Галерея
Интересные факты 4
Актеры 8
Съемочная группа 30
Рекомендуем 22
Похожие 20
Отзывы к
фильму
11
В 1966 году на экраны вышел фильм реж. Д. Понтекорво под названием «Битва за Алжир», который был посвящен Алжирской революции 1954—1962 гг. Фильм был снят на основе книги одного из революционеров.
Для начала хотелось бы рассказать небольшую предысторию событий, которые предшествовали Алжирской революции, а, следовательно, и событиям, которые показаны в фильме.
В 1830-м году французское правительство, преследуя свои экспансионистские цели, отдает приказ о военном вторжении в Алжир. В июле того же года французская армия оккупирует Алжир. При этом вторжение сопровождалось массовыми убийствами местного мирного населения. Так был положен конец суверенитету Алжира.
Вскоре после оккупации началось заселение Алжира европейскими колонистами, которые стали занимать наиболее плодородные земли, при этом изгоняя с этих земель местное население.
Следует еще отметить и то, что Алжир в годы французской колонизации не считался колонией Франции, в отличие (например) от соседнего Туниса, а непосредственно департаментом Франции, т. е. самой частью Франции. Местное же население не называлось алжирцами, а называлось не иначе как французские мусульмане. Но обладали ли местные теми же правами, что и французы? Вовсе нет. Принципы «Свобода, Равенство, Братство» на местное население не распространялись. Многие алжирцы не имели французского гражданства и имели статус людей «второго сорта».
В годы Второй Мировой войны тысячи мусульман воевали и погибали за освобождение Франции от нацистской оккупации. Этим людям обещали, что после войны настанет время самоопределения алжирского народа. И как же французское правительство отплатило этим алжирскому народу?
8 мая 1945 года в ряде алжирских городов прошли демонстрации коренного населения, на которых раздавались требования предоставления независимости Алжиру, т. е. местные требовали от французского правительства выполнить свое обещание, данное алжирцам. Изначально это были мирные демонстрации, но на которые полиция ответила насилием. В ответ на полицейское насилие вспыхнули городские беспорядки. В результате все переросло в кровопролитную бойню, которая вошла в историю как резня в Сетифе, когда было убито несколько тысяч алжирцев.
Так, справедливое требование алжирского народа было потоплено в крови.
А что же стало с мусульманскими ветеранами ВМВ? Многим из них было отказано в получении французского гражданства. Такова была «благодарность» французского правительства алжирцам, которые воевали за Францию.
Но стремление народа к независимости нельзя было просто так взять и запретить. В начале 1950-х годов возникло революционное движение, ставившее перед собой завоевание независимости Алжира военным путем. Так был сформирован ФНО — Фронт Национального Освобождения. А 1 ноября 1954 года началось восстание против колониального режима, организованное ФНО. Это восстание стало отправной точкой и началом войны за независимость Алжира.
Действие фильма начинается уже спустя некоторое время после восстания 1 ноября. Начало фильма демонстрирует зрителям главного героя фильма, который является простым карточным мошенником, промышляющим на улицах Алжира (столицы страны), по имени Али и которого менее всего беспокоит судьба родной страны. Однажды его арестовывает полиция и сажает в тюрьму.
В тюрьме он наблюдает сцену казни революционера на гильотине, которая производит сильное впечатление на Али. В той же тюрьме он знакомится с другими деятелями ФНО и решает присоединиться к революционной борьбе за освобождение Алжира.
В фильм показана как борьба самих революционеров, так и действия французских колонизаторов. Отлично показано то, что террор приводит к ответному террору.
Но самую главную мысль доводит режиссер до зрителя через диалог главного героя с одним из руководителей ФНО — Ларби бен М`хиди. Ларби бен М`хиди говорит о том, что двигать революцию и быть его основной силой должен сам народ, а не мелкие группы революционеров. А для этого народ должен быть заинтересован судьбой своей страны. Люди сами должны сдвинуться, ибо «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран 13:11).
С чего начинается революция? Революция начинается со стремления изменить жизнь. И это прекрасно показано на примере самого Али, который из мелкого жулика превращается в революционера.
