 1971-м году был уже не классическим (от основателя «крутого детектива» Дэшила Хэммета), а штампованно-трафаретным. Таких парней (частенько бывших копов), гораздо более независимых, чем того требует окружающая действительность, третирующих и «чмырящих» полицейское начальство (хорошо ещё здесь оно не отвечало наглому «частнику» парой ударов по почкам или по роже- уже другое время!), я и в кино, и в литературе, говоря словами махновца из «Служили два товарища», «багато бачил». Так что единственная новинка тут- наш детектив «ниггер» и оперирует в Гарлеме. И на том спасибо.
Неприятно удивила «наехавшая» на теневого босса Гарлема Бампи «бледнолицая» мафия (с чего кто-то взял, что она итальянская? прямых указаний в фильме нет; или это так, по привычке- раз мафия, значит, точно итальянцы?). «Братки» выглядят достаточно карикатурно: в шляпах типа «борсалино» и с автоматами Томпсона времён Аль Капоне в руках… От этого анахронизма даже не смешно.
Эти досадные огрехи помешали мне поставить «Шафту» оценку ниже, чем хотелось бы. А вообще… см. первую строку рецензии!
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Шафт 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Чернокожий частный детектив Шафт славится тем, что лучше других умеет работать на улицах Нью-Йорка. Сначала он борется с королем Гарлема, чернокожим гангстером Бампи, но вскоре вынужден объединить с ним усилия: люди «белой» мафии похищают юную дочь Бампи.
Шафт / Shaft 1971, США, боевик, криминал, триллер