Галерея
Интересные факты 5
Актеры 33
Съемочная группа 18
Рекомендуем 21
Похожие 22
Отзывы к
фильму
20
Тема распада Югославии меня заинтересовала после того, как я прочитал блог одного российского путешественника. А именно — его поездка по Балканским странам, где до сих пор всюду видны следы Югославских войн 90-ых. Посмотрел несколько фильмов о той поре. А этот фильм рассказывает о куда более широком периоде. Тем более это Кустурица. Значит надо смотреть! Посмотрел — не пожалел. 2 часа 50 минут пролетели на одном дыхании. Какой жанр? Трагикомедия? Фарс? Основная мысль фильма: сербы умеют веселиться. Любить-так любить, гулять — так гулять, стрелять — так стрелять! Они в чём-то похожи на нас, русских, только ещё более безбашенные. Вся их история — цепочка войн, конфликтов, потрясений, а они лихо отплясывают, пьют ракию, занимаются любовью под бомбёжкой, в общем — живут на полную катушку. Да и весь фильм крышесносящий. Чего стоит одна только бойня на съёмочной площадке! С другой стороны — фильм очень грустный.
Главных героев здесь три: два приятеля и актриса театра. Надо сказать, что не сильно-то они и постарели за 50 лет. Над гримом как-то не заморачивались. Наталья что в 1941, что в 1961 одинаковая, да и в 1992 она не выглядит старой каргой. Марко и Петар в 41-ом уже такие дядечки лет за 40, в 92-ом им должно быть за 90. Разве что Ивана состарили более-менее правдоподобно. В 41-ом он совсем молодой паренёк лет 17, в 1961 ему за 30, а в 1992-ом он явный пенсионер за 60. Немного о главных героях.
Марко. Обаятельный, харизматичный, но при этом мразь редкостная. Он может кого угодно расположить к себе, очень искусно врёт. В итоге он загубил несколько семей, нещадно их эксплуатируя, и мороча им голову. Ловелас. Безбашенный, живучий, способный выкрутиться из любой передряги.
Петар. Закадычный друг и кум Марко. Не менее обаятельный, такой же безбашенный, неубиваемый и такой же ловелас. Только честный. И страдающий. Ну не может он подозревать лучшего друга в таких масштабных грехах: в массовом обмане, корысти, нечестности. Или не хочет верить. А когда правда вскрывается, у него едет крыша. И живёт он с «поехавшей крышей» больше 30 лет.
Наталья. Именно её не поделили два друга-ловеласа. Красивая, умная, но… шлюховатая что ли. То с одним, то с другим, то с немцем… Впрочем, она не совсем уж конченная. Совесть у неё периодически просыпается, но Наталья заливает её вином. Она страдает, но ей не сочувствуешь.
Иван. Младший брат Марко. Слегка инфантильный, но добрый парень. Любит животных. Он поначалу второстепенный герой, но в конце выдвигается на первый план. Вот кому действительно сопереживаешь — так это ему. От сцены, где Иван узнаёт о распаде Югославии, такая скорбь накатывает, что сам того и гляди разрыдаешься вместе с ним. В 1992-ом его считают сумасшедшим, но он ли сумасшедший, или весь окружающий мир?
Йован. Сын Петара. Полу-сирота: мать умерла при родах. С рождения жил в подземелье, не видя света и Солнца. С виду вроде бы добрый и непорочный парень, но как он мочил «фашистов», с каким остервенением, ух! За годы жизни в «ненастоящем» мире его сознание деформировалось. Он загублен в духоте, куда не поступала ни одна струйка свежего воздуха. Ему тоже сочувствуешь. Выйди он на поверхность в 1944-ом, наверняка бы вырос хорошим человеком. А получился нежизнеспособным в «настоящем» мире.
Остальные персонажи слишком уж эпизодичны. Помимо лихой безбашенности сербов хочется отметить их полнейший пофигизм. Обезьяна залезла в танк — всем пофигу! Результат — их мирку пришёл конец. А ещё заинтересовал подземный автобан. Он реально существует? Прямо длинная международная автострада через всю Европу целиком под землёй? Видимо, дорога секретная: немцы не верят Ивану, рассказывающему о ней. Да и ездят по ней в основном военные грузовики. Хотя и гражданских машин там хватает, и даже цыгане на велосипеде засветились. Стало быть, некоторые простые люди тоже о ней знают. Но я пока ничего о ней не нагуглил. Видимо, всё-таки дорога вымышленная.