Персонаж Ларби бен М`хиди также говорит следующее: «Трудно начать революцию. Еще труднее ее продолжать. Но самое трудное — победить. Но только потом, когда мы победим, и начнутся самые настоящие трудности».
При этом сам фильм снят так, словно это документальная хроника. Настолько все смотрится достоверно. Фильм также отлично сдобрен музыкальными композициями от маэстро Э. Морриконе. Поэтому недаром же «Битва за Алжир» входит в список лучших фильмов в истории кинематографа.
Лично я рекомендую смотреть фильм всем любителям кино.
9 из 10
Очень немного фильмов, их можно по пальцам пересчитать, про которые с первых кадров понимаешь, что вот оно, настоящее, подлинное кино. Гигант жанра. Горная вершина. Как Толстой, Достоевский или Борхес — в литературе. Не все рядом Донцовы и Маринины, есть немало и замечательных писателей, но таких считанные единицы. То же самое в кино.
«Битва за Алжир» — вершина в творчестве итальянского режиссёра Джилло Понтекорво. Его фильм оказал влияние на политику — благодаря ему ускорился процесс деколонизации стран третьего мира. Но и сейчас, в наши дни, он актуален, может быть, даже больше, чем в 60-е. Им вдохновлялись и вдохновляются радикалы всех мастей, его изучают и в 21-м веке офицеры отдела спецопераций и конфликтов малой интенсивности в Пентагоне. Потому что реальность 60-х имеет очень много общего с нашей нынешней реальностью. Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Настолько много, что даже страшно. В 2004-м году фильм был отреставрирован и начал вновь покорять кинотеатры Европы и Америки.
1954-й год. Начало освободительной войны Алжира за независимость от Франции. Столица страны была поделена на районы: мусульмане проживали в Касбе — крепости в старой части города; а французы — в европейских кварталах. Юный воришка и мошенник Али Ла Пуант, промышляющий на улицах карточными играми, совсем скоро станет одним из лидеров НФО — Национального Фронта Освобождения. Ему и его товарищам будут противостоять бойцы французской армии, взявшие на себя полицейские функции. Возглавлять их будет полковник Матье, бывший герой Сопротивления, такая вот насмешка судьбы.
В близкой к итальянскому неореализму традиции, в чёрно-белых тонах, с непрофессиональными актёрами (некоторые из них играли самих себя), местами используя документальную съёмку того времени, благо, материала хватало, которую невозможно отличить от художественных кадров — настолько, что в ряде стран перед показом предупреждали о том, что этот фильм чисто художественный, была показана народно-освободительная война алжирцев. Без прикрас. Начиная с процесса вовлечения в организацию и инициации бойцов, последовательно, камера свидетельствовала о таких негативных проявлениях партизанской войны в городских условиях, как терроризм: дети, стреляющие в спину противнику; женщины, устанавливающие взрывчатку в кафе; трусливые убийства в упор — сворой на одного. Представители французского правопорядка по большей части показаны нисколько не с лучшей стороны — они взрывают мирных граждан по ночам в их домах, зверски пытают своих противников. И у тех, и у других своя правда. Но война безобразна, как ни посмотри, хотя режиссёр, бывший в ту пору коммунистом, явно симпатизирует повстанцам.
Гениальному фильму требовался и гениальный саундтрек. Сперва Понтекорво сам написал для него музыку, но она ему не понравилась, и он попросил своего друга Эннио Морриконе помочь. Музыка Морриконе под стать самой картине — очень сильная, впечатляющая. Композитор использовал национальные элементы в своих мелодиях, так повстанческие сцены сопровождаются мелодиями на национальных инструментах, а французские — моменты захвата повстанцев — барабанным боем.
В 2010-м «Битва за Алжир» заняла 6-е место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов в истории кино». Смотреть обязательно. Это кино надо в школах изучать как выдающееся произведение искусства прошлого века.
