Галерея
Интересные факты 8
Актеры 16
Съемочная группа 11
Рекомендуем 23
Похожие 24
Отзывы к
фильму
20
В жизни каждого человека есть моменты, в том числе фильмы, опыт переживая которых он старается оттянуть на максимально долгий срок. Так у меня с «Седьмой печатью» или, например, с фильмами Хичкока. Не исключение и «Небо над Берлином» Вима Вендерса, получивший золотую пальму в Канне за лучшую режиссуру в 1987 году. Однако, то ли повторный прокат, то ли необходимость в сильных эмоциях, побудили меня сделать это сейчас. И это было одно из моих лучших решений.
История в «Небе над Берлином» рассказывает нам об ангелах, находящихся или желающих находиться в пограничном состоянии. Их черно-белый мир блекнет по сравнению с жизнерадостным миром людей — с яркими красками граффити, Ником Кейвом, кофе, сигаретами и утренней газетой. Бесконечные голоса в голове ангелов (мысли, считываемые с прохожих) становятся единственным развлечением небожителей на земле. Дамиэль и Кассиэль (так звали тех самых ангелов), будто философы, бродят по еще разрушенному войной Берлину и казалось бы, обсуждают все, что только можно. К сожалению, представлять себе жизнь как она есть, единственно возможная небесным созданиям опция: они невидимы, не чувствуют тепла прикосновений, не слышат запахов. Но, возможность превратиться в человека может освободить ангелов от уз их сущности. Здесь сразу вспоминается мотив некоего «падшего ангела», прельстившегося земными радостями. Но так и есть. Как ни странно (или наоборот банально?) любовь делает одного из них человеком.
Думаю о «Небе над Берлином». Все таки проблемы бытия, допустим, его конечности, скоротечности времени или иные философские моменты, поднимаемые ангелами, не есть центральная идея фильма. Вопрос городского пространства и его выбор режиссером в качестве базиса (именно Берлин), и есть ключевой аспект: переживание трагических событий городом, его память и вследствие чего, разобщенность жителей — кажется, основная проблема, которую переживает и анализирует Вендерс.
Фильм действительно сложен в своем философском разрезе: невольно пытаешься сделать выбор за ангелов — небо или земля. Жизнь человека непосредственно связана со смертью, со страхом смерти, с банальными рутинными проблемами и поисками себя в этом мире. Доступны ли эти переживания небожителям? Нет. Но как и все недоступное — от этого оно не менее желанно.
Пережить и осмыслить этот опыт, безусловно, стоит. Помимо того, что фильм невероятно эстетически красив, а операторская работа — отдельный вид искусства, лишний раз подумать о смысле бытия не бывает вредным.
10 из 10
Когда читаешь книгу, когда думаешь, мечтаешь, анализируешь, спишь, слушаешь, в голове невольно возникают вспышки образов. Небо над Берлином — это тот самый образ, неуловимый и мимолетный, то, что ты не сможешь обрамить в слова, то, что возникает в твоей голове совершенно бессознательно. Двухчасовая мысль, после знакомства с которой становится немного не по себе, ведь мысли людей, ангелов — это твои мысли, это ты сам, и на протяжении двух часов ты словно смотришь в зеркало и ведешь бессознательный разговор с самим собой.
Всех нас объединяет одно — возможность чувствовать, однако эта возможность одновременно и делает нас неповторимыми. Все мы переживаем схожее по-разному, видим одно и то же под своим углом и относимся к началу и неизбежному концу по-своему. Навязываем свои условности и границы всему, хотя так было всегда.
Почему я — это я, и почему я — это не ты? Почему я здесь, почему не там? Может быть, наша жизнь под Солнцем — это только сон? Может быть, то, что я вижу, слышу, чувствую — это только мираж мира в этом мире? Как получается, что до того как я стал тем, кто я есть, меня не было, и что однажды я перестану быть тем, кто я есть?
«Небо» дал возможность посмотреть на себя другими глазами — выйти из себя и увидеть себя. То, что мы привычно видим в зеркале, раскрылось только сейчас.
До того, как я в первый раз посмотрела Небо над Берлином, почему-то казалось, что это тяжелый, мрачный фильм, может, даже с неким идеологическим подтекстом. Но на деле оказалось, что, несмотря на антураж разделенного стеной Берлина, он буквально пропитан жизнелюбием. Для меня именно в этом основной посыл картины: жизнь как поток ощущений, которые мы часто не ценим, не замечаем. Один из самых сильных эпизодов — когда Дамиэль «спускается с небес на землю» и приходит в восторг от простых вещей, ранее недоступных: цветных граффити, аромата кофе, человеческого общения, даже вкуса собственной крови.
Небо над Берлином — настоящий визуальный шедевр: чуть ли не каждый кадр хочется распечатать и повесить в рамке на стену. Что, в общем, неудивительно, учитывая многолетнее увлечение Вима Вендерса фотографией. Решение разграничить мир ангелов и мир людей с помощью ч/б и цветной съемки, а также движения камеры выглядит уместным и логичным.