Судя по всему режиссёр пытался в этом фильме показать страдания своей родины — Югославии. Причём не одних только сербов, а всех югославов. Есть среди подземных жителей и босниец Мустафа. Есть и сцены в охваченной войной Боснии, где миротворец равнодушно говорит, что «сербы убивают хорватов, а хорваты сербов», и эти слова вызывают боль у одного из героев. Боль за распадающуюся Родину. То есть режиссёр не делает разницу между сербами, хорватами, боснийцами, ибо страдают все. Но даже среди тотальных страданий безбашенные балканцы умеют веселиться и «отжигать».
И ещё пара сумбурных мыслей. Первая мысль. Критики говорят об аллюзии, мол, с подвалом Кустурица сравнивает «типа изолированную» Югославию, которая даже с СССР порвала отношения. Однако, пардон, изолированной Югославия как раз не была. Наоборот, она была самой открытой из соцстран, югославы по воспоминаниям вполне могли поехать на заработки в ФРГ и привозить Мерседесы и БМВ оттуда. Да и торговала страна одинаково плотно как с Западом, так и с соцлагерем. Я уж не говорю про съёмки знаменитого гонконгского боевика «Доспехи бога» в Загребе. Так что Югославия времён социализма — далеко не закрытый подвал. И вторая мысль. Критики обвиняют Кустурицу в «просербской пропоганде» и «просербском империализме». Что-то незаметно. Как я выше писал, режиссёр не делает разницу между сербами, хорватами и боснийцами, изобразив всех одинаково страдающими.
Итого имеем красочный и яркий, но одновременно тёмно-подвально-мрачный, весёлый и безбашенный, но одновременно грустный, исторический, и одновременно привирающий (подземный автобан, ага), такой весь противоречивый фильм, который смотришь на одном дыхании. Почти три часа у экрана пролетят незаметно.
Nema vise sunca,
Nema vise meseca…
Югославия, Белград, начало Второй мировой. Страна оккупирована немцами. Два товарища, Марко и Чёрный, присвоили себе солидный груз оружия и прячут его в подполье. Там же, в подполье, используя его, как бомбоубежище, прячутся многочисленные родственники и друзья героев. Марко и Чёрный параллельно с этим делят красавицу-актрису Наталью, которая сразу же сдалась на милость немцам и стала любовницей одного из немецких офицеров, Франца… Спустя двадцать лет Марко — видный политический деятель, Наталья — его супруга, а в подполье до сих пор сидят Чёрный со своей семьёй и остальные, уверенные, что война до сих пор идёт.
Этот фильм для меня — сама Югославия, сама Сербия, сам Белград. Кустурица сделал великолепное — отразил весь дух страны, её растерзанность и растрёпанность после многочисленных войн и перипетий, и такой же дух её жителей. Они живут под землёй; они никогда не поверят, что Югославии больше нет; они теряют — но при этом пьют ракию, поют песни и веселятся, как никто другой. С ними хочется взяться за руки и тоже пуститься в пляс, с ними хочется вопить во всё горло «месечина, месечина, йо-йо, йо-йо!» и плевать, плевать на всё.
Сколько отчаяния, сколько неугосимой воли к жизни у Натальи! Ох, как она хотела другой жизни, ох, как она хотела быть актрисой Московского театра, ох, как она хотела быть с другим мужчиной… если бы не война! Она действительно кажется такой отчаявшейся, но при этом не кажется несчастной, нет! Она танцует в своём красном платье вокруг танка, и это самый прекрасный танец. Это неубиваемый сербский дух.
Сцена со свадьбой в подполье навсегда врежется мне в память, это восхитительно, это квинтессенция всего, что режиссёр хотел показать в фильме. Это то, из-за чего я так вдохновилась ехать в Сербию. А музыка, боже мой… Именно под музыку Бреговича из этого фильма мой самолёт садился в аэропорту Белграда, и мои глаза были полны слёз, а сердце было полно благодарности за то, что я оказалась в этой стране… и она именно такая, именно такая, как этот фильм! Может показаться, что всё очень плохо, но стоит только пообщаться с этими прекрасными людьми, с сербами, которые, кажется, даже вне зависимости от возраста помнят всю боль своей страны, но при этом так живы, так приветливы и так праздничны, что здесь хочется остаться навсегда!
