Галерея
Интересные факты 1
Актеры 12
Съемочная группа 23
Рекомендуем 17
Похожие 19
Отзывы к
фильму
14
Из жизни марионеток
Титры отмеряют время до и после события, названного Катастрофой. Черно-белые монотонные интервью в кабинете следователя сменяются яркими кадрами приватного танца. Вдумчивый взгляд любимой супруги Катарины прерывается пошловатым хохотом стриптизерши.
С первого взгляда нелинейная история фильма Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» (1980) кажется сложной для восприятия, чересчур растянутой и аритмичной, неоправданно бросающей эмоциональный вектор зрителя на полярные точки. Для просмотра этого фильма, нестандартного для почерка Бергмана, стоит отбросить привычные способы восприятия кино и перестать анализировать — автор сам введёт в курс дела и объяснит самые сокровенные мысли героев.
История представляет серию воспоминаний героев и расследования в попытке выяснить мотивы и предпосылки к совершению Катастрофы — жестокого убийства стриптизерши Питером Егерманном, молодым и успешным семьянином, страдающим некоторыми психологическими особенностями, которые бросают проекцию страхов и зажимов из детства и прошлого родителей на всю его жизнь.
Бездетная пара Питер и Катарина кажется влюблены, ведут успешную карьеру, но давно не находят сексуального удовлетворения друг в друге. Из спасение — таблетки по рецепту врача и алкоголь. Как следствие — спутанность сознания, эротические сны и галлюцинации. Годами копившийся стресс от тирании родителей, внешнего мира, несогласованности самоощущения с ожиданием общества, неоправданные страхи за собственную несостоятельность в этой жизни выливаются в попытку самоубийства — однажды Питер уже взглянул с крыши многоэтажки.
Самое странное и необратимое в этой истории — это чуткий глаз терапевта, который смог рассмотреть в Питере потенциал к насилию и убийству в адрес близкой ему женщины. Но даже профессионализм врача не спас больного на пути к точке невозврата.
В итоге по Бергману даже внешне успешный и перспективный человек, не обременённый ничем, кроме собственных мыслей, — всего лишь марионетка в руках капиталистического общества следования шаблонам, где латентная гомосексуальность делает из миловидного человека настоящего маньяка.
Эта тема была актуальна во все времена, но Бергман посредством кино смог взглянуть на проблему с разных сторон: где отчий дом называют «крысоловкой», лучший друг жены готов свести с проституткой из личной корысти, а единственное средство выживания в психиатрической лечебнице — проживание собственных детских воспоминаний.
Слова «ментальное здоровье» и «подходящий психотерапевт» кажутся неотъемлемой частью современного мира. Однако ещё 40 лет назад была рассказана история о том, как врач смог рассмотреть потенциальную угрозу, близкое окружение выявило диагноз, но сам пациент вместо занятий самоанализом и грамотным изучением проблемы, влияющих исключительно на его и ничью больше жизнь (здоровый эгоизм ещё никому не помешал), посвятил себя рефлексии и страданиям на дне бутылки. Так произошла Катастрофа, на строгих титрах отделяющая рассказы очевидцев и сцены из недавнего прошлого, где все ещё можно было исправить.
Наблюдать сумасшествие вследствие детских травм и страха быть собой в этом враждебном мире — занятие для скучающих зрителей сродни поеданию попкорна — развлечение. Однако не стоит забывать, что авторский замысел создан для передачи идеи, послания о чём-то большем, скрытом между слоями видео и звука, способном откликнуться через время в глубинах памяти зрителя, способного не просто смотреть, а воспринимать кино, даже не осознавая его ресурсы воздействия на собственное сознание.
Из жизни марионеток — лента безусловно сильная, и чётко врезающаяся в память, возможно даже слишком чётко. Бескомпромиссное исследование человеческой природы которое априори не способно быть приятным. Особенно когда исследуется психически больной человек, очень больной. По этому кино во многом отталкивает зрителя, его невозможно воспринимать как развлечение, но между тем оно задаёт очень много важных вопросов, на которые невозможно дать ответы.
Интересна и сама структура ленты, мы в самом начале видим как само преступление, так и того кто его совершил. Более того Ингмар Бергман даже не пытается создать детективную интригу, ход расследования его просто не волнует. Всё чего он пытается добиться, так это понимания того, что может толкнуть человека на убийство. И все эти долгие сцены допросов показывают зрителю как именно могут проявляться задатки маньяка в казалось бы нормальном обывателе.
Как и почти вся европейская классика кино, фильм вызывает массу сложных размышлений, поэтому его стоит смотреть только чётко осознавая что это авторское высказывание на определённую тему, а не попытка угодить зрителям.
7 из 10
То ли за уточнение «Часа волка», то ли расширительное толкование вендерсовского «Страха вратаря перед пенальти», то ли что-то еще, но картина совсем не показалась мне интересным художественным произведением. Бергман наполнил пространство фильма холодными, бесчувственными врезками рассказов разных людей, разорванными по времени до и после трагедии. Шаг за шагом у зрителя должно сложиться полное и всестороннее понимание некоторых демонов современного общества. Бергман демонстрирует весьма глубокое знание учебников по современной психиатрии, Фрейда и Фромма. Но в этих всех деталях, как мне видится, теряется что-то важное.
Ни разу не будет спойлером, если я расскажу что люди очень часто стараются соответствовать чьим-то требованиям, вместо того чтобы быть собой. Навязанные личины плотно срастаются с психологическим телом человека, иногда создавая необъяснимые взрывы деструктивности. Кстати, фильм именно об этом. Удивлены? Я думаю, едва ли — это и так понятно.
