Галерея
Интересные факты 5
Актеры 9
Съемочная группа 10
Рекомендуем 20
Похожие 9
Отзывы к
фильму
20
Пожалуй, сложно себе представить, как еще более бережно, но тем не менее правдиво можно познакомить зрителя с такой непростой темой как война, резня и межнациональный конфликт.
26 разъяренных собак преследуют участника ливано-израильской войны во сне. Этот сон снится ему все 20 лет, которые прошли с той поры. Он делится этим со старым боевым товарищем, режиссером этого фильма.
Так начинается путешествие зрителя в глубины коллективной памяти. Изначально есть только факт участия главного героя в войне и один эпизод, где обнаженные мужчины выходят из теплого моря к разрушенному городу (Бейруту) и с неба падают световые ракеты, освещая разруху и ужас разоренного мегаполиса.
Постепенно, по кусочкам главный герой собирает воспоминания своих боевых товарищей. И это как своеобразный калейдоскоп: бессмысленность и гротеск войны, растерянность бойцов, натянутые нервы, смерть и ужас. Помимо реальных воспоминаний бывшие сослуживцы рассказывают об образах, музыке, снах и впечатлениях. Обрывки, казалось бы не касающиеся на прямую самих событий воссоздают полноту происходящего.
• Теплое море — которое дает ощущение безопасности и укрытия
• Гигантская сексуальная женщина, которая согревает и укрывает своим телом
• Патриотическая музыка, призванная поднять боевой дух
• Свидетели войны, которые смотрят с балконов, как будто пришли в кино
• Смертельный вальс под обстрелом снайперов
• Запах пачули, которой всегда даст понять, что боевой товарищ где-то рядом
• Дешевая порнография, как фон для принятия важных решений
• Глаза умирающих животных
Таким образом у героя происходит восстановление воспоминаний о пережитом опыте. И зритель вместе с ним постигает, по кусочку, по крупице, все происходившее тогда. А в финале документальные кадры, снятые в Сабре и Шатиле, сразу после резни. Как будто анимационный калейдоскоп, сложившись, превратился в ту реальность, которую тогда, 20 лет назад невозможно было воспринять.
Для посттравматического синдрома нет срока давности. Психика сможет переработать пережитое только тогда, когда будет к этому готова. А пока мы не готовы, память хранит свои секреты.
Война состоит не только из документальных событий, война состоит из того, как участники и свидетели боевых действий пытались сохранить свой разум и эмоции. Используя экстраординарные возможности психики, пошлость и цинизм, контакт с природой и силами бессознательного внутри себя, которые позволяли выжить и сохранить разум в условиях смертельной опасности.
Я очень удивилась, когда узнала, что это мультипликация — о войне, по сути, анимации я прежде не видела («Босоногий Ген» в детстве не в счет).
Он не разноцветный, не смешной, не жизнерадостный и ни в коем случае не детский. Он даже не поучительный. Потому что документальный.
Это — воспоминание о войне в Ливане, через которую прошел режиссер.
Ари Фольман изначально хотел снимать именно фильм, но не все его товарищи были готовы показать свое лицо, и тогда он нашел альтернативу. Однако, озвучивают персонажей реальные люди, те самые, которые вместе пережили Ливанскую войну и видели настоящий ад. Это особый случай — когда экранизация, которую нельзя назвать экранизацией, принадлежит непосредственному участнику событий. Не сценаристу там или режиссеру, не фанатику, добравшемуся до «черного списка» и не родственнику солдата… А самому солдату. Пожалуй, Уайльд прав: мы не извлекаем из истории уроков. А вот Ари Фольман решил дать урок всем, кто имеет и всем, кто не имеет отношение к происходящему на экране. И это имеет смысл: кто, как не свидетель реальности, может сказать наверняка, что видел — и попытаться простить себя за это, — и донести до зрителя, что видение и понимание до сих пор уничтожают его изнутри.
Сюжет переключается между кадрами боевых (и не только) действий — и реальностью. Прошло много лет, но воспоминания преследуют каждого из тех, кто остался в живых. Кого-то мучают непонятные, жестокие и печальные сны. Кто-то и дня не может прожить без сожалений. Кто-то так и не завел полноценную семью… И данная картина выглядит как некая мозаика из образов, воспоминаний и признаний. Как красиво зафиксированный смертельный вальс свидетелей смерти. Но сам вальс в названии — вовсе не метафора: порой только в танце можно увернуться от неизбежной судьбы.
Этот анимационный фильм также показателен в том плане, что современный кинематограф движется в иную от ХХ века сторону: документальные анимационные фильмы — нечто, свойственное именно нашему времени. Кинематограф не только маскирует анимацией тяжелые для восприятия вещи, но и переходит в этой анимации от выдумки к документалистике. «Вальс с Баширом» — это коротко, живописно и по-настоящему. Осознание того, что реальность приходится маскировать подобным образом, заставляет всматриваться в детали, рассматривать и сравнивать увиденное со своим пониманием войны, если оно есть. И даже проще: принимать, что произошедшее слишком ужасно, чтобы смотреть это ничем не редактированное видение войны.
Картина оказалась первым номинированным на «Оскар» анимационным фильмом в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (Израиль).
В этой же номинации «Вальсу» присудили «Золотой глобус» и «Сезар».
9 из 10
Представьте, что бывший нацистский солдат снимает полудокументальный фильм про солдат и унтерофицеров охранявших концлагеря, где высказывается позиция, что бедных несчастных солдатиков ЗАСТАВЛЯЛИ глумится над телами и кидать Циклон-Б, что они просто выполняли приказ. Что виноваты, в общем-то, сами евреи.
А теперь представьте реакцию общественности на такой фильм. А в особенности — реакцию еврейской общественности.
