Галерея
Интересные факты 6
Актеры 31
Съемочная группа 60
Рекомендуем 24
Похожие 21
Отзывы к
фильму
21
огонь
На тринадцатом этаже одного из небоскрёбов Лос-Анджелеса группой учёных был создан суперкомпьютер, который в своих электронных недрах заключил совершенную модель виртуального Лос-Анджелеса 1937 года. Когда человек подключается к ней, его разум занимает тело одного из жителей, действовавшего до этого самостоятельно, а сознание виртуального персонажа на время погружения занимает тело реального человека. После того как «посетитель» покидает виртуальность, сознания человека и персонажа возвращаются на исходные места. Создание этой модели повлекло за собой цепь таинственных убийств. В числе убитых оказывается главный идеолог проекта Ханон Фуллер (Армин Мюллер-Шталь), а его ближайший компаньон Дуглас Холл (Крэйг Бирко) становится основным подозреваемым в убийстве. Чтобы разобраться в деталях и оправдаться, он сам погружается в созданную его командой виртуальную реальность.
Может показаться, что фильм Йозефа Руснака поднимает схожую тему, что и фильм «Матрица» братьев Вачовски, который вышел на экраны в том же 1999 году, оставив выход «Тринадцатого этажа» практически незамеченным. В обоих фильмах зрителям предлагалось задуматься над тем, как определить реален ли мир, что предстаёт перед нашими глазами? Но в отличие от «Матрицы» при всей их кажущейся схожести «Тринадцатый этаж» вовсе не блокбастер — скорее это философский триллер, неонуар и психологический детектив, в котором персонажи пытаются найти смысл и оправдание собственного существования.
Этот фильм вряд ли похож на типичную фантастическую картину, любимую массовым зрителем. Здесь нет восстающего против человечества искусственного интеллекта созданного им суперкомпьютера, а виртуальная реальность является не антиутопическим фоном, а вполне мирной средой существования человеческого сознания. «Тринадцатый этаж» более близок к авторскому кино, ставя неудобные вопросы и подталкивая зрителей к поискам ответов на них. И по мере развития истории вместе с персонажем Крейга Бирко приходишь к ощущению заключённости в искусственном мире и пониманию, что всё, происходящее вокруг, абсолютно нереально и не имеет смысла. Более того — сбежать из этого мира невозможно. Если человек день ото дня занимается одним и тем же, решая одинаковые и повторяющиеся изо дня в день проблемы, то чем он отличается от компьютерной программы внутри виртуального симулятора?
Мало кто знает, что в 1999 году по неведомому мистическому стечению обстоятельств одновременно с Матрицей в прокат вышел фильм с идентичным сюжетом и казалось бы равными силами, но не выдержав конкуренции с Матрицей, провалился в прокате, заработав жалкие 2 миллиона долларов в США и Германии. В итоге вся слава досталась Матрице, и мемчики стали делать про нее. Ну, помимо всего остального. Почему же этот бой сложился так? Давайте разберемся, почему зритель взял другую таблетку. Речь о фильме 13-ый этаж.
Понесемся сразу с места в окоп за амбразуру. У 13 этажа есть два неоспоримых достоинства, которые привели меня в восторг. Это интересные философские вопросы, которые поднимаются. И это интересные любовные, романтические сцены, любовная линия, которая поднимает с места и заставляет рукоплескать в овациях. Поэтому для меня исход битвы очевиден. Почему мы все толпой повалили в кино на Матрицу, тогда как на 13 этаж в кино пришло только 2 миллиона американцев (хеллоу, американцы!). Почему мы взяли другую таблетку? Беру обе!
У этих конкурентов есть сходства и различия. В Матрице главным действом является личностный рост Нео и его борьба сначала с агентом Смитом, а затем с машинами, а затем снова с агентом Смитом, которого уже стало намного больше, как и должно быть хорошего человека. В 13 этаже поднимаются скорее вопросы жизни в самой Матрице, как если бы Нео не стал отключаться, а начал бы рефлексировать по поводу смысла своей жизни в иллюзорной компьютерной программе и возможности любви к нему со стороны «пользователя», как называют пришельцев из реального мира в фильме «Трон: Наследие».
И это даже интереснее, потому что все мы по сути живем в таком иллюзорном мире. Который либо сон индуистского бога Брахмы, либо иллюзорен по причине своей быстротечности и конечности — все пройдет, жизнь закончится, и вопрос — стоит ли все принимать так серьезно и какой в этом смысл? Но это глупый вопрос, потому что он актуален лишь для точки конца, а в середине у нас много желаний и возможностей, поэтому все как нельзя осмысленно и непререкаемо значимо. Но жонглировать точками отсчета — это призвание любого мыслящего человека.