И финальная сцена, плавно продолжающая сцену свадьбы, точно такая же! Вы можете делать с нами всё, что угодно, вы можете расколоть нас, растоптать нас, но ракия будет литься рекой, песня будет литься рекой, жизнь будет литься рекой. В этом фильме ещё много смыслов и посланий, кроме этого, вы можете увидеть что-то своё, и вы непременно увидите.
Навсегда в моём сердце.
10 из 10
Кустурица мастер своего дела, и Подполье доказывает это в очередной раз. Закрутить сюжет таким образом, что-бы сознание зрителя вывернуть наизнанку, это далеко не каждому под силу. Кустурица снимает фильмы, как Дали пишет картины, так-же сюрреалистично, для не подготовленного зрителя не ясно, и отталкивающе. Некая мифическая абстракция. Но! копните чуть глубже, не поленитесь поразмышлять, и разобраться что хотел показать автор и тогда не понятные на первый взгляд картинки калейдоскопа начнут выстраиваться в чёткую цепочку понимания того, что хотел донести автор. Кино, однозначно не для всех, так как «утончённо-чернушный» юмор, будет понятен не для всех зрителей, не говоря уже о политическо-военных векторах, которые проходят красной нитью через весь фильм. Кино тяжелое, требующее внутренних затрат психической энергии, поэтому даже не смотря, на моменты смеха, думать и напрягаться придётся, что-бы читать посылы режиссёра. Во время просмотра я пережил всю гамму эмоций, от смеха до слёз, и слёз горести с перехватившими гортань спазмами.
Однако, браво маэстро, аплодирую стоя.
8 из 10
« — Все мы сумасшедшие. Только не всем нам поставили диагноз.» (с)
В пышном и чрезвычайно богатом на выдумки творчестве югославского (как он до сих пор продолжает себя называть, хотя нет уже больше такой страны) режиссёра Эмира Кустурицы — есть несколько выдающихся картин. Эта же лента является его лучшим произведением, продолжая выработанный постановщиком стиль, в тоже время доведя его до невероятной эксцентрики, превратив серьёзную вещь в фарс. На первый взгляд кажется, что автор переборщил с комедией, заслонив ею драму. Но ведь и сам Кустурица неоднократно говорил, что в жизни слишком много всего плохого, от чего трудно не плакать. Поэтому он предпочитает не заливаться горючими слезами — а сознательно уходить в гротеск и буффонаду. Потому что когда смешно — тогда не страшно. И этот фильм — пожалуй лучшее тому доказательство. Впрочем, очень трудно классифицировать данное творение строго по канонам определённого жанра. Ибо Кустурица со свойственной ему щедростью смешал в «Андеграунде» казалось бы вовсе не сочетающиеся жанры. Тут и драма разбавленная комедией и откровенный символизм — которым пропитана вся картина, эксцентрические геги перемежаются с убийствами, а реальность подчас неотличима от вымысла. Не относя этот фильм к какому то конкретному жанру, пожалуй можно охарактеризовать его как «народное придание», ибо для сказки показанное на экране всё таки больно мрачно. Да и сама картина начинается титром, словно режиссёр посредством кино собирается рассказывать своему зрителю сказку: « Жила была одна страна»…
Перед тем как говорить о сюжете картины, стоит сказать о том как именно он появился у её автора. Замысел о большой киноленте о народе бывшей Югославии, который находился тогда на пороге Гражданской войны — имевший территориальные и религиозные предпосылки, которые сам автор впоследствии назвал нелепыми. Ведь в его краю, на одном поле всегда стояли — мусульманская мечеть, православный храм и синагога. И вдруг, в один миг все словно по сходили с ума — начав убивать вчерашних соседей, сжигать их дома и обвинять в каких то абсурдных и невероятных вещах. Тогда сам режиссёр находился во Франции, на съёмках «Аризонской Мечты» — своей первой западной картины с голливудскими звёздами и большим бюджетом — который не позволил нарушить контракт и вернутся на родину. Где уже начинались первые бои, которые конечно же не могли оставить такого патриота и гражданина как Кустурица в стороне. Он часто связывался по телефону с Балканами, его показывали в прямом эфире. Он обращался к тем или иным лидерам политических и военных активистов, с просьбами отложить или вовсе прекратить боевые действия в том или ином районе. В то время Кустурица был уже очень большим художником, самым знаменитым представителем своей родины и в глазах её народа авторитет его был необычайно высок. Кто то даже пустил слух, что дескать известный режиссёр тайком перебрался через границу и уже воюет на стороне ополченцев. Хотя сам Эмир Кустурица высказался по этому поводу довольно однозначно, заявив о нежелании вступать в братоубийственную войну. Впрочем по политическим взглядам он был един с тогдашним главой государства Слободаном Милошевичем — делавшим всё возможное, что бы не допустить распада страны на несколько государств. Что конечно же не могло обойтись без большого количества жертв и крови…