Равно как и понятно, что вполне спокойный и дружелюбный семьянин может оказаться латентным пи… Ну в общем, вы поняли. Внимание… Тут, похоже, Бергман приоткрывает свои собственные комплексы и страхи. Но вернемся к герою. Он даже может активно осуждать и обличать, стыдить. Но сущность его не изменится. оказавшись же в ситуации полной свободы он может делов натворить. Например, убить симпатичную проститутку.
Вам уже скучно? Поэтому буду завершать. Мне было очень скучно на просмотре этого фильма. Книга «Анатомия человеческой деструктивности» Фромма мне кажется куда более интереснее, скучного и пафосного фильма Бергмана. Вообще, у меня сложилось впечатление, что Бергман был в большей степени гениальным сценаристом, нежели режиссером. Лишь «Земляничная поляна» в постановочном аспекте показалась мне яркой. Большая же часть картин Бергмана производит весьма унылое впечатление (даже при интересном сюжете). Забавно, но эта занудность легко объяснялась зрителями скандинавским неторопливым темпераментом автора. «Марионетки», к примеру, кино занудное и скучное, хотя не лишенное своего шарма и «двойного дна».
5 из 10
Прежде чем перейти к рассмотрению работы знаменитого шведа, необходимо отметить факт, что в известных кругах фильм является образцом, примером, приводимым для наглядной демонстрации вытеснения, развития и, наконец, внезапного всплеска подавленных эмоций у современного цивилизованного человека. В этом отношении фильм довольно близко подходит к документальному.
Итак, Бергман строит здания своего произведения несколько необычным способом. Непосредственное развитие сюжетной линии, анализ ряда причин, приведших к «катастрофе» перемежается различными диалогами, допросами, высказываниями своего мнения людей, близко знакомых с убийцей. В данном случае очевидно, что существующая реальность и реальность протагониста несколько отличны между собой.
Главный герой — Питер Эгерманн — женатый человек, предприниматель. Жена- сексуально привлекательная особа, любящая заиметь контакты на стороне, но всем сердцем любящая мужа. В социальном отношении он довольно преуспевающий бизнесмен, очевидно, представитель верхних слоев среднего класса. Мать- волевая, решительная, властная женщина, доминирует над сыном. Из других персонажей следует также отметить доктора психиатра, имеющего половую связь (что нередко для врачей данной специальности) с женой Эгерманна, но не способного завладеть ее душой. Также некоторую роль играет еще один спутник жизни жены героя — дизайнер — гомосексуалист. В данном случае — это антипод протагониста. Если Эгерманн является латентным, скрытым гомосексуалистом, подавляющим свои порывы от страха перед матерью и социальными запретами, то он, напротив, открыто признает свою сексуальную ориентацию, не боясь укоров родственников, в данный момент имеет высокий социальный статус и признание со стороны общества.
Чрезвычайно важен эпизод, в котором раскрывается взгляд этого персонажа на самого себя, на собственную ПЕРСОНУ. А именно: он без утайки объявляет, что в нем соседствует несколько личностей. Одна — цивилизованный, европеизированный, эстетствующий, культурный человек. Другой — алчный, вожделеющий, жаждущий актов насилия, ищущий грубости в самых злачных местах сошедшего с ума мира. Как раз таки это признание и спасло его от несчастий. В дальнейшем, он раскаивается, что не помог Питеру в поисках самого себя, хотя, однозначно был на это способен.
Катарина — жена. Мотивы ее поступков чрезвычайно темны и туманны. В фильме же произведен детальный, поступательный анализ развития ее взаимоотношений с мужем. В силу того что она доминировала в семейном тандеме и всячески утверждала свою власть над мужем, у того возникла естественная реакция доказать той наличие собственной воли. Немалую роль на главного героя оказало давление со стороны общества (символично выражено в постоянном шуме автотранспортного потока). Обострение началось с эпизода, в котором жена смеется над неспособностью мужа заняться с той анальным сексом, что являлось для Эгерманна последним средством утвердиться над женщиной.
В ленте мастерски отображена раздвоенность, расслоение души главного героя. Начало — сон об убийтве, сознательно — полное спокойствие и довольство собственной жизнью, конец — убийство, сознательно — неудавшаяся попытка бегства от себя, предотвращения катастрофы.
Подводя итог, следует сказать, что Бергманн (матерый семьянин и любящий отец) прекрасно разбирается в душе тех несчастных, что обречены на страдания от вечного недопонимания, недооценки своей воли, своей сексуальности со стороны окружающих. Режиссер отвечает на глубокие, важные вопросы жизни с легкой руки. Убийство предстает нам как закономерный результат при плохой игре персонажей в жизнь. Люди — лишь марионетками, влекомыми неизвестной рукой судьбы, необходимости. А такие вещи как брак, социальный статус, жизненный уклад являются в этом театре абсурда лишь шансом, возможностью встать перед занавесом в наиболее красивую, наиболее выгодную позу. А жизнь — шахматной партией со смертью, ставкой в которой является собственная сущность.
В заключение цитата мудреца и страдальца Ф. Ницше:
«При вступлении в брак нужно ставить себе вопрос:полагаешь ли ты, что ты до старости сможешь хорошо беседовать с этой женщиной?Все остальное в браке преходяще, но большая часть контактов принадлежит разговору».
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Из жизни марионеток 1980 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В глазах окружающих брак Петера и Марианны – предмет зависти и восхищения. Он – крупный бизнесмен. Она – модный дизайнер. Но в этом благополучном мире привязанность супругов уживается с презрением, бессилием, злобой и депрессией. Загнанный в угол супруг оказывается на грани нервного срыва. Не дождавшись помощи, он решается на крайние меры…
Из жизни марионеток / Aus dem Leben der Marionetten 1980, Германия (ФРГ), драма, телевизионный фильм