В 13 этаже есть свой решительный и рефлексирующий Нео, своя ненаглядная Тринити, свой агент Смит, припирающий к стенке Нео, свой Сайфер, свой Морфеус и свое пробуждение (хоть про пробуждение и нельзя сказать, что оно — чье-то). Удивительным совпадением является возникновение в обоих фильмах явления дежа вю, ведь они вышли в эфир с разницей в один месяц, а значит делались параллельно, но каким-то мистическим образом пересеклись. Только в Матрице эффект дежа вю — это сбой в Матрице, когда меняют программу. А в 13 этаже — это любовь с первого взгляда.
Да, любви в 13 этаже больше. А в Матрице больше духовности. Зададимся глубокомысленным вопросом Сайфера — что же я выберу? Сайфер выбрал Матрицу, а я выбираю и то и другое. Ведь любовь и духовность — части одного целого. И как поется в песне Age Pee: я не хочу быть темной, я не хочу быть светлой, я просто хочу раскрасить красками ночь.
10 из 10
Можно ли объяснить провал данной картины тем, что данный фильм, обладая схожим концептом с культовой «Матрицей», вышел в одно и то же время с ней, поэтому прошел мимо ваших радаров и эхолокаторов? Нет, как оказалось, «Тринадцатый этаж» просто не оказался способен пройти проверку временем, поэтому его характеризуешь не иначе, как «скучный и серый кинчик».
В отличие от идеи братьев Вачовски, «Тринадцатый этаж» имеет первоисточник в лице одноименного романа 1964 года, который одним из первых описал тему виртуальной реальности. Естественно, альтернативную «Матрицу» ждать не стоит, но это не главная загвоздка картины, тут все дело в самой концепции. По сюжету, в Лос-Анджелесе есть некое здание, 13-й этаж которого отведен под секретную компьютерную разработку, отправляя пользователя в некое подобие прошлого. До сих пор не понятно, для каких целей была разработана данная технология. Для рядового потребителя какой кайф вселяться в цифровую версию человека из прошлого, разработка не настроена по правилам машины времени, ничего особо не изменишь. Для правительства и военных тоже зачем создавать такое, что интересное можно выцепить в воссозданном 1937 году? Но тем не менее, сюжет стартует из-за того, что босса корпорации-разработчика убивают при странных обстоятельствах, а разгадка тайны его смерти зашифрована именно в этой системе. Поэтому его заместителю придется отправиться в виртуальный 1937 год, чтобы раскрыть страшный секрет.
Вам не кажется, что когда я озвучил главный сюжетный стимул, история могла показаться интересной? Забудьте, потому что какой-никакой потенциал оказался похоронен заживо. Оказывается, компьютерная корпорация может за шесть лет создать настоящий аналог игры с открытым миром, где каждый житель обладает некоторым… самосознанием? А если один запрограммированный чувак узнает, что он всего лишь дитя двоичного кода, то не становится каким-то подобием Нео, и не начнет портить малину программистам. Он просто продолжит существование, не устроит бунт, а сопротивляться будет, только когда к нему подойдет заместитель убитого босса и начнет допытываться насчет убийства. К слову, о заместителе. Попадание человека в запрограммированный мир не происходит в какой-то отдельный аватар, для этого берут вообще рандомного чувака из того мира, помещают в него сознание пользователя, а когда пользователь отключается, рандомный чувак остается в том мире с вопросом «А что я делаю в этом месте?». Интересно, а я хоть сам понял, что сказал?
В общем, идея воссозданной реальности, хорошо сработавшая в «Матрице», тут обросла какими-то нагромождениями, от которых мозг вскипит и череп от избытка внутреннего давления треснет. Актеры проходили с обычными лицами, я даже скажу, что они мало кому известны. Компьютерная графика для фильма про виртуальную реальность выглядит довольно убого, и это заметно даже без сравнения с фильмом Вачовски. Единственный положительный момент, который хочется обговорить, это предположение, что идею запрограммированного прошлого могла подхватить компания Ubisoft для создания серии игр Assassin`s Creed. И судя по популярности данной серии, заметно, что у них очень даже получилось.
Если вы не поняли, то я скажу вам напрямую — «Тринадцатый этаж» это до невероятия унылый фильм. Куда было бы интереснее, если по сюжету фильма здание с 13-м этажом находилось в 13-м районе, который охраняют 13 привидений. И на штурм этого здания пошел бы 13-й воин, прихватив с собой 13 друзей Оушена. За такое зрелище я бы заплатил.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тринадцатый этаж 1999 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
На тринадцатом этаже компьютерной корпорации была разработана совершенная модель виртуальной реальности, создание которой повлекло за собой цепь таинственных убийств. Разгадать загадку можно, лишь погрузившись в иное измерение, где может быть ответ на многие вопросы, а может быть — страшная нереальность…
Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor 1999, США, детектив, триллер, фантастика