Ну как, представили? А теперь замените евреев на ливанцев и палестинцев и получите номинированный на «Оскар», «БАФТА» и «Золотой глобус» фильм.
Я не испытываю никаких эмоций по отношению к Израилю и гражданам, его населяющим. Я слишком далек от него и территориально, и ментально. Но этот фильм вызвал у меня настоящее отвращение к евреям, причем, казалось бы, не потому что они какие то плохие и жестокие, нет, а потому, что все представленные в «Вальсе Башира» персонажи, являющиеся, к слову, реальными, мерзко юлят, оправдывают свои деяния, и автор, что самое мерзкое, им в этом поддакивает. Не на словах конечно, на словах то он несогласный и все такое, но, как говорится, человека красят не слова, и контекст фильма рисует следующую картину, которая проходит красной нитью сквозь фильм: «Не мы такие, жизнь такая! Мы-то «норм пацаны», мы Д`Артаньяны, а вот все вокруг — фалангисты, мусульмане, немцы, русские*, Бегин** и так далее — они плохие». И вправду, «богоизбранный народ».
Я понимаю, почему всевозможным эстетам и академикам этот фильм пришёлся по нраву, эстетам в принципе нравится когда в кино показывают трупы (а трупы будут, их специально в конце для академиков вставят из реальной хроники, мол смотрите, у нас тут основано на реальных событиях), «естественную» обнаженку, начинают рассматривать неоднозначные ситуации на войне, с необычных позиций. Я сам такой, но!
Но. Этот фильм надо смотреть не абы как, надо смотреть вдумчиво, и вот тогда проявляется самая его ужасная часть, самая мерзкая и бесчеловечная.
Это не покаяние, это оправдание. Это один из самых страшных для меня фильмов, страшный тем, что кто-то очень тонко, очень мастерски, манипулирует общественным сознанием, и все ведутся. Сегодня у нас такое кино — а завтра мы, прикрываясь тем что это как бы и не мы, убиваем неугодных нам гражд… Ой простите, а мы уже этим занимаемся. И «мы» это не кто-то абстрактный, «мы» — это, в том числе, и граждане нашей страны, России. Это наши «Фольманы» рассказывают про злобных американцев, что разбомбили Каддафи (а вовсе не мы бросили и фактически зажали в блокаде государство, всегда опиравшееся на нас), это наша страна рассказывает про «подлых хохлов» что бомбят ДНР (а вовсе не про то, как мы бросили эти самые республики, просто закрыв глаза на свои же обещания четырехлетней давности). И да, я понимаю, что я привел непопулярные примеры, но такое происходит везде, и именно это и демонстрирует данный мультик.
Настоящее покаяние, настоящая демонстрация ужаса войны — это фильм «Взгляд тишины» где моральные уроды хоть и оправдывают себя, но режиссер показывает, что они не бедные-несчастные «просто исполнители» — а именно уроды, что, либо гордятся своей бесчеловечностью, либо (те, что поумнее) прикрываются размытыми формулировками, выставляют себя людьми стыдящимися своих деяний, хоть, конечно, в душе так и не считают. Вот к последним, кстати, и относится господин Фольман.
Настоящая оппозиция, настоящее неприятие войны — это, как бы банально не прозвучало, «Цельнометаллическая оболочка», где тоже вроде бы протагонист является сторонним наблюдателем, но, так или иначе, через это показывается, что правда не за ним, и не за его, пускай и славными, товарищами.
Ну вот, разобрав саму идею, отпишусь в двух строках и про сам фильм как художественное произведение. Строго говоря, тут все в принципе очевидно, перед нами пускай и красиво исполненная, но документалка — человек говорит на фоне стены, потом реконструкция событий, потом опять человек, и так до самого конца, пока у вас не закружится голова от постоянной смены кадров. Единственное что хотел бы отметить, так это то, как сделаны переходы из настоящего в прошлое, они довольно красивы, но все убивает их частота.
Макс Рихтер замечательный, но, на мой взгляд, недооцененный композитор, чей саундтрек я обязательно послушаю отдельно
В конце я напишу так: я бы никому не стал советовать этот фильм, но спасибо этому пропагандистскому куску кинопленки за то, что я решил поинтересоваться реальной историей резни в Сабре и Шатиле, чего и вам советую.
*Да, вторую мировою здесь тоже упоминают
**К слову, это его цитату я вывел в заголовок
4 из 10
Необычное кино с довольно нестандартным режиссёрским решением. По сути, это документальный фильм о войне в Ливане в анимационной оболочке. Исходя из того, что мной недавно была прочитана «Бойня N5…» Воннегута, фильм мне понравился, так как очень точно выражает главный посыл книги: бессмысленная жестокость войны. Как и у Воннегута — в фильме нет героев, романтизирующих дух войны, есть лишь напуганные неоперившиеся ребята, которые с трудом воспринимают то, что вокруг происходит.
Для широкого круга зрителей не рекомендую: может показаться скучноватым, но мне понравился
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Вальс с Баширом 2008 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Старый друг Ари Фольмана, сидя ночью в баре, жалуется ему на то, что его преследует один и тот же ужасный сон: за ним гонятся 26 разъяренных собак. Почему 26? «Все очень просто, - отвечает приятель, - когда мы были на войне в Ливане, в 82-м году, в моей роте знали, что я стрелять в людей не смогу. Мне поручили перестрелять всех собак в арабской деревне. Собаки воют и лают, когда чувствуют чужаков и, таким образом, предупреждают террористов. И я перестрелял всех 26 собак, которые были в этой деревне. С тех пор они мне снятся каждую ночь. Ты мог бы что-нибудь с этим сделать?»
Вальс с Баширом / Vals Im Bashir 2008, США, биография, военный, документальный, драма, мультфильм