Образ Берлина в фильме собирается из множества деталей: начиная от панорамных видов города и заканчивая мини-сценками из жизни его обитателей. Вообще, несмотря на некоторую фрагментарность сюжета (нет явного фокуса на одном персонаже), фильм кажется очень цельным. Возможно, не в последнюю очередь благодаря выдержанной стилистике и закадровому тексту, написанному Петером Хандке.
Линию Дамиэля и Марион, наверное, можно назвать центральной, но Небо над Берлином нельзя свести только к ней, как это иногда делают в описании к фильму. Персонажи Отто Зандера и Питера Фалька имеют собственный вес, а Кассиэль так и вовсе станет главным героем продолжения «Неба».
Очень порадовало появление молодого Ника Кейва с группой — его мрачно-лиричный образ хорошо вписывается в эстетику фильма. Единственное, что прозвучало диссонансом — финальный монолог Марион, на мой взгляд, излишне многословный и мудреный. Но общего впечатления это не портит, поэтому
10 из 10
После «Алисы в городах» Вим Вендерс по праву начал считаться одним из классиков немецкого кино: сочетая в своих творения веяния Французской новой волны, Вендерс вспоминал истоки немецкой кинематографии, своими нереальными, полумифическими кадрами возрождая киноэкспрессионизм в рамках современных усреднённых реалий, то есть одновременно лишая его всей его бутафории, но в то же время не лишая фантастичности. И в сочетании таких тонов (реальных и полуреальных, но выполненных мазками киски, которую словно обмакнули в реальность) зарождается некий невнятный, как кажется на первый взгляд, гомункул. Который вместе с тем и заинтересовывает с первого же взгляда. Он имеет сотни условностей, перегружен экспозицией и экспрессией, как упоминалось, не характерной для реалий настоящего мира. Но в то же время он — однозначная и неоспоримая часть этого мира, мира в котором существует зритель. Будь то технократический рай или отстранённый от всех благ уголок в чаще душевных страданий и рефлексий, везде режиссёр привносит в повествование толику безоговорочно понятного, не забывая о нотке непривычного, невиданного. И фильм, — одна из его лучших работ, коль верить публике и критикам, — «Небо над Берлином» не является исключением. Притом в данном кино Вендерс ещё явственнее упражняется с той механикой оформления рассказа, автором которой он является: он даёт на суд зрителей в качестве мифической составляющей фильма пласт, нереальность которого вроде бы ясна и однозначна. Но реальность этого пласта постановщик демонстрирует через сотни, тысячи обыкновенных историй, немыми зрителями которых становятся главные действующие лица картины: да, сперва повествование затрагивает множество героев, лишь после переходя на личности двух конкретных лиц. Наше нежданное приободрение в пучине невзгод, наша вера в себя в рамках гибнущего под гнётом реальности мировоззрения, наши мирские заботы, за которыми мы прячем истинные проблемы и ввиду которых забываем об истинных чувствах, вспоминая о них вновь-таки в нежданный момент, в странную секунду пред сном или во время утреннего путешествия по сомнамбуле, когда тело беспорядочного трясётся в забитом общественном транспорте. Что тому виной? Вим Вендерс даёт на это свой ответ, изобличая свою догадку, с которой зритель может как согласиться, досмотрев фильм до конца и приняв решения, лицезреть ли продолжение, или не согласиться, прервав когда угодно просмотр. И сам режиссёр все для этого делает: нестандартная история подаётся через призму нестандартных способов развития истории. Коль коллизия движет сюжет, то здесь у Вендерса коллизия заперта в личину двух персонажей, пересекающихся друг с другом в моментах отнюдь не конфликтных — наоборот: чувственного апогея, эмоционального соития. Коль трагедия является обыкновенно основным возвышением эмоционального фона картины, то здесь автор поступает совершенно противоположным образом, демонстрируя максимальный духовный подъем в рамках, наверное, лучшего, прекраснейшего события в существовании героя, который сам, наверное, заклеймил таким образом свои порывы и их результаты. И это настолько же странно, насколько интересно.
Фильм дарует небывалый экспириенс, вместе с тем закупоривая зрителя в вакуумной оболочке мечтательного финала картины. Финала столь приятного и необычного, что даже боязно становится, что через продление истории творец всю созданную фабулу сведёт к классическим принципам. Но так ли оно — неизвестно. А вот истинность этого волшебного, необыкновенного мира, который существует параллельно нашему — однозначна для каждого человека по-своему. Верить каждый может во всякое, Вим Вендерс предлагает лишь познакомиться со своей искренней, любимой, словно чадо, верой.
P.S. Спасибо за внимание.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Небо над Берлином 1987 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них готов променять вечность в раю на любовь акробатки из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?
Небо над Берлином / Wings of Desire / Der Himmel über Berlin 1987, Германия, драма, мелодрама, фэнтези