Вот тогда то Эмир Кустурица и захотел снять фильм о своём народе, попытаться показать весь творящийся в его стране абсурд, который был и в её советском прошлом. Желая заставить зрителя и попытаться самому поразмышлять о дальнейшем пути бывшего единого народа и распавшегося государства. Вместе с талантливым и самобытным сценаристом Душаном Ковачевичем они написали фантасмагорическую историю, в которой рассказали о политических и исторических преобразованиях и событиях на территории их родины за последние полвека. Действие берёт своё начало в 1941 -ом, с начала Великой Отечественной и завершается в 1992 — в начале югославской Гражданской войны. На всём протяжении повествования действуют одни и те же исполнители, которые иногда играют разных героев. Если пересказывать сюжет очень — очень сжато, то невозможно будет передать весь аромат и сложность задуманной Кустурицей «мистификации» (как обозвали его творение на одном из фестивалей). В сюжете проводится аллегория персонажа Мики Манойловича — коммунистического активиста и «героя войны и поэта» товарища Марко с многолетним главой государства — Тито. Который обманом и посулами долгое время дурил и эксплуатировал собственный народ, держа его в полнейшей изоляции. Так же поступает и Марко со своим кумом Петром Папери «Чёрным» (Лазарь Ристовски) — когда обманом удерживает того в подземном бункере, где тот с кучкой партизан со времён войны изготавливает оружие. Которое, как считают неутомимые жители подполья пойдёт на фронт — на погибель фашистов, хотя на самом деле Вторая Мировая давно закончилась а их продукция стараниями оборотистого товарища Марко идёт на чёрный рынок. Отставая на десятки лет от реальной жизни, замкнутые в тесном бункере партизаны однажды выбираются на поверхность. И от избытка эмоций, боясь в мирной цивилизованной жизни буквально всего — ведь многие из них ушли в подполье ещё детьми — «партизаны» хотят обратно в своё убежище…
Невероятно ловко обращаясь с драматургией построения сюжета, с небывалой лёгкостью перемежая драму и комедию, делая практически фарс — в финале же, авторы достигают почти что эпической трагедии. Поэтому последние минуты картины невозможно смотреть равнодушно, без слёз… Сложная, но смотрящаяся на удивление легко и непринуждённо картина, в которой сложились многие творческие удачи: от безупречной актёрской игры на грани эксцентрики, до операторской работы Вилко Филача и запоминающегося саундтрека Горана Бреговича. Будучи впервые показанным на Каннском фестивале в 1995 — ом, «Андеграунд» Эмира Кустурицы принёс ему вторую Золотую Пальмовую Ветвь — введя тем самым в круг классиков мирового кино, уровня Скорсезе и Копполы. Правда не всегда фильм принимали с восторгом, нашлись и те, кто усмотрел в «Андеграунде» провокацию или же пропаганду в пользу сербов. Сам автор как мог отмахивался от подобных обвинений, заявляя что ему прежде всего больно за распавшуюся и истекающую кровью родину. Даже хотел после этой кино — фрески покинуть кинематограф, но к счастью потом изменил своё опрометчивое решение. Были у Эмира Кустурицы и после интересные, яркие картины. Взять хотя бы всеми любимую цыганскую комедию «Чёрная Кошка, Белый Кот» (1998) или мелодраму «Жизнь Как Чудо» (2004), да взять хотя бы только что вышедшую, замечательную ленту «По Млечному Пути». Но «Андеграунд» — так и останется для автора непревзойдённой, эпохальной работой.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Андерграунд 1995 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В дни Второй мировой войны в Белграде подпольщики-антифашисты организовали целую фабрику по производству оружия. Война давно закончилась, а они продолжают свою деятельность. И все эти годы «наверху» жизнь течет своим чередом, а в «подполье» — своим.
Андерграунд / Underground 1995, Болгария, военный, драма, комедия