10 из 10
Алжир с 1834 года был официально колонией Франции. Там строились школы где преподаватели говорили по-французски, среди населения более миллиона человек составляли пье-нуары, т. е. алжирцы с французскими корнями, на столе помимо шорбы и кус-кус можно было встретить рататуй и паштет. За время своей метрополии Франция привнесла много нового для экономики Алжира, превратив пиратские гавани в современные порты, повысила урожайность за счёт новых способов оросительного земледелия, а достижения в медицине позволило населению Алжира вырасти за сотню лет в три раза. Все эти плоды цивилизации как часто бывает перечеркнула война, начавшаяся в 1954 году. Ультра-левые радикалы начали вести агрессивные военные действия против французских колоннов с целью добиться независимости Алжира. Все началось с местечковых партизанских атак, жертвами которых были как французские отряды, так и мирные жители, потом начались систематические подрывы в магазинах и ресторанах и в конце концов восстание переросло в полноценную войну за независимость. Возможно эта часть истории прошла бы мимо меня стороной, если бы случайно я не наткнулся на фильм Понтикорво Битва за Алжир.
Картина снята в виде документальной кинохроники. Тут нет главных героев, драматизма и маркетинга. Битва за Алжир выглядит как двухчасовой репортаж с места событий. При просмотре складывается впечатление, что после очередной сцены со взрывом актёры не идут греться в гримерку, а начинают доставать осколки гранат друг из друга. Из-за такой реалистичности, я досмотрел фильм только с третьего раза. Тяжело смотреть черно белое кино, где в течение двух часов ничего кроме пыток, расстрелов и взрывов не происходит. В отличие от операции Арго, или Шпионского моста, которые тоже основаны на реальных событиях, в Битве за Алжир не видно работы режиссера. Тут события как будто происходят сами собой, без всякого вмешательства со стороны. Лишь после нескольких сцен я мог представить, что Понтикорво говорил: Стоп, снято! В основном мне кажется он орал: Почему закончились патроны, где танки, вашу мать! Разнести тот дом ко всем чертям! Уверен это было не так, но лучше посмотрите сами.
8 из 10
Как бы ни был разнообразен, неограничен кинематограф, иногда удаётся случиться новому и уникальному событию (фильму). Касательно военной тематики, ни Спилбергу с его великим «Списком Шиндлера», ни Роману Поланскому, снявшему драматичную судьбу Владислава Шпильмана, ни Элему Климову — режиссёру «Иди и смотри», — однозначно, самой страшной картины-представителя жанра не удалось полностью реализовать перенос эпохи на экраны. Да и вообще, такую сложную задачу решали немногие. И одним из тех немногих самородков был итальянец Джилло Понтекорво, в 1966 году экранизировавший события алжирской борьбы за независимость, коротко — «Битву за Алжир». Из всего военного кино именно эта двухчасовая лента выделяется искусным подходом к съёмкам и самым точным, безэмоциональным повествованием. Причём сходу так и не скажешь перед просмотром, что увидишь необычное. Ну да, чёрно-белый стиль уже не казался модным, но ещё не сошёл полностью и помаленьку ковыляет до наших дней. И война отнюдь не привлекательная тема для просмотра фильма, что, в первую очередь, является досугом. Нет. Гениальность этого фильма чувствуется только с просмотром.
Само название ленты — «Битва за Алжир» — как бы намекает зрителю, что ему предстоит увидеть. Если раньше фильмы назывались в честь человека, произведения или как-то живописно, даже романтично («Летят журавли», «Касабланка»), то киноэпопея Понтекорво сталкивает с чем-то неопределённым. Что нам предстоит увидеть? Что за битва? Это сказ о событии времен Второй Мировой войны? Так вот, фильм повествует не о войне в прямом понимании слова, а о гражданском восстании против французских колонизаторов. В центре показана история повстанцев — эдаких героев событий, на деле — убийц, террористов и вандалов. Радикальными методами, медленно, но верно они творят революцию и стремятся к свободе. С другой стороны, вполне себе мирными и призванными защитить свои интересы, выставлены французы. Их «быт» тоже демонстрируется на обывательском уровне, без лишней мишуры, что вышло достаточно правильно и приятно. Но всё-таки освободителям уделено больше времени, ведь они — настоящие участники истории. Мы видим их бытие и «рабочие будни» более подробно. Тут и рассказ истории с начала войны, подробное планирование будущих событий. Смотря за ними, восторга не испытываешь, ведь перед тобой — убийцы, будь то взрослый мужчина, ребёнок или женщина. Что парадоксально, и презрения к ним не чувствуешь, так как они — люди, бьющиеся за великую цель, и через много лет их будут считать национальными героями.
Вообще, сдержанной выглядит вся картина, с первой до последней минуты. Ничто не выводит тебя на эмоции. Ни слёз, ни гордости, ни грусти, ничего другого «Битва за Алжир» не вызывает. Вызывает она только восхищение, которое и относится к фильму в целом. И на таком фоне нет повода лишний раз отвлечься или заскучать, из-за чего картина смотрится несложно. И тут-то Джилло Понтекорво раскрывает карты, идя ва-банк, подавая нам нашпигованную документалкой художественную киноленту! И ведь так подразумевалось изначально. Итальянский режиссёр собрал плеяду непрофессиональных актёров, среди которых настоящий участник событий алжирской борьбы за независимость, звали которого Саади Ясеф. У этих новичков нет пафосных приёмов в репертуаре и нет даже намёка на славу, что заставляет играть их так, будто всё происходит на самом деле (не удивлюсь, если и заработок их был весьма символичен). Также удалось заставить играть и массовку, и эпизодических персонажей, которых много и появляются они максимум на 1—2-3 сцены. Никто не боялся ни камер, ни требующих глаз режиссёра. Операторская работа также достойна похвалы. Разносторонняя, разноракурсная съёмка со всех возможных планов: из толпы, с горизонта, с высоты, вблизи героев, в роте солдат даёт вторичное ощущение реальности, как бы случайно засвидетельствованной и занесённой в хронику. Временами менялась и насыщенность чёрно-белой плёнки, отчего рассудок окончательно мутился — а не действительно ли военную кинохронику нам показывают под таким надёжным тыловым прикрытием? И контрольный в голову осуществляет Эннио Морриконе — автор саундтрека. Ему удалось записать короткие музыкальные темы под экранные события с применением военного оркестра, ритмично бьющего в барабаны и гармонично играющего на духовых инструментах, и отдельно со струнными, передающими атмосферу Алжира, арабской культуры. Порой затянутые, порой динамично-плещущие ударной музыкой фрагменты вливаются в картину, как нож в масло, делая её на 80 процентов документальной.
Намёки на художественную часть всё-таки были, ведь нельзя уходить от темы. Но отражались они, в основном, при съёмке основных персонажей — Али Ла Пуанта, Джафара, девушек, да и тех не всегда. Тут сказывается присутствие единственного относительно-известного актёра — Жана Мартена, сыгравшего командующего французскими войсками. Он, конечно, выглядел слишком круто и красиво, становясь своеобразным белым голубем средь серой своры прочих действующих лиц. Только вот переигрывал он, а не неизвестная диаспора актёров.
И смысл «Битвы за Алжир», по замыслу авторов, вовсе не показ эпических событий. Он тоже ближе к художественной части, поскольку имеет прямой посыл к человечеству о боли и ненужности войны, в которой одни насильно удерживают власть с помощью угроз, казней и пыток, а другие насильно пытаются эту власть свергнуть, устраивая теракты, где гибнут ни в чём не повинные люди. К слову, повстанцы победили, о чём в фильме упоминается, но не показывается. Но какой ценой они добились этого? Это сейчас легко сказать, что они — герои, но кто тогдашнему государству Алжир стал воистину героем? И есть ли герои на такой войне? Ответить на этот вопрос сможет каждый для себя, посмотрев данную киноленту.
Документальная, но художественная картина. Такое действительно возможно, что вызывает восторг и уважение к Джилло Понтекорво, для которого этот фильм стал единственным значимым для мирового кинематографа событием. Однако значимость его недооценить невозможно: награда в Венеции, номинации на «Оскар», оценка 95 на Metacritic, восторженные отзывы культовых режиссёров, в том числе и снимавших военные драмы, но так и не достигших тех эталонов и идеалов, что присутствует в «Битве за Алжир». В этой ленте — самый точный эпос, показ истории.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Битва за Алжир 1966 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В центре фильма — события алжирской борьбы за независимость в промежутке между 1954 и 1960 гг., пропущенные через воспоминания находящегося под арестом главного героя.
Битва за Алжир / La battaglia di Algeri 1966, Алжир, военный, драма, исторический, криминал